1. Общие сведения о художнике. История создания картины.
2. Анализ сюжета произведения.
а) описание переднего плана картины;
б) описание героев, предположительный анализ их характеров, душевного состояния;
в) анализ интерьера, пейзажа;
г) описание заднего плана картины.
3. Общий колорит картины, тон, краски, настроение.
4. Свои впечатления от картины.
В. М. Васнецов – известный русский художник, основоположник так называемого русского стиля, сочетающего исторический жанр, фольклор и романтизм. Интерес к русской истории открывается во многих сюжетах этого художника. Как отмечал критик Стасов, он «дышал… русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом»[1].
Вершиной творчества Васнецова стала картина «Богатыри». Над этим полотном художник работал около 30 лет. В 1871 г. был создан первый карандашный набросок, в 1876 г. – композиционно спланированный эскиз, окончательно же завершена работа была в 1898 г. Известный русский меценат П. Третьяков приобрел картину для своей коллекции и выставил ее в публичной галерее. Однако и после этого Васнецов продолжал вносить в нее поправки. «Я работал над «Богатырями», быть может, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» – вспоминал художник[2].
Картина – величественное, эпическое полотно, погружающее нас в атмосферу русских былин. На первом плане мы видим трех богатырей на заставе – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Илья Муромец – центральный образ картины. Это славный русский богатырь, мудрый человек и несокрушимый воин. Именно таким он предстает в нашем былинном эпосе. История этого героя широко известна: с рождения он был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Затем был исцелен старцами и оставшуюся жизнь посвятил защите русских земель.
Образ Ильи Муромца у Васнецова получился очень живой, одухотворенный. Облаченный в шлем, кольчугу и большие рукавицы, в одной руке богатырь держит копье и щит, на другой висит булатная палица. Приложив руку ко лбу, он пристально вглядывается в даль. Выражение лица, обрамленного седыми кудрями и бородой, серьезно и сурово, серо-зеленые глаза выражают проницательность и ум. Богатырь неразлучен со своим вороным конем, вместо сбруи которого используется большая цепь. Вся поза Ильи Муромца излучает уверенность, благородство, несокрушимость. Этот образ предстает воплощением простоты и силы.
По правую руку Муромца – Добрыня Никитич. У него богатая одежда, воинские доспехи. Черты лица его тонкие и правильные, окладистая борода спадает на мощную грудь. Он вынимает меч из ножен, а щит держит перед собой, ноги вставлены в стремена. Нахмурившись, Добрыня замер и насторожился, вся поза его выражает готовность к решающей схватке. Тревожен и его белый конь, грива которого развевается на ветру. Мы слышим его ржание, тонкими ноздрями он резко втягивает воздух… Кажется, вот-вот пустится вскачь, унося всадника в бой… Реальным прототипом этого героя является воевода Добрыня. Храбрый и бесстрашный, наделенный гибким умом и мудростью, он знал 12 языков, обладал дипломатическим даром.
Самый младший из богатырей – Алеша Попович. Он также облачен в шлем и кольчугу, за спиной виднеется щит. Лицо его открыто, во взгляде – дерзость и лукавство. Алеша Попович был известен не столько своей силой, сколько хитростью, смекалкой, лихостью. В руках он держит лук со стрелами, сбоку виднеется колчан, с другой стороны – гусли. Эта деталь подчеркивает веселый нрав, беззаботность героя. Рыжий конь его, склонившись, мирно щиплет траву, но уши лошади навострены в предчувствии опасности.
Богатыри объезжают дозором русские земли. И пейзаж здесь соответствует состоянию героев. Они стоят в чистом поле, мы видим зеленые елочки, пожелтевшие травы, на заднем плане – могучую громаду леса. Небо хмурится, собираются большие, рваные облака, ветер уносит их вдаль, играет гривами лошадей… Хмурое небо, порывы ветра и хищные птицы на заднем плане – все это создает напряженную атмосферу, вызывает тревожные предчувствия. Однако богатыри встают на защиту русской земли, вместе они непобедимы.
