Александр Наумович Тубельский утверждал, что уклад школы – это важнейшая часть содержания образования. Уклад в не меньшей степени определяет образование, чем перечень учебных предметов, образовательные области, объём изученного материала и т. п.
Если же говорить о детском саде, то здесь объём изученного материала и вовсе уходит на второй план, становится второстепенным. Это отражено и в новом Стандарте дошкольного образования: целевые ориентиры могут быть достигнуты в самых разных культурных областях, а условия организации образования важнее предметного содержания обучения.
Получается, что уклад жизни детского сада суть его содержание образования.
Уклад образовательного пространства сложен и многомерен как сама жизнь, он глубже уровня осознанности и всегда будет оставаться недоопределённым. Мы пользуемся понятием «традиции», как единицы уклада, сохраняющей все его характеристики.
С одной стороны, традиции осознаются взрослыми и детьми, с другой – это кусочек жизни, со свойственной жизни многогранностью, сложностью, неуловимостью.
Нам важно, что традиция живёт – складывается, видоизменяется и отмирает – естественным образом. Мы можем это наблюдать, исследовать и влиять на характер наших традиций, на общий уклад жизни.
Для нас в этом заключается механизм развития образовательной практики: наблюдение феномена уклада жизни детского сада, обобщение и соотнесение действующих в различных образовательных пространствах традиций, правил, методов и приёмов, выделение заложенных в них норм, соотнесение этих норм с принципами и задачами образовательной практики, с целевыми ориентирами развития детей.
Значим и другой тип движения: переоценка ценностей, корректировка принципов и задач, поиск новых средств и расширение содержания образования втягиванием новых предметностей культуры.
Поэтому мы говорим, что в нашем детском саду образовательным процессом оказывается сама пространственная организация, которая складывается из образовательных подпространств. Эти подпространства можно разделить на три вида:
1. Образовательные пространства групп.
2. «Предметностные» (не предметные, а именно предметностные – имеется в виду предметность культуры или культурной практики) образовательные пространства.
3. Образовательные пространства «общего поля».
Соответствующим образом, в трёх частях, представлено и содержание нашей книги.
В образовательных пространствах групп за единицу рассмотрения (единицу уклада) удобно брать повседневные традиции. В пространстве общего поля – традиции праздников и событий годового ритма. А в «предметностных» пространствах – занятие.
В нашем саду нет почасовых планов, подробных указаний «что и когда делать». Контроль больше внутренний: соотнесение своей педагогики с общим пониманием ценностей, которое мы вырабатываем все вместе.
Мы вместе вырабатываем принципы, понимание того, что для нас ценно – и в зависимости от этого у каждого появляются свои внутренние критерии, собственные пути на основе общих ценностей.
Ведь если вам предлагают что-то чуждое, то вы закроетесь и выполните порученные обязанности формально, отчасти бездумно. Если ваши планы не интересны вам самим, то они не будут интересны и детям. А если вы раскроетесь в своих увлечениях, тогда передадите детям и свой интерес, и радость, и внутреннее спокойствие, уверенность в удачу.
Группы детского сада живут в одинаковых условиях и большинство из них разновозрастные. Но в этих «одинаковых» группах работают разные люди. Они имеют право оставаться разными, самими собой, находить свой интерес и раскрываться так, как они хотят. И дети разные, и активность родителей разная. Потому каждая группа имеет свою историю и свой образ.
А каждый приходящий в наш детский сад педагог меняет общее пространство, и создаёт или перестраивает под себя пространство своей непосредственной деятельности.