Все дети разные, и сочетание их особенностей с обстоятельствами жизни необходимо учитывать при выборе школы – ее стиля, уровня нагрузки, удаленности от дома. В этой главе мы хотим поговорить о детях с речевыми нарушениями, «медленных» и «быстрых» детях, об одаренных и, наоборот, о тех, кто идет с отставанием в развитии.
Когда речь идет о детях с особенностями, крайне важно не сравнивать их с обычными и уж тем более с опережающими. А это часто происходит, особенно в семьях, где первый ребенок был как раз таким опережающим, а второй – обычный или даже отстающий.
Второе, что стоит понять: обычная массовая школа – это джунгли, где выживает тот, кто может выжить. И это, с одной стороны, хорошо, потому что готовит ребенка к дальнейшей жизни. Но выживать в джунглях способны не все, а школа вообще не ставит перед собой задачи создать комфортные условия для всех. Поэтому хорошо чувствуют себя в школе, нормально адаптируются и без особых сложностей двигаются по программе примерно 20–25% детей. А какому количеству детей в школе реально тяжело, посчитать сложно, потому что сегрегация и, я бы даже сказала, маргинализация детей, по каким-то причинам не вписывающихся в коллектив, начинается очень рано.
Это касается массовых государственных школ. В частных своя специфика. Моя старшая дочь, которая училась в частной школе с первого класса и сейчас работает в частной школе, убеждена, что в такой школе детей учить нельзя, потому что там созданы тепличные условия, никак не связанные с реальной жизнью. Ученики частных школ живут параллельно остальному социуму. Дочь это знает не понаслышке. Поступив в университет, она сказала: «Мама, я даже не знала, что такие люди, как те, которые теперь учатся со мной, бывают в природе». Этот фактор стоит учитывать, если вы думаете о том, чтобы не идти в массовую школу из-за особенностей вашего ребенка.
В школах, специально приспособленных под нужды тех или иных особых детей, обычно ученики отдельно учатся, отдельно живут, ездят в свои же лагеря, общаются только со своим кругом. Дети, которые закончили такую школу, часто остаются в ней работать. Образуется замкнутый цикл. Следующее поколение проходит по тому же кругу – у некоторых школ даже есть специальные коттеджные поселки, где живут сотрудники и ученики. Фактически – замкнутое сообщество. Возможно, это способ выживания особых детей и взрослых, но у него есть свои минусы. Принимая решение о «другой» школе для вашего особенного ребенка, учитывайте и эти факторы.
Начнем с тех детей, которые хотя и требуют много внимания, чаще всего, наоборот, выпадают из зоны интереса родителей, – это «речевые» дети, или дети с логопедическими особенностями. В число таких особенностей входят: позднее начало говорения, особенности произношения, темпа речи, построения фраз. Общее недоразвитие речи может быть частью глобальных неврологических нарушений или нарушений психического развития, но может быть и абсолютно отдельным явлением. Сами по себе особенности речевого развития еще не заболевание, их наличие значит, что у ребенка недостаточно функционируют определенные части мозга. «Речевые» дети – основная категория дошкольников, которая перед школой требует особой заботы и внимания.
Первый, самый ранний симптом: все вокруг уже говорят, а он еще нет. Еще один признак: чтобы выразить себя, ребенок трех-четырех лет пользуется мимикой и заменителями слов – междометиями, интонацией, жестами. О речевых нарушениях говорит также и то, что он с трудом может объяснить свои желания, затрудняется в коммуникации во время игры с ровесниками и переходит к дракам или, наоборот, уходит от ситуации. Еще такой ребенок обычно отказывается пересказывать свои впечатления, они у него очень краткие. И вообще, если речь ребенка в целом отличается по темпу, ровности и наполненности от того, что вы видите у его сверстников, – это повод задуматься.
Но надо сказать, что речь мальчиков и девочек различается. Девочки в целом более экспрессивны и многословны. Мальчики высказываются сдержаннее и более кратко. Тем не менее и у тех, и у других проблемы с речевым развитием проявляются примерно одинаково. Если у вас есть сомнения относительно своего ребенка, найдите в интернете логопедические тесты и предложите ему их пройти. Там простые задания – построить фразу, составить рассказ по картинке. У ребенка без речевых особенностей это не вызывает затруднений – он легко составит рассказ не из четырех, а из двадцати четырех предложений по картинке, да еще придумает продолжение, а «логопедический» ребенок будет долго стараться, потратит много сил и времени, и вы увидите, что ему действительно сложно.