Картина написана в сдержанных, скромных тонах. Вместе с тем краски очень сочные и выразительные. Цветовые пропорции черного и белого, серого, зеленого и желтого объединены в единую гамму. На общем фоне выделяется яркий, рыже-терракотовый наряд Алеши Поповича, тот же оттенок имеют копье Ильи Муромца, щит Добрыни и украшение на его коне.
Картина мне очень понравилась. Исполинские фигуры богатырей предстают как незыблемый символ могучей Руси, символ несокрушимости народного духа.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана Васнецовым в 1889 г. В те годы художник работал над росписью Владимирского собора в Киеве, ему пришлось прервать работу, чтобы воплотить свой замысел. На полотне оживает сюжет русской волшебной сказки. Сказка эта была записана В. А. Жуковским в 1846 г. Вспомним ее содержание. В царском саду стали пропадать золотые яблоки. Трое царевичей решили поймать вора. Однако сделать это удалось лишь младшему брату. Иван-царевич почти поймал Жар-птицу, но она вырывалась и улетела. Тогда царь отправил сыновей на поиски Жар-птицы. И во время путешествия Иван потерял коня, который был съеден Серым Волком. Но потом зверь стал верным помощником царевича, он помог ему отыскать Жар-птицу, забрать златогривого коня и добыть Елену Прекрасную. Испытывая зависть, братья убили Ивана и забрали его добычу. Однако Волк воскресил царевича и помог ему.
Главные герои изображены в центре картины. Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке сквозь дремучий, непроходимый лес. Герой крепко обнимает возлюбленную, с тревогой смотрит вокруг. Лицо царевича смуглое, черты тонкие и правильные. Это красивый, статный юноша. У него богатый наряд: узорчатый парчовый кафтан, яркая шапка, отороченная мехом, черные рукавицы, сафьяновые сапожки. Меч героя приподнят ветром, словно игрушечный. В реальности же ветер не смог бы приподнять меч. Этот момент был отмечен критиками. Однако здесь есть и определенный намек: в любой момент царевич готов вступить в бой, защищая Елену Прекрасную.
Она прижалась к царевичу, руки ее сложены на коленях, длинные пшеничные косы развеваются на ветру, выражение прелестного лица печально и серьезно. Она словно предчувствует грядущие испытания. Вся поза ее выражает усталость, смирение перед судьбой. На Елене роскошное платье в бледно-голубых узорах, с золотой каемкой, шапочка, отделанная драгоценными каменьями, блестящие сапожки. Художник умело использует здесь символику цветов. Золотой цвет – основной цвет в русской иконописи, он воплощает Божие присутствие, это свет вечности и благодати. Сама судьба здесь помогает героям. Голубой же цвет – символ неба, иного, вечного мира. Он намекает на близкую смерть царевича. Предостерегающими являются и отдельные красно-терракотовые детали: шапка Ивана, ножны меча, язык Волка.
Серый Волк изображен в стремительном беге. Это сильный и мощный зверь. Критики отмечали, что при взгляде на картину создается ощущение, что герои буквально летят над мрачным болотом. Тот же эффект создает вертикальная композиция. Но Волк тоже измучен: пасть его приоткрыта, он тяжело дышит, высунув язык. Исследователи писали, что этот образ необычен: у зверя человеческие глаза, это оборотень. И эта деталь усиливает общую таинственную и мистическую атмосферу. Образ Волка гармонично вписывается в картину окружающей природы, зловещую и мрачную… Он выступает словно бы продолжением густого, темного леса, лесной стихии.
Пейзаж выдержан в темных, черных, зеленовато-коричневых тонах. Толстые стволы деревьев со всех сторон окружают беглецов, под ногами их – мутная вода болота. Картины природы здесь намекают на возможную опасность, погоню. Однако сбоку от героев мы видим цветущую яблоню, под ногами их – белые кувшинки. Цветы символизируют здесь чистоту и невинность Елены Прекрасной, предваряют любовь, будущее счастье. Благодаря этим деталям художник добивается необходимого контраста, отражающего противостояние темных и светлых сил, добра и зла в нашей жизни.
