Если вы сами не верите в себя, то кто поверит в вас?
«Я решил прийти к Вам на приём, потому что всегда чувствую себя неуверенно, ощущаю себя бездарным, у меня нет чувства собственного достоинства», – именно так чаще всего начинают разговор те, кто обращаются за помощью по поводу своего страха быть не на высоте. После чего следует рассказ об их жизни, прожитой в поисках этого философского камня, называемого «самооценкой» и представляющего собой мечту об уверенности в себе, такой желанной, но недостижимой.
В некоторых случаях это чувство неуверенности в себе уходит корнями в детство. Как, например, в случае Серены, которая рассказала нам, что с самого детства отец всегда критиковал её, называя дурочкой и утверждая, что она никогда ничего не добьётся в жизни. И несмотря на то, что она получила высшее образование и успешно работает, она продолжает пытаться доказать свою ценность себе и другим, чувствуя себя неполноценной и недостаточно способной. Риккардо делится тем, как в детстве одноклассники издевались над ним из-за его маленького роста и худобы. Он подчёркивает, что это были невинные поддразнивания, нередкие среди детей и не имеющие ничего общего с буллингом, но с тех пор, когда он оказывается в новой обстановке или при знакомстве с девушками, он чувствует себя неуверенно и не может проявить себя несмотря на то, что он весьма привлекательный тридцатилетний парень. Элеонора, выросшая в очень конфликтной семье, усвоила, что лучший способ избежать конфликтов – это выполнять просьбы других. Её согласие и ответ «да», с одной стороны, как будто бы гарантируют ей определённое признание в социуме, но, с другой стороны, утомляют её и заставляют глубоко переживать одиночество и неспособность отстаивать свои личные интересы и устанавливать подлинные и глубокие взаимоотношения.
Всем им не удалось достигнуть той уверенности в себе, которая, по их мнению, позволила бы полностью реализовать себя в жизни.
Но есть и те, кто были уверены в себе и наслаждались этим чувством до тех пор, пока не произошло некое травмирующее событие, несчастный случай, неудача, после которых их уверенность в себе пошатнулась.
Так, например, случилось с Массимо, весьма способным хирургом, который в один дождливый вечер, уставший, возвращаясь домой с работы, не справился с управлением автомобилем. С физиологической точки зрения, он отделался несколькими синяками, но с этого момента он почувствовал, что уверенность в себе, которая всегда по жизни была его непременной спутницей, дала трещину. Потеря контроля над автомобилем явилась настолько травмирующим опытом для него, всегда отлично контролирующего все свои действия, что он стал бояться потерять контроль и во время работы. Он стал представлять, что у него могут задрожать руки, и что коллеги заметят его волнение.
Анна всегда была образцовым сотрудником: в течение двадцати лет она работала в одной и той же компании, ценности которой она также полностью разделяла, кроме этого, у неё сложились доброжелательные отношения с коллегами. И тут внезапно случился кризис. Компания вынуждена провести сокращение, и Анна в любой день может быть уволена вместе с другими людьми, работающими в её подразделении. «И меня действительно уволили», – продолжает повторять она, не упоминая причины. И неважно, что все пытаются ей объяснить, что случившееся не имеет отношения к ней лично или её способностям. Неожиданное увольнение повергает женщину в глубокое отчаяние и заставляет сомневаться в себе до такой степени, что ей с трудом удаётся ходить на собеседования в поисках новой работы. Поэтому чтобы вернуться к профессиональной деятельности, она принимает решение обратиться за помощью психотерапевта.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? В словаре Треккани под заголовком «самооценка» мы находим следующее определение: «Представление человека о самом себе. Самооценивание как процесс, лежащий в основе самооценки, может проявляться как переоценка или как недооценка человеком самого себя в зависимости от мнения о себе, в сравнении с другими людьми или применительно к ситуации, в которой он находится».