Дети, которые легко начинают читать сами и без особенной помощи, как правило, не имеют проблем с фонематическим слухом и с восприятием на слух. Но если чтение ребенку тяжело дается в шесть-семь лет, это почти всегда показатель того, что есть особенности логопедического рода. Самое время позвать специалиста и оценить, в чем проблема, а не учить читать со слезами и криками.
Есть дети, которые в полтора года уже говорят, а есть дети, которые в два года мычат, у них три слова в словарном запасе. На это нужно обращать внимание, но у нас тема речевых патологий не популяризована. У нас многие знают про синдром дефицита внимания, который ставят всем подряд – и, в частности, «речевым» детям, хотя это не синдром дефицита внимания, а особенности восприятия на слух, – но мало знают про логопедию.
При этом надо отличать реальную патологию от особенностей звукопроизношения – так называемой звуковки, когда, например, у ребенка западают сонорные звуки – «р» и «л» – или несовершенные шипящие, свистящие. Звуковка есть примерно у 70% детей, и это легко исправляется короткими сериями занятий у логопеда. А есть дети, которым сложно строить фразу, у них проблема со словесным выражением своих впечатлений, они не могут пересказать простой сюжет, у них не тот темп речи, а некоторым вообще сложно говорить, у них будто каша во рту.
«Речевые» дети, как правило, очень поздно попадают в зону внимания специалистов. Ведь как у нас устроена стандартная медицинская помощь? В два и в три года ребенка водят к логопеду и неврологу, и они обычно ничего не находят или ставят подозрение на задержку развития речи, и на этом все заканчивается. После трех лет массовое обследование психолога и логопеда дети не проходят – это не входит в обычный соцпакет. Поэтому логопедические проблемы часто запускают, особенно если это первый ребенок в семье и родители не супервнимательны к таким вещам.
К тому же у «речевых» детей часто есть другие компенсирующие особенности – скажем, ребенок отлично собирает пазлы, или очень долго слушает книжки, или замечательно рисует и вообще выглядит очень умным и внимательным, и родители не понимают, что, несмотря на это, у него есть серьезнейший комплекс проблем, которые ему потом помешают учиться. Например, он в четыре года собирает пазл из 120 кусков, и поэтому никто как бы не замечает, что он при этом не может формулировать свои мысли и связно высказываться, не способен построить рассказ из трех-четырех фраз, а поскольку все остальное работает хорошо, это не воспринимают всерьез и говорят: «Он скоро заговорит, скоро разговорится». Или: «У нас в семье все мужчины начинали говорить после трех лет». Да, возможно, что в семье так и было, но тогда в начальной школе не было такой усложненной программы и не было таких барьеров при поступлении. А сейчас «речевой» ребенок, попадая в школу, оказывается в очень невыигрышной ситуации.
Поэтому если в два – два с половиной года не появилась фразовая речь – это повод, чтобы начать занятия с логопедом. И если вы читаете эту книгу поздно и ребенку уже пять или шесть лет и пора поступать на подготовку или выбирать школу, значит, занятия ребенка с логопедом должны быть системными, интенсивными и, возможно, должны проводиться в каком-то специализированном государственном центре. Речевые особенности сами по себе либо не проходят совсем, либо проходят очень медленно, мешая ребенку развиваться и создавая для него серьезные помехи в школьном обучении.
Кроме того, речевые особенности часто не замечаются родителями, потому что в нашем с вами детстве профессий «логопед» и «нейропсихолог» не было. Когда нынешнее и предыдущие поколения родителей шли в школу, эти дети с их непролеченными речевыми патологиями и – как следствие – патологиями внимания становились просто двоечниками. Сейчас ситуация другая, и родителям следует понимать, что от того, как у ребенка стартовала речь, в дальнейшем будет зависеть значительная часть его образовательной траектории. Если речь поздняя, если она с особенностями, если ребенок к трем с половиной годам не говорит легко и свободно на одном языке (в случае с билингвами, скажем, в 3,7–3,8) – это ситуации, которые требуют особого внимания, вложения сил и времени, причем не только родительских, но и профессиональных. Не стоит думать, что если у вас «речевой» ребенок, то вы перед выбором школы сделаете два легких движения и его подготовите – этого не будет. «Речевые» дети требуют либо долговременной и медленной заботы, либо выбора школы, у которой нет определенных критериев готовности. Поэтому, если вы рано не займетесь «речевым» ребенком, у вас будет совершенно другое меню выбора школы.
