Для чего мы изучаем социологию? Что главное в социологии? В переводе с древнегреческого языка социология означает – «наука об обществе». Слово «социология», обозначающее определенную область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в работе «Курс позитивной философии», написанной в 1830–1842 гг. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Однако эта наука изучает не только общество как таковое. Его различные аспекты изучают многие науки в комплексе. Экономические аспекты, связанные с выявлением сущности экономических отношений и процессов, находятся в центре внимания экономических наук, начиная с экономической теории. Политический строй общества – комплекс политических и правовых наук и т. д.
Социология же изучает человека в среде других людей, т. е. в социуме, связь человека с другими людьми, его деятельность, направленную на других людей, его поведение и т. д. Поэтому объект изучения социологии крайне обширен. Практически любую деятельность человека можно подвергнуть социологическому изучению и создать новое направление – социологию той или иной отрасли. В рамках нашего курса мы с вами, разобравшись в том, как возникла социология, изучив ее основные понятия, освоив, как проводится социологическое исследование, кратко рассмотрим основные направления социологии, которым уделяется значительное внимание в специальных социологических теориях.
Для того чтобы выявить, что изучает наука, определяют ее объект и предмет. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Соответственно объектом социологии, как и других социальных наук, является социальная сфера гражданского общества. Само понятие «общество» возникло в конце XVIII в., после Великой французской буржуазной революции. До этого употреблялось понятие «государство».
Что же такое гражданское общество? Это совокупность организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди в целом и каждый человек в своей публичной и частной жизни [1].
Предметом науки является то, что отличает объект одной науки от объекта другой. Так, например, труд изучают и социология, и психология, и экономика, и право. Однако специфические особенности труда, изучаемые с точки зрения законов и закономерностей конкретной науки, отличаются друг от друга. Эти отличительные свойства и являются предметом науки.
Предметом социологии на современном этапе являются социальные отношения как объективная реальность, проявляющаяся в совместных формах жизнедеятельности людей [2].
Исходя из этого, социология как наука имеет дело с тремя основными группами явлений, находящимися в тесной взаимосвязи.
1. Взаимодействие множества индивидов, объединенных общими обстоятельствами (место жительства, место работы).
2. Иерархия социальных статусов и социальных ролей индивидов (занимаемая должность, место в семье).
3. Совокупность норм и ценностей, определяющих характер поведения людей как элементов социума (свобода, труд, ответственность, любовь и т. п.).
Эта совокупность явлений определяет предметное поле социологии как науки.
Таким образом, мы можем дать следующее определение социологии, введенное выдающимся русско-американским ученым-социологом Питиримом Сорокиным: «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты этой деятельности».
Какие функции выполняет социология как общественная наука?
Можно выделить две основные – теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые иногда рассматриваются как самостоятельные. На самом деле это задачи социологии, через решение которых и реализуются функции, речь о которых пойдет чуть ниже. Теоретико-познавательная и управленческая функции тесно связаны. Первая направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий развития. Ее целью является изучение и выработка рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям. Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Исходные методологические идеи, закладываемые ученым-социологом в научный проект, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание. В то же время прирост нового знания происходит в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.
Для выработки предложений по устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так и субъективная социальная информация. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, социальных групп, общностей и объединений.
Управленческая функция социологии заключается в нахождении рациональных способов решения конкретных общественных проблем на настоящем этапе, а также проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий в будущем.
Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом в реализации функции является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции [3].
Опыт организации и проведения социологических исследований, складывающихся под влиянием потребностей практической жизни, нуждается в осмыслении. В связи с этим первостепенное значение приобретают исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем социально-экономической, а также социально-политической и духовной жизни. Большое значение приобретает анализ стратификационных процессов, деятельности средств массовой информации. Важное место отводится рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Есть и другие направления социологии, имеющие первоочередное значение в исследованиях сегодняшнего времени (экология, духовно-нравственная жизнь, проблемы молодежи, в том числе проблемы молодежной занятости и безработицы).