Уже в определении присутствует идея о том, что на способность оценивать себя значительно влияют наши особенности восприятия, а порой и самообман относительно того, кем мы являемся по отношению к другим и к миру. На самом деле, как сейчас убедительно демонстрирует не только современная конструктивистская эпистемология (фон Фёрстер, 1973; Вацлавик, 1981; фон Глазерсфельд, 1995), но и исследования в области нейробиологии (Газзанига, 1999; Кандел, 2001; Голдберг, 2006; Дойдж, 2007, 2015), наш доступ к реальности никогда не бывает прямым, он всегда опосредуется нашими перцептивными, эмоциональными и когнитивными процессами, которые заставляют нас наблюдать и интерпретировать реальность, приближая её к нашим обычным убеждениям и моделям интерпретации (Нардонэ, 2014b; 2019). Так как это нормальный способ функционирования нашего мышления, никто из нас не может избежать самообмана; единственная возможность выбора, которую нам дают, – это решить, подчиниться самообману или управлять им, превращая дисфункциональный самообман в функциональный (Эльстер, 1979; Нардонэ, 1998; Миланезе, Мордацци, 2007; Нардонэ, Балби, 2008).
Следовательно, знанию того, как эффективно справляться с самообманами, оказывающими влияние на формирование нашей самооценки, необходимо уделять особое внимание, поскольку то, как мы ценим себя, неизбежно влияет на все сферы нашей жизни.
Большинство людей, страдающих низкой самооценкой, обращаются за помощью, уже имея некое представление о своей ситуации. Довольно часто они рассказывают об уже пройденной терапии, направленной на анализ прошлого и поиск причин возникновения этого расстройства, но если она и приводила к лучшему пониманию природы их страха, то это редко вело к реальным изменениям. С другой стороны, знание (предполагаемых) причин наших проблем само по себе не является гарантией их решения. Очевидно, что мы не можем вернуться назад и исправить прошлое, мы можем вмешиваться только в последствия этого прошлого в настоящем. Кроме того, часто то, что является причиной, запустившей в прошлом процесс формирования проблемы, уже никак не влияет на устойчивость проблемы в настоящем. Как убедительно продемонстрировал стратегический подход, именно стратегии, которые человек применяет в попытках найти решение проблемы (так называемые «попытки решения»), в случае, если они не срабатывают, то в конечном итоге ещё более усугубляют проблему, которую они были призваны решить, и могут даже превратить её в настоящее психологическое расстройство (Вацлавик, Викланд, Фиш, 1974, Нардонэ, Вацлавик, 1990; Нардонэ, Портелли, 2005; Нардонэ, Балби, 2008; Виттезаэле, Нардонэ 2016; Нардонэ, Миланезе, 2018 г.). Поэтому вмешательство, имеющее целью изменение, должно быть сосредоточено на «здесь и сейчас» проблемы и вести к существенной модификации тех несостоятельных сценариев, которые человек склонен повторять в своих отношениях с самим собой, другими людьми и миром. Исходя из этих предположений, в процессе экспериментальной исследовательской работы, которая велась в Центре Стратегической Терапии в Ареццо в течение последних тридцати лет, для большинства психологических расстройств были разработаны специфические терапевтические стратегии и приемы, показавшие высокую эффективность (Вацлавик, Нардонэ, 1997; Нардонэ, Вацлавик, 2005; Нардонэ, Портелли, 2005; Нардонэ, Балби, 2008; Кастельнуово и др., 2011; Кастельнуово и др., 2013, Нардонэ, Сальвини, 2013; Пьетрабисса и др., 2014; Пьетрабисса и др., 2016; Нардонэ, Вальтерони, 2017; Джексон и др., 2018; Нардонэ, Миланезе, 2018 г.).[1]
Что касается дисфункциональных попыток, предпринимаемых теми, кто боится оказаться не на высоте, то мы можем выделить несколько специфических перцептивно-реактивных сценариев или, если использовать более выразительный термин, введённый Джорджио Нардонэ (2013), «психологических ловушек».
