«Три вещи не перестают волновать меня: 1) Почему не все люди гении? 2) Почему есть врожденные преступники? 3) Что такое однояйцовые близнецы?
Гальтон, Фрэнсис [Galton] (1822—1911) – английский психолог и антрополог. Один из создателей биометрии, дифференциальной психологии, метода тестов, евгеники.
Стремясь объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон ввел в психологию и антропологию понятие наследственности. Проанализировал ряд биографий выдающихся людей, пытаясь выяснить степени их родства. Из этих исследований сделал вывод, что интеллектуальные способности в значительной степени определяются наследственными факторами. Результаты исследований изложены в книге Наследование таланта (Hereditary Genius, 1869), заложившей основы дифференциальной психологии.
В работе Исследования человеческих способностей (Inquiries into Human Faculty, 1883) Гальтон впервые пришел к идее вырождения (мутации) и описал ее психопатологию. Скорее интуитивно идея вырождения привела его к евгеническим взглядам. Но, евгеника была для Гальтона, как ни странно это прозвучит, абстрактной идеей. Во-первых, не было технологий (генной инженерии) улучшения рода человеческого. Во-вторых, Гальтон даже не осознал, что хорошее происхождение (буквальный смысл евгеники) имеет свою психопатологию.
Открытие дактилоскопии, как метода идентификации, того факта, что один палец одного человека может оказаться идентичным пальцу другого человека в отношении 1:4. Если же брать отпечатки всех десяти пальцев, то получалось невероятное число вариантов: 1: 64000000000. (Монография «Отпечатки пальцев» была издана в 1892г.), могло навести на мысль об аутоидентификации. Но идея идентичности личности самой себе, как феномен субъективности, имплицитно содержалась уже в идеи дактилоскопии.
Все современные методы тестирования личности, как и многие технологии психометрии разработаны Гальтоном. Тот же метод Роршаха, или идея MMPI.
P.S. В 1980-ые годы в СССР был запущен многим известный MMPI. В нашей стране вскоре появились его модификации – Л. Н. Собчик и Ф. Б. Березина. В МГУ им. М. В. Ломоносова уже активно функционировала кафедра, не понятная ни врачам, ни психологам не только в нашей стране, но и в мире – Блюмы Вольфовны Зейгарник – Патопсихологии. Кафедра выпускала специалистов… неизвестной профессии! Реакция практикующих врачей всех профилей, от гинекологов и дерматологов, до психиатров была однозначной – психологов и патопсихологов в клинику не пускать! Но они, маленькими, малозаметными ручейками стремились в наше могучее общество тестировать, кого только смогут: от пациентов до сотрудников ВУЗов и простых рабочих. Вышла книга известного советского социолога Овсея Ирмовича Шкоротана «Рабочий и коллектив»… Наконец на арене появился профессор Игорь Семенович Кон со своей перверсной сексологией, а затем и с книгой о половом воспитании ребенка (купание родителя с ребенком противоположного пола вместе голыми – компиляция с аналогичной книги американского психолога… Я пишу это не со слов, и всех, названных личностей знал лично, с Игорем Семеновичем и Овсеем Ирмовичем был в друзьях. Кстати, Овсей Ирмович – единственный из авторитетнейших социологов нашей страны, активно поддержал мою социальную медицину, опубликовав ее «манифест» (мою статью) в журнале «МИР РОССИИ 1—2005. Социология Этнология, том XIV. Больше того, он стал содействовать в открытии в РАН Института Социальной Медицины, нас поддерживали некоторые академики РАН… А помешал в открытии Первого в Стране Института Социальной Медицины мой друг академик Игорь Семенович Кон! Откровенно сказал: «Ты, Женя, гомофоб! Я подниму против тебя всех гомосексуалистов и лесбиянок Сибирской Академии Наук и вывесил статью на своем сайте (может и сейчас она еще весит. Там, буквально, следующее: «Ужас! Психиатры хотят править страной и решать, кто нормальный, а кто ненормальный!»). Кон победил. Институт не открылся! Тем не менее, мы продолжали дружить. Игорь Семенович Кон, незадолго до смерти активно поддержал монографию моей аспирантки Екатерины Александровны Самойловой «Пенитенциарная психология», которую Катя в благодарность посвятила именно Кону! Я думаю, Игорь Семенович не так уж боялся «власти над обществом» психиатров, как готовил почву, чтобы эту власть захватили сначала гомосексуалы, а потом (что сейчас и происходит!), вообще, первертные субъекты! Признаюсь, что первая книга И.С.Кона по сексологии вышла только благодаря мне! Директор института Философии АН СССР, академик Людмила Пантелеевна Буева, как-то, протягивая мне рукопись Кона, сказала: «Прохода не дает: опубликуй, да опубликуй про секс… А ему отвечаю, что предпочитаю секс натуральный, а не книжный! Посмотри, что это такое?» Как Главный ученый секретарь ФО АН СССР, я часто «смотрел» всякие «одиозные» книги и, честное слово, всегда их куда-нибудь пристраивал. Так, я пристроил первую рукопись Льва Николаевича Гумилева в ИНИОН на депонирование (тогда Гумилев-младший был в запрете!) … А книгу И. С. Кона с моей подачи, медгиз издал! Но не сразу, а спустя несколько лет, и то, благодаря тому, что в соавторы я взял своего друга, прах папы которого находился в Кремлевской Стене.
А теперь, о распоряжении Отдела Науки ЦК КПСС: «Срочно создать отечественный психологический многопрофильный тест и изъять MMPI из обихода!» Конечно, я не дословно представляю это распоряжение. Но оно было. И было на бланке Отдела Науки ЦК КПСС! Замечу, что MMPI широко стал применяться не только в клиниках СССР и соц. лагеря. Но также (не известно, с чьей подачи!) во всех «ящиках» к каждому, кто 1) устраивался на работу; 2) проходил раз в полгода диспансеризацию. В считанные дни задействованы были все профильные институты и ВУЗы страны. Ответственным отдел науки сделал академика АН СССР Алексе́я Матве́евича Румя́нцева. Ведущим учреждением ИСИ АН СССР. В институте – отдел профессора Анатолия Алексеевича Зворыкина, с которым я на этой почве и познакомился. А теперь тезисно (читай и сравнивай, что ходит в Сети!).
Создателем первого теста и тестологии, как науки, является великий английский ученый, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон. Это – оболганный и обворованный Гений! А) Оболгали науку, которую он создал – евгенику (я с женой, Мариной Альфредовной Черносвитовой сделали первую попытку реабилитировать Гальтона и евгенику. См. «Глобалистика». Энциклопедия. ЦНПП «Диалог», ОАО Издательство «Радуга». Москва 2003 год, стр.321), фактически отобрали у него авторство дактилоскопии, объявили «фашистом». Гальтон создал и апробировал около 3000 тестов (многие, расхожие именные – тесты Айзенка, Роршаха и др. – заимствованы у Гальтона, чтобы прийти к категорическому выводу: «Тест не дренирует личность и патологию, тест ее программирует!» Я разговаривал со многими больными и здоровыми людьми, прошедшими через MMPI. Особенно часто я слышал от протестированных следующее недоумение (привожу слова коллеги, устраивавшегося в одну из поликлиник МВД СССР):
«Да у меня в любой ситуации спокуха и в душе, и на лице, а тест показывает, что у меня «скрытый высокий уровень тревожности! Из-за этого не принимают на работу!»
Я принял его на работу в поликлинику, а вскоре его перевели к нам, в ЦГ МВД СССР, заместителем начальника отделения анстезиологии… РЕЗЮМЕ: Никто не скажет, сколько граждан СССР и соц. стран, прошедших через MMPI были запрограммированы!
Мы с Анатолием Алексеевичем Зворыкиным (гением из клана гениев) создали не тест, а опросник, в основу которого легла наша концепция (одобренная ведущими психиатрами, психологами и философами страны) человека: «Тип личности и особенности характера». И, соответственно несколько раз дублирующие друг друга вопросы, выявляющие психопатологию. + Вопросы, выявляющие правдивость ответов. Наш опросник обмануть было нельзя.
