Часть 2. Психические процессы человека

Глава 1. Ощущение

1.1. Ощущение как процесс

Ощущения считаются простейшими психическими явлениями, исторически первой формой психического. В процессе взаимодействия органов чувств с внешней средой человек с помощью ощущений получает массу необходимой информации.

Ощущение – восприятие и отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Главная задача ощущений состоит в доведении до центральной нервной системы информации о состоянии внешней и внутренней среды. Способность к возникновению ощущений имеется у всех живых существ, которые обладают нервной системой. В процессе эволюции элементарная раздражимость переросла в чувствительность, что позволило реагировать не только на прямые раздражители, но и на косвенные. К осознанным ощущениям способны только те живые существа, которые имеют головной мозг и кору головного мозга.

Обязательным условием возникновения ощущений является непосредственное воздействие предметов или явлений, называемых раздражителями, на органы чувств. Процесс такого воздействия называется раздражением. Каждый орган чувств человека специализирован на приеме и переработке различных внешних воздействий.

Для приема воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды существуют специальные комплексы нервных структур, которые располагаются на периферии тела или во внутренних органах, называемые анализаторами. Данный термин был введен знаменитым российским ученым И. П. Павловым. Анализаторы необходимы для восприятия и переработки получаемой информации, реагирования на действия раздражителей.

Любой анализатор состоит из трех частей.

1. Периферический отдел – рецепторы (от лат. receptor – принимающий), которые воспринимают действующие на них раздражители и переводят внешнюю энергию в нервные импульсы. Возникающий нервный импульс проводится по нервным путям от рецептора к головному мозгу.

Выделяют контактные (действующие при непосредственном контакте с раздражителем) и дистантные (действующие при раздражении, поступающем от удаленного предмета или объекта) рецепторы.

2. Проводящие нервные пути, которые соединяют периферическую и центральную части анализатора. Выделяют афферентные (от периферии к центру) и эфферентные (от центра к периферии) пути, по которым передается информация о внешнем воздействии.

3. Корковые отделы анализатора, где происходит переработка нервных импульсов.

Для возникновения ощущений необходимо задействовать все части анализатора, их работа как единого целого. Ощущения не возникают в случае повреждение какой-либо части анализатора.

1.2. Классификация ощущений

Простейшей и наиболее известной классификацией ощущений является классификация на основании того, посредством каких органов чувств они получены. Можно выделить такие виды ощущений, как осязание, обоняние, вкус, слух и зрение.

Широко распространенной также является классификация исходя из локализации рецепторов, предложенная британским физиологом Чарлзом Скоттом Шеррингтоном (1857—1952), лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины 1932 г. (совместно с Эдгаром Эдрианом). В честь знаменитого ученого впоследствии были названы два рефлекса и два закона физиологии.

По данной классификации выделяют три вида ощущений.

1. Интероцептивные ощущения с помощью специализированных рецепторов сигнализируют о состоянии внутренних органов человека и внутренней среды организма: температуре тела, давлении и т. д. Рецепторы находятся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. Зачастую сигналы от внутренних органов даже не осознаются человеком до тех пор, пока они не становятся болевыми сигналами.

2. Проприоцептивные ощущения, сигнализирующие при помощи рецепторов, расположенных в связках, мышцах и сухожилиях, о движении и положении тела и его отдельных частей в пространстве: ощущения равновесия (статическое ощущение) и двигательное ощущение (кинестетическое ощущение).

3. Экстероцептивные ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Экстероцептивные ощущения являются самой большой группой ощущений, которую, в свою очередь, разделяют на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения возникают при непосредственном воздействии объекта на органы чувств (например, вкус и осязание). Дистантные ощущения возникают от раздражителя, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение и обоняние). При этом обоняние зачастую относится многими исследователями к промежуточному типу между дистантными и контактными ощущениями.

Классификация традиционных пяти типов ощущений – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – приписывается древнегреческому философу Аристотелю. В настоящее время выделяют по меньшей мере еще пять видов ощущений: боль, баланс, движение, температура и направление.


