Введение. Часть 3. Психодрама, гештальт‑терапия и остальные.


Есть психологическое течение, популярное как в европейских школах психологии, так и у нас, на постсоветском пространстве. Называется оно: «Психодрама». По сути, если не вдаваться в нюансы, то происходит психотерапия. Только посредством театра (назначение ролей другим и себе, в силу «децентрирующего Я‑эффекта», способно на многое). И вообще это для многих интересно, приятно и увлекательно. Это превращает терапию в игру. Но игру продуктивную.

Сразу же в голове у настоящих пограничников и невротиков проскочили «horror‑гадания». На вроде, таких: «Люди, театр, много людей, страшно, как это?…, Да не я не могу, не хочу, лень».

В этом есть доля правды. Настоящий нарцисс, например, никогда не пойдет один на один к психологу (чаще приведет партнера, со словами «подлечите его»), а не то, что в какой‑то театр. Настоящих тревожников (социальная тревога при проявлении «истинного‑Я»), в обострении можно консультировать только онлайн. Этакая «постмодернисткая кушетка Фрейда». Взял в руки телефон и консультируешься, даже не показывая лица терапевту. Очень удобно. Ещё бы, ведь на тревогу уходят все силы, да и не под силу куда‑то идти человеку, которому кажется, что он умирает.

Те Субъекты, что вступают с Объектом не в симбиоз, а идентифицируются с ним (перенимают его систему ценностей, теряя собственное «Я»), могут выдать, как вполне настоящую, к примеру, остановку сердца или инсульт, так и ипохондрию, в ответ на попытку посвятить их в подобный опыт публичного проявления Себя (слишком большой стресс).

Ни о каком лечении «психодрамой» в отношении настоящих эмоционально‑зависимых личностей говорить не приходится.

Если перед этим поработать над ними в КПТ, то, возможно, они «дадутся», хотя б на стандартную групповую работу, но не факт.

Это ж опять разговор о танцах вокруг невроза, в попытках его обработать, так чтоб он «не мешал». Разница только в том, что сеансы психодрамы действительно, примерно с той же вероятностью, что и классическая психотерапия, излечивают невроз (вероятность близкая к нулю). Потому что, как и при психотерапии, человек, никогда свою «месть реальности» (невроз) добровольно не выдаст – только если она сама просится наружу из всех возможных психологических «щелей».

Существует в общественном пространстве феномен психологов, старательно «проминающих» под себя принципы «психодраматизма».

На выходе при таких стараниях, часто получается или какое‑нибудь «развитие и лечение через танцы», или через художества.

Да, это может быть очень полезно для детей, родители которых, будучи «прошаренными» в психологии отдали к такому психологу‑преподавателю.

Тут тебе и полезные навыки отреагирования во вне. Делаем из парализованного неврозами, дисфункционального и дезадаптированного человека – компенсированного и встроенного в социум, и неврозы уже «не баг, а фича.6». Всё по принципу: «Нервничаешь – потанцуй или позанимайся изготовлением каких‑нибудь кукол или глиняных чаш». В жизни, ведь, так или иначе, приходится переживать всякие трудности.

В этом есть своя логика, ведь, никакой психолог никогда не сделает так, чтоб жизнь человека перестала его как‑либо пытаться «поддеть». Тогда уходит весь смысл этой самой жизни, и она превращается в Рай. А Рая на земле нет. Речь тогда идёт о повышении адаптивности личности к изменениям, через расширения количества инструментов компенсации и отреагирования, через искусство, культуру, хобби. И в последующем вместо образования невроза, при потенциально травматической ситуации, человек будет успешно эту ситуацию проживать, активно компенсируясь, пока проживаются стадии принятия, ведь у него хватает инструментов.

Для активно практикующих психологов все это звучит как утопия. Да и не совсем это психологическая работа, а скорее развитийно‑педагогическая, подкреплённая основанием из психологических знаний. Хотя современная психология о себе более высокого мнения.

Подобные преподаватели‑психологи, как и другие специалисты аналогичных направлений работы, в упор не хотят замечать тот факт, что настоящий, перекрытый несколькими фиксированными страхами на тему проявления Себя, человек, никогда на такое не придет, а если и придёт разок, то больше не вернётся.

А ведь задача психологии стать максимально гибкой и доступной для всех.

Что, если уточнить, что такой психолог развивает кого‑либо с помощью тех инструментов, которые он любит и которые ему подходят? А если ситуация будет неподходящей для их использования или личностные черты развиваемого клиента не позволяют в стрессовой ситуации отреагировать невроз через танцы и прочее? Где универсальность методики?

В таком ракурсе эти практики приближаются по эффективности к «развитию характера» через спорт или боевые искусства – распространенную практику на постсоветском пространстве. Как будто в жизни единственная потенциально‑травматическая ситуация это если тебя: «победят в драке» или, на вроде того.

Чувствуете, пахнет неврозом у родителей?7

Гораздо важнее в таком контексте привить ребёнку привычку всё время развиваться (не забывая при этом наслаждаться плодами развития и жизни), тогда весь мир станет его «развитийной песочницей», что бы ни случилось: «Да, сейчас тяжело, но это просто моя зона роста, а если я пока не могу это преодолеть, то да, иногда жизнь – это искусство ждать».

Можно подвести такой итог: психодраматизм можно применять, но аудитория очень узкая. Подходят только те, у кого фиксированные страхи (неврозы), позволяют хотя бы попробовать выразить свои внутренние эмоциональные переживания.

Загрузка...