Под эгидой ИСИ АН СССР было проведено в СССР и соц. странах самое крупное за всю историю социологии, социально-психологическое исследование. Исследователями были сотрудники всех профильных институтов и ВУЗов страны. Мы протестировали всех, без исключения, в том числе всех союзных и республиканских министров, членов ЦК КПСС и членов Политбюро ЦК КПСС… Естественно, вся информация специалистами была зашифрована. Мы провели одну, наверное, самую крупнейшую Международную Научную Конференцию (по некоторым аспектам полученных результатов). Для этого нам были предоставлены почти все павильоны ВДНХ. Потом я выступил с докладом на Социологическом Конгрессе Мехико.
Издательство «Наука» выпустило нашу методику N тиражом. Часть тиража, которым мы могли распорядиться сами (для институтов и ВУЗов страны), привезли прямо в огромную московскую квартиру Анатолия Алексеевича Зворыкина. Мы успели открыть только первую коробку с книгами и взять с Анатолием Алексеевичем по книги, как в дверь вошли два офицера в форме военных летчиков, в звании подполковников. Один встал около меня, а другой подошел к Анатолию Алексеевичу, отвел его в другую комнату. Через мгновение они вышли: улыбку на лице «солнечного человека» Зворыкина узнать нельзя было. Он, глядя на меня, сказал: «Тираж конфискуют… весь!» В комнате появились солдаты в такой же форме и стали выносить коробки с книгами. С нами был аспирант Анатолия Алексеевича, имя я его не помню, а фамилия Сеземин. Вечный аспирант… поэтому поговаривали, что он КГБ-ист, охраняющий Зворыкина. Сеземин ловко взял офицеров за плечи и что-то спрашивая у них, повернул их к нам с Анатолием Зворыкиным спиной. Я успел увидеть, как Анатолий Алексеевич засовывает одну книгу себе под рубашку за спину, я свою книгу взял в руки и спокойно пошел в туалет, где ее и спрятал…
Куда делась книга Анатолия Алексеевича – я не знаю. Вероятно она у Сеземина. Мою книгу, спустя несколько лет, я отдал на вечер своему хорошему знакомому из института авиации, а утром он улетел с ней в Израиль…
У меня был друг, полковник ЛИТУ СССР Юрий Алексеевич Алферов, также гений и также из клана гениев. Он создал первую в мире пенитенциарную социологию. Да, все черновики в ИСИ были изъяты одновременно с изъятием наших книг. Но у Сеземина сохранился третий экземпляр машинки рукописи книги. Он сам отдал его Зворыкину, а Анатолий Алексеевич – мне. Этот экземпляр я отдал Юрию Алексеевичу Алферову. В одном из ЛИТУ его реставрировали и издали три двухтомника: 1) один для Зворыкина, 2) один для Николая Анисимовича Щелокова и 3) один для меня! Вы можете видеть его на картинке! Ю.А.Алферов создал Центр пенитенциарной социологии в МВД СССР (в Домодедово) и Институт пенитенциарной социологии в США (куда был приглашен читать лекции). По возвращению из США он вскоре погиб в автомобильной катастрофе…
Сейчас куски нашего опросника можно найти во многих журналах, вплоть до глянцевых. Одно время меня атаковали зарубежные и наши саентологи, соционики и НЛПисты… (это тоже легко найти в Сети. Предупреждаю, что никому я интервью о нашей методике не давал! Надо мной смеются коллеги, цитируя мне «мое» интервью: «Ну что вам сказать? Я – известный на весь мир ученый…» Точно также впервые пишу историю нашего с А.А.Зворыкиным опросника. Кое-что из опросника я включил в свои учебники по социальной медицине…
P.P.S. Близнечные мифы
Однояйцевые близнецы, природные клоны!
К Вам приковано внимание с древнейших времен. Зевс был отцом двух пар однояйцевых близнецов. Диоскуры или «Близнецы» (Gemini), созвездие Зодиака, с двумя рядом расположенными яркими звездами Кастором и Поллуксом (Полидевком), покровители воинов, всадников и моряков, светят нам с небес. Их сестры, прекраснейшая из женщин Елена, из-за которой была Троянская война, и Клитеместра, коварная и преступная жена, изменившая мужу с его братом, затем и убила мужа, также однояйцевые близнецы. Именно с них начинается Ваша загадка, однояцевые близнецы. Почему в каждой паре одного близнеца Полидевка и Елену, считают божественным созданием – сыном и дочерью Зевса и Леды, а второго близнеца – смертными людьми, ибо отцовство приписывается земному мужу Леды Тиндарею? Но, однояйцевые близнецы и ведут себя по отношению друг к другу, как наверняка поступаете и Вы, к кому мы обращаемся. То есть, бессмертные и божественные создания Полудевк и Елена делятся своей божественностью со своими клонами. Однояйцевыми близнецами были Аполлон и Артемида, дети Зевса и Лето. Если Аполлон носитель всего светлого прекрасного, то Артемида (Геката), характеризуется как жестокая, агрессивная, и убийца. В частности, к ней обращался Шекспировский Макбет в известном монологе, «Что вижу я перед собой? Кинжал! И, рукоять ко мне…», готовясь к убийствам. Многие подвиги брат и сестра совершали вместе. Без Аполлона Артемида, как правило, творила зло, несправедливость и жестокость. Артемида покровительствовала и помогала убийцам, насильникам и грабителям.
Еще один яркий пример однояйцевых близнецов. Отец всех реформаторов, воспитатель и учитель самого Моисея, согласно утверждениям Зигмунда Фрейда, фараон Эхнатон (Аменхотеп 1V), был однояйцовым близнецом своей жены, великолепной Нефертити. Это не помешало им воспроизвести на свет красавца Тутанхамона. Можно привести еще массу интереснейших имен славных и великих однояйцевых близнецов, природных клонов.
Великие умы всех времен и народов пытались разгадать вас, интригующую тайну Природы. Эсхил, Шекспир, Сервантес, Лев Толстой и Достоевский!
Очарованный вами, как чудом, великий английский психолог и антрополог, Фрэнсис Гальтон создал генетику. Произвол и невежество, свернуло эту науку с ее истинного пути. Вот почему от генетики, за 150 лет ее существования, так мало пользы практической медицине.
В наше время однояйцевых близнецов изучали такие могучие умы, как философ и врач Карл Ясперс, великий мыслитель Мишель Фуко, врач и философ Жак Лакан. Отечественные корифеи медицины много времени и сил отдали данной загадке. Это русский психиатр и психолог Владимир Федорович Чиж и Сергей Сергеевич Корсаков.
В советское время однояйцевых близнецов тайком, рискуя жизнью, исследовали Геннадий Иванович Сегалин и Иван Борисович Галант. Но, загадка ваша осталось загадкой!
В основе запрещения клонирования людей нет ни одного аргумента, которого не было бы в запрещении врачам изучать анатомию человека, вскрывая трупы, в Средневековье. А, ведь, клонирование помогло бы понять многие механизмы функционирования вашего организма, как в состоянии здоровья, так и в состоянии болезни. На сегодняшний день, единицы практикующих врачей во всем мире знают,
1. Если заболевает один из однояйцовых близнецов, лечить нужно всех.
2. Большинство современных лекарств от самых разных болезней, абсолютно не эффективно для лечения одного из однояйцовых близнецов. А. порой, просто опасно.
3. Один из двух однояйцовых близнецов может погибнуть от любого фрукта. Ибо, фруктоза для него – яд замедленного действия.
4. Когда умирает один из однояйцовых близнецов, у другого, во-первых, изменяется генотип. А, во – вторых, резко падает иммунная защита.
5. Дети однояйцовых близнецов, в младенчестве, как бы стоят перед выбором: безумие, убийство, самоубийство, или гениальность. Пока наука бессильна помочь сделать выбор вашим детям!
6. Браки однояйцовых близнецов должны основываться на расчете. Математическом расчете некоторых психосоматических параметров жениха и невесты. В противном случае, брак однояйцового близнеца, даже «по любви», не говоря о других мотивах, непременно распадется.
7. Почему так часто один из однояйцовых близнецов, во все времена и у всех народов становился на путь преступности.
И это лишь маленькая толика, того, что вам необходимо знать!
Бесчисленное множество беллетристики написано об однояйцовых близнецах. Много предрассудков о них хранит народная память всего человечества. Из необозримого числа художественных произведений, советуем прочитать лишь одно, написанное блестяще нашей современницей, англичанкой Judith Michael «A tangled web». First published in Great Britain in 1995. A Warner Book. (Джудиф Митчел. «Тугой узел». Первое издание в Великобритании в 1995 году).