Зрительные ощущения


Зрительные ощущения, в самом простом понимании, – это ощущения света и цвета. Зачастую зрение признается самым важным типом ощущений, т. к. позволяет нам воспринимать все многообразие окружающих нас предметов и явлений, дает наибольшее количество информации об окружающем мире.

Порождают зрительные ощущения электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона (380—780 миллимикрон или миллиардных долей метра). Волны, находящиеся внутри этого диапазона, порождают у человека ощущения различных цветов. Ощущения красного цвета вызываются волнами длиной в 650—800 миллимикронов, зеленого – 500—570, синего – 430—480 миллимикронов.

Все цвета делятся на две большие группы: ахроматические (белый и черный цвет, а также весь диапазон оттенков серого, отражающих переход от белого цвета к черному) и хроматические (остальные цвета – красный, зеленый, синий – и их оттенки). Согласно трехкомпонентной теории зрения все многообразие цветов возникает в результате работы трех цветовоспринимающих рецепторов – красного, зеленого и синего. Все остальные цвета формируются в результате возбуждения этих трех рецепторов.



Идею о трехсоставном цветовом зрении впервые высказал М. В. Ломоносов. Тем не менее трехкомпонентная теория, или «теория Юнга – Гельмгольца», была сформулирована и доказана лишь в XIX в. В 1802 г. английский ученый Томас Юнг (1773—1829) установил наличие нескольких типов фоторецепторов, каждый из которых чувствителен к определенному световому спектру. В 1850 г. немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821—1894) классифицировал данные фоторецепторы на три типа в зависимости от их реакции на отражающийся на сетчатке цвет.

Аппаратом зрения является глаз, позволяющий человеку получать информацию из внешнего мира. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, содержащая клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за свою форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 120 млн. палочек и порядка 6—7 млн. колбочек. Они распределены на сетчатке глаза неравномерно: колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, а к краям их число значительно уменьшается; палочек же больше на краях сетчатки, а в центре их практически нет.

При дневном освещении активны только колбочки. В силу своей слабой чувствительности колбочки реагируют только на сильный свет. При помощи данного вида клеток человек видит при ярком свете. Обладающие значительно большей чувствительностью палочки позволяют видеть при слабом освещении, в темноте. При значительном снижении освещенности колбочки прекращают свою работу, и в результате человек начинает воспринимать в основном серые и темные цвета.

При нарушении работы колбочек возникают проблемы со зрением при достаточном освещении, ярком свете – «дневная слепота» (гемералопия); при нарушении работы палочек – «ночная слепота» (никтолопия), ослабление зрения в сумерках или в ночное время.

При ослаблении действия аппарата колбочек плохо различаются или совсем не различаются один или несколько хроматических цветов. Данное заболевание носит название «дальтонизм». Болезнь названа в честь английского ученого Джона Дальтона (1766—1844), который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений. С помощью анализа ДНК спустя 150 лет после смерти Дальтона было установлено, что он страдал дейтанопией, т. е. не различал зеленый цвет. Можно сказать, что он вообще воспринимал только синий и желтый цвет, т. к. сам писал в своих работах, что не воспринимает называемый другими людьми красный цвет, а оранжевый, желтый и зеленый воспринимает как различные оттенки желтого цвета.

Дальтонизм является достаточно распространенным расстройством зрения – им страдают порядка 5—10% мужчин и 0,5% женщин. Передача дальтонизма по наследству связана с X-хромосомой. Мужчины, имеющие только одну X-хромосому (XY), имеют большую вероятность появления дальтонизма, чем женщины (ХХ), для появления дальтонизма у которых необходимо наличие дефекта в обеих Х-хромосомах.

Примером иллюстрации, отражающей основные виды дальтонизма, принято считать иллюстрацию с пятью американскими флагами. Данный рисунок впервые был использован в книге Эдварда Уилера Скрипчера «Думая, чувствуя, делая» в 1895 г.



С помощью данной иллюстрации мы можем понять, как видят американский флаг:

I – обычные люди;

II – люди, не воспринимающие красный цвет;

III – люди, не воспринимающие зеленый цвет;

IV – люди, не воспринимающие синий цвет;

V – полностью не воспринимающие цвета люди.


Расстройствами зрения также являются близорукость и дальнозоркость.