Таким образом, предметом исследовательских задач социологической науки стал анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений.
Какие задачи стоят перед социологией как наукой?
1. Методологические. К ним относится осмысление социологией своей роли и места среди других наук; разработка методов продвижения к истинности и объективности; выработка принципов (т. е. какими способами продвигаться вперед).
2. Теоретические и описательные. Обобщение большого количества эмпирического материала, накопленного в предыдущие периоды развития науки; разработка направлений социологии не с целью их дальнейшей дифференциации, а с целью интегрирования в одно стройное и понятное для всех учение.
3. Практически-преобразовательные. Разработка методов практического продвижения достижений социологии в различные отрасли человеческой деятельности с целью улучшения социальных взаимодействий, проверка теоретических концепций на практике.
4. Мировоззренческие и просветительские. Распространение социологического знания среди широких масс населения с целью просвещения последних, способствование формированию социально направленного мировоззрения у членов социума и понимания личностной свободы как возможности улучшения собственной жизни без причинения вреда окружающему миру.
5. Прогностические. Отработка возможности использования накопленного человечеством опыта для организации более осознанного и гуманного мирового жизнеустройства; прогнозирование нового этапа развития социологии и определение ее предмета и значения в будущем [4].
Методы социологии определяются ее социально-философским содержанием. Но нужно отличать методы социологии как науки, т. е. общенаучные методы, от методов социологического исследования. Когда речь идет о научном методе, то имеется в виду собственная методология социологической науки.
Метод – это способ познания. Поэтому важнейшим фактором, определяющим научное содержание любого знания, является метод познания. Под научным методом понимают совокупность различных приемов и процессов научного познания, с помощью которых приходят к постижению научных истин.
Как и каждая наука, социология руководствуется общими критериями научного исследования и своей методологией.
Методы социологии сводятся к всеобщим методам познания, используемым во всех науках. Они развиваются вместе с обществом и наукой о нем.
Одним из основных методов познания является диалектический. Большинство научных открытий в различных отраслях знаний (физика, биология, психология и т. д.) были сделаны с помощью этого метода, и в настоящее время объективная истина продолжает открываться с его помощью.
Диалектика отражает фундаментальную закономерность природы, что позволяет использовать ее в разных областях науки.
Диалектика – это идея, в которой утверждается, что все существующее пребывает в состоянии противоречия со своей противоположностью и напряжение, существующее между двумя противоположностями, разрешается формированием новой ситуации, которая в свою очередь существует в противостоянии с собственной противоположностью. Именно этим немецкий экономист и социолог XIX в. Карл Маркс объясняет происходящие в обществе социальные изменения. Механизм этих изменений с точки зрения диалектики можно представить так: Тезис (явление) + антитезис (противоположное явление) = синтез (новое явление).
Наряду с общим философским (диалектическим) методом социология использует специальные, или частные, методы. К ним относятся:
1) метод формализации, представляющий собой использование формальной логики для проникновения в суть явления (социального взаимодействия), для выстраивания модели социума, выявления логических связей между социальными явлениями;
2) метод экспериментирования и моделирования – проверка теоретических гипотез на опыте;
3) статистический метод – использование статистики при изучении общественных тенденций (продолжительность жизни, экономический состав общностей и др.);
4) исторический метод – изучение социумов в разрезе исторического прошлого народов;
5) биографический метод – используется для понимания роли личности в развитии социальных групп (народностей, народов, многонациональных государств, всего человечества в целом). Так американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу вывел с помощью биографического метода теорию человеческой мотивации, так называемую «пирамиду Маслоу»;
6) деятельностный метод – изучение социальных явлений через призму деятельностной сущности человека и общества. Теория деятельности была развита известным отечественным психологом А. Н. Леонтьевым;
7) практический метод – с одной стороны, практика выступает как критерий истины для многих учений о человеке и обществе, с другой стороны, многие научные идеи навеяны практической жизнью людей. Ученый-социолог в данном случае выступает острым наблюдателем, рассмотревшим общее в частном и закрепившим свое наблюдение в теоретической конструкции (учение З. Фрейда о бессознательном, подсознательном и сознательном в человеческой психике).
