В Ветхом Завете написано: «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его».
Главный грех человека – гордыня. Именно гордыня лежит в основе всех грехов. Один из основных признаков гордыни – это ощущение превосходства человеческой воли над волей Божественной, ощущение первичности своего человеческого «я». Гордыня подобна раковой клетке, которая хочет подчинить себе весь организм.
В книге «Бытие» сказано, что Бог вдохнул в человека душу. Душа человека изначально Божественна. У нас есть «я», связанное с телом, есть «я», связанное с сознанием, и есть высшее «я». Человек многослоен. Человек – это душа, дух (сознание) и тело. Но в первую очередь человек – это душа.
Наша душа имеет несколько уровней. Гордый человек забывает о том, что он многослоен и у него есть высшее «я». Главным он считает свое внешнее, кратковременное «я», которое обслуживает тело и связано с ним в течение нескольких десятилетий.
Душа – это совокупность информации и энергии. Душа связана со временем, пространством и веществом – и одновременно выходит за пределы этих категорий. Душа первична, и когда тело разрушается, она продолжает существовать. Душа, связанная с подсознанием, содержит в себе опыт миллиардов лет. Наше подсознание знает все о прошлом и будущем, наше подсознание живет по Божественным законам.
О понятии гордыни говорится во всех религиях, но до сих пор люди не понимают, что такое гордыня. Как человеку понять, что у него высокая гордыня и ему необходимо меняться?
«Начало греха – гордость». Грех – это утрата устремления к Богу, подмена Бога другими целями. Сначала у человека исчезает в душе любовь, потом начинает ослабевать нравственность и, в конце концов, человек совершает преступление: сначала – по отношению к другим людям, потом – против самого себя.
Гордый человек перестает видеть во всем Божественную волю и делит мир на добро и зло. Он считает, что добро – от Бога, а зло – от дьявола. А поскольку все плохое в жизни он считает происками дьявола, то сохранить в душе любовь становится практически невозможно. Человек накапливает претензии, испытывает недовольство судьбой, ненависть, всех обвиняет в своих несчастьях и незаметно отказывается от любви.
Самый незаметный и опасный грех – это отречение от любви к Богу и утрата ощущения, что все исходит от Него. Творец – источник не только созидания, но и разрушения. Его воля реализуется через законы Вселенной, и когда мы нарушаем эти законы, тогда к нам приходят беды и несчастья. Таким образом, мы сами являемся авторами своих страданий.
Многие считают, что Бог наказывает человека за грехи. На самом деле, наша душа хранит память обо всех наших поступках, чувствах, мыслях, и все это бумерангом возвращается к нам согласно вселенским законам. Всевышний позволяет нам делать ошибки, как маленьким детям, для того чтобы мы развивались. При этом Он дает нам предупреждающие знаки. Тот, кто пренебрегает ими, может считать, что Бог наказывает его. На самом деле, причиной происходящего является недостаток любви в душе, несовершенство и человеческая лень.
Существует еще одно заблуждение: когда-то давным-давно Бог создал Вселенную, а сейчас все существует независимо от Его воли. Правда, иногда Бог приходит на Землю, для того чтобы навести порядок. Христос же говорил совершенно противоположное: каждую долю секунды мы получаем энергию от Бога и не можем существовать без любви к Нему.
Бог управляет Вселенной каждую долю секунды. На внешнем уровне есть человеческая воля, а на уровне внутреннем – только Божественная. В Библии сказано о том, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Божьей.
Поскольку одно из проявлений гордыни – это превосходство над другими, многие люди ошибочно считают, что если подавить себя, отказаться от всех своих желаний, удалиться от мира, то гордыня будет преодолена. Но самоуничтожение, пассивность, ощущение своей ничтожности и греховности – все это также проявления гордыни.
Нет необходимости презирать свое тело, отказываться от внешнего благополучия, посыпать голову пеплом… Это естественно – любить свое тело и заботиться о благополучии своей семьи. Но нужно понимать, что это – не самое главное в жизни, это не должно быть абсолютной целью.