Близнечные мифы – мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Близнечные мифы можно разделить на мифы о близнецах-братьях (соперниках или позднее – союзниках), близнецах – брате и сестре, близнецах-андрогинах. Есть также зооморфные близнечные мифы.
В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности, индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой – со всем плохим или плохо сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество: в близнечных мифах североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим (Темайауитом), уходящим в подземный мир. В близнечныех мифах ирокезов и гуронов Иоскеха – создатель Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон – создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результате братья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается в подземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
В некоторых дуалистических близнечных мифах. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени зуни, которые разделили племя на фратрии – людей зимы и людей лета. Оба Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В близнечных мифах этого типа, близнецы часто дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением (ср. Ашвины). Однако в близнечных мифах здесь, как правило, обнаруживаются следы более древних представлений о взаимной вражде близнецов.
Миф о близнецах – брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые «детьми (сыновьями) бога неба» (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские «сыновья бога»), ухаживают за своей сестрой – дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифа остался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с их сестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата и сестры (в «Ригведе»).
Представления о браке двух (или нескольких) близнецов – брата и сестры – является одной из форм символизации в близнечных мифах объединения двух мифологических противоположностей. В африканских обрядах, связанных с близнечными мифами и культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифе ньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой – чёрным (ср. близнечные мифы у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый – с другим). Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой «белого» и «чёрного» («правого» и «левого», «чистого» и «грязного», «доброго» и «злого») цветов в близнечных обрядах. А, также в смене «тёмного» и «белого» времени.
Особенностью многих африканских близнечных мифов, является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя оба члена (близнечные существа – двуполые существа). У догонов, герои близнечных мифов, Лис и Номмо, выступают одновременно и как близнецы и как андрогинны. Такие же представления связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающими как андрогин, одна часть которого (Маву) воплощает ночь, Луну, радость, другая (Лиза) – день, Солнце, труд. Другие боги в мифологии представляются в виде пар близнецов. А, божественная сила – радуга – описывается и как андрогинное существо, и как близнечная пара.
Египетские боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи. Миф о двуполом существе, связанный с близнечным, отражается в древнегреческой орфической традиции и в диалогах об Атлантиде Платона.
Наиболее ранний «пласт» близнечных представлений прослеживается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами.
У многих народов был распространён обряд убийства близнецов после их рождения, которых обычно относят в воду болота или в лес, отправляют на съедение животным, как бы возвращая той среде, с которой связывают их рождение. Согласно представлениям догонов, у каждого человека есть свой близнец – животное. Сами же близнецы у догонов состоят в «союзе» со скорпионом. В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конями связывали и Диоскуров.
Истоки близнечных мифов можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродством. А, сами близнецы и их родители – страшными и опасными. Отсюда, кстати, мотивы врожденных убийц у Фрэнсиса Гальтона. Обычай отделения родителей близнецов от всего племени, часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их родителей, известен у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки. Эти ритуальные представления находят параллели у многих народов мира, и их следует считать исключительно древними.
Переосмысление архаических форм близнечных мифов и соответствующих им обрядов, происходит, когда придают им сакральный характер. Это – амбивалентная тенденциях хорошо и на ряде оценок близнецов, просматривается в близнечных мифах всех народов. Да, и в настоящее время! Если близнецы – сакральны, то, следовательно, сакральны их родители, особенно, мать. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой, ставшие её носителями. На этом этапе развивается близнечнечный культ и ритуал отделения близнецов и их родителей от всего племени. Здесь, близнецы приносят избавление племени от всякого рода опасностей, являясь носителями сверхъестественной силы, благостной для всего рода-племени, где их почитают.
Переосмысление близнечных обрядов и близнечных мифов в духе сакрализации, происходит, в частности, с развитием представления о связи близнецов с плодородием, с Духами Земли, Воды, Ветра, Солнца и Почвы. Поэтому в обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в частности, со священными «мировыми деревьями». Существенным растительным символом близнечного плодородия является сдвоенный плод растения. К примеру, на Фиджи близнечный («двойной») плод хлебного дерева в мифологических песнях олицетворяет изобилие.
Из других символов, связывающихся с культом близнецов, следует отметить символику красного цвета. С этим символом связана и красная нить на руке одного из близнецов, упоминаемая в Библии (Быт. 38:28—30). Близнецы часто считаются детьми Грома, ибо, их «бесчинство» вызывает гром.
Миф о происхождении рода-племени, часто связывается с двумя близнецами. Так, Ромул и Рем возвели не просто Рим, а, населяющий Рим, народ. Близнецы, сыновья Димука, в Северной Нигерии – родоначальники нигерийцев.
Особую роль близнечный культ играет в религии племени с ярко выраженными амбивалентными тенденциями. Например, у инков в Перу. В XIX веке, в Дагомее, традиция связывала дуальный характер царской власти с совместным правлением двух близнецов. В Египте «ка» (олицетворение жизненной силы, «душа») считался двойником-близнецом фараона.…
По мере трансформации близнечных представлений, утрачивается антагонизм божественных близнецов, позднее из мифа устраняется один из близнецов (ср. явную несущественность Эпиметея по отношению к его близнецу Прометею). К раннему Б.м. английский исследователь Р. Харрис возводил комплекс представлений, связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходит к общесемитскому названию близнеца).
Тема близнецов и близнечества в последующей культурной традиции связывается с темой двойника человека. От его «тени», до alter ego. В мифологическом истолковании с явными ссылками на античные представления тема близнецов продолжается и в поэзии XX-го века.
Осмысление феномена близнечных мифов играет важную роль в осознании оккультного принципа дуализма и его роли в астрологии. (См. Е.В.Черносвитов. «Методологический аспект проблемы психической саморегуляции». М.,Материалы научно-теоретической конференции. Май. 1974 г. Он же: «Двойники и двойничество на Руси». «Наш Современник», 10, 1988. Он же, там же: «Народные характеры Шукшина…». 12, 1988)
Кречмер Эрнст (или Эрнест) (Kretschmer E.) – немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров («Строение тела и характер» (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.
На последующее развитие Кречмера, как ученого, занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).
Вышедшая в 1921 году «Строение тела и характер» стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 – 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание «Медицинской психологии» (Medizinische Psychologie).
На основании множества вычислений соотношения частей тела, Кречмер выделил основные типы строения тела: четко выраженные – пикнический, лептосомный, (или астенический), атлетический, и менее определенный – диспластический. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психических (психотических) заболеваний соответствует определенная форма психопатии (циклоидная, шизоидная), а также определенный характер (точнее, темперамент) здорового человека (циклотимический, шизотимический). Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер, при чрезмерной выраженности может доходить, через уже анормальную циклоидную вариацию характера, до маниакально-депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению. В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:
1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);
2. Шизотимический, на основе лептомсомной конституции (а: гиперестетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);
3. Вязкий темперамент (viskose Temperament), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.
По мнению Кречмера, лица, которым свойственен первый тип конституционного телосложения, склонны к маниакально-депрессивному психозу, относящиеся ко второму и третьему типам подвержены шизофрении. Гипотеза Кречмера не получила подтверждения, однако поставленная им проблема связи между соматическим строением и психическим складом личности дала толчок новым исследованиям.
Основной зоной научных интересов Э. Кречмера являлась проблематика, связанная с взаимоотношениями между физическими характеристиками человека и спецификой протекания психиатрических расстройств, а затем и его психологическими особенностями в целом.
Несмотря на то что представления о существовании закономерных соотношений между тем, что в начале XX в. называлось физической конституцией человека (о современном понимании этого термина речь пойдет ниже), и его психическими характеристиками были сформулированы еще в античные времена, можно утверждать, что исследования Э. Кречмера буквально возродили интерес ученых к этой проблематике и дали мощный импульс ее естественнонаучной разработке.