Близорукость, или миопия, – это дефект зрения, при котором напряжение мышц глаза приводит к тому, что изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. При этом расстройстве зрения человек хорошо видит близкие предметы, но плохо видит отдаленные.

Дальнозоркость, или гиперметропия, – дефект зрения, при котором изображения близких предметов фокусируются за сетчаткой глаза. Вследствие этого расстройства люди плохо видят близкие предметы. Это аномалия зрения, которую имеют около четверти населения Земли.



С помощью данной иллюстрации мы можем увидеть, как проецируется изображение на сетчатке:

1 – у людей без проблем со зрением;

2 – у людей с миопией;

3 – у людей с гиперметропией.


Слуховые ощущения


Слуховые ощущения возникают в результате воздействия на рецепторы звуковых волн.

Раздражителями для органа слуха являются звуковые волны с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, которые распространяются от колеблющего тела, служащего источником звука. Эти колебания воспринимаются как звуки определенной громкости и высоты.

Герц (Гц) – единица оценки частоты колебаний, численно равная одному колебанию в секунду. Верхняя граница слуха человека – 20 000 Гц. Верхняя граница слуха у детей – 22 000 Гц. К старости эта граница понижается до 15 000 Гц, поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков. Нижняя граница слуха человека – 16—20 Гц. Чувствительность человеческого уха имеет свои пределы. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым, или звуковым, диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие – инфразвуком.

Выделяют три вида слуховых ощущений.

1. Речевые ощущения, которые связанны с общением и восприятием средств коммуникации. Восприятие речи развивается в зависимости от речевой среды, в которой растет ребенок. Речевые ощущения дают возможность не только различать, но и воспроизводить речь.

2. Музыкальные ощущения, под которыми подразумеваются звуки пения, звуки музыкальных инструментов и т. д. Музыкальные ощущения имеют определенный эмоциональный тон, своеобразный ритм. Далеко не все люди в равной степени обладают данным видом ощущений – люди с развитым музыкальным слухом и знаниями музыкальной культуры имеют здесь преимущество.

3. Шумы, к которым относят звуки, которые возникают как в естественной, так и в искусственной среде, – шорохи, скрипы и стуки и т. д. С помощью данного вида ощущений человек получает информацию о наличии рядом с собой каких-либо предметов или объектов, их расположении или движении.

Во всех этих видах звуковых ощущений можно выделить четыре основных качества.

1. Сила звука – амплитуда колебания волн. Сила звука определяется исходя из громкости звука, которая оценивается в децибелах. Речь нормальной громкости соответствует громкости звука в 60—65 децибел. При длительном восприятии сильных звуков, эквивалентных 90 дБ, может наступить временная потеря слуха. Верхним пределом восприятия звуков, после которого слуховые ощущения становятся болевыми, является громкость 120 дБ.

2. Высота звука, определяемая частотой колебаний в единицу времени.

3. Тембр – своеобразие окраски звука голоса или музыкального инструмента.

4. Длительность звука – время звучания речи, шумов или музыкальных звуков.


Приведем пример уровней громкости различных источников шума.


Источник звука / Громкость звука, дБ

Нормальное, спокойное дыхание – 10

Шепот – 30

Компьютер – 45

Телевизор, музыкальный центр – 60

Речь людей – 65

Шум уличного транспорта – 70

Детский плач – 78

Железная дорога, трамвай – 85—95

Сирена – 100

Шум при строительных работах (отбойный молот, забивание свай и т. д.) – более 120


Обонятельные и вкусовые ощущения


Обоняние – способность воспринимать и определять запахи. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества, обладающие запахом, которые могут проникать в обонятельную область как через ноздри, так и из носоглотки. Это позволяет определить запах вещества, как на расстоянии, так и находящегося во рту.

Органами обоняния являются специальные клетки, погруженные в слизистую оболочку носовой полости. За счет того, что обонятельные рецепторы дают сигналы непосредственно в головной мозг, скорость переработки информации значительно сокращается. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области.

В процессе эволюционного развития человека обоняние значительно уступает более информативным ощущениям. Принято считать, что слабость обонятельных ощущений человека прежде всего связана с тем, что они играют вторичную роль по отношению к зрительным или слуховым ощущениям. В то же время для представителей животного мира обоняние, наоборот, играет большую роль.