Непосредственно в арсенале социологии накоплено большое количество специфических методик, которые используются для накопления эмпирического материала. К ним относятся анкетный опрос, интервьюирование, тесты, опыты на малых группах – социометрия, разработанная американским психологом Якобом Леви Морено (1892–1974) в первой половине ХХ в.
Помимо научных способов познания общества ученые выделяют и другие способы приобретения человеком знаний об обществе: интуиция, опора на научные авторитеты, традиция, общественный здравый смысл, религия, искусство (например, наскальная живопись древних людей, являющаяся исключительным по своей ценности источником материальной культуры, дающая представление об уровне жизни, флоре и фауне давно ушедших времен); собственное осмысление принципов совместной жизни и деятельности, включая личный опыт. Такие способы можно считать случайными, однако часто они приводят к ярким открытиям.
Теперь поговорим о самом социологе. Кто это такой? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим людям на улице, по месту работы, жительства, по телефону, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. И хотя такой взгляд придает социологу имидж человека, который вроде бы не теряет связи с реальностью, на самом деле взгляд на социолога как на сборщика мнений по случайным вопросам дискредитирует социологию как науку и сводит ее до какого-то вспомогательного средства познания, да еще и такого, с помощью которого можно манипулировать людьми.
Подобное мнение в корне неверно. Ученый-социолог руководствуется определенными принципами, благодаря которым социология служит объективному поиску истины в исследовании общественных отношений. К этим принципам относятся следующие.
1. Принцип исследования общественных явлений с учетом их двойственности, разнополюсности, например, правда – ложь, добро – зло, свобода – необходимость, случайность – закономерность и т. д.
Древнегреческий философ Сократ еще 2500 лет назад считал, что именно внутренний разум ученого, т. е. его нравственность, способен связать истину и справедливость или другие явления в единое целое.
2. Принцип учета влияния социологического учения на развитие социума. Социолог обязан не разделять, а объединять людей не только между собой, но и со всем миром (природой, вселенной) и т. д. Данный принцип требует от ученого постоянного критического восприятия любых социальных концепций и идей, невзирая на лица, и сознательного ответственного выбора этих идей в качестве средств практического разрешения встающих перед социумом проблем.
3. Принцип развития социологического знания по законам диалектики. В таком развитии обязательны периоды спада и подъема, периоды преобладания теории над практикой и, наоборот, периоды прогресса или регресса, периоды поступательного развития, застоя и возвращения назад, к истокам. Ученому важно понимать, на какой стадии развития сегодня находится социология как наука, и тогда он сможет определить, в каком ключе ему необходимо выстраивать свои теоретические или практические исследования.
4. Принцип связи теории с практикой жизни социума. Этот принцип наиболее ярко представлен в социальной инженерии. Первыми этапами этого направления были проекты идеального государства Платона, Томазо Кампанеллы, Жана Жака Руссо. Затем она воплотилась в исследованиях, приведших к созданию американскими учеными и инженерами научных направлений в менеджменте – «школы научного управления» Фредерика Уинслоу Тейлора и Гарингтона Эмерсона, «школы человеческих отношений» Элтона Мейо и др. В нашей стране идеальные общественные модели создавались в рамках истории и общественно-политических движений, а также в педагогике. Сюда можно отнести такие модели, как диктатура пролетариата, перестройка, сурдопедагогика, воспитание беспризорников коллективным трудом и др. Научные социологические знания в СССР долгое время накапливались в рамках социальной психологии и смежных наук.
5. Принцип учета всех или множества факторов, влияющих на социальные явления. Исследователи, руководствуясь данным принципом, объясняют причины социальных изменений при помощи учета множества факторов (плюрализм), влияющих на социумы. Это такие факторы, как экономика, государственность, биология, космос и т. д. Такой плюрализм стал главенствующим в социологии ХХ в.
6. Принцип предпочтительного изучения повторяющихся социальных моделей основополагающих событий общественной жизни, а не простых социальных фактов. Предложен американским социологом русского происхождения Н. С. Тимашевым (1886–1970).
