Человеку нужен человек…
Люди сделаны из людей. Психологические проблемы, как правило, – это проблемы отношений. Как писал известный психотерапевт Ирвин Ялом, психическое здоровье является продолжением здоровых межличностных отношений. В случае патологии также довольно четко заметен след проблемных отношений. Нельзя не согласиться и с психоаналитиком Гарри Салливаном, который утверждал, что вся психопатология интерперсональна. В связи с этим и психотерапия интерперсональна – и в своих целях, и в своих средствах.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, «вплетен» в ткань межличностных отношений, среди которых особую «нагруженность» имеют отношения с близкими людьми. Близкие люди – это те, с кем человек связан кровнородственными связями-отношениями. В течение своей жизни он проходит ряд важных этапов, каждый из которых характеризуется особой спецификой отношений с этими близкими людьми, для которых в теории объектных отношений существует свое определение – значимые.
Именно эти близкие, значимые люди вносят основной вклад в формирование личности. Не всегда этот вклад оказывает положительное влияние на развитие личности вне зависимости от намерений вкладчиков. Чаще всего как раз «идеальные родители» со своими благими намерениями и создают большие проблемы для своих детей, разрешением которых и занимаются в итоге психологи и психотерапевты.
Психологические проблемы, с которыми впоследствии сталкивается ребенок в своей уже взрослой жизни, нередко «родом из детства» и напрямую являются результатом дисфункциональных детско-родительских отношений. Во взрослом возрасте это может проявиться в проблемных отношениях с окружающими, в первую очередь в плане близости. О такого рода негативных вкладах родителей и их последующем влиянии на жизнь ребенка и повествует эта книга.
Одним из проявлений проблемной близости являются эмоционально зависимые отношения. Цель данной книги – описать феномен эмоциональной зависимости – как он формируется и проявляется в отношениях между близкими людьми.
• Что такое эмоциональная зависимость?
• В чем ее отличия от других форм зависимости?
• В каких формах псевдоблизости она живет?
• Каковы причины ее формирования?
• Каковы ее механизмы развития?
• Какова роль родителей в формировании эмоционально зависимых отношений?
• Какие существуют возможные варианты ее преодоления?
Вот основной перечень вопросов, на которые можно найти ответы в этой книге.
Во «Введении…» разводятся феномены близости и слияния. Слияние описывается как форма нарушенной близости – псевдоблизость. Здесь представлен общий взгляд на эмоционально зависимые отношения, в основе формирования которых лежит процесс нарушения сепарации от значимых близких людей. В качестве основного механизма формирования эмоциональной зависимости рассматривается механизм слияния.
В главе «Родительские следы» описываются механизмы формирования эмоциональной зависимости в детско-родительских отношениях. Рассмотрены основные формы нарушения близости в отношениях «взрослый – ребенок».
Глава «Ловушки комплементарных отношений» посвящена формам проявления эмоционально зависимых отношений в паре и описанию тех эмоциональных и ментальных ловушек зависимости, в которые попадают взрослые люди.
Пути решения проблемы эмоциональной зависимости представлены в главах «Как накормить внутреннего ребенка?» и «Расстаться, чтобы жить».
Глава «Психотерапевтические истории» содержит иллюстрации описываемого в книге феномена нарушения близости на примере реальных психотерапевтических и сказочных историй и психотерапевтическую работу с такого рода проблемами.
Для кого эта книга?
Для психотерапевтов, работающих с проблемами в отношениях, проявляющихся в различных формах зависимого поведения.
Для всех, кто хочет лучше понимать себя и своего партнера по отношениям, распознавать свои ловушки зависимости и учиться строить по-настоящему близкие отношения с детьми и в паре. Возможно, прочитав эту книгу, вы узнаете в ней себя или своего партнера, и она станет триггером для ваших изменений.
Книга явилась результатом рефлексивного анализа автором своего многолетнего психотерапевтического опыта в области работы с клиентами, обращающимися с проблемой эмоциональной зависимости в отношениях – детско-родительских и в паре. Она написана не как монография по данной теме. Это скорее ряд статей, объединенных общей темой, нанизанных на общую нить – эмоциональную зависимость, с разных сторон раскрывающих этот феномен. Поэтому ее можно читать как по порядку, так и с любого места. Книга также содержит большое количество практических рекомендаций как для психотерапевтов, работающих с проблемами зависимости в отношениях, так и для потенциальных клиентов, стремящихся улучшить свои отношения с близкими людьми.