«Ускорение» времени, нарастание количественных и качественных изменений во всех сферах человеческой деятельности не оставляют сомнений, что мир находится на пороге глобальных перемен и трансформаций социального бытия. В данных обстоятельствах актуализируется потребность в повышении степени понимания происходящих процессов, прогнозировании изменений и выработке адекватных мер воздействия на ход событий. Именно умение понимать происходящее, предвидеть грядущее, распознавать тенденции и тренды и, в конечном итоге, давать адекватный ответ на внешние и внутренние вызовы и угрозы является залогом самосохранения социальных систем.
Социальное прогнозирование, как научная познавательная деятельность, находится в непрерывном развитии. В постоянном совершенствовании и уточнении нуждается ее категориальный аппарат и методология. Результаты социального прогнозирования с необходимостью задаются философско-мировоззренческими установками, на основании которых подбирается и используется соответствующая научная теория и методология, подбираются источники информации. Ключевое значение при прогнозировании будущих состояний имеют философско-мировоззренческие основания, на которых разрабатываются социальные прогнозы. Феномен предзаданности прогноза структурными элементами мировоззрения и методологией исследования позволяет выстраивать между ними прямую и обратную взаимосвязь.
Социально-философское прогнозирование не может и не ставит целью детально предсказать социальное будущее, однако, социальный прогноз, как информационный продукт, способен оказывать серьезное воздействие на общественное сознание, активно формировать представления о перспективах развития социума, страны, цивилизации, тем самым программировать соответствующие модели поведения, принятие тех или иных управленческих решений.
Прогнозы создаются исследователями, сформировавшимися в определенном типе социальной среды, в этом смысле, любой прогноз – это продукт деятельности (производное) конкретного социума. Социальные прогнозы могут оказать значительное влияние на убеждения и представления людей и становиться программой действий как для отдельных личностей, так для целых стран и народов. Например, выполненные на мировоззренческих основаниях алармизма прогнозы Римского клуба отразились на общем ходе мирового технологического развития, запустили новые тренды в промышленности, подтолкнули мировую общественность к пересмотру отношения к окружающей среде на планете Земля. Прогнозы относительно последствий тотального ядерного конфликта на долгое время убрали с мировой повестки милитаристскую риторику между членами ядерного клуба.
Следует отметить, что каждой стадии социального развития присущ свой тип рациональности и, соответственно, своя методология познания будущего. Древние пророчества и предсказания, полученные при помощи ненаучных методов, для людей своего времени выполняли те же функции и влекли те же социальные последствия, которые выполняют научные прогнозы в современном обществе.
В условиях постоянного усложнения структурных характеристик социальных систем и повышения цены ошибок при принятии управленческих решений актуализируется потребность в понимании потенциальных возможностей социального настоящего и в научно обоснованных представлениях о возможных перспективах для осознанного выбора оптимальных путей достижения желаемых состояний.
Каждый субъект мировых отношений может прогнозировать собственное будущее и выбирать наиболее предпочтительные для себя варианты развития. И в этой связи перед социальными системами встает вопрос образа будущего, достижение которого будет желаемым, стремление к которому может стать мобилизующей силой и объединительной целью для социума. Вполне объяснимо, что более конкурентоспособная и сильная социальная система (культура, цивилизация, государство) имеет больше шансов на претворение в жизнь предпочтительного будущего и недопущение реализации нежелательных вариантов.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей необходимостью в понимании сути происходящих социальных процессов, предвидения предстоящих изменений и, наконец, влияния на ход общественного развития путем осознанного выбора желаемых перспектив. На социальную прогностику возлагаются особые надежды, связанные со способностью объяснять и предсказывать социальные сдвиги и системные трансформации, предупреждать общество о грозящих опасностях и катаклизмах, а также вырабатывать рекомендации по предпочтительным направлениям социального развития.
Предсказание качественных изменений грядущих состояний является отправным пунктом в познании будущего, в том смысле, в котором будущее означает состояние социальной реальности, отличное от состояния социальной реальности настоящего. Характерным состоянием современных социальных систем становится их перманентный кризис. Предсказание качественных системных изменений было и остается проблемным местом социальной прогностики, что требует ее выведения на более высокий уровень научно-теоретического осмысления и практического применения.
В работе проводится философское осмысление теоретических и практических основ социального прогнозирования, экспликация основных понятий и категорий, выбор философской методологии, анализ концептуальных образов будущего, полученных на основании социально-философских теорий. В качестве философско-методологических оснований социального прогнозирования в настоящей работе рассмотрены: формационная теория, концепция локальных цивилизаций, мир-системный анализ, концепция постиндустриального общества. Особое место в исследовании занимает осмысление и анализ социально-философской категории «образ будущего», которая является базовым компонентом исследования.
В процессе критического осмысления социально-философских концепций определяются основные тенденции социальной динамики, выделяется общее и особенное концептуальных прогнозных положений. На основе логики исследованных философско-методологических оснований социального прогнозирования производится экспликация возможного образа социального будущего Беларуси на ближне-, средне- и дальнесрочную перспективу.