7. Принцип изучения предмета науки с учетом единства пространства и времени. История не знает сослагательного наклонения, поэтому социальные движения при их анализе нельзя вырвать из контекста времени и территории. Благодаря этому принципу был открыт закон ускорения истории или уплотнения исторического времени.
Кроме основополагающих принципов есть и другие принципы, которые выдвигались учеными-социологами всего мира. Мы коснемся их, когда будем рассматривать историю развития социологической науки.
Для того чтобы можно было понять сущность социологии и ее отдельных направлений, необходимо разобраться в основных социологических понятиях и категориях, а также в ее структуре.
Для начала введем понятие социологического закона.
По мнению немецкого социолога и экономиста Макса Вебера, законы социологии «являют собой подтвержденную наблюдением типическую вероятность того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которым руководствуется действующий индивид» [5].
Социологические (социальные) законы более подвижны, нежели законы природы, они изменяются вместе с развитием социальной сущности, и в этом еще одна трудность их открытия учеными.
Как все научные законы, они обладают следующими основными признаками:
1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Социальные законы существуют независимо от сознания людей, объективно, поэтому субъекты не могут их игнорировать, они обязаны учитывать существующие закономерности общественной жизни, если хотят получить успешное продвижение своих идей в социуме. Выделяют несколько групп социологических законов.
Первая группа – законы, отражающие инвариантное, независимое сосуществование социальных явлений друг от друга.
Вторая группа – отражает тенденции социологического развития с точки зрения изменений в структуре социального объекта, воздействия предыдущего состояния структуры на ее последующее состояние. Эти законы проявляются в изменениях социальных явлений, позволяют проследить динамику социальных процессов.
Третья группа объединяет законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Эти законы позволяют проследить устойчивость социальной системы без изменения ее структуры. Такие законы проявляются при изучении больших социальных структур, имеющих относительную устойчивость во времени, например, таких как общество на данном этапе исторического развития, классовая структура какого-либо государства, идеологические институты и т. п.
Четвертая группа фиксирует первичную связь между явлениями социального порядка. Это законы, позволяющие изучать детерминирующие условия жизни, т. е. проследить, как экономика влияет на те или иные социальные факторы, как определяется и в чем выражается связь политики и общественных настроений, в чем смысл моральных устоев общества и т. п.
Пятая группа законов устанавливает вероятностные связи между явлениями. В своих действиях они противоположны законам первой группы, но не учитывать их нельзя, социальная жизнь во многом носит вероятностный характер, что связано со значительной долей субъективизации и персонализации общественных отношений.
Действие социального закона проявляется через построение системы социальных связей и отношений. В основе последних лежат интересы, социальные ориентации, нормы. Эти и другие социальные факторы изучаются на различных уровнях социального знания.
В силу того что существует множество подходов к определению социологии, ее структура складывается как многоуровневая.
В социологии используются такие виды ее классификации, как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная.
Первый структурный уровень социологического знания называется общетеоретической социологией.
Базовый, исходный уровень социологического знания образуют теория и методология, сосредоточивающие внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного аппарата, закономерностей развития как социальной реальности, так и самой социологии. На этом уровне вовлекаются теоретические знания других наук, способствуя уточнению, обогащению и развитию социологического знания.
Второй, средний уровень – специальная социологическая теория. На этом уровне происходит исследование социальных общностей меньшей степени. На базе специальных теорий изучаются отдельные институты общества (труд, образование, семья, быт, религия и т. п.) и их структура. Это институциональный уровень.
Третий уровень структуры социологического знания – это эмпирическая социология, которая изучает социальные явления через призму действия и взаимодействия индивидов на основе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология характеризует специфическую форму социальной информации. Данная информация может иметь упорядоченный характер (получена с помощью научных методов) и стихийный характер, когда данные накапливались неупорядоченно, по мере осуществления деятельности субъектов исторического процесса самыми разнообразными способами.
Информация в социологии делится на два подвида.