Рассмотрим некоторые расстройства обоняния.

1. Аносмия – потеря обоняния. Аносмия может быть временной, частичной или полной.

2. Гипосмия – снижение обоняния. Проблемы с обонянием могут возникать у людей, страдающих от аллергий, полипов, травм головы. Гипосмия также может являться одним из ранних симптомов болезни Паркинсона.

3. Гиперосмия – улучшение обоняния. При данном расстройстве человек в состоянии различать отдельные запахи даже при их смешении.

4. Фантосмия – восприятие запахов, которые на самом деле не могут быть восприняты человеком в данный момент. Фантосмию часто называют «галлюциногенным обонянием». Наиболее часто люди воспринимают неприятные запахи – запах дыма, гари и экскрементов. Причиной такого расстройства могут быть инфекции, травмы головного мозга, влияние токсинов или наркотических средств.


Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых луковиц на поверхности языка, неба, миндалин и глотки. Вкусовые луковицы расположены в основном на кончике, по краям и на задней части верхней поверхности языка. Нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовое раздражение передается по вкусовым нервам серой коры головного мозга, где формируются вкусовые ощущения.

Среди вкусовых ощущений выделяют четыре основных вида: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой сочетания этих четырех видов (например, кисло-сладкое). Вкусовые ощущения в значительной степени зависят от обонятельных, а также тактильных ощущений. При насморке или простуде человек находит пищу безвкусной именно в силу отсутствия обонятельных ощущений. К собственно вкусовым ощущениям добавляются тактильные и температурные ощущения от рецепторов, находящихся во рту и на языке. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

Среди расстройств вкусовых ощущений можно выделить следующие.

1. Агевзия – потеря восприятия вкуса, отсутствие вкусовых ощущений. Причинами такого расстройства могут быть курение, раковые заболевания, отказ печени и т. д.

2. Гипогевзия – ослабление вкусовых ощущений.

3. Парагевзия – изменение восприятия вкуса, неприятные ощущения при еде. Примером такого расстройства является металлический привкус во рту.


Кожные ощущения


Кожные ощущения, или осязание, – это ощущения, получаемые от рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Данный вид ощущений относится к контактным ощущениям, возникая при непосредственном соприкосновении раздражителя с рецепторами.

Можно выделить кожные ощущения четырех типов: тактильные; ощущения холода и тепла (зачастую объединяемые вместе и называемые температурными); ощущения боли. Для каждого типа ощущений существует свой специфический вид рецепторов, расположенных на различных участках кожи.

Тактильные ощущения – ощущения прикосновения и давления. Для возникновения тактильных ощущений необходимы прикосновения, вызывающие деформацию кожи. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончиках пальцев и языка они воспринимаются как раздельные на расстоянии 1 мм. В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы пальцев рук.

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Для возникновения ощущения холода необходимо воздействие предметов низкой температуры, тогда как для ощущения тепла – действие высокой температуры. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотношения температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа туловища человека – поясница, живот, грудь.

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной вызвать разрушение организма.

Среди болевых ощущений можно выделить несколько видов:

– кожная боль – возникает при повреждении кожи;

– соматическая боль – возникает в связках, суставах, костях, сосудах;

– внутренняя боль – возникает как ответ на повреждение внутренних органов тела;

– фантомная боль – ощущение боли в утраченной конечности;

– невропатическая боль, проявляющаяся в повреждении нервных тканей, при котором мозг неверно интерпретирует болевые стимулы.


Двигательные ощущения


Двигательные (или кинестезические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательных ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Другая группа ощущений сообщает нам о состоянии нашего собственного тела, а также о положениях, в которых находятся его части.

Без развития движений и овладения ими невозможна никакая деятельность человека. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова важно для обучения. Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

1.3. Свойства ощущений

Каждое ощущение можно описать с помощью ряда характеристик.

– Качество – свойство, характеризующее основную информацию, позволяющее отличать один вид ощущений от других.

