Примечания

1

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Том III. – М.,1994. С. 281–283.

2

Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей. – М.: ФондИВ, 2007. С.73.

3

Там же. С.181.

4

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV в. – М.: Республика, 2004. С. 192.

5

Aubert R. Vatican I. – Paris: Éditions de l’Orante, 1964. P. 321–322.

6

Документы II Ватиканского собора. Догматическая конституция о Церкви (Lumen gentium).

7

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.). – Режим доступа: http://www.voskres.ru/bogoslovie/poslanie.htm

8

Histoire de S. Ignace de Loyola d’après les documents originaux par le P. Daniel Bartoli de la Compagnie de Jésus. Vol. 2. Bruges, 1893. P. 12–13. – Режим доступа: https://archive.Org/stream/histoiredesignac02bart#page/n9/mode/2up

9

Charbonnel V. Los Jesuítas. Su origen musulmán. Los secretos de los Jesuítas (Mónita Secreta). // Biblioteca Esotérica Herrou Aragón, 2014.

10

Dumas F.R. Grandeur et misère des jésuites. – Paris, 1963. P. 60–61.

11

Лодыженский М.В. Свет незримый. – Петроград, 1915. С. 136–137.

12

Цит. по: Dumas F.R. Ibid. P. 312.

13

Самостоятельно он может собираться только в случае смерти генерала.

14

Бёмер Г. Иезуиты; Ли Г.Ч. Инквизиция. Происхождение и устройство. Изд. Полигон. Аст. – СПб., 1999. С. 70.

15

Михневич Д.Е. Очерки католической реакции (иезуиты). – М.: Академия наук СССР, 1955. С. 57.

16

Бёмер Г. Указ. соч. С. 178.

17

Цит. по: Бёмер Г. Указ. соч. С. 71.

18

Mónita Secreta de los jesuítas, o instructions reservadas de los padres de la Compañía de Jesus, compuesta por el Padre Claudoi Aguaviva. – Madrid, 1845. P. 46–47. – Режим доступа: http://www.banrepcultural.org/sites/default/ files/brblaa738378_0.pdf. На русском языке: Тайные наставления для руководства в Обществе Иисуса. Перевод Ю.Ф.Самарина с латыни. – Режим доступа: file:///C:/Users/7349~l/AppData/Local/Temp/nastavleniya.htm

19

Бёмер Г. Указ. соч. С. 50.

20

Андреев А., Шумов С. Мальтийцы и иезуиты. Власть над миром. – М.: Алгоритм, 2005. С. 134.

21

Mónita Secreta de los jesuitas…

22

Михневич Д.Е. Указ. соч. С. 132.

23

Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. – М., 1870. С. 173.

24

Михневич Д.Е. Указ. соч. С. 134.

25

От его имени происходит во французском языке глагол «escobarder», что значит: лицемерить, а нарицательное имя «Escobar» имеет значение двуличного человека, ханжи.

26

Великович Л.Н. Чёрная гвардия Ватикана. – М.: Мысль, 1985. С. 19.

27

Бёмер Г. Указ. соч. С. 390–391.

28

Бёмер Г. Указ. соч. С. 395–396.

29

Скабаланович Н. Политика Турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии (от завоевания Константинополя до конца XVIII в.). Ч. 2 // Православие. Ru. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/5282.html

30

Суттнер Э. Христианство Востока и Запада в поисках зримого проявления единства. – М.: Издательство «Библейский богословский институт св. Апостола Андрея», 1999. – Режим доступа: http://agnuz.info/app/webroot/library/336/535/index.htm

31

Петрушко В. Иезуиты в Речи Посполитой. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/32984.html

32

Митрополит Макарий (Булгаков) История Русской церкви. Кн. 5. Т. 8. ‒ Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/8

33

Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. – М.: Аграф, 2005. С. 44.

34

Там же. С. 47.

35

Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. – М.: Политиздат, 1988. С. 74.

36

Говорский К. Иосафат Кунцевич – полоцкий униатский архиепископ. – Вильно, 1865. С. 32.

37

Митрополит Макарий (Булгаков) Указ. соч.

38

См.: Кутузов Б. Тайная миссия патриарха Никона. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. С. 55.

39

Там же. С. 58.

40

Там же. С. 478.

41

Там же. С. 52.

42

Михневич Д.Е. Указ. соч. С. 285.

43

Россия и иезуиты, 1772–1820. – М. Наука, 2006. С. 49–50.

44

Карлов Ю.Е. Миссия в Ватикан. – М.: Международные отношения, 2004. С. 9.

45

См.: Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII веков. – Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/120/1197037.pdf

46

Там же. С. 27.