Информация социальная – совокупность знаний, сообщений, сведений о процессах, циркулирующих в обществе. Социальная информация предопределяется научными и практическими знаниями, соответствующими определенному уровню развития общества в каждый конкретный момент его исторического развития. Источником социальной информации является общественная, социальная практика. Это та самая информация, которая проходит по каналам конкретной общественной системы и представляет собой совокупность информационного обеспечения развития общественной системы. По мере развития общества обогащается научное знание о социальной информации, структуризуются представления о ней, происходит научная институализация социальной информации.
Информация социологическая – это специфическая форма научной информации. Ее особенность определяется тем, что социология базируется на социальных фактах и оперирует теориями. Социологическая информация обладает рядом обязательных признаков, вытекающих из методологии социологических исследований. Это такие признаки, как систематичность, всеобъемность, точность, четкость, определенность, объективность и глубинность. Каждый из этих признаков соответствует количественным и качественным методам измерения, используемым в социологии.
В практике социологических исследований выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первая носит инновационный характер и ее собирает сам ученый с помощью методов социологического исследования. Вторичная социологическая информация – это данные, которые существовали ранее, использовались в других исследованиях или были добыты и представлены органами статистики, государственными учреждениями, частными лицами.
Особенность социологической информации в том, что она находится в тесной связи с социологическими теориями и способствует активному познанию закономерностей общественного развития. На ее основе можно раскрывать состояние различных сфер общества, выстраивать конкретную информацию для принятия управленческих решений и предложений научно аргументированных прогнозов.
Социология, как любая наука, имеет свой категориальный аппарат, т. е. систему специальных понятий, которые отражают существенные черты и свойства объекта социологической науки.
Понятие «категория» было введено в научный оборот древнегреческим философом Аристотелем.
Категории – это основные и наиболее общие понятия науки.
Категории являются обязательным атрибутом научного знания. В связи с тем что система категорий социологической науки все время развивается, их число не носит постоянного характера.
Категории социологии с точки зрения их структуры представляют собой следующие виды:
1) всеобщие категории, присущие всем наукам (сущность, состояние, отношение, закономерности);
2) категории общественных (социальных) наук (вселенная, общество, цивилизация, культура и т. д.);
3) категории социологии. Их можно представить в виде определенной структуры.
Однако прежде чем разбирать социологические категории, необходимо ввести термин «понятие». Прежде чем смысловое содержание слов превратится в категорию, оно пребывает в статусе понятия. Понятие – это первоначальная основа категории. В каждом конкретном исследовании понятия носят условный характер. Они требуют эмпирического подтверждения и проверки. В отличие от категории они могут не иметь общепризнанного, однозначного толкования. Только пройдя через изученные социальные факты, адаптировавшись, понятия приобретают фиксированное значение, превращаясь из условных в фундаментальные методологические категории. Однако это длительный процесс, сопровождающий весь период исторического развития социологической мысли.
Понятия делятся на элементарные (общественное сознание, поведение, деятельность, среда); логические (обобщающие – социальные отношения); структурообразующие (содержательные понятия – экономическая сфера, рынок); универсальные (вселенная, мир, цивилизация, общество).
Теперь вернемся к структуре социологических категорий.
1. Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, мир, общество). Они используются тогда, когда встает вопрос, какие универсальные и фундаментальные представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Им соответствуют понятия по объему:
• универсальные (тождественные категориям);
• неуниверсальные (стимул).
2. Категории качества (цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие). Они показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Им соответствуют понятия:
• по природе:
– абстрактные (социальная среда),
– конкретные (родители);
• по содержанию:
– безотносительные (установка),
– относительные (разряд рабочего).
3. Категории объективности (общественные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления, социальная среда). Они конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которой живет и созидает человек. В них находят отражение основные особенности и специфика, характерные для всего мира, но в конкретном историческом обличье. Именно при помощи этих категорий возможны описание и анализ таких процессов, как существование тех или иных форм общественной жизни, форм политической власти, исторически сложившихся типов поселенческих структур и т. п. Им соответствуют понятия по объему и содержанию:
• сложные (город);
• простые (поступок).