– Скорость – время, требуемое для отражения действия раздражителя. Как правило, громкий звук или резкий яркий свет мы ощутим гораздо быстрее, чем почувствуем какой-либо запах. Принято считать, что вкусовые ощущения возникают примерно через 50 мсек после воздействия раздражителя, а болевые – лишь спустя 370 мсек.

– Локализация – пространственная характеристика ощущений, отражающая место действия раздражителя. Ощущения отличаются как по месту локализации, так и по тому, насколько легко определяется это место. В случае воздействиях внешних раздражителей локализация происходит без проблем, в случае же, к примеру, внутренних болей точное место локализации ощущения бывает крайне сложно определить.

– Эмоциональный тон – способность вызывать положительные или отрицательные эмоции. Ощущения могут быть позитивными – приятный вкус или запах, радующая глаз картина; в то же время любое слишком сильное ощущение – резкий запах, очень яркий вкус и т. д. – может вызвать у нас негативные эмоции

– Устойчивость – длительность сохранения ощущений после воздействия раздражителя.

– Интенсивность – сила воздействия раздражителя. Зачастую интенсивность ощущения зависит от состояния воспринимающих рецепторов (так, в случае насморка интенсивность восприятия запахов может быть значительно снижена).

1.4. Пороги ощущений

Пороги определяют границы, в пределах которых могут возникать ощущения, позволяя выявить минимальную и максимальную силу раздражителя, при действии которого ощущения заметны. Величина порога зависит от типа анализатора, особенностей рецепторов и индивидуальных особенностей человека.

Минимальная величина раздражения, которая начинает вызывать заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения – такая величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или появление боли. Раздражители, сила которых ниже или выше абсолютных порогов, вызывают неосознанные ощущения. Ощущения такого вида называются подпороговыми или субсенсорными.

Величина порогов различается у разных людей. Кто-то способен различать очень тихие звуки, а другой не в состоянии услышать даже громкий шум. Тем не менее, существуют некоторые среднестатистические значения порогов. Так, в среднем человек способен воспринимать источник света в темноте на расстоянии от пятидесяти до нескольких сотен метров от себя. Человек способен воспринять звук тиканья часов на расстоянии порядка шести метров от них. Средним показателем обонятельных ощущений является способность воспринять запах духов в многокомнатной квартире.

Основываясь на экспериментальных данных Эрнста Хайнриха Вебера (1795—1878), математик Густав Теодор Фехнер (1801—1887) вывел соотношение, которое называется «законом Вебера – Фехнера»: величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности стимула.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Э. Вебер определил наличие закономерностей между воздействием раздражителей и вызываемыми ими ощущениями. В ходе исследования было доказано, что новый раздражитель должен отличаться от более раннего на величину, пропорциональную исходному раздражителю. В одном из своих экспериментов Вебер увеличивал вес, который удерживал человек с завязанными глазами. Вебер установил, что различие в весе, которое начинает замечать человек, во многом зависит от начального веса предмета. Так, человек не ощутит разницу, если к килограммовому весу добавить несколько грамм. Экспериментальным путем было установлено, что среднестатистический человек заметит разницу при увеличении веса на три процента. Например, при начальном весе в 1 кг человек ощутит прирост при весе, равный 33 гр. При увеличении или уменьшении веса пропорция сохраняется: при весе 2 кг человек ощутит различие при увеличении веса на 66 гр. В ходе ряда исследований было выявлено, что подобная закономерность характерна и для других видов ощущений.

На основе этих исследований Вебера немецкий ученый Густав Фехнер в 1860 г. сформулировал «основной психофизический закон»:



где p – сила ощущения,

k – константа,

S – начальный раздражитель,

So – минимальный требуемый для появления ощущения раздражитель.

Сложный на первый взгляд закон вполне соответствует житейским наблюдениям. Например, если во время концерта играет один музыкальный инструмент, то вступление в партию второго будет сразу же услышано зрителями. На фоне же большого оркестра и десятков инструментов присоединение к партии еще одного инструмента не будет так заметно.


Дифференциальный (разностный) порог – это минимальное различие между сигналами, которое позволяет человеку уловить разницу между ними.

Данный показатель позволяет определить, какую часть первоначальной силы раздражителя надо изменить, чтобы получить заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100, силы звука – 1/10, вкусовых воздействий – 1/5.