Главная психологическая ловушка на уровне мышления – это «недооценивание – переоценивание». Как утверждал Джон Викленд, один из наилучших специалистов в краткосрочной психотерапии, большинство проблем, которые приводят к психопатологиям, тесно связаны со склонностью переоценивать или недооценивать себя, других и реальность. Например, человек, который боится осуждения, может переоценить малейшую критику по отношению к себе и увидеть в ней провокацию, на которую необходимо ответить агрессией. С другой стороны, доброжелательному человеку, наоборот, будет трудно распознать предупреждающие об опасности сигналы даже перед лицом явно ненадёжных людей. Что касается самооценки, излишняя склонность недооценивать себя или переоценивать других приводит к распространённым проблемам. Давайте вспомним тех, кто проявляют большие способности к работе, но продолжают считать, что они мало чего стоят, и постоянно живут во власти тревоги, или о привлекательных женщинах, которые, чувствуя себя недостаточно красивыми, подвергают себя бесполезным, если не вредным, косметическим операциям. Можно привести бесконечное множество таких примеров.
Другая психологическая ловушка разума, достаточно частая для этого типа страхов, – это уверенность в том, что «если я чувствую это, следовательно, так и есть». Механизм этой ловушки состоит в том, что мы приписываем кому-то или чему-то определённые свойства не на основе нашего эмпирического опыта, а на основании лишь наших ощущений. Это работает так, как если бы мы носили искажающие линзы, которые изменяют восприятие, заставляя нас видеть всё, что подтверждает наши ощущения, и делая незаметным то, что противоречит им. Эта психологическая ловушка очень сильна, особенно для тех, кто постоянно чувствуют, что их оценивают или критикуют, при этом их уверенность основана не на очевидных фактах, а на собственных ощущениях.
Обе эти психологические ловушки оказывают эффект не только на процесс восприятия тех, кто в них оказался, но и запускают в действие самые настоящие «самореализующиеся пророчества»[2], которые в итоге ещё больше подтверждают правильность первоначального восприятия. Например, человек, который чувствует себя не в состоянии справиться с определённой работой, постарается избежать её или прибегнуть к чьей-то помощи, если уклониться от неё не удастся. В результате, кроме того, что он ещё раз убедится в своей непригодности, он ещё и лишит себя возможности развития необходимых для работы навыков, становясь действительно ещё менее пригодным для неё. Точно так же девушка, которая считает себя непривлекательной и боится не понравиться, может дойти до того, что станет совсем незаметной, «невидимкой», выбрав неброскую одежду и замкнутый необщительный стиль поведения. И в этом случае тоже, к сожалению, результатом будет исполнение «пророчества»: «девушка – невидимка» получит подтверждение, что она непривлекательна, и ещё больше укрепится в своем самообмане. Та же участь уготована тем, кто, чувствуя себя отверженным, изолирует себя от общения с другими и заранее отвергает их, в результате чего и его опасения оправдываются.
Таким образом, к психологическим ловушкам на уровне мышления добавляются действия, сознательные или бессознательные, которые, повторяясь во времени, способствуют структурированию ригидных и дисфункциональных сценариев восприятия реальности и реакции на неё, заставляя человека проживать именно то, что он сам невольно построил (Нардонэ, 2013). Для тех, кто подвержен страху оказаться не на высоте, наиболее частыми психологическими ловушками на уровне поведения являются следующие:
а) Избегание. Одна из наиболее частых стратегий перед лицом страха – это избегание того, чего мы боимся. Однако это палка о двух концах: если, с одной стороны, избегание заставляет нас чувствовать себя в безопасности, то, с другой стороны, оно подтверждает нашу неспособность преодолевать трудности. Если этот сценарий разыгрывается снова и снова, то ощущение своей несостоятельности и неспособности, а также страх еще более усиливаются, и в итоге человек начинает избегать всё большее количество ситуаций.
б) Просьба о помощи. Если просьба о помощи предполагает делегирование другим того, что мы должны сделать лично, то это производит эффект аналогичный избеганию, так как подтверждает нашу неспособность выполнить это задание самостоятельно. Помощь со стороны других лиц становится вредной всякий раз, когда она ограничивает возможность субъекта развивать собственную независимость, являющуюся прерогативой ответственной и зрелой личности.