47

Папы не признали эти решения и учредили отдельную архиепархию для российских католиков с центром в Могилёве. Российская власть, в свою очередь, также не признала её, но формально, в то время как на практике она с ней считалась. В 1798 году Российское правительство переподчиняет Департамент по делам Католической церкви Могилёвскому архиепископу (Карлов Ю.Е. Указ. соч. С. 11).

48

Россия и иезуиты. С. 66.

49

Цит. по: Россия и иезуиты. С. 223.

50

Там же. С. 204.

51

Карлов Ю.Е. Указ. соч. С. 12.

52

Протод. Герман Иванов – Тринадцатый. Русская православная церковь лицом к западу. – Мюнхен. Обитель преп. Иова Почаевского, 1994. С. 210.

53

Диакон Герман Иванов – Тринадцатый. Ватикан и Россия. Доклад, прочитанный на XXIV Съезде русской православной молодёжи в год Тысячелетия крещения Руси. – Новосибирск: Русский архив, 1991. С. 14.

54

Базилианами или василианами называют католические монашеские ордена византийского обряда, которые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов – Уставом св. Василия Великого.

55

Дмитрук K.E. Указ. соч. С. 231.

56

Исследователь Депрео писал о революции: «После иудейского мира больше всех, пожалуй, от исчезновения царизма выигрывал католический мир. По крайней мере, это было не из тех событий, что могло вызвать у него сожаление». Despréaux Е. La papauté et l’URSS // Le Monde Slave, octobre 1926. R 9.

57

Николаев К.Н. Экспансия Рима в Россию. Восточный обряд. (Рим – Польша – Россия). – М., 2005. С. 330.

58

Там же. С. 75.

59

Первоначально для руководства католическими миссиями среди православных и других христиан восточных обрядов в 1573 г. папой Григорием XIII (1572–1585 гг.) была основана Конгрегация по делам греков. В 1622 г. на её основе папа Григорий XV (1621–1623 гг.) создал Конгрегацию пропаганды веры, где были организованы комиссия по изданию восточных литургических книг и комиссия по вопросам католиков восточных обрядов – они и были преобразованы в новую Конгрегацию.

60

Николаев К.Н.Указ. соч. С. 80–81.

61

Там же. С. 63.

62

Там же.

63

Цит. по: Протод. Герман Иванов – Тринадцатый. Указ. соч. С. 243.

64

Карлов Ю.Е. Указ. соч. С. 15–16.

65

Цит. по: Протод. Герман Иванов – Тринадцатый. Указ. соч. С. 213.

66

Николаев К.Н. Указ. соч. С. 63.

67

В целях «оправославливания» Пий XI советовал д’Эрбиньи отрастить бороду, так как «для русских борода – это тоже одно из средств апостольства».

68

Этот вывод он сделал, выслушав следующее высказывание одного из советских деятелей, переданное ему неким дипломатом: «Человечество идёт к всемирной централизации, которому благоприятствуют современные пути сообщения. Три великих течения ищут её, три великих империализма…, но, точнее, три великих универсализма: наш универсализм московский, материалистический, коммунистический, опирающийся на Азию, обслуживаемый пропагандистами всех наций, универсализм лондонский, также материалистический, капиталистический, опирающийся на Америку, обслуживаемый интернационалом банков, и универсализм папского Рима, идеалистический, спиритуалистический, опирающийся на… Бога. Мы в Москве очень хорошо держим в руках оружие против лондонского капитализма, справиться с которым мы можем довольно скоро, тогда как Рим остаётся для нас загадкой, против Рима мы ещё ищем оружие, без Рима все разновидности христианства капитулировали бы. Без Рима все религии умерли бы. Но Рим бросает на службу религии своих пропагандистов всех наций, более опытных, чем наши, и победа остаётся сомнительной, и борьба будет длинной» (Д’Эрбиньи. Церковная жизнь в Москве. – Париж, 1926. С. 100).

69

Цит. по: Священник Сергей Голованов. Биритуализм: перегрузка матрицы. // Вселенство – новости Католического православия. – Режим доступа: http://vselenstvo.narod.ru/library/bimxreload.htm

70

Монастырь и сегодня играет крайне важную роль в осуществлении тайной прозелитической деятельности Ватикана в православном мире.

