Человек – существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, единство природного и социального. Понятие «человек» является сложным по своей природе и отражает качества, присущие людям как мыслящим личностям, отражает их общие свойства, формы существования и взаимодействия между собой.
Развитие психики животных представляет собой предысторию развития высшей ступени психики – человеческого сознания – явления, свойственного человеку разумному, т. е. индивиду, перешедшему грань между животным миром и миром самопознания. Формирование человеческого сознания, являясь длительным процессом, способствует складыванию феномена восприятия человеком действительности, феномена рефлексии, самооценки человека как мыслящего существа. Благодаря сознанию человек вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, обладает свойством целеполагания и целенаправленного поведения в соответствии с выбранными целями и задачами. Сознание человека есть свойство высокоорганизованной материи – его мозга.
По мнению ряда авторов, сознание человека развивается главным образом в зависимости от условий общественной жизни. Ф. Энгельс рассматривает эволюцию человеческого рода именно как эволюцию сознания. По его мнению, сознание возникает в том случае, когда предок человека становится существом общественным и осознанно создает и использует орудия труда. По мнению Ф. Энгельса, именно труд сделал человека мыслящим существом, т. е. сформировал человека разумного, позволил человеческому стаду подняться на более высокую ступень развития и трансформироваться в человеческое общество. Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее в труде, человек изменял и самого себя.
Вопрос о том, как организм предков человека в связи с трудом совершенствовался и трансформировался в человеческий организм, впервые был раскрыт Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь Ф. Энгельс поэтапно рассматривает формирование человеческого тела как вместилища сознания, объясняет причины трансформации человеческого организма как следствие изменения человеческих потребностей и дальнейшее формирование потребностей и развития человека в зависимости от того, как внешняя природа воздействует на человека. Так, например, он считает, что первым шагом в переходе от обезьяны к человеку было освобождение руки.
Рука принимала самое непосредственное участие во всех процессах жизнедеятельности предка человека. Спустившись на землю в поисках новых источников пищи, предки человека, в отличие от всех других животных, стали ходить на двух ногах и пользоваться руками. Именно руки стали ведущим приспособлением для изготовления орудий труда, сбора съедобных кореньев и ягод; постоянная практика сложных моторных движений руки накладывала отпечаток на строение кисти и в конце концов трансформировала кисть т. о., чтобы функциональные возможности соответствовали физическим: большой палец руки стал отстоять в сторону, а четыре пальца приобрели большую подвижность. Подобное строение руки позволяло приспособиться к самым разнообразным утонченным трудовым операциям.
Кроме того, в процессе коллективного труда возникла необходимость большего общения людей. Определенные звуки, наделяемые конкретным смыслом, постепенно трансформировались в зачатки человеческого языка, а затем – в развитую языковую систему.
Процесс совершенствования речевого аппарата сопровождался совершенствованием головного мозга человека. В коре головного мозга образовались речевые центры, возникала и оформилась вторая сигнальная система, являющаяся основной отличительной особенностью высшей нервной деятельности человека.
Таким образом, язык стал решающим фактором формирования и совершенствования человеческого сознания, где особенно большое значение имело развитие способности к абстрактному мышлению.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и думать о будущем. Сознание является высшим уровнем отображения человеком действительности, особой системой взаимодействия с окружающей действительностью, особой рефлексивной способностью, которая характеризуется не только стремлением к познанию других психических явлений, но и самого себя как данности человеческого бытия. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно и зависит в первую очередь от внешних и не зависимых от него самого факторов, прежде всего от социума, в котором существует человек, его особенностей, формы межличностных взаимоотношений, уровня развития общества в целом.
Сознание человека развивалось и изменялось в соответствии не столько с биологическими законами, сколько с законами социальными. Именно коллектив, общество формировали сознание. Сознание человеческого общества совершенствовалось по мере изменений форм общественной жизни. К. Маркс подчеркивал, что вне человеческого общества человек не может быть человеком и что социальные коммуникации детерминированы спецификой человеческих отношений, и чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем ярче и глубже содержательная психическая жизнь человека. В частности, К. Маркс говорит о том, что историческое развитие сознания людей происходило в зависимости от способов производства, от изменения производственных отношений, от идеологии данного общества. Общественное сознание формировало сознание каждого индивида в зависимости от общественного строя. Общественное сознание есть система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества. Индивидуальное сознание – это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общественного сознания.
Исторически развивались отдельные стороны и функции человеческого сознания. Так возникли и сформировались у людей свойственные только им специфические потребности, которых нет у животных. «Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности»[1].