Путь отречения от всех жизненных благ – это остановка развития. Иисус Христос говорил о том, что человек может стремиться к желаемому и верить, что его желания могут исполниться. У человека есть энергия желаний, которую нужно реализовывать, – иначе он уподобится тому, кто зарывает свой талант в землю. Талант – это мера вложенного труда. Если человек зарывает свой талант в землю и не хочет развиваться, Бог наказывает его. Преодоление гордыни – это не самоуничижение и не отказ от желаний, а трансформация животного начала в человеческое, а потом – в Божественное.
Энергия человека в первую очередь должна развивать его душу и наполнять ее любовью, а затем уже направляться на реализацию инстинктов. Главным нашим желанием должно быть удовлетворение потребностей души, а потом уже – духа и тела. На первом месте должны быть – любовь и нравственность, ощущение единства со всей Вселенной, развитие в себе благородных качеств, а затем уже – все остальное: семейное счастье, благополучие и физическое здоровье.
Стремление контролировать свою судьбу, управлять ею также является признаком высокой гордыни. Человек с повышенной гордыней пытается управлять окружающим миром через свое сознание. Но дело в том, что наше сознание управляет ситуацией совсем незначительно. Божественная воля первична: Бог управляет нами через нашу душу, то есть через наши чувства. Человек с повышенной гордыней не умеет слушать свою душу. Он живет сознанием, и у него неизбежно начинается внутреннее перенапряжение, перевозбуждение, происходит потеря энергии, что ведет к проблемам и болезням.
Гордыня проявляется в нежелании меняться. Человек с повышенной гордыней перестает развиваться. Когда человек поклоняется своему телу, благополучию, наслаждению, его душа начинает деформироваться. Этот процесс происходит незаметно, особенно в самом начале, но последствия его плачевны. Как правило, человеку свыше помогают очистить душу через неприятности и болезни, которые подталкивают его к изменениям.
Однако гордый человек продолжает убивать свою душу, потому что его тело привыкло диктовать свои мечты и желания. Он не хочет быть тяжело больным и страдать, ему легче умереть. Сегодня люди готовы пойти на эвтаназию, лишь бы не мучиться.
В Библии сказано: «Бог есть любовь». Гордыня – это утрата любви в душе. Человек забывает о том, что является вечной душой, которая вышла из Творца. Он отворачивается от Бога, перестает получать любовь и энергию от Всевышнего, и его душа начинает страдать. Мы можем быть счастливы только тогда, когда наша душа жива и получает любовь от Бога.
Утратив внутреннее счастье, человек начинает искать счастье во внешнем мире. Его любовь постепенно превращается в вожделение и страсть; счастье он находит в наслаждении. Человек бежит от боли, не хочет жертвовать, заботиться о близких. Он стремится только получать и наслаждаться, забывая о том, что без боли и отдачи не может быть развития.
Чем больше отторжение от Бога, тем сильнее человека тянет к внешним удовольствиям. Чем дальше человек от Бога, тем труднее ему принять потерю того, к чему он привязан. Чем сильнее привязанность к жизни, тем тяжелее принять потерю жизни.
Когда гордыня усиливается, она начинает проявляться как категоричность, высокомерие, зависть, жадность, негибкость, нежелание меняться, как ощущение своей абсолютной правоты, нежелание признавать свои ошибки.
В первую очередь нам необходимо заботиться о душе и только потом – о духовном и физическом благополучии. Иисус Христос говорил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Это означает, что невозможно стремиться к двум целям одновременно. На первом месте у человека должно быть служение Богу, все остальное – второстепенно.
Любовь к Богу важнее человеческой жизни. Гордый человек забывает об этом и ставит жизнь во главу угла. Главным для него становится желание выжить. Ради этого он может отказаться сначала от веры, от молитвы, а потом – от нравственности и всего того, что делает человека человеком.
Поклонение жизни приводит к ее потере. Поклоняться можно только Богу, смыслом жизни может быть только любовь к Богу, то есть единение с Ним и устремление к Нему. Все остальные цели – жизнь, семья, отношения, власть, успех, здоровье – второстепенны; если у человека недостаточно любви к Богу, стремление к этим целям может повредить душе. Любовь к Богу проявляется как служение Ему и выполнение Его заповедей.