71

Noël A. Vocation œcuménique de Chevetogne. Première partie: histoire. // Simon Noël OSB, 25 juillet 2016. – Режим доступа: http://simonnoel.blogspot.ru/2016/07/vocation-cumenique-de-chevetogne.html

72

Иеромонах Антоний (Ламбрехтс. Контакты между РПЦ и монастырем Амэ-Шеветонь в 1926–2004 годах. // Ортодоксия и гетеротоксия, 07.09.2011. – Режим доступа: http://www.ortho-hetero.ru/index.php/history/1114

73

Наиболее серьёзными работами, посвящёнными данной теме и основанными на архивных источниках, являются: Lacroix-Riz A. Le Vatican, l’Europe et le Reich de la Première Guerre mondiale à la guerre froide. – Paris, Armand Colin, 2010. P.; Cornwell J. Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII. -Paperback, April 29, 2008; Wolf H. Le pape et le diable. Pie II, le Vatican et Hitler: les revelations des arhives. – Paris. CNRS Editions, 2009; Paris E. The Vatican against Europe. – Режим доступа: https://decryptedmatrix.com/wp-content/uploads/pdf/The-Vatican-Against-Europe-by-Ed-mond-Paris.pdf

74

Берри Д. Деньги Ватикана. Тайная история церковных финансов. – М.: ЭКСМО, 2012. С. 103.

75

Simmonot Ph. Les papes, l’Église et l’argent. Histoire économique du christianisme dès origines à nos jours. -Paris: Bayard, 2005. P. 738.

76

Pollard J.F. Money and the Rise of the Modem Papacy. P. 160.

77

ЖттожЯРА. Ор. сД. Р. 741.

78

Hitler A. Libres propos sur la guerre et la paix recueillis sur l’ordre de Martin Borman. – Paris. Flammarion, Vol. I, 1952; Vol. II, 1954. – Режим доступа: http://www.chretiente.info/ eglise_catholique.php?artide342

79

Цит. по: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная церковь (Нацистская политика в отношении Православной церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). – М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья. Общество любителей церковной истории. С. 59.

80

Там же. С. 60.

81

В 1939 г. Гесс, Борман и Розенберг воспрепятствовали публикации его книги «Мировоззрение и религия – национал-социализм и христианство». Существует основание для предположения, что Керрл был устранён: он умер или был тайно убит в декабре 1941 г. в Париже, и его должность оставалась вакантной вплоть до крушения Третьего рейха.

82

Идейным обоснованием нацистского учения занималась организация «Аненэрбе» («Наследие предков»), которой в 1935 г. был придан статус государственного учреждения, интегрированного в 1937 г. в состав СС, а в 1941 г. включённого в состав личного штаба Гиммлера. Имея 50 научных подразделений, общество занималось изучением традиций и наследия индогерманской нордической расы, оккультных тайных обществ, возрождало древние мистические культы, организовывало экспедиции в Тибет, на Ближний Восток и юг Украины. В сферу его деятельности входило и проектирование разработки психотронного оружия, эксперименты с которым проводились на заключённых. Духовным центром возрождения языческой религии и традиций стал выбранный Г. Гиммлером замок Вевельбург в Вестфалии, примером для которого служил Мариенбург средневековых Тевтонских рыцарей. Здесь были открыты Имперская школа для офицеров СС и Музей арийской культуры, главным экспонатом которого стало «Копьё судьбы». Замок мыслился как магическое место в будущей борьбе между Европой и Азией, а его идея опиралась на старую вестфальскую легенду о том, что на земле Вестфалии произойдёт последняя битва между Европой и Азией, в которой Вевельбург станет несокрушимым бастионом, о который разобьётся нашествие новых гуннов.

83

Цит. по: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 65.

84

Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., Миф, 1993. С. 46.

85

Шелленберг В. Мемуары. – М.: Родиола-плюс, 1998. С. 48.

86

Paris Е. Histoire secrète des jésuites. Editions I.P.B, 2013. – Режим доступа: https://explicithistoire.files.wordpress. com/2012/12/paris-edmond-histoire-secrc3a8te-des-jc3a9suites.pdf

87

Phelps J. Vatican Assassins: «Wounded In The House Of My Friends», 2001. P. 515. – Режим доступа: http://www. bibliotecapleyades.net/archivos_pdf/vatican_assassins.pdf

88

Lacroix-Riz A. Le Vatican, l’Europe et le Reich de la Première Guerre mondiale à la guerre froide. – Paris, Armand Colin, 2010. P. 519.

89

Шейнман M.M. Ватикан во Второй мировой войне. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. С. 83.

90

См.: Carlo Falconi Le silence de Pie XII 1939–1945, essai fondé sur des documents d’archives recueillis par l’auteur en Pologne et en Yougoslavie. – Monaco, Ed. du Rocher, 1965.

91

Frattini E. La Sainte Alliance. La veritable histoire des services secrets du Vatican. – Paris, Flammarion, 2006. P. 12.

92

Alvarez D. Les espions du Vatican. Espionnage et intrigues de Napoléon à la Shoah. – Paris, Nouveau Monde editions. P. 489.

93

Alvarez D. Op. cit. P. 491.

94

Минаев В. Тайное становится явным. – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1962. С. 326.

95

Там же.

96

Frattini Е. Op.cit. Р. 11.