Под индивидом понимается не только стандартный «человек», но и человек, обладающий дополнительными характеристиками, присущими только ему как неповторимой личности. Индивидуальность содержит лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое делает данного человека неповторимым и исключительным в массе других людей, что отражается в его сознании.
По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности, постепенно совершая качественно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям. Выделяют несколько высших потребностей человека: познавательные, социальные, моральные и др. Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходимые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность. Так, познавательные потребности совершенствуют интеллект человека, позволяют наиболее эффективно приложить свои знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности человека.
В процессе исторического развития и биологические потребности человека как существа социального качественно изменились. Исторически вместе с развитием мозга человека шло и развитие его органов чувств. По мере развития человека, совершенствования его умений качественно изменялись его восприятие и память. Человек сознательно воспринимает окружающую его действительность, пытается проникнуть в суть предметов и явлений, углубить свое понимание известных ему явлений и сознательно использует опыт других людей и продукты своих опытов в последующей жизнедеятельности. Человек не только сам сознательно запоминает новые потоки информации, но и пытается передать данную информацию другим людям.
Продуктом исторического развития является также и мышление человека, которое первоначально было тесно связано с элементарными трудовыми операциями. Первоначально человеческое мышление можно охарактеризовать как конкретно-практическое, но в дальнейшем мышление развивалось от конкретного к абстрактному и от практического к теоретическому. Именно в процессе непосредственного общения и трудовой деятельности шло развитие абстрактного и теоретического мышления. Постепенно из общих форм мышления складывалось логическое понимание и логический способ мышления, формы выражения мыслей. В дальнейшем начинают формироваться научное и творческое мышление. Научное мышление позволяет человеку не только глубоко и всесторонне осмысливать окружающую действительность, но и делать предположения, теоретические прогнозы на будущее, предполагать развитие тех или иных явлений действительности. При помощи мышления человек открывает существенные связи и отношения между явлениями, открывает и изучает законы природы и общественной жизни.
Постепенно продуктами сознательной человеческой деятельности становятся не только элементарные ручные орудия труда, но и сложная техника, развиваются точные науки, человек начинает оперировать абстрактными понятиями, более развитое мышление начинает перестраивать речевое общение в контексте более полного отражения мыслей и чувств человека. Постепенно устное речевое общение и мышление людей формируют совершенно особую потребность человеческого общества – передачу мыслей и сообщений на расстоянии и во времени, от предков к потомкам, необходимость сохранности определенной информации. В результате чего формируется система письменности, способствующая складыванию определенной цепочки передачи знаний, позволяющая информации доходить до адресата в первоначальном виде, расширяющая возможности общения людей между собой, взаимного влияния человеческих сообществ друг на друга. Таким образом, сознание людей обогащается опытом и знаниями не только путем непосредственного общения, но и через письменное общение с людьми, находящимися на далеком расстоянии, с людьми, которые жили раньше.
Вместе с мышлением и языком в процессе труда и формирования общественных отношений у человека возникает и исторически развивается воля. Воля – это сознательное проявление человеческих способностей, возможность самостоятельно формировать различные стороны собственного характера, совершать различные явления и действия. Человек, в отличие от животных, обладает сознательным волеизъявлением, заранее представляет не только свои целенаправленные действия, но и их результат. Человек прилагает определенное усилие для достижения поставленной цели, сознательно формулирует задачи для осуществления данной цели, преодолевает возникающие в процессе реализации системы целенаправленных действий трудности. Волевые действия есть действия на основе разума, логики человека. Эти действия, в отличие от инстинктивных действий животных, могут носить творческий характер. Человек легко перестраивает систему своих действий в зависимости от изменяющихся обстоятельств, трансформирует систему действий наиболее эффективным способом для достижения конкретной цели, логично осмысливает и употребляет в процессе деятельности наиболее удобный для него путь выполнения поставленных задач. Так, животные только приспосабливаются к окружающей среде, а человек эту среду перестраивает, изменяет в соответствии со своими потребностями.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Практически сознание является совокупностью чувственных и умственных образов, непрерывно меняющейся в процессе человеческой жизнедеятельности и предстающей перед человеком как внутренняя данность личности, которая позволяет не только осуществлять саморефлексию человека, но и прогнозировать собственное бытие в окружающей действительности.
Сознание изучается рядом наук: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией, психиатрией, психологией и другими науками.