Особенности речи означают не только то, что он будет медленнее отвечать, но и то, что он будет хуже воспринимать речь на слух, это обычно связанные вещи. Он не в состоянии вычленить в быстрой речи смысловые блоки. И значительная часть невнимательных учеников начальной школы – это дети, которые не были пролечены логопедически. С ними вовремя не позанимались – и они пытались слушать и понимать, но у них не получалось, поэтому они уже и не пытаются. Им нужно прилагать очень большие усилия, чтобы понять, что им говорят. А кроме того, у таких детей могут начаться проблемы с социальными контактами, потому что они и в общении с ровесниками тоже не могут сформулировать быстро, качественно, адекватно то, что они хотят сказать.
Речевые особенности также очень сильно влияют на процесс освоения письменной речи и на грамотность. Психологи глобально выделяют два типа интеллекта: вербальный и невербальный. Речевые особенности повлияют на весь вербальный интеллект – и на способность воспринимать текст на слух, и на способности анализировать, читать, писать. Обычно у детей, которые сложно начинают читать и имеют особенности фонематического слуха, потом очень плохо с диктантами. И не потому, что ребенок не старается или не учит словарные слова, а потому, что у него при переводе устной речи в письменную возникают трудности. Есть педагогические системы, где это вообще не составляет проблемы – например, вальдорфская педагогика: она просто ждет, когда у ребенка дозреет способность восприятия грамматических конструкций и когда он поймет, что правила русского языка влияют на то, что он пишет. Спустя какое-то время он перестает писать как слышит и начинает писать в соответствии с правилами. А обычная школа сразу ставит низкие оценки, и ребенок уже со второго класса оказывается в зоне неуспешности.
Сегодня во многих школах есть логопеды, но я думаю, что действительно «речевому» ребенку они не могут дать тот объем помощи, в котором он нуждается. Если бы логопедов было по три на каждую школу, это было бы возможно, но обычно специалисту не хватает времени на помощь всем «речевым» детям. А если вы идете в школу, где на входе есть фильтры, то «речевого» ребенка в нее, скорее всего, не примут, потому что никто не любит учить детей с особенностями развития. Такие школы их просто не берут – если, конечно, могут.
Способность выражать свои мысли словами пригодится человеку и вне зависимости от школы. С высокой вероятностью такой ребенок не только поздно заговорил и сложно освоил грамотность, но и вообще не читает активно до 15–16 лет. Он не будет читать сам по выбору – только под огромным внешним нажимом. И дело не в том, что родители его как-то не так воспитывают, а в том, что у ребенка речевые трудности, которые он сам преодолеть не может. И напротив – если вы находите специалиста или какой-то центр (конечно, лучше это делать бесплатно – это большие объемы часов работы логопеда), то буквально через три-четыре месяца вы увидите, что ребенок начал связно строить фразу, что он ухватил что-то, что раньше не ухватывал сам, что у него изменился словарный запас, он начал правильно употреблять прилагательные, наречия, предлоги. Это как музыкальный или спортивный навык, его можно выработать. К сожалению, важность такой коррекции часто недооценивают.
Про «медленного» ребенка можно писать отдельную книгу, рассказывая о его особенности в каждом возрасте и о том, как у него все устроено и что с этим делать. В рамках нашей книги важно знать вот что. У разных взрослых и детей на одни и те же задачи уходит совершенно разное количество времени и сил. Медленность ребенка никак не связана ни с воспитанием, ни с методиками, которые к нему применяются, ни со взглядами родителей, хотя что-то может усугубляться не подходящей ему системой воспитания. Но в целом медленность – это то, что просто дано в условии задачи.
Обычно «медленных» детей можно отследить уже в младенчестве, но если это первенец и родителям не с кем его сравнивать, они до поры до времени этого не замечают. В год-полтора, когда такой ребенок выходит на детскую площадку, его уже можно отличить от ровесников. А чем старше он становится, тем виднее его отличия по скорости.
У «медленного» ребенка медленное все. Он медленно жует и медленно глотает. Он медленно переводит взгляд. У него могут быть значительные отличия от среднестатистического темпа речи – при этом логопедических трудностей нет. У него речь в принципе беспроблемная, но более медленная, темп произнесения слов другой, паузы больше. Это чисто физиологическая особенность. Если сделать такому ребенку энцефалограмму, будет видна пауза, интервал между стимулом и возникновением реакции. У них как бы запаздывает ответ. Эти дети живут в мире, где все несутся с огромной скоростью, и они все время за всеми не успевают.