Гордыня преодолевается непрерывным устремлением к Богу, принятием воли Творца, признанием Его первичности и абсолютного Его могущества. Человек преодолевает гордыню, когда для него любовь в душе важнее жизни, справедливости и любых благ.
Необходимо хранить любовь в душе, увеличивая ее, чувствовать, что мир един и каждый человек достоин любви, – ведь в каждом есть Творец. Непозволительно плохо думать о людях, осуждать, презирать их. С одной стороны, нужно заботиться о теле и духе; с другой стороны, следует сдерживать желания нашего тела и сознания.
Если мы сможем почувствовать, что Божественная воля проявляется во всем, тогда не возникнет гордыни как следствия отдаления от Бога. Когда мы ощущаем присутствие Бога и понимаем, что всё от Творца, тогда мы можем сохранять любовь в любой ситуации.
Существует несколько уровней гордыни. Человек – существо многослойное; гордыня существует и на уровне тела, и на уровне духа, и на уровне души. Понимание этого помогает в работе над собой.
Человек тела воспринимает себя как физическую оболочку. Это самый примитивный уровень. Такой человек относится к другим людям как к конкурентам в борьбе за существование. Его отношение к людям выглядит как вытеснение, подавление и уничтожение. Такому человеку необходимо постоянно доказывать свое превосходство и свою состоятельность. К слабым он относится с презрением, насмешкой, требует от них жесткого подчинения. Равных он пытается обмануть и подчинить себе. А сильных он боится, перед сильными он пресмыкается.
Для животных забивать слабого – это норма, в животном мире выживают только сильные. Кстати, этот уровень поведения можно наблюдать у детей. У маленьких детей не развиты социальные навыки и присутствует приоритет животного начала. Подчиняясь инстинктам, дети насмехаются над слабыми, стараются как можно чаще демонстрировать свое превосходство. Мы смотрим на это как на патологию, но это не патология. Это примитивное поведение животного уровня. Развиваясь, взрослея, человек переходит на все более высокие уровни, – этот процесс продолжается всю нашу жизнь.
Человек духа не издевается над другими, не презирает их. Ему присуще чувство превосходства, он постоянно доказывает, что он умнее окружающих. У него присутствует чувство внутренней состоятельности и покровительственное отношение к другим. Он может помочь, но при этом в чем-то подавляет, проявляет свое превосходство, хитрит.
Человек духа хочет, чтобы все были едины с ним, похожи на него. Все должны соответствовать его представлениям и принципам. Он может жертвовать, дарить подарки, заботиться о ближнем, пока тот вписывается в его картину мира. Но если кто-то не соответствует его принципам, его идеалам или его внутреннему состоянию, то у человека духа возникает раздражение, гнев, желание подавить другого и управлять им.
Человек духа хочет, чтобы слабые были похожи на него, и стремится управлять ими, подчинять их. Равных себе он пытается убедить в своей правоте и тоже подчинить. А что касается сильных, то он завидует им, боится их и мечтает со временем одержать над ними победу.
Человек души демонстрирует уровень единства. Такой человек никого не презирает и ни над кем не издевается. Ему не нужно показывать свое превосходство и управлять другими. Человек души чувствует единство с людьми, он сотрудничает с ними и помогает им. Ему хочется помочь и решить проблему сообща, а не растоптать и унизить оппонента. Это уже совершенно новый тип поведения.
Человека души можно условно разделить на два уровня: праведника и святого. Первый уровень человека души – это праведник. Праведник ощущает единение с другими людьми. Он хочет, чтобы все помогали друг другу, заботились друг о друге. Праведник считает, что все имеют право быть непохожими друг на друга, но все должны быть нравственными. Он стремится объединиться с другими вокруг определенного идеала.
Если у человека тела возникает агрессия и желание раздавить, уничтожить другого, если человек духа осуждает или упрекает другого, то у человека души (праведника) часто появляется презрение к безнравственным и несовершенным людям.