Так, философия рассматривает сознание в контексте бытия человека и его рефлексии по поводу смысла собственного существования. Философский смысл сознания был раскрыт Гуссерлем в его феноменологии – учении о структуре потока переживаний в их «чистоте» и внеэмпиричности.
Центральной для Гуссерля является сфера переживаний сознания – переживаний истинного, общезначимого. Для анализа этого процесса, имеющего определенную структуру, Гуссерль предлагает особый феноменологический подход, суть которого состоит в том, чтобы изменить «естественную установку» сознания, обычно обращенного к внешнему миру, и направить его внимание на само же познание. Речь здесь идет об обращении к переживаниям, которые испытывает человек во время мыслительного процесса. В повседневной жизни люди не отдают себе отчета в своих переживаниях, не акцентируют на них внимание и не анализируют. Гуссерль считает, что именно эту подспудную мыслительную деятельность и необходимо подвергать рефлексии. Именно это осознание мыслительных процессов и будет истинным и значимым, находя свое выражение в специфических речевых построениях и психических переживаниях.
Гуссерль стремится обнаружить структуру переживаний в целостности и выделяет несколько элементов – феноменов сознания: текучее сознание, мнение и обнаружение предмета или явления, представляемого в какой-либо форме (наглядно, ненаглядно, вымышленно, невымышленно).
Основным постулатом является интуитивное осознание действительности, подчиненность сознания интуиции. Феномен является «первичной данностью» сознания, в которой выделяются следующие «слои»:
1) словесная языковая оболочка, взятая в смысле физических процессов речи, письма, обозначения и т. д.;
2) психологические переживания – эмоции познающего;
3) сами «смысл» и «значение» познавательного переживания;
4) «предмет», полагаемый через его значения.
Предмет предстает сознанию вместе со смыслом, который всегда является сополагаемым. Сознание направлено на предмет и активно конструирует и трансформирует его.
Таким образом, теория Гуссерля, по сути, является учением об особых типах сознания (психолого-эмоциональных реакциях), которые можно различать в пределах самого сознания, а не о реальном взаимодействии субъекта и объекта.
Антропология же делает акцент на культуральных особенностях сознания человека, исторических особенностях сознания человеческих сообществ.
Психология в свою очередь изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорганизованные животные обладают психикой. Однако существенное отличие человеческой психики состоит в осознанности психических процессов и явлений. Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственной только человеку. По К. Марксу, вся жизнедеятельность человека подчинена сознанию, и на основе этого человек строит свои взаимоотношения с окружающей действительностью, делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Таким образом, К. Маркс акцентирует внимание на том, что сознание человека включает не только его знания об окружающей среде, но и его отношение к ней, причем это отношение человек может выделить в своем сознании. Можно сказать, что вся жизнедеятельность человека фиксируется им в языке и отражается в символических речевых понятиях. Благодаря этому человек как субъект сознания ощущает себя отдельным от природы, противопоставляет себя предметному миру. Он не только не подвластен окружающей действительности, но и сам трансформирует окружающий мир в соответствии со своими целями, задачами и потребностями.
Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, способность видеть, воспринимать, анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность.
Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:
1) пространственная характеристика, подразумевающая осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности. Сознание может опосредованно воспринимать объекты и явления действительности, находящиеся вне зоны непосредственного восприятия (через средства телекоммуникаций, Интернет и т. д.);
2) временная характеристика, проявляющаяся в том, что сознание, с одной стороны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но, с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;
3) информационная характеристика, отражающая способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;
4) энергетическая характеристика, предполагающая способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания, которая тесно связана с волей человека. Воображение, т. е. представление несуществующей действительности (или действительности, отсутствующей в данный момент времени) – одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Сознательное отражение явлений окружающей действительности характеризуется следующими специфическими свойствами:
1) осмысленность представляемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;
2) отражение основных, главных характеристик предметов;
3) способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, обмен мнением по различным вопросам;
4) социальный характер и направленность сознания;
5) наличие интеллектуальных схем, т. е. определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Сознание существует в словесной и в образной форме;
6) подотчетность, регуляция, контроль;
7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.
Большинство рутинных, привычных действий осуществляются человеком неосознанно. Сознание включается в действие в тех случаях, если перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку необходимо преодолеть физическое или психическое сопротивление на пути реализации целенаправленного действия или мысли; в процессе поиска решений и возможностей выхода из конфликтных ситуаций; в случае необходимости принятия экстренных действий по собственному спасению и в других ситуациях. Вся жизнь человека состоит из ряда ситуаций, без участия сознания в которых ставится под сомнение не только возможность адекватного существования личности в обществе, но и физическое бытие человека, его выживание.