К началу нашего столетия в изучении вопроса о взаимоотношениях физического и психического сложилась достаточно критическая ситуация: с одной стороны, общепризнанным считалось детерминистское по своей сути
Интерес к проблеме соотношения телосложения и склада личности проявляли ученые практически всех европейских стран и их североамериканские коллеги. К тому моменту, когда Э. Кречмер приступил к исследованию, составившему основу книги «Строение тела и характер», было опубликовано немало работ по этой теме как теоретического, так и прикладного плана. Так, еще в 1853 г. Генле (Неп-le) показал соответствие тонусов мускульной и нервной систем и высказал мысль о существовании предрасположенности, в зависимости от тонуса, к тому или иному протеканию болезни.
Именно в «Строении тела и характере» мы впервые находим аргументированную смену традиционной дихотомии «мозг-душа» на новую для большинства психиатров-практиков того времени – «тело-душа».
Кречмер обогатил общую психопатологию за счет психосоматических и соматопсихических феноменов. Впервые, в духовность ворвалась сома. Правда, еще Гегель в «Феноменологии духа» писал и об ипохондрии и о сердце как вместилище всех телесных ощущений, как о духовном органе.
Кречмер негативно относя к «Общей психопатологии» Ясперса, обвинив последнего в дуализме.
Остается только недоумевать, как такой эрудированный человек и врач с большой клинической практикой мог, так по школьному, быть под влиянием Гиппократа, и написать две книжки по медицинской психологии, абсолютно негодных для врачебной и около врачебной практики! Никому не позволительно из врачей отступать от симптоматического и синдромологического подхода к больному. Вот пример, весьма подробно описанный случай из клинической практики авторов.
«Роль синдромогенеза и синдромокинеза в дифференциальной диагностике)
А. А., 1970 года рождения; родилась, прописана и проживает в Москве. Знаем, наблюдаем и оказываем врачебную и психологическую помощь А. А.с 1985 года по настоящее время. Anamnesis vitae et morbi:
А.А. родилась в семье служащих. Психопатологическая отягощенность со стороны матери – бабушка страдала эпилепсией, редкие развернутые припадки, с изменением характера, без выраженных интеллектуальных изменений. Во время ВОВ была председателем двух колхозов. Считалась жесткой, даже жестокой в отношении подчиненных, чрезвычайно набожной и совестливой. Умерла в 90 лет. Всю жизнь прожила одна. Психотропные препараты не принимала, на учете в ПНД не состояла. Со стороны отца – психопатологическая отягощенность не выявляется. Бабушка со стороны отца страдала гипертонической болезнью, умерла в 89 лет. Дедушки погибли в первые дни ВОВ. Оба были пограничники.
Мама А. А. врач. Активно занималась спортом: мотогонками, плаванием, гимнастикой. Наша пациентка родилась, когда маме было 25 лет. Беременность и роды протекали без осложнений. Родилась в срок, является однояйцовым близнецом. В 30 лет мама А.А. получила тяжелую черепно-мозговую травму в ДТП (управляла мотоциклом): сотрясение и ушиб головного мозга, перелом тазовой кости и бедра. По выздоровлению от травм начала алкоголизироваться. Перенесла «белую горячку», появились эпилептиформные припадки. Брак распался. А.А. с сестрой воспитывались отцом. Мама начала вести асоциальный образ жизни, несколько раз госпитализировалась в психиатрические больницы, находилась на учете в ПНД №… В 1987 – 1988 годах была мной, Евгением Васильевичем Черносвитовым, госпитализирована в психиатрическую больницу №15, в клиническое отделение кафедры психиатрии Московского медицинского стоматологического института им. Семашко. В больнице наблюдалась заведующим кафедрой психиатрии профессором Валентином Федоровичем Матвеевым. Был выставлен диагноз: «травматическая энцефалопатия, вторичный алкоголизм, судорожный синдром, психопатизация личности – полная утрата трудоспособности. Маме нашей пациентки А.А. была определена 2 группа инвалидности. По выписки из больницы, продолжала находиться под динамическим наблюдением психиатра ПНД…. Тем не менее, назначенное лекарство не принимала, продолжала алкоголизироваться и вести асоциальную жизнь. Дееспособность сохранялась. В 90-ые годы продала квартиру и уехала из Москвы. Связь с ней была потеряна.
Отец нашей пациентки А.А. – полковник МВД СССР, заслуженный работник МВД, комиссовался по возрасту. Страдал сердечно-сосудистым заболеванием. Неоднократно лечился в ЦГ (ГГ) МВД СССР (России).Продолжал работать, будучи на пенсии, вплоть до смерти. В 1996 году была определена вторая группа инвалидности по сердечно-сосудистому заболеванию (рабочая). Умер в августе 2013 года от острой сердечно-сосудистой недостаточности, в возрасте 78 лет. Всю свою жизнь поддерживал семейные отношения с дочерьми, был к ним эмоционально привязан. Наша пациентка А.А. почти тридцать лет находилась на его иждивении.
В детстве А.А. часто болела простудными заболеваниями, вплоть до совершеннолетия каждое лето проводила в оздоровительных лагерях МВД в Ялте. В школе училась ровно, на «4». Окончила школу в срок, без троек. Также, как отец и мать, активно занималась спортом: плаванием, самбо, и верховой ездой. Участвовала в соревнованиях, имеет призы. В 16 лет, во время соревнований по конному спорту, упала с лошади, потеряла сознание. Лошадь наступила на правую половину грудной клетки копытом. А.А. была госпитализирована в институт Склифосовского с диагнозом: сотрясение головного мозга, вдавленный осколочный перелом 8 и 9 ребер справа, нарастающий гемоторакс. В отделении реанимации наступила клиническая смерть, которая продолжалась 5 минут. После лечения А.А. находилась под наблюдением во 2 поликлинике МВД СССР. Через месяц после травмы начались эпилептиформные припадки. Вначале во сне. Просыпалась с прикушенным до крови языком. Потом появились развернутые эпилептиформные припадки с судорогами, прикусом языка, потерей сознания, мочеиспусканием. Находилась на обследовании и лечении в неврологическом отделении ЦГ МВД СССР, где была впервые мной, Евгением Васильевичем Черносвитовым, проконсультирована, совместно с профессором Валентином Федоровичем Матвеевым, который наблюдал ранее мать А. А. Был выставлен диагноз: «органическое заболевание мозга травматического генезиса после сочетанной травмы, повлекшей клиническую смерть». Назначено лечение: финлепсин сначала по 200 мг. В сутки, но так как эпилептиформные приступы продолжались и ночные прикусы языка, доза был увеличена до 400—600 мг. В сутки. Вместе с финлепсином А.А. стала постоянно принимать феназепам – 2 мг. в сутки, радедорм – 05 – 1 мг на ночь. А также – циннаризин 50 мг. в сутки. Через год после полученных травм и эпилептиформных припадков, присоединились приступы расстройства дыхания с астматическим компонентом. Была проконсультирована в пульмонологическом отделении ЦГ МВД СССР, где было назначено лечение: эуфелин, теофедрин, эглонил. Приступы были квалифицированы, как «функциональное расстройство дыхания у больной, страдающей органическим заболеванием мозга травматического генезиса и эмоционально лабильностью». Выше назначенное лечение А.А. принимает под нашим наблюдением в течение 30-ти неполных лет.
В 2008 году А.А. перенесла операцию по поводу саркоматоза лимфатических узлов правой подмышечной области. Оперирована в Центральной поликлинике МВД России, начальником хирургического отделения полковником Юдиным Александром Ивановичем.
Объективно: у А.А. удалены 8 и 9 ребра справа. На языке – множественные следы от прикусов во время приступов.
За это время А.А. окончила частные курсы у члена Союза художников СССР Кетова Алексея Ивановича. В 1990 году поступила в Московский Архитектурный институт. Училась на «4». Курсовые работы сдавала в срок. Но дипломную работу не защитила по причине конфликта с преподавателем, а потом и с деканом факультета, считая «что они не правы, исправляя ее чертежи». Категорически отказалась исправлять дипломную работу и окончила институт без диплома. Работала на всех раскопках Москвы, в качестве архитектора-археолога, сдавая безупречные чертежи раскопов, которые хранятся в музее археологии Москвы. Рисует, являясь свободным художником. Картины выставляет в различных частных салонах. Диапазон рисунков широк: пейзажи, натюрморты, анималистические работы, портреты, иллюстрации к книгам, учебникам, и обложкам DVD.