в) Избыточный контроль. Это естественное поведение гармоничной личности при превышении «нормы» превращается в настоящий яд. «Ядовитый» эффект избыточного контроля может проявляться двумя способами. В первом случае избыточный контроль может привести к потере контроля. Типичный пример: люди, пытающиеся контролировать тревогу, в итоге всё больше поддаются ей и рискуют оказаться во власти паники. Во втором случае стремление держать всё под контролем или желание сделать что-то в совершенстве так хорошо помогает подавить страх, что само по себе становится необходимостью, от которой человек уже не может отказаться, и в итоге это нередко приводит к инвалидизирующим психологическим расстройствам, таким как обсессивно-компульсивное расстройство.
г) Превентивная самозащита. Это механизм срабатывает, когда мы опасаемся, что кто-то другой может каким-то образом повредить нам или нашей самооценке. Это очень мощный коммуникативный акт, который запускает дисфункциональный процесс общения, при котором, если мы заранее начинаем защищаться, то и другой будет поступать в соответствии с нашими действиями. В итоге это вызовет эскалацию недоверия и защитных реакций, которые будут препятствовать нам в построении здоровых взаимоотношений. Подобно бумерангу, превентивная защита оборачивается против тех, кто хотел защищаться, так как в результате они будут ещё сильнее убеждаться в необходимости самозащиты и укореняться в своей уверенности, что живут в мире, населённом врагами.
д) Отказ. Одна из самых вредных психологических ловушек. Когда неверие в свои способности заставляет человека отвергать испытания, которые ставит перед ним жизнь, это только подтверждает предполагаемую неспособность до тех пор, пока она не становится реальной.
Один из вопросов, который чаще всего возникает, когда мы оцениваем себя, касается того, соответствуем ли мы какому-либо эталону. Будь то работа, партнёр, навык, который мы хотели бы приобрести или деятельность, которой мы посвятили себя, вопрос, на который мы пытаемся ответить, всегда один и тот же: «Буду ли я на высоте?», «Справлюсь ли я?»
Говоря образно, предполагается, что существует некий критерий, эталон, определяющий, что следует считать нормой в отношении тех или иных характеристик или свойств. В некоторых случаях, когда результат поддается объективному измерению, например, при прыжке в высоту, оценка не вызывает затруднений: либо вы прыгаете достаточно высоко и преодолеваете планку, либо нет. Остаётся только решить (что, конечно, тоже является немаловажным вопросом), на какой высоте установить эту планку. Но что касается нашей самооценки, то мало что можно измерить столь же легко: в большинстве случаев необходимо назначить «судью соревнований», то есть кого-то, кто сможет оценить наше положение относительно рассматриваемого критерия и определить, достигли ли мы нужной высоты или нет. И тут снова перед нами встаёт вопрос: какова эта «правильная» высота и кто её определяет?
Здесь мы можем выделить две обширные категории: тех, кто делегирует оценивание своему внутреннему судье, и тех, кто вместо этого находит судью снаружи, в конкретных людях или в мире в целом. И хотя в опыте отдельного человека эти две тенденции часто смешиваются, всегда есть первичный основной «судья». Как мы убедимся далее, умение определять, является ли судья внутренним или внешним, необходимо не только для различения типов страха быть не на высоте, но также, что очень важно, и для определения наиболее подходящих и эффективных методов терапевтического вмешательства для преодоления этого расстройства.
Люди, живущие в постоянном страхе перед осуждением со стороны других, представляют собой очень широкую и разнообразную категорию. Иногда страх осуждения относится только к некоторым областям или людям, иногда это страх, сопровождающий человека в любых жизненных обстоятельствах. Некоторые боятся осуждения только со стороны тех, кого считают «выше» себя, например, в работе, но не испытывает никакого страха при общении с коллегами или друзьями; другие боятся осуждения только со стороны своих знакомых, а третьи – только незнакомцев. У некоторых доходит до того, что они испытывают страх осуждения в любых социальных обстоятельствах, даже совершая покупки в магазине. Предполагаемый объект критики также может сильно различаться: одни опасаются критики их интеллекта («боюсь, что меня сочтут глупым, невежественным, неинтересным…»), другие – особенностей их внешности («некрасивый, ничтожный, невзрачный…»), или личностных характеристик («неприятный, слабохарактерный, излишне эмоциональный…»).