Второй уровень человека души – это уровень святого. Такой человек принимает людей такими, какие они есть. Он понимает, что все люди несовершенны. Он понимает, что люди могут быть совсем не похожи на него, но все они Божественны внутри, все они могут меняться, их можно воспитывать и им нужно помогать. Человек души (святой) воспитывает слабых и помогает им, он сотрудничает с равными себе, а у сильных человек души учится.
Для того чтобы нормально развиваться, мы должны помогать слабым, сотрудничать с равными, учиться у сильных и стараться достичь их уровня. Каждый человек должен осознавать, как он относится к людям. Нужно постепенно отходить от поведения человека тела и человека духа, – тогда наш характер и судьба будут реально меняться.
Любовь к Богу – это источник счастья, радости, здоровья, успеха, а самое большое преступление – это отречение от любви. Без любви к Богу душа человека не может развиваться и начинает угасать. Каждый из нас Божественен по своей сути, но многие забыли об этом. Мы даже не представляем себе, насколько наше подсознание отягощено привязанностью ко всем уровням бытия.
Существует три основных греха, которые отдаляют человека от Бога.
Первый грех – грех ангела – практически неощутим. Поначалу этот грех никак не сказывается на состоянии тела и духа, разве что иногда чуть заноет душа. Возвышение над всеми, чувство превосходства, ложь как средство управления – все это появляется потом. Ангел внутренне разъединил себя и Творца – и стал дьяволом. Он утратил ощущение единства с Творцом и решил, что он индивидуален и не является частью Творца.
Дьявол не выдержал искушения и поставил свое «я» на первое место, а любовь – на второе. Его способности, возможности и желания, которые исходили из любви, были гораздо выше, чем у других. Он был самым умным, красивым, талантливым и духовным существом, именно поэтому его имя – Люцифер, что означает «сияющий».
Дьявол никого не осуждал, ничего не боялся, не жадничал, не завидовал, не прелюбодействовал, не пил, не курил, не объедался. Дьявол ощутил себя как нечто совершенно независимое от Бога и утратил то первичное чувство счастья, любви и умиротворения, которое происходит из единства с Творцом.
Второй грех – это грех Адама и Евы. Этот грех содержит в себе предшествующий ему грех дьявола и последующий грех Каина (по легенде, сына Адама и Евы). Первая часть греха Адама и Евы – неподчинение Богу и неприятие Его воли. Адам ослушался Бога, стал противиться Божественной воле. Вторая часть греха, грех Евы, – это поклонение жизни и привязанность к жизни. Это вожделение и готовность пойти на преступление ради сохранения и продолжения жизни. Этот грех приводит к прелюбодеянию, к поклонению сексу и наслаждению, к разложению души человека.
Мы не ощущаем в себе греха Адама и Евы, как и греха дьявола. Проявления греха Адама и Евы – гнев, обида, раздражение, осуждение мира и людей. Неприятие будущего, страх, уныние, неверие в себя, недовольство судьбой, сожаление о прошлом, ложь, порождаемая страхом за жизнь, – все это признаки греха Адама и Евы.
Когда человек утрачивает любовь и единство с Богом, он начинает бороться с Божественной волей. Появляется раздражение по поводу настоящего, сожаление о прошлом, страх будущего. Отречение от Бога приводит к поклонению кумирам: себе самому, своим желаниям, другим людям, жизни. Неприятие разрушения прошлого, настоящего и будущего происходит из-за привязанности и поклонения стабильной картине мира. То, что угодно Богу, может быть некомфортно для человека, и когда собственные интересы выходят у человека на первый план, начинается борьба с Божественной волей. Человек не может принять разрушения привычной картины мира и начинает ненавидеть, сожалеть, унывать.
Эти два греха, усиливаясь в детях, могут привести их к греху Каина. Именно неприятие Божественной воли и зависть являются причиной преступлений. Процесс потери Божественного происходит в душе человека незаметно. Если не преодолевать эти два греха, они выливаются в поведенческие реакции и конкретные поступки. После того как человек совершил первые два греха, он переходит к третьему – начинает убивать, воровать, грабить уже в реальности.