Но, очень скоро после травмы, через 3—4 года, стали нарастать явления: 1) неспособность к упорядоченной трудовой деятельности, в том числе и к творчеству; 2) неуживчивость, конфликтность, в том числе с родными – отцом, сестрой; 3) абсолютная неспособность реализовать свои работы где-либо (так, имея «подруг» с частными художественными салонами, она не выставляется; отговорка одна – «лень» или – «не хочется». Не принимает условия, требуемые, например, для выставок работ и их продаж. Постепенно у А.А. пропал интерес и к конному спорту.
Находясь на полном содержании отца (который категорически был против в течение всей жизни госпитализации А.А. даже в отделение неврозов. А. А. эпизодически работала продавцом и дизайнером в различных открывающихся магазинах. Работала в этих магазинах Москвы и Санкт-Петербурга непродолжительное время, с постоянными конфликтами с хозяевами магазинов, (ее «держали» исключительно с благодарностью за талантливое оформления магазинов). Увольнялась после «бурных конфликтов» с хозяевами магазинов, которые всегда улаживала ее сестра – однояйцовый близнец. А.А. подрабатывала, выгуливая собак.
Замужем не была, несмотря на то, что 3 раза ее «сватали», и предлагали брак по любви. Десять лет назад собиралась уехать в умирающую деревню (в дом к бабушке по линии матери) и жить постоянно там в одиночестве. Вступала в кратковременные половые связи с мужчинами.
В это же время стали наблюдаться приступы резкого снижения настроения с дисфорическим оттенком, которые купировались инъекциями эглонила до 400 мг. 2 раза в сутки. Стали очевидны явления деформации личности, эмоционального уплощения и огрубления, а также сужения круга интеллектуальных интересов (отказалась изучать иностранные языки, несмотря на то, что неоднократно была заграницей с сестрой), перестала читать книги по искусству и художественную литературу и т. д. Последние годы фактически отношение с отцом, на иждивение которого находилась, с сестрой (несколько раз выгоняла ее из своей квартиры ночью, устраивая скандалы. Легко переходит в разговорах к оскорблениям, угрозам и т. д. Лишена полностью чувства страха и опасности. Так, поздно вечером, любит гулять одна в парке Покровское – Стрешнево. Пять лет назад в парке, гуляя ночью, подверглась нападению мужчины с целью изнасилования. Вырвалась от него (напал сзади), не дала встать ему на ноги и жестоко его избила (в протоколе милиции было написано, что «пострадавшая» била насильника с особой жестокостью… и была невменяемая, оказывая сопротивление милиции»! ) Наряд милиции, найдя у нее в сумочке финлепсин и феназепам, хотел отвезти ее в психиатрическую больницу. Этот эпизод нам известен хорошо, ибо мы (Евгений Черносвитов и Екатерина Самойлова, которая подключилась к ведению А.А. шесть лет назад), освобождали ее из отделения милиции. Несколько раз А.А. задерживалась милицией из-за драк в общественном транспорте или на улице во время выгула собак. После конфликтов никогда не испытывала раскаяния, вины, или страха…
А.А. не курит, алкоголь не принимает, практически всю жизнь. Никогда не принимала ни наркотики, ни «энергизирующих» напитков. А также не принимала никаких лекарственных препаратов, кроме выше названных, которые, повторяем, систематически принимает около 30-ти лет. Периодически бывают небольшие подергивания и прикусы языка во сне – раз или два в месяц.
Сестра А. А., однояйцовый близнец, здорова. Замужем. Детей нет. Ученый, доктор химических наук, успешно занимается научным творчеством, сильно привязана к сестре эмоционально, но достаточно критична к ее состоянию.
Психически статус: сознание ясное, контактна формально, держится без чувства дистанции даже с малознакомыми людьми. Интеллектуально формально сохранена. Круг интересов сужен. Перспективных планов на будущую жизнь без опеки отца не имеет. Страха, что будет с ней, на что будет жить, чем будет платить за квартиру – не имеет. По настоянию сестры, и с ее помощью несколько раз устраивалась продавцом, но быстро увольнялась по причине конфликта. Госпитализацию в отделение неврозов, а также необходимость обращения к невропатологу в поликлинику воспринимает пассивно. Не осознает полностью свое положение, возникшее после смерти отца. В организации похорон принимала участие в качестве пассивно-подчиняемой. Глубоких переживаний в связи со смертью отца и кормильца, не испытывает. Управляема сестрой, но легко может попасть под управления посторонних людей, вплоть до манипулирования (так, фактически ею манипулирует сожительница отца). Психопатологической продукции нет. С нами (Е.Ч. и Е.С.) может быть груба, фамильярна, легко может проявить немотивированную агрессивность и конфликтность.
(Наблюдения Евгения Васильевича Черносвитова и Екатерины Александровны Самойловой),
«Нет людей больших. Нет людей маленьких.
Нет людей полных. Нет людей худых. Есть люди
пропорциональные и непропорциональные.
В этом все дело!»
«Есть две вершины, на которых ясно и светло,
вершина животных и вершина богов.
Между ними лежит сумеречная долина людей.
И если кто-то взглянет хоть раз наверх
его охватывает древняя неутолимая тоска,
его, который знает, что не знает, – по тем, которые не знают,
что не знают, и по тем, которые знают, что знают».
Как люди большой науки представляют себе своего демона?
В том, что такой демон существует, настоящий ученый, то есть человек, склонный хоть к самоотчету, сомневаться не может. Существует дух науки. Наука жива, пока существует сила, которая ученого отрешает, возвышает, вдохновляет – но лишь до тех пор, пока он ей служит. Он связан с ней таинственным договором, как о том рассказывают «Фауст» или «Русские ночи» Одоевского. Но в смысл этого договора ученый не склонен углубляться.
Конечно, он не столь простодушен, чтобы не замечать двусмысленности или, говоря по-ученому, «амбивалентности» этой силы. Однако в содействие дьявола своим триумфам он, конечно, не верит. В гетевском Мефистофеле он видит красочное преувеличение темнот науки. Так отчего же змей, прельщающий знанием, издревле именовался «лукавым»? Ведь даже в сказании о Прометее, самом понятном ученому мифе, рассказывается о «похищении света» – о рискованной краже.
«Демон» Врубеля – это демон художника, в котором ученые могут признать, а могут и не признать выражение своего духа. Но если бы ученые обладали образным мышлением, достаточно мощным для самопознания, – нашли бы они фигуру самосознания, отличную от его Демона? Или остались бы при роденовском «Мыслителе»? Вопрос, пожалуй, досужий – тогда бы они перестали быть учеными. Для целей самопознания они не изобрели пока ничего более остроумного, чем еще одну отрасль точного знания – «науку о науке». Но если в демоне Врубеля мы видим существо, достигшее всемогущества и не знающее достойных целей его применения, а в подобном образе узнают себя все ведущие художники новейшего времени – от Блока до Джойса или Пикассо, – то разве не отображает он также умонастроение ученых, – хотя бы тех из них, кто пытался осмыслить свое дело в большом историческом времени?
Есть, пожалуй, лишь одно изображение духа познания, в каком ученый не может себя не узнать, – это «Меланхолия» Дюрера.
«Меланхолия» – это ребус из символов, говорящий едва ли не каждым штрихом. Но здесь мы ограничимся лишь пояснением к названию гравюры (подробный анализ «Меланхолии» в отдельной главе). Меланхоликам благоволила античность. Аристотель заметил: «…Все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, – меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью». Но средневековье отнеслось к ним с опаской. Одна из известных немецких гравюр 15 века, изображавшая унылого немолодого человека, подпирающего голову одной рукой, а другой сжимающего кошелек, сопровождалась следующим стихотворным признанием:
Бог дал мне, меланхолику, природу,
Подобную земле – холодную, сухую,
Присущи мне землистый цвет волос,
Уродливость и скупость, жадность, злоба,
Фальшь, малодушье, хитрость, робость,
Презрение к вопросам чести
И женщинам. Повинны в этом всем
Сатурн и осень.
Возрождение не только реабилитировало меланхолический темперамент, но и ввело на него своеобразную моду, поставив под астрологический знак Сатурна всю свою «интеллигенцию»: художников, философов и теологов. Сатурн же издревле символизировал время, пожирающее свое потомство, и потому сближался с центральным символом гнозиса: Уроборосом, – змеем или драконом, гложущим свой хвост.