Сознание как высшая ступень развития психики отличается прежде всего таким свойством, как способность познавать общее и частное в действительности. Сознание проявляется не только в обобщенном знании объективной действительности, но и в определенном отношении к ней. Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям. При помощи сознания человек не только использует окружающую данность, но и анализирует основные свойства окружающих веществ, применяет знания механизмов природы для создания новых веществ и предметов.
Человек – существо познающее и сознающее, обладающее способностью к самосовершенствованию. Основными признаками человека как личности являются его социальность, сознание как высшая форма психической жизни и язык как средство речевого общения людей между собой. Самосознание – одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве процессов познания себя, т. е. самопознания и построения отношения к самому себе. Особенно большое значение в самопознании имеют оценка одного человека другим и его коллективная оценка. Самопознание осуществляется в течение всей жизни человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения (при этом оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления, соотношения самооценки с оценками данной личности другими людьми), а также путем самонаблюдения.
«Самосознание (я-концепция) – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание – это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «я», выступающий как установка по отношению к самому себе»[2].
Активация различных состояний сознания зависит от поступающих извне сигналов, которые становятся побудительными мотивами действий. В зависимости от побуждений человек строит свои действия исходя из актуальности внешних сигналов, и т. о. можно говорить о том, что активность нашего организма основывается на мотивации и восприятии окружающей действительности, которые неразрывно связаны на уровне сознания.
Можно выделить следующие основные характеристики сознания:
1) активность;
2) интенциональность, или предметность (сознание всегда является сознанием чего-то);
3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания[3].
Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями:
1) все психологические явления представлены в сознании человека лишь в той мере, в которой они осознаны. Относительно бессознательных процессов можно говорить о специальных процедурах адаптации внешних и внутренних процессов в сознании человека, например «доведение до сознания». По мнению ученых, сознание не обладает собственной психологической спецификой, а лишь отражает с разной степенью ясности психические процессы и явления. На основании этого сознание рассматривается как общее «бескачественное» условие существования психики или отождествляется с какой-либо психической функцией, чаще всего с вниманием или мышлением. Таким образом, сознание как особое свойство человеческой личности либо не изучалось вообще, либо изучалось с психологических функциональных позиций и обычно рассматривалось как процесс мышления;
2) вторая трудность напрямую зависит от первой: сознание является сугубо внутренним образованием, и оно не может быть проанализировано методами, известными психологам. Именно поэтому изучение свойств, функций, характеристик сознания строится с позиций философии. Традиции анализа сознания восходят к идее И. Канта о наличии устойчивых инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток чувственной информации, которая структурирует само сознание определенным образом[4].
Одним из вариантов форм существования сознания является религиозное сознание. Религиозное сознание определяют как отражение людьми в символической форме, т. е. в аллегорических образах, представлениях, идеях явлений окружающей действительности, которые воспринимаются как наделенные особыми сверхъестественными силами и возможностью воздействия на человека. Религиозное сознание состоит из двух компонентов: когнитивного и чувственного. Когнитивный компонент представляет собой попытку человека объяснить непонятные природные явления, тогда как чувственный основан на эмоциональном отражении мира, например переживании чувства собственного бессилия в момент землетрясения или разряда молнии. Формирование религиозного сознания обусловлено неразрывностью мышления человека и его практической деятельности. Начало проявления религиозного мышления можно отнести еще ко времени человеческого стада, где оно проявлялось в религиозном поклонении силам природы. Затем по мере развития общества религия стала все более обосабливаться, и к настоящему моменту религиозное сознание практически не управляет действиями человека, за исключением религиозных фанатиков и людей, живущих по религиозным канонам (например, монастыри). Развитие религиозного сознания прошло несколько этапов, на которых сознание человека оттачивалось и развивалось. Первоначально сложилась система верований – тотемизм, при которой акцент делался на кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных или растений. Затем тотемизм постепенно трансформировался в фетишизм, т. е. веру в сверхъестественную силу предметов и вещей. Следующей ступенью развития сознания стало верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы неживой природы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, самостоятельным началом – душой. Эта система верований получила название «анемизм». И наконец, сложилась система мифологических представлений, т. е. система символических абстракций и чувственной конкретизации отвлеченных понятий. Мифологические образы в дальнейшем не переосмысливались и превращались в логические понятия. В период Античности мифологический бог, уже воплощающий в себе абстрактные принципы, находит отражение в сознании человека именно в виде человеческого образа и потому чувственно созерцаем. По мере развития общества боги все больше отождествлялись с земными правителями. Власть духовная напрямую зависела от власти светской, что отражалось в систематизации религиозных верований, содержание и форма которых постепенно становились направленными на поддержание светской власти.
Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное (подсознательное). Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне, – сновидения; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. К бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации, видения, ощущения. Общественные условия существования человека детерминируют не только его сознательное существование, но и его бессознательное и отражаются в мозгу человека как частичное восприятие окружающей действительности[5].
Впервые бессознательное в структуре личности выделил Зигмунд Фрейд. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, актов и состояний, детерминированных окружающими индивида условиями, во влиянии которых на индивидуальные психические процессы, явления и состояния человек не отдает себе отчета. Кроме того, бессознательное можно определить как форму психического отражения действительности и отношения к ней человека, которые им не осознаются.
Выделяют 4 класса проявления бессознательного:
1) надсознательные явления – уровень психической активности человека, который используется при решении творческих задач и не поддается сознательно-волевому контролю. Понятие о надсознательном включает две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное, которое зависит от уже имеющейся информации, детерминированной прошлым опытом человека, и надсознательное, которое предполагает стремление человека к созиданию того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Подобное конструирование обусловлено набором интеракций личности с миром культурных ценностей, который она не только использует и усваивает, но и наращивает, транслируя вектор развития общества, где живет человек, отражая назревшие тенденции объективного развития этого мира;
2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и потребности), которые детерминируются имеющим личностный смысл образом желаемого будущего;
3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, под которыми понимается система навыков человека, представляющими собой совокупность автоматизированных образцов поведения и непроизвольных действий;
4) проявления субсенсорного восприятия. Изучение бессознательного, его природы, специфики его проявлений, механизмов и функций, основных характеристик позволяет создать целостную картину психической жизни человека.
Для концепций З. Фрейда в целом характерен акцент на бессознательном, которое образуется вытесненными сексуальными желаниями и влечениями (либидо), определяемыми общественной моралью и управляемыми человеческим поведением на протяжении всей жизни.
З. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.
Согласно его теории структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), супер-эго («сверх-я»). Она представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. Таким образом, «оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» – это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет.
Таким образом, «я» руководствуется принципом реальности, а «сверх-я» представляет собой структуру, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм.
Именно «сверх-я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности. По мнению З. Фрейда, ведущую роль в психике играет «оно», содержание которого составляет две группы инстинктов:
1) инстинкты продолжения жизни (эрос), энергию которых З. Фрейд назвал либидо;
2) инстинкты смерти (танатос) – это инстинкты разрушения, агрессии.
Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и, соответственно, испытывают чувство ревности к матери. Эти неосознанные сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности З. Фрейд назвал эдиповым комплексом (для мальчиков) и комплексом Электры (для девочек). На последующих стадиях психического развития индивида сексуальная энергия проявляется в сексуальном влечении, творчестве, жизнедеятельности в целом, стремлении к власти.
Сексуальность как главный источник конфликтов, по З. Фрейду, является основным фактором возникновения в обществе норм морали, социального контроля, санкций. Сублимация сексуальной энергии является одним из методов пресечения конфликтов и лежит в основе социокультурной, творческой, властной и других видов человеческой деятельности. Сексуальность, подавляясь в той или иной степени внутри общества нормами и санкциями, может трансформироваться в межличностные и внутриличностные конфликты. З. Фрейд считал, что именно эти механизмы породили новое формирование – государство как систему обороны и нападения и определили возникновение институтов (образование, религия, семья, власть и т. п.) для поддержания сложившегося порядка. Таким образом, общество и его институты сформировались в результате конфликтов, в основе которых лежала неудовлетворенность сексуальных желаний.
В соответствии с сексуальной теорией психики З. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам энергии эроса. Выделяют 5 основных стадий психического развития человека:
1) оральная стадия – от рождения до 1 года. Характеризуется тем, что основным источником удовольствия является кормление.