Грех Каина – первый человеческий грех на Земле. Каин позавидовал своему брату Авелю и украл у него жизнь. Грех Каина – это уже грех на уровне поведения, поступка. Этот грех проявляется как потребительство, зависть, жадность, ревность, нежелание жертвовать, нежелание прощать, обидчивость, стремление мстить. Грех души совершается незаметно, позже он проявляется на уровне чувств, а потом человек с заболевшей душой начинает совершать административные и уголовные преступления.
Грех Каина также делится на две части: поклонение инстинкту самосохранения и поклонение инстинкту продолжения рода. Если человек поклоняется инстинкту самосохранения, боится за свою жизнь, переживает за будущее, живет будущим, у него автоматически появляется поклонение инстинкту продолжения рода, похотливость, непреодолимая тяга к наслаждению, неумение сдерживать свои желания.
Когда у человека ослабевает потребность в Боге и любви, он забывает о первой заповеди и начинает поклоняться вторичному – как главному. Его душа постепенно утрачивает любовь, которая превращается в привязанность и вместо истинного счастья дает человеку наслаждение, а потом – чувство безысходности, ревность и страх. Энергия души истощается, дух и тело слабеют.
Пытаясь избавиться от этих страданий, человек окунается в наслаждение для духа, его увлекает погоня за властью, деньгами, благополучием. Но лучше ему не становится, и он спускается на уровень тела: еда, алкоголь, наркотики, секс, извращения, усиливающие удовольствие. А потом наступает истощение на всех уровнях, и тогда человек получает распад судьбы, болезни и, в конце концов, смерть как избавление от полного распада души.
Формирование греха в душе начинается с утраты устремления и любви к Богу. Это происходит в душе каждого из нас постоянно, и это необходимо преодолевать. Цель нашей жизни – научиться держать в душе чувство любви, устремляться к Богу как к высшей ценности и сохранять единство с Творцом.
Религия помогает нам ориентироваться в мире и постигать смысл нашего существования. Незнание и непонимание вселенских законов, внутреннее отторжение от Бога и приоритет собственной воли усиливают привязанность человека к миру. Это приводит к тому, что значимость человеческого эго растет, усиливается агрессивность и начинает портиться характер.
Если человек понимает, что гордыня ведет к распаду души, болезням, смерти, войнам, тогда он пытается преодолеть гордыню, и религия становится для него помощником и проводником на пути к Богу.
Все сюжеты Священных книг являются условными и образными. Законы мироздания описываются аллегорически, через взаимодействия различных мифических персонажей. Я неоднократно подчеркивал, что ни дьявола, ни Адама и Евы в реальности не было. В притчах зашифрованы законы развития души. Гармоничный человек чувствует относительность того, что сказано в Священных книгах, и понимает, что буквальное толкование историй и притч Священных книг – это путь к заблуждению.
Из чтения Священных книг мы должны вынести понимание и ощущение правильной картины бытия. Поскольку Священные книги пробиваются к нам через призму нашего человеческого несовершенства, то информация, приспосабливаясь к нашему сознанию, по форме начинает искажаться, подобно свету, который проходит сквозь замутненное стекло. Суть изложенного в Священных Писаниях нужно воспринимать чувствами, а не сознанием.
Прекрасное определение гордыни и способы ее преодоления даны в индийской религии. Особенность индуизма в том, что наука и религия представлены здесь как единое целое и при этом сохраняется их независимость друг от друга.
В соответствии с индийской философией гордыня – это удаление от Бога, поклонение окружающему миру и привязанность к нему. В Священных книгах индуизма сказано о том, что Всевышний – это Первопричина всего, Он присутствует во всем. Человек, который начинает ощущать единство с Всевышним, преодолевает гордыню как основу греха.
В Бхагавад-Гите написано: «Я – источник всего, из Меня исходит все. Зная это, мудрые поклоняются Мне, преисполненные любви. …Я – Высший Дух, пребывающий в сердце каждого существа; Я – начало, середина и конец всех существ».