Гравюра Дюрера изображает грузное окрыленное существо, погруженное в глубокое раздумье с захлопнутой книгой на коленях и раскрытым циркулем в правой руке. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии – одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса]. Впрочем, дух геометрии опознается в гравюре вне всяких аллегорий – в самой ее образной форме.
Рядом с Меланхолией, на мельничном жернове, примостился путти – угрюмый ангелочек с записной книжкой, занятый какими-то заметками. Этого озабоченного мальчугана иногда истолковывают как олицетворение практического знания, вечно сохраняющего младенческую невинность. Но возможно также, что он представляет ученого секретаря, фиксирующего меланхолические мысли. У ног Меланхолии свернулась дремлющая собака. Как и кошель у ноги фигуры, обозначающий расчетливость, она – обязательный символ Сатурна. Еще одно живое существо – огромная летучая мышь, осеняющая и именующая всю картину – скорее с собачьей, чем с мышиной, мордой и змеевидным тельцем маленького дракона. Возможно, это летучие рудименты Уробороса. «Летучая мышь связана с Меланхолией потому, – разъясняет знаток Дюрера Нессельштраус, – что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствует одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривалось родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям».
Все остальное безжизненно.
Поскольку по символической насыщенности гравюра не имеет себе равных, распутать ее трудно. Слишком много в ней откровенно загадочного. Летучая мышь, например, служит фокусом эллипсовидной радуги, в другом фокусе которой размещается комета – знамение недобрых перемен. Слепящее тело кометы служит стоком перспективных линий, то есть геометрическим местом глаза (глаза, который все это видит), но не источником света: сцена озаряется сверху и справа неким иным светилом. Дюрер, первым на севере Европы освоивший теорию перспективы, придавал перспективным конструкциям чрезвычайное – метафизическое – значение. Но неизвестно, что именно зашифровал мастер таким композиционным приемом. Неясно также, что символизирует возвышающаяся в центре лестница, прислоненная к зданию – то ли инструмент богопознания из инвентаря Иакова, то ли сублимат Вавилонской башни, то ли прообраз нашей системы наук.
Выделим поэтому несомненное – смысловой центр картины: вещи, загромождающие основную часть поля изображения. Фигуру окрыленного атлета плотно окружают научные (философские, как тогда выражались) и ремесленные инструменты: часы, весы, клещи, жернова, блоки, рубанок, напильник и им подобные орудия. Это оснащение наших лабораторий и мастерских, вынесенное Дюрером «на природу». Ученый впервые изображается вне готического кабинета, – возможно, в здании второго плана представлены его наружные, ощеренные инструментами, стены. Окна этому зданию заменяют часы и магический квадрат. Перед нами оснащение инструментального, орудийного разума.
Демонстрация инструментов (ремесленных, научных, магических) – основное, что отличает гравюру Дюрера от других его работ, а также от изображений Меланхолии другими мастерами. Научно-технический инструментарий внедряется в мир художника – зачем?
Эти инструменты – загадка, и для нас не менее, чем для Дюрера. Правда, в отличие от Дюрера, мы знаем, что каждый из них – это проекция в материю части человеческого тела. Здесь только о «Ромбе Венепры».
…Золотое сечение.
«Негеометр да не войдет»
Ромб Венеры
«Ты на плече, рукою обнаженной.
От зноя темной и худой,
Несешь кувшин из глины обожженной,
Наполненный тяжелою водой.
С нагих холмов, где стелются сухие
Седые злаки и полынь,
Глядишь в простор туманной Куманики.
В морскую вечеряющую синь.
Все та же ты, как в сказочные годы!
Все те же губы, тот же взгляд,
Исполненный и рабства и свободы,
Умерший на земле уже стократ.
Все тот же зной и дикий запах лука
В телесном запахе твоем,
И та же мучит сладостная мука, —
Бесплодное томление о нем.
Через века найду в пустой могиле
Твой крест серебряный, и вновь,
Вновь оживет мечта о древней были.
Моя неутоленная любовь,
И будет вновь в морской вечерней сини.
В ее задумчивой дали,
Все тот же зов, печаль времен, пустыни
И красота полуденной земли».
Пусть эти знания, полученные в средней школе, будут постоянно в сознании, когда мы будем рассматривать ромб Венеры…
Ромб
Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны. Так как ромб является параллелограммом, то он обладает всеми свойствами параллелограмма.
Особое свойство ромба:
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам.
Рассмотрим ромб ABCD. По определению ромба AB=AD, поэтому треугольник BAD равнобедренный.
Так как ромб-параллелограмм, то его диагонали точкой О пересечения делятся пополам. Следовательно, АО -медиана равнобедренного треугольника BAD, а значит, высота и биссектриса этого треугольника. Поэтому AC; BD и; BAC=;DAC.
Квадрат
Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. Квадрат является параллелограммом, у которого все стороны равны, т.е. ромбом.
Основные свойства квадрата:
1. Все углы квадрата прямые.
2. Диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам.
Ромб Венеры – одно из математических открытий Дюрера в пропорциях человеческого женского тела. Сразу отметим, что мужчина имеет все основания для ромба Венеры, но такового не имеет. Ибо, фигура ромба выступает лишь уж женщин. Так только у женщин в данной области откладывается жир. Даже у худых. Это отложение жира, скорее всего, обусловлено действием женских половых гормонов, и их месячным разнообразием. Имеется в виду гормон желтого тела, который возникает при овуляции и так избирательно влияет на локальный жировой объем.
Кажется, чего проще определить фигуру ромба – острый или тупой верхний угол (ромб образуется, по Дюреру, лишь у «нормальных», «здоровых» женщин, если соединить второй поясничный позвонок – верхушка ромба, с наивысшими точками тазовых костей и точкой крестцово-копчикового сочленения) по особенностям костей, его формирующих. Но, на самом деле, и это, вероятно, понимал Дюрер, кости играют не главную роль. Главную роль играют внутренние и наружные половые органы женщины. В зависимости, например, от того, развернуты к наружи, или «свернуты» во внутрь кости таза, вместилище внутренних половых органов (яичников, фаллопиевых труб, тела матки, соединяющей внутренние половые органы ткани, а также кровеносных сосудов и нервных сплетений), будет различно. Состояние наружных половых органов будет зависеть от высоты и подвижности крестцово-копчикового сочленения (размеры матки, ее положение в тазу, размеры влагалища, больших и малых половых губ. И т.д.). Верхний угол ромба прямо соотносится с выходом таза, а значит, с промежностью и включенной в диафрагму органов, сосудов, нервных сплетений. Женщины, у которых ромб Венеры выражен за счет жировой прослойки, по наблюдениям Дюрера, чрезвычайно сексуальны.
Ниже мы представляем разные типы строений области женского тела, которую Дюрер назвал ромбом Венеры. И сделаем существенное дополнение к анатомии физиологией и «мистикой» женского тела. Имеется в виду так называемый «запах женщины», вернее, «запах страсти». Еще раз вспомним глубокого и тонкого ценителя женской телесной красоты И. А. Бунина.