На этой стадии ребенок совершает два последовательных действия: в первой половине оральной стадии – сосание, во второй половине – с появлением зубов – к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, и т. о. стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. По мнению З. Фрейда, у новорожденного нет «я». Это психическое образование постепенно отделяется от его «оно». Таким образом «я» – это часть «оно», модифицированное под влиянием внешнего мира;
2) анальная стадия – от 1 года до 3 лет. На этой стадии ребенка приучают к опрятности, он встречается с запретами и наказаниями. На этой стадии полностью сложилось «я», которое уже способно контролировать импульсы «оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «сверх-я» ребенка как часть его «я», где в основном заложен авторитет родителей;
3) фаллическая – от 3 до 5 лет. Является высшей ступенью детской сексуальности. Генитальные органы становятся ведущими эрогенными зонами. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. На этой стадии у мальчиков возникает эдипов комплекс, а у девочек – комплекс электры, о которых говорилось выше. Вытеснение этого комплекса приводит к тому, что полностью выделяется структура «сверх-я». К концу этой стадии все три психических компонента личности уже сформированы, при этом главную роль играет «я»;
4) латентная стадия – от 5 до 12 лет. Характеризуется снижением полового интереса. На этой стадии «я» полностью контролирует потребности «оно». Ребенку не достаточно межличностных отношений в семье и он ищет дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи;
5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет. Характеризуется возвышением детских сексуальных влечений. На этой стадии все эрогенные зоны активизируются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. На этой стадии «я» активно противодействует агрессивным импульсам «оно».
По мнению З. Фрейда, характер человека складывается в зависимости от особенностей развития его «оно», «я», «сверх-я» и их взаимодействий. Влечения и потребности «оно» вступают в конфликт с его «я», в результате которого в сознании возникает состояние тревоги, которая выполняет функцию мобилизации защитных сил, выработки наиболее эффективной защитной стратегии.
В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». Они индивидуальны и складываются на ранних этапах развития ребенка. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно, чем осознанно, пользуется в трудных ситуациях. З. Фрейд выделяет следующие механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»:
1) сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, «уходом» в другую сферу жизнедеятельности. Так, например, нереализованные сексуальные желания могут переходить в такие виды деятельности, как творчество, искусство, политика. В случае ухода в политическую деятельность можно говорить о преобладающем перевесе количества мужчин. Кроме того, мужчины в подобных ситуациях зачастую «уходят» в профессиональную или иную деятельность – спорт, хобби и т. д. Женщины в ситуации семейных конфликтов наиболее часто находят себя в материнстве;
2) вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как «сознательное» забывание. Это встречается в случаях забывания умерших близкими людьми;
3) обесценивание объекта – это косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и планами. В этой ситуации сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками, уменьшающими его ценность для индивида. Наиболее часто это встречается в случаях конфликта, развода семейных пар;
4) самообвинение – это путь ухода от тревоги путем частичного унижения достоинств своей личности. Проявляется в ситуациях, когда человек чувствует себя причастным к созданию конфликтной ситуации;
5) проекция – это приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Проекция помогает людям почувствовать себя среднестатистическим членом общества и снизить чувство вины;
6) рационализация проявляется как стремление найти социально приемлемое объяснение для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении[6].
По мнению З. Фрейда, нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выхода в сознание. В связи с этим З. Фрейд выделил окольные пути бессознательного:
1) свободные ассоциации представляют собой механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, желания, значимые для него проблемы. Этот механизм лежит в основе психоанализа, который З. Фрейд называет методом свободных ассоциаций, заключающийся в том, что психоаналитик позволяет пациенту свободно высказывать свои мысли по различным вопросам и анализирует результат этой беседы, интерпретируя высказывания клиента, его переживания, сублимированные потребности;
2) сновидения играют значительную роль в оптимизации психической жизни человека. З. Фрейд говорил, что сновидения выполняют особую специфическую функцию, которая заключается в том, что актуальные для человека эмоциональные переживания отражаются в сновидениях. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые именно посредством этого механизма становятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бессознательного;
3) оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачастую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. По З. Фрейду, бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям.
Теория З. Фрейда перекликается с идеями К. Юнга о коллективном бессознательном, которое он называет архетипами. Согласно теории архетипов Е. Юнга коллективное бессознательное принадлежит всему человеческому обществу в целом, выражается в религии, искусстве, культуре и передается по наследству каждому члену общества от предыдущих поколений.
Кроме того, теория З. Фрейда имеет точки соприкосновения с символическим интеракционизмом Дж. Г. Мида и его идеей «генерализованного другого». Данное подавление, по З. Фрейду, ведет, с одной стороны, к возникновению у человека неврозов, которые он и приравнивал к конфликтам, а с другой стороны, к сублимации в науке, искусстве и других областях общественной жизни.