97

См.: Захаров В.А., Пчельников Е.А. Суверенный Мальтийский орден и подделки под него. – М.: Русская панорама, 2002; Андреев А., Захаров В., Настенко И. История Мальтийского ордена. – М.: SPSL-Русская панорама, 1999; Настенко И.А., Яшнев Ю.В. История Мальтийского ордена. В 2 книгах. – М.: Русская панорама, 2005; Печникова Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем, 1999. – Режим доступа: https://unotices.com/pagebooks.php?id=14275

98

Настенко И.А., Яшнев Ю.В. Указ. соч. С. 219–220.

99

Печникова Р.Ю. Указ. соч. С. 38.

100

Bertrand S. L’ordre de Saint-Jean en Allemagne et la Seconde guerre mondiale. – Режим доступа: https://www.caim. info/revue-guerres-mondiales-et-conflits-contemporains-2004-3-page-91.htm

101

История Независимого Государства Хорватии описана в книгах: Cornwell J. Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII и Fabre H. L’Eglise catholique face au fascisme et au nazisme. Les outrages à la vérité. – Bruxelles, Editions Espace de Liberté, 1995.

102

Филимонова А. Роль Ватикана в общественно-политических процессах на постъюгославском пространстве в 1991–2000 годах. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/061106194208

103

Ривелли М.А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Стспинац. Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941–1945 годов.-М., 2011. С. 86.

104

Paris Е. Histoire secrète des jésuites. P. 146.

105

Frattini E. Op. cit. P. 31.

106

Ibid. P. 32.

107

В Западной Украине Ватикан действовал через униатов, чей глава митрополит Шептицкий также активно сотрудничал с нацистами.

108

Lacroix-Riz A. Le Vatican, l’Europe et le Reich de la Première Guerre mondiale à la guerre froide. P. 527.

109

Frattini E. Op. cit. P. 314.

110

Ibid. P. 315.

111

Gayte М. Les États-Unis et le Vatican: analyse d’un rapprochement (1981–1989). Science politique. Université de la Sorbonne nouvelle. – Paris III, 2010. – Режим доступа: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-00834752/document

112

Ibid.

113

Lacroix-Riz A. Op. cit. P. 233.

114

Simmonot Ph. Op. cit. P. 740.

115

Григулевич И.Р. Папство. Век XX. – М.: Политиздат, 1978. С. 159.

116

Simmonot Ph. Op. cit. P. 743.

117

Шейнман М.М. Указ. соч. С. 92–93.

118

Gayte М. Ор. cit.

119

Есть много свидетельств, что Спеллман был гомосексуалистом. На это указывает один из его биографов Джон Куни, а журналист Микелянджело Синьорили описывает Спеллмана как «одного из самых известных, и влиятельных гомосексуалистов в истории Американской католической церкви». О том же пишет Курт Гентри, биограф директора ФБР Эдварда Гувера, указывавший, что в картотеке последнего содержалось много информации на этот счёт. См.: Le Vatican et ГО.Т.О. par David Livingstone – Режим доступа: https://endirectduchaos. com/2016/08/28/noaches-le-vatican-et-lo-t-o-par-david-livingstone/

120

Edwinlindgren C. Some notes about the Sovereign Military Order of Malta in the U.S.A. – Режим доступа: http:// users.panola.com/AAGHS/ARTICLES/MALTA.html

121

B 1950 г. будет создана Восточная ассоциация ордена в Сан-Франциско, а в 1974 г. – Южная ассоциация, затем переименованная в Федеральную ассоциацию с центром в Вашингтоне. Численность американских мальтийцев на сегодня достигает 3 тыс. человек.

122

Edwinlindgren С. Ор. cit.

123

Muraise Е. Histoire sincère des Ordres de l’Hôpital. – Ed. Fernand Lanore, 1978. P. 213.

124

Gasnot B. Les Chevaliers de Malte et Mandela. – Режим доступа: http://timpouce94.over-blog.com/2015/1 Odes-cheva-liers-de-malte-et-mandela.html

125

Назначение Тейлора всё-таки вызвало протесты некатолических религиозных организаций США, но они в итоге оказались безрезультатными.

126

Lacroix-Riz А. Ор. cit. Р. 520.

127

Gayte М. Op. cit.

128

Цит. по: Simmonot Op. cit. P. 748. При этом ИДР действует как обычный банк, принимает вклады, открывает текущие счета, имеет свои отделения осуществляет перевод денег. Однако открыть счёт здесь могут только резиденты города Ватикан, дипломаты, аккредитованные при Св. Престоле, некоторые высокопоставленные чиновники Ватикана, не пребывающие в городе, члены Римской курии, религиозные деятели, управляющие школами, госпиталями и пр., а также небольшое число итальянских граждан, поддерживающих торговые связи с Ватиканом.

Загрузка...