В прямой зависимости от анатомии внутренних и наружных половых органов, их функционирования и находится «запах страсти». И это еще не все! Данный запах воспринимается нашими хеморецеторами неосознанно. Современные косметологи называют его афрозодиак. Не столько мужчины «падки» на «запах страсти» своей возлюбленной, испытывая к ней по этой причине половое влечение… Сколько – сами женщины, находящиеся буквально в кабале от запаха, который исторгает их тело (область, помеченная стигмой ромба Венеры). Именно поэтому, женщины так чувствительны до экзальтации к запахам духов. И каждая – своих собственных, благо, что производимых в настоящее время в избытке и разнообразии, в основном, химическим путем парфюмерами…
…Если сравнить «запахи страсти» человека и животных, то соотношение по силе воздействия на противоположный пол «запаха страсти» человека к «запаху страсти» теплокровного животного приблизительно равен 1:10000! Вспомним великолепно описанное состояние верблюда после «гона» в романе «И дольше века длится день», выдающегося советского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. Почему? Да все потому, что человек существо социальное, «нервическое», и потоки негативных факторов, обрушивающихся на человека из социума, просто блокируют его хеморецепции…
…Сначала о «мистике» (настоящий смысл этого слова – загадка) ромба Венеры. Область ромба Венеры у каждой женщины – собственная «шагреневая кожа». Если ромб неудержимо стремится к квадрату, жизнь женщины с этой же скоростью стремится к своему концу… При попытке выделить из всех гормонов женщины гормон «смерти», то этим гормоном является гормон желтого тела. Безусловно, химическая цепочка, связывающая все гормоны человека в единую систему, для гормона женского тела имеет, так сказать, много мест. То есть, гормон желтого тела может быть и начальным звеном этой цепочки, и последним звеном. У «идеально» пропорциональной женщины, гормон желтого тела находится в золотом сечении…
В 1503 году Леонардо да Винчи написал портрет Моны Лизы – самой загадочной в мире женщины, вернее, женщины-загадки. А может быть, в портрете Моны Лизы он изобразил свое Alter Ego, которое, если верить современной науке, всегда противоположного пола? Безусловно, Леонардо да Винчи был всесторонне развитым человеком, гением. Врачи должны быть ему благодарны – он тщательно изучил анатомию и физиологию человека с рождения до глубокой старости и при всех распространенных в то время болезнях. Будучи итальянцем, он не ценил порядок, поэтому многое, что создал, совершенно неожиданно обнаруживается и по сей день. И кто знает, когда, наконец, человечество вновь обретет бесценные записные книжки да Винчи (а их было свыше девяти тысяч!) и получит возможность изучать его открытия и гениальные прозрения в отношении человеческой природы?
Другой гений эпохи Возрождения, Альбрехт Дюрер, родился на 19 лет позже и умер на 9 лет позже Леонардо да Винчи. Несмотря на то, что Дюрер был в Италии дважды, с Леонардо он не встречался. Он был знаком с Джованни Беллини и двумя его молодыми учениками – Джорджоне и Тицианом, но, не желая соперничать с ними, отклонил предложение властей Венеции остаться работать и уехал на родину.
Сравнивать творчество Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера нет смысла. Но одно поражает – их отношение к человеку, вернее, к его телу. Дюрер, так же как и да Винчи, тщательно изучал анатомию и физиологию человека с рождения до смерти и при всех заболеваниях, известных в Германии в его время. У обоих художников множество почти идентичных эскизов и набросков. Оба художника изучали тело человека с точки зрения самой точной науки того времени – математики, пользуясь самыми верными методами геометрии.
Но в отличие от да Винчи Дюрер, как истинный немец, был педантичным и аккуратно хранил каждый листочек. В результате появились на свет «Четыре книги о пропорциях» – грандиозный труд о всех пропорциях человека с точки зрения математики.
Поражает воображение и еще одно сходство в творчестве двух титанов Ренессанса. Если да Винчи действительно изобразил в Джоконде свое Alter Ego, то Дюрер, отнюдь не будучи трансвеститом, писал себя в женском платье до тех пор, пока, наконец, не обрел свое Alter Ego в реальной женщине, которую нашел в Венеции. При сравнении автопортрета Дюрера, написанного в 1493 году (он одет в женское платье и с женской прической), с портретом молодой венецианки, написанным в 1505 году, сходство двух разнополых людей поражает! Проведенные компьютерные исследования этих произведений убедительно показывают, что все параметры изображенных частей тела Дюрера и венецианки равны. Пожалуй, оба гения невольно (а может быть, намеренно?) воплотили в своей жизни и творчестве платоновский (Конфуция) миф о серафимах – двуполых существах, из зависти разрубленных богами на две разнополые половинки и тем самым обреченных вечно искать свою вторую половинку и вечно ошибаться…
Итак, у Джоконды есть соперник, не менее, чем она, приковывающий к себе внимание, правда, в основном, особ женского пола: в венском музее около «Портрета молодого человека» (1521) Дюрера всегда многолюдно. Правда, если Джоконда очаровывает улыбкой, то молодой человек Дюрера – взглядом. Кстати, он – отнюдь не идеал мужской красоты, как не идеал женской красоты Мона Лиза.
Современному знатоку анатомии, физиологии и души человека хорошо известно, что красота человека, человеческого тела в его асимметричности. Остается удивляться, как этого не заметили ни Леонардо да Винчи, ни Альбрехт Дюрер? Симметричный живой человек безобразен, неловок и неуклюж. Оживи, например, Аполлон Бельведерский, – он вмиг превратился бы в урода (Стендаль).
…Женщина, собирающаяся стать матерью, должна знать, что Дюрер дал точный прогноз перспектив ее разрешения от бремени, обратив внимание на область внизу спины, названную им ромбом Венеры – конец грудных позвонков (верхняя точка), самые высокие точки подвздошных костей и конец копчика. Так вот, если верхний угол ромба острый или вместо ромба квадрат, то женщине даже с широким тазом грозит кесарево сечение. Если же верхний угол ромба хоть на один градус больше прямого угла, то женщина даже с узким тазом родит сама. Женщины, у которых ромб Венеры выражен за счет жировой прослойки, по наблюдениям Дюрера, чрезвычайно сексуальны.
В 1514 году, во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой. «Меланхолия» – самая загадочная из трех «Мастерских гравюр» Дюрера и одна из любимых его работ. О ней написано очень много, каждый штрих подвергался тщательному анализу. При этом очень часто привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету.
Очень многое в этой гравюре, в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, покровительствующей меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии; первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники, второй – люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели, третий – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, символизирующая меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна, крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю.
Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния Сатурна, поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – средство против опасного влияния планеты. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, Сатурн находился именно в созвездии Весов. Там же в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии. Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля 1514 года. Она была видна на протяжении всей ночи.
До сих пор большинство психиатров отождествляют меланхолию и депрессию. Словно не замечая их психопатологические различия. Они, действительно, не качественные, с точки зрения синдромологии. Только феноменология делает эти различия наглядными и показывает их существенную разницу. Функциональная асимметрия ставит все точки над I, показывая феноменологию нарушения аутоидентификации трансвестита.
Система пропорций, разработанная Дюрером, получила всеобщее признание. За её основу Дюрер принял рост человека (h), подразделив его на элементы.
Дюрер предлагал и другой способ измерения пропорциональности человека: параметры головы человека (от подбородка до крайней точки затылка) должны укладываться в ширину и длину тела без остатка. А так же у пропорционального человека тело может быть разложено на геометрические фигуры, которые будут правильными.
Из диспропорции Дюрер выводил все болезни, скоропостижные смерти, дурной характер, дурные наклонности.
…А, вот последние данные О моне Лизе и Витрувианском человеке. Любую загадку, даже оставленную человечеству гением, время непременно разгадает!
МОНА
«Il tempo avanza a passo diverso con diverse persone. Ti dirò con chi il tempo va d′ambio, con chi il tempo va al trotto, con chi il tempo va al galoppo, e con chi sta fermo».
Я перевела эти слова Вильяма Шекспира о времени и о нас, кто время может изменять в силу своего характера, на итальянский язык, потому, что хочу писать об итальянке – Моне Лизе. В ее фамилии «Джоконда», мне всегда чудилось что-то зловещее, змеиное (кстати, не мне одной, а Наполеону тоже, когда Ritratto di Monna Lisa del Giocondo, висел у него в спальне дворца Тюильри). А Джоконда, скорее всего фамилия ее мужа, флорентинца, торговца шелком… Лиза была третьей женой Франческо дель Джокондо – так пишут. Две предыдущие жены умерли, едва достигнув бальзаковского возраста. Конечно же, я не рассчитываю поставить все точки над «и»! Вероятно, Мона Лиза будет сводить с ума своей загадочной улыбкой… вечно! Сразу хочу «приземлить» своих читателей, показать, что не буду захлебываться в похвале создателю Моны, как некогда великий итальянец, который и в глаза не видел портрета Моны, тем не менее, описал его и все малейшие детали Моны (корешки волосиков на ее лице и поры ее божественной кожи, испарину на лбу, влагу глаз и т.д.) – Вазари. Воспринимая Мону, как женщина, я почему-то всегда вспоминаю, что если во Флоренции «Мона» или «Монна» суть сокращенное мадонна, то в Венеции «мона» – женский половой орган… Не буду дальше развивать эту мысль. Вот сразу еще одна загадка: имел ли в виду Леонардо венецианскую мону, когда писал с «невероятной страстью» (как отмечают многие знатоки) портрет жены торговца шелком? Теперь небольшое отступление.