Ощущения характеризуются тем, что человек в состоянии к ним адаптироваться. С течением времени или с помощью тренировок интенсивность ощущений может понижаться или повышаться.


Сенсорная адаптация – изменение порогов ощущений, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Примером негативного эффекта адаптации можно считать временную или полную утрату одного из ощущений. Проведя длительное время в темноте, человек с трудом адаптируется к яркому свету. Находясь в закрытом помещении с резким запахом, человек может потерять восприимчивость к другим запахам. Длительное воздействие экстремальных шумов приводит к потере слуха.

Адаптация имеет и позитивный эффект – люди с музыкальным слухом способны различать звуки различных высот, натренированное зрение позволяет хорошо видеть как при дневном свете, так и ночью, развитое обоняние позволяет воспринимать даже самые тонкие запахи. Стоит заметить, что адаптация различается в зависимости от типа ощущений. Зрительная адаптация требует значительно большего времени, нежели адаптация слуховая. Если мы выйдем из темной звукоизолированной комнаты, то сначала у нас восстановится слух, а уже затем – зрение.


Сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительность) называется повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия различных раздражителей. За счет сенсибилизации у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения. Сенсибилизация может носить долговременный характер и развиваться под действием целенаправленной или неосознаваемой тренировки. Кратковременный характер сенсибилизации возможен в случае приема каких-либо препаратов или в экстренных ситуациях, в которых у человека обостряются все чувства.


Синестезией называется возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Например, при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. У знаменитого композитора Николая Римского-Корсакова была синестезия, при которой он связывал клавиши фортепиано с разными цветами:



Распространенной формой синестезии является возникновение цветовых ощущений при восприятии букв и цифр.



При этом связь тех или иных цветов с буквами алфавита может различаться у разных людей. Несмотря на то что число людей с синестезией точно не установлено, некоторые исследования показывают, что такая связь между раздражителями может иметься примерно у каждого двадцатого человека.

Среди известных персон с синестезией можно выделить композитора и пианиста Дьюка Элингтона, лауреата нобелевской премии по физике Ричарда Файнмена (в большинстве отечественной литературы называемого Фейнманом), композитора Франца Листа, писателя Владимира Набокова, художника Василия Кандинского, писателя Виктора Гюго и т. д.


ЛИТЕРАТУРА


1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.

2. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т. – Т.1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – Т.2.: Проблемы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – Т.1. – М.: Мир, 1996.

5. Линдсей Л., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. Пер. с англ. / Под ред. А. Р. Лурия. – М.: Мир, 1974.

6. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. – Кн.1: Общие основы психологии. 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

8. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1999.

10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.

Глава 2. Восприятие

2.1. Восприятие как процесс

Восприятие – отражение в сознании человека предметов, ситуаций и явлений, воздействующих на рецепторы органов чувств. Для восприятия недостаточно лишь факта наличия органов чувств: в отличие от ощущения восприятие предполагает особую активность, направленную на постоянный поиск информации и уточнение отражаемых в сознании образов предметов, явлений и ситуаций. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности. Восприятие как более сложный активный психический процесс, связанный с деятельностью человека, включает в себя ощущение и основывается на нем.

Основными свойствами восприятия являются.

1. Константность – относительная постоянность образа, свойств предметов при изменении условий их восприятия. Человек воспринимает качества объектов (их величину, форму, цвет) относительно постоянными, вне зависимости от расстояния до воспринимаемого предмета, угла восприятия, степени освещенности и т. д. Известный нам предмет будет казаться нам таким же даже при значительных изменениях. К примеру, большая красная пожарная машина всегда будет восприниматься нами таковой, вне зависимости от того, стоим мы с ней рядом или видим ее издалека. Еще один пример: если вытянуть одну руку, а вторую оставить на небольшом расстоянии от глаз, то ладони будут восприниматься как равные, несмотря на разницу в расстоянии до них.

3. Целостность – внутренняя мысленная достройка некоторых частей объекта до целостного образа. Различные объекты и ситуации воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части в данный момент не могут быть наблюдаемы. Человек в состоянии завершать образ предмета до нужной формы, объединяя отдельные, разрозненные части объекта в знакомый ему образ. Например, мы достраиваем образ товара, находящегося в непрозрачной упаковке; читая книгу, мы воспринимаем на набор отдельных букв, а предложения, связанные в текст.

