В 1516 году была издана книга Томаса Мора «Утопия. Золотая Книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопии», которая дала название жанру социальной литературы. Утопия в переводе с греческого – это место, которого нет, а по другой версии – благое место. То есть утопия изображает вымышленное благое общество или, как у Томаса Мора, наилучше устроенное.
А вот в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» ввели уже термин «антиутопия», как название литературного жанра. Судя по всему, не все утопии оказались наилучше устроенными.
Как, не вдаваясь в сложные рассуждения, отличить утопии от антиутопий?
Оскар Уайльд писал: «Прогресс – это воплощение Утопий». Причём прогресс общества, а не технический прогресс, который является средством и может либо способствовать, либо тормозить развитие общества. Например, ядерные технологии могут способствовать развитию человечества, а могут и уничтожить его.
Антиутопии же описывают негативное развитие общества.
Стремление общества к наилучшему устройству естественно и авторы утопий пытаются предложить свои варианты идей, а в антиутопиях можно увидеть предупреждения о возможных опасностях. Однако, учитывая в том числе субъективность оценки утопий, в любой утопии могут быть элементы антиутопий и наоборот.
Мир утопий велик, а антиутопий ещё больше. Попробуем рассмотреть часть из них, выделив в них позитивные (утопические) и негативные (антиутопические) идеи.
В этой книге постараемся проанализировать рассказ Джерома Клапки Джерома «Новая утопия». А что в нём утопического или антиутопического каждый может решить сам.
Я, естественно, буду оценивать идеи этого произведения, исходя из своих взглядов, которые я изложил в своей книге «Новая Утопия. Книга о наилучшем устройстве государства», состоящей из четырёх книг:
– Книга 1: Основы,
– Книга 2: Внешний мир,
– Книга 3: Экономика,
– Книга 4: Власть.
Тем более, схожесть названий не гарантирует схожесть идей.
Но сначала, несколько слов о самом Джероме К. Джероме и его рассказе «Новая утопия».