Картина мне очень понравилась. Погружая нас в атмосферу волшебной сказки, она позволяет нам вновь встретиться с любимыми героями.
«Снегурочка» была написана В. Васнецовым в 1899 г. История картины связана с постановкой на сцене сказки А. Н. Островского. Васнецов должен был играть в этой пьесе Мороза и одновременно занимался созданием эскизов костюмов и оформлением декораций. Премьера сказки прошла с большим успехом, зрители были в полном восторге. Образ Снежной Девы завладел воображением художника, он решил написать картину. Так родилась «Снегурочка».
На картине мы видим ночной зимний пейзаж, снежную поляну, озаренную лунным светом. В центре ее застыла сказочная красавица, размышляя о собственной судьбе. Позади – темнота и мрак, виднеются редкие огоньки деревни, рядом с героиней – свет и могучая громада леса. Снегурочке хочется пойти к людям, мать-Весна наделила ее страстной жаждой жизни, однако она дитя Мороза, сердце ее пока еще холодно и равнодушно. Двойственность природы героини передана в ее смятении, растерянности. Она находится на распутье – идти дальше или возвратиться в родную стихию. У девы светлый узорчатый наряд, белая шапочка. Лицо ее прекрасно и безмятежно, она далека от мирских забот, людской суеты, страсти еще не завладели ее сердцем. Снегурочку окружает ослепительный, глубокий снег. Он подчеркивает ее красоту и невинность и одновременно – суровость, душевную холодность. Мотив зимы неизменно сопровождает героиню. Однако человеческий мир незримо притягивает ее, рождая новые желания. Кажется, еще чуть-чуть, и она покинет свой сказочный лес, выйдет навстречу своей судьбе. Рядом с ней – молоденькие елочки, капкан для зверя, поставленный человеком. И эта деталь порождает предчувствие беды. В сказке Островского Снегурочке суждено познать любовь, но любовь эта обречена: растопив сердце героини, Ярило-солнце забрал ее жизнь.
Картина выдержана в контрастных тонах, Васнецов использует символику света и тьмы. Снегурочка, дитя Природы, стоит в круге света, деревня же погружена во мрак. Мы видим, что природа у художника противостоит человеку, мотив загубленной красоты звучит в васнецовском сюжете.
Картина мне очень понравилась. Васнецов создал идеальный женский образ, прекрасный и загадочный, ставший символом России.
В. А. Тропинин – известный русский художник-портретист. Он создал новый тип жанрового портрета, изображая героев в сфере домашнего быта. Одна из замечательных картин художника – «Кружевница». Она была создана в 1823 г. представлена Совету Петербургской Академии художеств наряду с другими полотнами. Картина стала знаменательным явлением в культурной жизни страны. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее. «Кружевница» до сих пор поражает посетителей своей непосредственностью, теплотой, особой легкой атмосферой.
Сюжет картины – плетение кружев молодой красивой женщиной. Увлеченная своей работой, она на миг приподнимает голову, обращая взгляд на входящего. Во взгляде ее – загадочность, на лице – едва уловимая улыбка, выразительные карие глаза смотрят уверенно и с добротой, черные волосы кокетливо-небрежно собраны в маленький пучок. Наряд девушки прост и гармоничен: на ней домашнее платье, на шее – легко наброшенная косынка. Художник здесь использовал белые, сероватые и бежевые краски. Мастерски изображена чистая, гладкая кожа лица, шеи, обнаженных рук мастерицы, гармонично сочетающаяся с переливами шелковой ткани. Внимание зрителя притягивают руки девушки. У нее тонкие, красивые и ловкие пальцы, изящные жесты. С особой тщательностью художник выписал весь рабочий инструмент – ножницы, коклюшки, ящик для рукоделия. В нижней части картины виден кусочек кружевной ленты.
Вся картина выдержана в светлых, теплых тонах. Свет в картине идет мягким, ровным потоком, создавая общую атмосферу теплоты и уюта.
Портрет пользовался большим успехом у современников художника. Критик П. П. Тугой-Свиньин писал в своем журнале: «…и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в эту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, – и все это изображено с такой правдой и простотой»[3].