Медленность не помеха интеллектуальному развитию, если родители сумели ее учитывать с раннего детства. К сожалению, эта особенность очень часто не принимается взрослыми. Им кажется, что можно как-то ребенка ускорить. И он действительно ускоряется с возрастом – чем старше, тем быстрее, но это связано не с усилиями взрослых. Дело в том, что в нервной системе к шести годам заканчивается процесс миелинизации – покрытия миелиновой оболочкой нервных волокон. Эта оболочка – изоляция наших нервов. И как по изолированному проводу ток течет быстрее, чем по неизолированному, так и по миелинизированному волокну сигнал проходит быстрее. Но все равно даже в конце миелинизации «медленные» дети отличаются от остальных. И ускорить физиологический процесс миелинизации нервных волокон по собственному желанию мы не можем, как бы ни старались, ни ругали и ни поощряли.
Что чем больше его торопишь и дергаешь, тем сильнее он замедляется. Это основное ключевое знание о нем, которое нужно усвоить и потом не забывать и при подготовке к школе, и в начальной школе, потому что это не меняется даже у взрослых людей: поторапливание их отбрасывает к стартовой точке. И это особенно сильно проявляется, когда их прерывают. Например, «медленный» ребенок медленно рассказывает вам, что он понял по тому или иному предмету. Вы ему говорите: «Давай быстрей». «Медленного» ребенка это вернет к началу рассказа.
Классический пример того, как это выглядит в школе: «медленный» умный ребенок на вопрос учителя, подумав, отвечает так: «Эту задачу можно решить тремя способами. Первый способ такой-то (и начинает его медленно излагать). Второй способ такой-то…» – «Так, Иванов, давай уже быстрее, говори, что там у тебя дальше». А ребенок в ответ: «Эту задачу можно решить тремя способами. Первый способ такой-то…» Это не его выбор и не издевательство над взрослым – это его тип реакции на обрыв: «медленные» дети реагируют тем, что они возвращаются к старту и снова идут медленными шагами по ступенькам своего рассуждения.
У «медленного» дошкольника нет двухканального внимания. Это еще одно его важное свойство, о котором надо знать. «Медленные» дети не могут качественно заниматься двумя делами одновременно: не могут слушать и писать, есть и слушать, смотреть и есть. Эти дети абсолютно не многозадачны в принципе. Это часто те редкие дети, которые очень спокойны и могут хорошо играть сами – обычно они довольно интровертированы, у них хорошо развита фантазия, богатый внутренний мир, и уже в три-четыре года они могут занимать себя какими-то собственными мыслями. При высокой мотивации «медленный» ребенок может «ускориться» – например, быстро собраться в кино. При этом он, конечно, окажется в состоянии стресса, но стресс этот будет позитивным, мобилизующим.
Эту ситуацию легко пережить, если родитель тоже «медленный», но такое встречается редко. С «медленными» детьми прекрасно обходятся не самые молодые бабушки, у которых тоже по своим причинам замедленный темп, они уже не пытаются все успеть и спокойно могут подождать. С ними более комфортно.
С «медленными» детьми все хорошо, пока не начинаешь их вписывать в жесткие внешние ритмы. Быстро собраться в сад, быстро выйти из сада, быстро побежать на тестирование – они на это физиологически не способны. А если их поторапливать, накапливаются открытые окна задач, и это делает ситуацию абсолютно стрессовой, ребенок из нее выпадает.
Ближе к шести-семи годам с этим ребенком можно начинать разговаривать про его медленность, про то, что с этим делать, но до этого – только ее учитывать.
В Хельсинки есть музей, где вся мебель в несколько раз больше стандартной. Взрослый человек, заходя туда, оказывается в ситуации ребенка-дошкольника: кресло, на которое нельзя залезть, стол, который почти с тебя ростом, поэтому на нем ничего не видно, диван, на который надо еще постараться забраться, и так далее. Когда там находишься, вспоминаешь себя маленького. Так же и с «медленным» ребенком – хорошо бы понять, каково ему, искусственно создав себе такую ситуацию. Возможно, вы знаете кого-то из взрослых, кто сильно быстрее вас. Возможно, вы оказывались в ситуации, когда количество задач было выше вашей индивидуальной нормы. Чтобы понимать «медленного» ребенка, нужно либо читать воспоминания, либо вспоминать себя, если вы тоже были «медленным», и воссоздавать в себе детские ощущения. Поищите родственника, который похож на вашего «медленного» ребенка, и возьмите у него углубленное интервью. Спросите его, как он чувствовал себя в детстве, сколько времени делал уроки. Попытайтесь соприкоснуться с миром «медленного» ребенка. Это не обязательно должен быть мужчина – есть «медленные» женщины и девочки, такие хрупкие цветочки.
Главная стратегия с «медленным» ребенком и до школы, и в начальной школе – ожидание того, что он дозреет.