4. Категории субъективности (сознание, личность, классы, страты) характеризуют активное, творческое (или потенциально творческое) заинтересованное начало в функционировании общества. Они содержат самые общие ориентиры, использование которых в исследовательской практике дает ориентировочный эффект. Им соответствуют понятия по механизму познания:
• методологическая роль (построение программы исследования);
• методическая роль (выборка, анкета).
5. Категории изменений (управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт). Они характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Данные категории находят отражение в применении таких явлений, как прогноз, предвидение, программирование, социальный эксперимент, социальные организации. Им соответствуют понятия:
• по структуре элементов объема:
– собирательные (диаспора, партия),
– несобирательные (человек, родившийся в 1966 г.);
• по предназначению:
– обобщающие (социальный институт),
– констатирующие (забастовка).
Важность категорий заключается в следующем:
• они позволяют в обобщенном виде трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций науки социологии;
• интегрируют различные потоки информации, централизуют их, объединяют вокруг коренных, принципиальных вопросов социальной жизни;
• выполняют роль коммуникации, без которой невозможны совместные и сопоставимые открытия, дальнейшее развитие научного знания, его обогащение, совершенствование и углубление;
• объединяют социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.
Однако существует и ограничение на использование этих категорий, связанное с тем, что они многозначны и по-разному трактуются внутри социологии разными школами и направлениями (например, определений культуры насчитывается около 160, а личности – более 200).
Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.
Как уже было сказано вначале, термин «социология» был введен французским ученым, учеником известного социалиста-утописта К. Сен-Симона Огюстом Контом в 1839 году.
Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее непосредственного появления. Отдельные элементы этой науки прослеживались уже в трудах древнекитайских философов, таких как Конфуций, а также древнеиндийских, ассирийских и египетских мыслителей как идеи науки об обществе. Затем они прослеживаются в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В Средние века определенные социологические взгляды прослеживаются в трудах арабского ученого Ибн-Хальдуна, основателя «социальной физики», английского философа Гоббса, политического мыслителя и писателя Н. Макиавелли. Анализ трудов французских просветителей XVIII в. – Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, а также более ранних и более поздних утопистов – Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна – также показывают наличие определенных проблем, связанных с развитием общества на любом историческом отрезке времени.
Но все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает новый качественный уровень в развитии общества, когда каждый человек становится субъектом исторического процесса. Это произошло, потому что в мире прошли великие социальные потрясения, связанные с буржуазными революциями в Англии, Голландии и, главное, во Франции в 1789 г. Последняя революция провозгласила принципы свободы, равенства и братства людей независимо от социального положения, происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности. Благодаря ей появилось понятие «общество».
В связи с осмыслением новой роли человека во всех ипостасях – экономических, социальных, политических и культурных – появилось множество вопросов, на которые необходимо было дать ответы. Поэтому в XIX в. появились различные концепции, стремящиеся объяснить существующую реальность.
Новая наука – социология стала строиться, отказавшись от хронологического описания событий, опираясь на выводы естественных наук и анализируя факты, а не только основываясь на философских постулатах и мировоззренческих идеях.
Первым этапом [6] в развитии социологии является этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи ряда блестящих мыслителей, развивших, дополнивших и обогативших социологическое знание новыми подходами и поиском новых методов познания и достижения истины. Созданная О. Контом (1798–1857) социологическая теория состояла из «социальной статики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Он уподоблял науку об обществе «социальной физике», чтобы ученый мог оперировать конкретными фактами, данными и взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.
Другое направление – социобиологическая концепция английского философа Герберта Спенсера (1820–1903), открывшего основной закон социального развития, рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом, как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Он находился под влиянием идей Ч. Дарвина и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше приспособлен к превратностям судьбы. Критика концепции Г. Спенсера со стороны представителей психологической школы Л. Гумпловича (1838–1909), Г. Тарда (1843–1904), Г. Лебона (1841–1931), а также известного экономиста Дж. С. Милля (1806–1873) привела к созданию социально-психологической концепции социологии. Эти ученые отказались от биологизации общества и пытались преодолеть ограниченность эволюционизма путем анализа социально-психологических явлений и попыток объяснить роль личности в историческом процессе.