Картина мне очень понравилась, я полностью согласна с мнением критика.
Пейзаж В. Поленова, изображающий старый пруд, критики считали частью лирико-философской трилогии – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Этот пейзаж отражает различные впечатления художника. Несколько этюдов было написано Поленовым в деревне Петушки под Киевом, на родительской даче, в 1877. В том же году художник жил и в имении бабушки – Веры Николаевны Воейковой в Тамбовской губернии. Там он написал маленькую картину «Пруд в парке. Ольшанка». Окончательно же работа над картиной была завершена в Москве в 1979 г. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.
На первом плане картины – берег, усыпанный мелкими белыми цветочками, мутный, заросший пруд с плывущими по нему листьями, редкими кувшинками. На заднем плане – камыши, заросли травы, старые деревья, мостки, тропинка, уходящая в глубь леса. Неподалеку от дощатого мостка мы видим скамью. В тени старых дерев сидит молодая женщина в голубовато-зеленом платье. Похоже, она отдыхает у пруда, ей немного грустно. Вдали виднеется клочок сизо-белого неба. Вся композиция картины проникнута единством мысли и настроения: заросший пруд, тишина, неподвижность, разлитые в природе, соответствуют настроению героини. От грустной реальности она уходит в мир природы и своей мечты.
Критики отмечали, что картина написана в основном зелеными красками, художник использовал в ней все оттенки этого цвета. Светло-бежевым тоном выписал мостик, уходящую в лес тропинку, размыто-коричневатым – стволы деревьев.
Картина мне очень понравилась, художнику удалось передать всю поэзию единения человека с природой.
Характерные особенности русского национального пейзажа представлены на картине И. И. Шишкина «Рожь» (1878). Сюжет картины был навеян поездкой Шишкина в Елабугу, в его родные места, которые всегда являлись источником вдохновения, которые художник знал и любил. Здесь он делал карандашные наброски на Лекаревском поле. Основная идея полотна отразилась в пометках, сделанных Шишкиным на одном из эскизов: «Раздолье. Простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство»[4].
На переднем плане картины – бесконечное поле золотой, спелой ржи. Змеевидной лентой уходит вдаль дорога, обрамленная сочной, зеленой травой, из которой выглядывают ромашки. Мотив дороги развивает тему трудного пути русского народа. Однако здесь нет темных, мрачных тонов: дорога сухая, светлая, она словно уходит в небо. Одновременно дорога вносит в сюжет мотив человека, его труда, цивилизации. Вдали виднеются две одинокие фигурки.
На заднем плане мы видим огромные, могучие, старые сосны. Они выписаны художником очень тщательно, любовно. Эти деревья часто находились в центре шишкинских пейзажей. Почти все сосны имеют большие, мощные стволы, ветви их клонятся вниз под тяжестью хвои, макушки устремлены прямо в небо. Критики отмечали, что сосна символизирует в русской культуре выносливость и силу жизни. И в этом плане определенный диссонанс в эту картину вносит погибшее, сломанное дерево. Эта деталь, возможно, отражала чувства художника, пережившего большую трагедию – потерю отца, любимой жены и двоих маленьких сыновей.
Вдали мы видим огромное сизое небо, громады кучевых облаков, нависающих над полем. Вся картина проникнута атмосферой летнего зноя, духоты, безветрия. Мы чувствуем запах свежей летней травы, слышим стрекотанье кузнечиков. Мрачное, хмурящееся небо здесь – признак приближающейся грозы. Кажется, вот-вот прогремит гром и разразится свежим, благодатным ливнем. Об этом же нам говорят и ласточки, парящие прямо над полем.
Картина выполнена в прекрасной цветовой гамме. Золотой, голубой и сизый, насыщенный зеленый – основные цвета, используемые Шишкиным. Критики отмечали, что сочетание голубого цвета и золота было характерно для русской иконописи. Таким образом, художник рассматривает природу как Божественное начало.
Картина мне очень понравилась. Она невольно напомнила строчки Н. А. Некрасова:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни людей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!