Муза для мужчины-творца, это намного больше, чем просто аллегория или миф. Вспомним Пигмалиона – царя и скульптора, который сотворил из слоновой кости свою Музу. Афродита сжалилась над ним и оживила холодную кость. Ожившая муза Пигмалиона родила ему троих детей. Жан Жак Руссо, понимал Пигмалиона и дал имя его музе-жене: Галатея. Я убеждена, что все споры о возлюбленных – у Данте была Беатриче, у Петрарки – Лаура, для Боккаччо грезы о музе олицетворялись в образе Фьяметты, или… о Дульсинеи Тобосской «хитроумного идальго» Дон Кихота Ламанчского, – бесперспективны. Как безнадежно гадать, кому свои сонеты посвящал Вильям Шекспир. Гораздо хуже, когда музы из такой же плоти и крови, как сам творец. Тогда… прямая линия от «Я помню чудное мгновенье…», до «наша вавилонская блудница Анна Петровна», или еще хуже – «корова»!
Теперь о «ключе» к загадке, интриге и к всей прелести Моны Лизы – к улыбке! Она действительно гипнотизирует. И не только толпу, которая созерцает, скоро половину тысячи лет, эту улыбку, с открытыми ртами! И великие умы терялись перед ее «очарованием», словно забыв (как Вазари!), что такая манера рисовать улыбку еще во времена жизни да Винчи носила название «леонардовская», и его ученики также рисовали улыбку женщины по леонардовски! Да, вот почему-то никакие другие портреты женщин с подобной улыбкой никого не очаровывали (улыбкой)! Вот слова нашего великого мыслителя и знатока живописи, А. Ф. Лосева: …«Мона Лиза» с её «бесовской улыбочкой». «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством…» Забегая вперед, скажем, что Лосев стоял у черты разгадки «улыбки» Моны Лизы. Как и он, Фрейд также подошел к «черте» тайны, но не только не переступил эту черту, но даже не назвал ее психопатологического смысла, хотя и описал его точно (Лосеву простительно, он только философ, но Фрейд – прежде всего психопатолог): «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых (здесь и дальше выделено мной – Е.С.), трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется «леонардовской». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. (…) Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее… Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Фрейд, когда писал эти строки, тоже находился под гипнозом! Он не только забыл, что он, прежде всего психопатолог, врач, но и то, что накануне он, разгадывая Мону Лизу, предположил, что Леонардо в ее портрете изобразил свою мать! Но, какая нормальная мать может улыбаться своему дитя со «зловещей угрозой»? Даже фрейдовское понятие «Эдипово комплекса» (которое Фрейд взял у Софокла), как и в первоисточнике – в эмоциях Иокасты Софокла, нет ничего «зловещего»! Вот еще аналогичное лосевскому и фрейдовскому об улыбке Моны Лизы мнение (а их не перечесть!): «Особенно завораживает зрителя демоническая (выделено мной: Е.С.) обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Рихард Мутер. «Всеобщая история живописи»)…
Итак, думаю, что все, кто смотрел хотя бы раз на портрет Моны Лизы, полуосознавали (что должен был бы сказать психопатолог Фрейд!), что ее улыбка не соответствует в целом выражению лица Моны Лизы! Это называется – парамимия. Объясняется она (как заблуждались все, в том числе Лосев, Фрейд, Мутер) не амбивалентностью чувств или характера Моны Лизы, а… другим. И, чтобы это подтвердить, обратим (вслед за многими ценителями гениального портрета Моны Лизы) еще к двум феноменам портрета: пейзажу и сфумато – мягко тающей дымке, окутывающей лицо Джоконды и в волнах легкого lauro, (Джо́рджо Ваза́ри). Но сначала еще несколько неожиданных для логики нашего расследования, замечаний. 1) Мы утверждаем, что чистая улыбка женщины это всегда преддверие поцелуя! И вот:
«Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах.»
И еще:
«Не криви улыбку, руки теребя, —
Я люблю другую, только не тебя»
Как раз, то, что надо! «Мужчины! При виде улыбки Джоконды, у вас возникает желание ее поцеловать?» – да простят мне читатели, этот мой тест!
А, вот теперь о пейзаже (кстати, Леонардо, то рисовал его, то убирал с портрета…). Опять невольно ценитель вплотную подходит к некоей черте. Вот, например, Борис Робертович Виппер («Итальянский ренессанс»): «Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты». А вот еще (Виктор Николаевич Гращенков. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения): «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентийки Моны Лизы, третьей (? – Е.С.) жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского „сфумато“ до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния»…
…Для того, чтобы мое повествование было логично, и, вместе с тем эмпирично, я приведу некоторые данные, которые ранее, в целом, ни кем и никогда не приводились. Причина, отнюдь, не в невежестве моих предшественников, пытающихся разгадать феномен Моны Лизы. Я вижу две основных причины, что все они, от Вазари – Фрейда до Лосева (наиболее глубоких воззрений у других авторов я просто не встречала!), 1) находились под гипнозом шедевра Леонардо да Винчи; 2) чисто по человеческим причинам не могли преступить некую черту…
…Итак, эмпирия! Что нужно было бы сделать, чтобы разгадать леонардовскую улыбку, которая в совершенстве представлена Моной Лизой? Да ведь просто: найти аналог! А он есть! Больше того, о нем, этом аналоге, есть и записи самого да Винчи, но не в связи с Моной Лизой, а в связи с мимикой лица (нечто подобное на таком же высочайшем уровне сделал еще один гений – Альбрехт Дюрер, добровольно отдав ветку первенства итальянцам, написавший шедевр «Меланхолия»). Выделю, чтобы сразу бросалось в глаза: сардоническая улыбка! Предоставлю читателю самому собрать информацию и о сардонической улыбке, и о сардоническом хохоте. Выделю здесь лишь главное: сардоническая улыбка возникает в момент перехода человека из реального мира в мир иной (при некоторых обстоятельствах: если ты находишься на Крите, в брюхе медного быкоподобного Фалеса, разогреваемого на огромном костре, когда ты поражен возбудителем столбняка и т.д.). Точнее говоря, когда клиническая смерть переходит в биологическую, необратимую. Приведу в собственном изложении рассказ моего друга парижанина, известного патологоанатома, Анатоля Бирюля о так называемой L′Inconnuedela Seine. В интернете можно много найти о ней. Кончать жизнь самоубийством в Сене было модно давно. Причина, чаще, несчастная любовь. Вспомним, как закончила свою жизнь героиня «Шагреневой кожи» Бальзака. Так вот, в конце позапрошлого века, ближе к осени, когда уже начало темнеть, с нового моста (Pont-Neuf), первый камень, которого заложил ещё Генрих III в 1578 году, самого романтического моста, на глазах прохожих в Сену неожиданно бросилась молодая девушка. Естественно, тут же несколько мужчин бросились ее спасать. Нашли спустя полчаса. Конечно, она была мертва, и спасать было поздно. Ее положили под фонарь, в ожидании полицейских. Она была весьма недурна собой. И вдруг, на глазах вмиг пораженных спасателей, лицо утопленницы стало оживать! Она открыла глаза! Но – взгляда больших синих глаз… не было! Глаза оставались мертвыми! Затем легкая судорога прошла по лицу до верхней губы. И тут произошло самое невероятное: утопленница заулыбалась! Не просто заулыбалась, ее улыбка была копией улыбки Моны Лизы! Что происходило в сердцах мужчин, наблюдавших ее – представить невозможно!.. Полиция доставила труп юной парижанки – «Моны Лизы» в морг. Патологоанатом, также пораженный ее красотой и сходством с Моной Лизой, сделал тут же гипсовую маску… На протяжении нескольких лет в Париже распространились копии отпечатка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Писатели, поэты и художники черпали вдохновение из образа девушки и посвящали ей свои работы. Альбер Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт Аль Альварес писал, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом.
Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение L’Inconnue de la Seine (1934):
В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.
Ты со мною хоть в звуках помешкай,
Жребий твой был на счастие скуп,
Так ответь же посмертной усмешкой