Географическое направление в социологии представлено Э. Реккю (1830–1905) и Ф. Ратцелем (1844–1904), преувеличивавшими воздействие природно-географической среды на политическую жизнь общества. Однако им удалось проследить закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано в геополитике.
Одним из основных достижений социологии XIX в. стало экономическое направление, или марксистская ветвь социологии, названная по имени ее основателя К. Маркса (1818–1883), которая существует в мире уже более 150 лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820–1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представления о формационном развитии общественных отношений. Особое значение Маркс и Энгельс придавали структурному строению каждого общества, состоящего из базиса – производительных сил и производственных отношений и надстройки – политических, юридических, религиозных и философских воззрений. Маркс отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину капиталистического общества и капиталистического прогресса.
В основном социологов XIX в. занимали общие вопросы, касающиеся структуры общества, законов и тенденций его развития.
Второй этап в развитии социологии – первая половина ХХ в., когда изменились представления о том, что предметом и объектом социологии является общество в целостности. Это этап развития классической зарубежной социологии.
Важный вклад на этом этапе внес Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основоположник французской социологической школы. Он считал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые отражают социальную реальность.
Он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения) как объективную, не зависящую от человека. Кроме этого он рассматривал поведение социальных групп, высоко оценивая роль группового сознания, называемого коллективным. Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего структурно-функционального анализа.
Другой ученый Георг Зиммель (1858–1918) предложил свою концепцию отделения социологии от других наук об обществе и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. По его мнению, социология изучает чистые формы «социации» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития.
Большим вкладом в развитие науки социологии стала социологическая теория М. Вебера (1864–1920), немецкого экономиста, историка и социолога, который, находясь под влиянием идей К. Маркса и Ф. Ницше, в то же время разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.
Одним из центральных мест его теории явилось выделение им социального действия, объясняющего поведение индивида в обществе, являющегося причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество по Веберу представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. В то же время важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях, в первую очередь в отношении к власти. Он ввел понятие рациональной бюрократии как искусственно созданной системы управления организацией, предельно рациональной, контролирующей и координирующей деятельность ее работников.
В трудах М. Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Среди достижений других видных представителей второго этапа в развитии социологической мысли следует отметить социологическую систему итальянского экономиста маржиналистской школы Вильфреда Парето (1848–1923), уподоблявшего социологию точным наукам и предлагавшего пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он сформировал основные требования эмпирической социологии, получившей распространение в ХХ в. Этому же направлению большое внимание уделяли такие ученые, как В. Дильтей, У. Мур, К. Девис.
Очень важное значение для социологии имело научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли Питирима Сорокина (1880–1968) (поскольку после революции 1917 г. он эмигрировал из России и в дальнейшем считался американским ученым). Он предложил и обосновал понятийный аппарат данной науки с точки зрения интегральной социологии, введя такие понятия, как социальные явления, социальный контроль, социальное поведение, исторический процесс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина стала разработка теории социальной стратификации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы людей.
Еще одним ученым этого периода являлся Л. Фон Визе (1876–1969), автор труда «Система общей социологии», посвященного исследованию общих форм социальных явлений. Он сосредоточил внимание на познании «социального» в рамках форм взаимоотношений людей типа «Я – Ты» и «Я – Мы».
Таким образом, классическая социология первой половины ХХ в. в лице названных ученых и их последователей окончательно сформировалась как наука, определив свое место и назначение в системе других социальных наук, и заложила основы для своего дальнейшего развития и дифференциации социального знания.
Третьим этапом явилось развитие современной зарубежной социологии, т. е. социологии ХХ в.