Исходя из преобладания того или иного анализатора выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятие.

Существует еще одна разновидность классификации, в которой выделяют три основных вида восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

2.2. Восприятие пространства

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины предметов, их взаимного расположения, а также расстояния до предметов и между ними.

С помощью зрения мы отмечаем основные детали окружающих нас объектов или предметов, их характерные признаки. Определяющее значение при восприятии формы предметов играют движения глаз, направленные на определение контуров предметов.

Целостность восприятия предметов достигается благодаря основным законам восприятия, сформулированным в рамках гештальт-психологии.

1. Закон фигуры и фона. Воспринимаемые человеком предметы всегда осознаются им как некоторые фигуры, выделяющиеся на том или ином фоне. Человек воспринимает фигуру как некоторое замкнутое целое, расположенное впереди фона.

Лучшей иллюстрацией этого закона служит «ваза Рубина».



Знаменитая картина, часто использующая для объяснения концепции фигуры и фона, была разработана датским психологом Эдгаром Рубином (1886—1951) примерно в 1915 г. и впервые представлена в книге Рубина «Зрительные фигуры» (Synsoplevede Figurer).

В зависимости от того, какой цвет – черный или белый – является фигурой (выдвигается на передний план) или фоном (уходит на задний план), наш мозг интерпретирует картинку в виде двух разных изображений. Зачастую сложно, а иногда и невозможно воспринимать оба изображения одновременно, без переключения с одного на другое.

Иллюстрацией с оптической иллюзией фигуры и фона является, кстати, национальный флаг Канады.



2. Принцип близости. Предметы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Чем ближе друг к другу располагаются те или иные элементы, тем больше вероятность воспринять их как единый образ.

На приведенном ниже рисунке можно увидеть десять объектов, которые мы в силу принципа близости склонны воспринимать как три отдельные группы.



3. Принцип схожести. Имеют тенденцию восприниматься вместе однородные стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме. В единую структуру нами относятся объекты, обладающие симметрией или периодичностью.

Оценивая представленную ниже картинку, мы скорее воспринимаем пять строк, нежели пять столбцов.



4. Принцип замкнутости. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Видя фрагментарное изображение или слыша обрывочную фразу, человек всегда будет стараться дополнить недостающие детали воспринимаемого объекта.

На приведенном рисунке мы видим ромб и окружность, несмотря на то что изображение в целом не завершено.



В восприятии величины предметов значительную роль играют параметры его изображения на сетчатке глаза. Чем больше оказывается изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется сам предмет. При рассматривании близких предметов кривизна хрусталика увеличивается, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Зрительное восприятие пространства различается в зависимости от того, осуществляется ли оно одним глазом (монокулярно) или двумя глазами (бинокулярно).

Существуют два механизма изменения в работе глаз для настройки четкого видения предметов на различном удалении – аккомодация и конвергенция.


Аккомодация (от лат. accommodatio – приспособление) – изменение кривизны хрусталика при взгляде на близкие и отдаленные объекты или их детали, что достигается за счет сокращения или расслабления цилиарной мышцы глаза. Когда цилиарная мышца находится в расслабленном состоянии, прикрепленный к цилиарному телу ресничный поясок натягивается и хрусталик уплощается. В таком состоянии глаз может увидеть предметы, расположенные на удаленном от него расстоянии. Чтобы рассмотреть предметы, расположенные вблизи, хрусталик становится более выпуклым. Теоретическое обоснование аккомодации глаза дали английский физик Томас Юнг (1773—1829) и немецкий физиолог Герман Гельмгольц (1821—1894).


Конвергенция (от лат. convergo – сближаю) – сведение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов.

Восприятие величины предметов действует в определенных пределах: 5—6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.

2.3. Восприятие движения

Восприятие движения позволяет отразить изменения в том положении, которое объекты занимают в пространстве. Направление движения оценивается по перемещению изображения объекта на сетчатке, а также исходя из того, каким образом работают мышцы глаз при наблюдении за движением объекта.

Загрузка...