Во-первых, социология пошла «вширь» и «вглубь», постепенно охватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, и на сегодняшний день нет ни одной страны, в которой в той или иной мере не была бы представлена социологическая наука. В то же время она охватывала все новые и новые области знания (здоровье, демография, урбанизация) и придавала новый социологический смысл тем областям, которые были разработаны другими науками (общение, конфликты, инфраструктура). Одновременно с этим происходила институционализация социологического знания в виде открытия и организации специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Появилась профессия «социолог», на которую возник спрос на рынке труда.
После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу ХХI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в важную категорию деятелей, способствующих развитию социального знания.
Перечислим кратко основные направления и их представителей, определяющих лицо современной социологии.
1. Неопозитивизм[7] – теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма. Его основные принципы:
1) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и социально-исторической (натурализм);
2) методы социологического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм);
3) «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм);
4) научные понятия должны определяться операционально (операционализм);
5) социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация);
6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм представляет собой не единую школу, а скорее некоторую общую ориентацию, сторонники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественно-научного» направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка («физикализм» и «концепция эмпирической социологии» О. Нейрата), это течение, отказавшись от своего первоначального ригоризма, оказало затем значительное влияние на американскую социологию. Основные представители Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд и др.
2. Структурный функционализм. Основы этого направления были разработаны Т. Парсонсом (1902–1979), опиравшимся на идеи Спенсера, Дюркгейма и Сорокина. Базовой основой является идея «социального порядка», олицетворяющего стремление к поддержанию равновесия системы, согласованию между собой ее различных элементов и достижению согласия между ними. Эти идеи были выдвинуты на основании анализа общественного и государственного устройства США, стабильность которого ученый расценивал как большое достижение. Эти представления долго доминировали в западной социологии, иногда в несколько измененном виде (структурализм во Франции – Фуко, Леви-Стросс и другие). Однако в конце концов сам создатель теории Парсонс признал критику в ее адрес, поскольку данное направление отвергало идею развития социальной системы, призывая к поддержанию равновесия в ней.
3. Неоэволюционизм – направление, совершенствующее предыдущее. Его развивал Парсонс в сотрудничестве с Э. Шилзом (1911–1995). Это направление перешло от анализа структур к анализу функций. Кроме этого в данном учении рассматривается проблема человека и предпринимаются попытки объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки совершенствовать структурный функционализм, применяя идеи эволюции, привели к усложнению социальной системы.
4. Теория социальных изменений. Разработана Р. Мертоном (1910–2003) путем введения понятия «дисфункция». Он заявил о возможности отклонения социальной системы от принятой нормативной модели. Идея социальных изменений вызвала необходимость поиска причинно-следственных связей, поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма (например, модель экономического детерминизма У. Ростоу).
5. Теории социального конфликта создавались путем критики структурного функционализма.
Так, Ч. Миллс (1916–1962) утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Высшим проявлением конфликта является борьба за власть.
Р. Дарендорф (1929–2009) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, происходящем как в открытой, так и в закрытой форме. В основе конфликтов, по его мнению, лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является «политический человек». Анализируя конфликты противников одного ранга, противников, находящихся в отношении подчинения, он получил 15 типов конфликтов и подробно рассмотрел возможность их регулирования.
Л. Козер (1913–2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. д.
Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, в то же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.
6. Бихевиоризм – основатель Э. Торндайк (1874–1949). Основа этого направления – постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.
Он существует в двух крупных теориях – теории социального обмена (Дж. К. Хоманс (1910–1989) и П. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863–1931).
Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.
Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.
7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859–1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899–1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.
Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.
В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (К. Мангейм – (1893–1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).
Таковы основные направления социологии ХХ в., определяющие ее лицо.
В 1990-е годы изменился предмет исследований в социологии. Проблематика, связанная с понятием «социальная система», сменилась изучением вопросов, характеризующих понятия «действие» и «деятель».
Изменились также понятийный и категориальный аппарат. Главенствующие понятия «социальные институты», «социализация», «интеграция» уступили первое место понятию «кризис» и близким к нему категориям: «дезорганизация», «насилие», «хаос» а также «сознание» и «поведение людей».
Наибольшее значение приобрели: