Йосеф Виткин. Источник: https://berkovich-zametki.com/2012/Starina/Nomer1/Portnova1.php
«Его именем названо несколько улиц в Израиле, школа в Ришон-ле-Ционе, поселение Кфар-Виткин на Средиземноморском побережье. Изданы его статьи и письма, в работах по истории заселения Эрец-Исраэль ему уделено должное внимание, и, наконец, ему посвящена замечательная монография Шуламит Ласков.
Но этот историографический статус мало влияет на общественную память: люди на улицах Тель-Авива вряд ли ответят, кто такой Йосеф Виткин. При жизни он не входил в шеренгу лидеров, подобно Менахему Усышкину или Аарону Гордону, но после его смерти в некрологах, как это часто бывает, появились исторически значимые определения: «Пророк халуцианства», «Человек работы», «Учитель народа», «Человек воззвания», – что на иврите звучит еще солиднее, чем по-русски. Можно сделать поправку на жанр некролога, как правило преувеличивающий масштаб своего героя, но через много лет книга Ш. Ласков закрепит эту оценку. В каком отношении реальный Йосеф Виткин находится к этим литым вывескам?» (Нелли Портнова. «Йосеф Виткин – застенчивый лидер» [5])
Представление и начальная биография
Рождение Йосефа Виткина произошло в Могилеве в 1876-м году (второго августа). Уход его из жизни датируется двадцать третьим января 1912-го года, умер в Ришон-ле-Ционе).
Известен в качестве деятеля раннего рабочего сионизма, активиста движения «Ха-Поэль ха-Цаир», идеолога еврейского труда, одного из духовных лидеров еврейского ишува в Палестине в период между 1-й и 2-й алиёй, в честь которого назвали мошав Кфар-Виткин в долине Хефер.
В англоязычной Википедии о Виткине написано следующее [7]:
«Йосеф Виткин (1876—1912) был пионером сионизма, наиболее известным своим призывом к еврейской алии в Палестину. Его обращение значительно способствовало успеху второй алии, иммиграции евреев в Землю Израиля».
Отцом Йосефа Виткина являлся раввин Шимон Виткин. Мать его звалась Леей. В семье многие поколения (и также отец Йосефа) симпатизировали палестинофильству. Отец у Йосефа Виткина являлся содержателем хедера и автором комментариев к Торе.
Поначалу семья проживала в Могилеве, но позднее по причине разногласий Шимона с общиной на почве идеологии произошел переезд семьи в город Курск.
О семье Йосефа Виткина написано в статье Нелли Портновой «Йосеф Виткин – застенчивый лидер» [5]:
«Йосеф Виткин… рос в семье не совсем обычной: теплая атмосфера в ней не нарушалась типичным для конца ХIХ века конфликтом между поколениями. Сионистская идея жила в семье давно: еще прапрадед Йосефа «поднялся» в Землю Израиля один (жена, отказавшаяся следовать за ним, в соответствии с еврейским законом получила развод) и поселился в Хевроне. Отец, Шимон Виткин, содержатель реформированного хедера и комментатор Талмуда, симпатизировал палестинофильству, что не вызывало понимания в общине, отчего ему пришлось переехать из Могилева в Курск. Но и там было то же самое. Старшая сестра Йосефа Сара вспоминала:
Наш дом был сионистским, и это было известно в городе. Наш отец ораторствовал на собраниях в синагоге, но это не имело успеха, так как большинство евреев Курска были торговцами и далекими от сионистской идеи, и вообще презирали это бездельничанье, которое называется сионизмом. Брат много страдал от «гоев» в этом русском городе. Он слышал клички «жид», «свиное ухо» и был вынужден молчать, а когда приходил домой, то повторял: как можно терпеть обиды и не отвечать? Это злило его и причиняло большие страдания».
Йосефом было получено в хедере еврейское традиционное образование, также с ним проводили занятия учителя-частники, преподававшие ему иврит и русский язык.
Когда ему было семнадцать лет, им были окончены бухгалтерские курсы. В возрасте восемнадцати лет им была получена работа на сельскохозпредприятии. В этом возрасте его увлекали социалистические идеи, перелом же в его мировоззрении произошел после первого сионистского конгресса.
Переезд в Палестину и работа в Палестине
Ришон Ле Цион 19 века. Источник: https://grimnir74.livejournal.com/7348678.html?amp=1
Год 1897-й (конец года). Это было время, когда ставший сионистом Йосеф, несмотря на слабое здоровье, перебрался в Палестину. Родители его, знавшие правду о его здоровье, беспокоились о сыне и не желали отпускать в Палестину, однако не сумели удержать его.
В Палестине Йосефу пришлось 4 месяца отработать в Ришон-ле-Ционе чернорабочим, а после ему удалось получить место учителя в Гедере. Педагогический опыт у него отсутствовал, но он обладал идеалистическим пылом и стремлением к совершенству, что содействовало обретению им репутации одного из самых лучших учителей еврейского ишува.
Здание, в котором во времена Виткина располагалась гедерская школа. Нелли Портнова. Источник: https://lechaim.ru/ARHIV/223/portnova.htm
Дети на природе. Кфар-Виткин. 1933 год. Нелли Портнова. Источник: https://old.lechaim.ru/ARHIV/223/portnova.htm
Его учениками было достигнуто освоение иврита, который в то время преподавали как язык иностранный, на достаточно высоком уровне – уровне повседневного общения. Однако родителей Йосефа это не устраивало. Из-за их возражений он перешел в школу в мошаве Месха (ныне Кфар-Тавор), откуда позднее возвратился в Ришон-ле-Цион. Там он продолжил преподавание, оставшись до самой своей кончины.
Образ его жизни был аскетическим, большая часть зарабатываемых им денег поступала его сестрам и матери (семья его в 1904-м г. прибыла в Палестину, а через один год наступила смерть Шимона Виткина).
Йосефу Виткину были чужды господствовавшие в то время в ишуве патриархальные взгляды и ориентированность на ведение сельского хозяйства с использованием труда местных арабов. Поэтому имели место его выступления за обеспечение социальной справедливости, пропаганды сионистских идеалов, использование еврейского физического труда в сельском хозяйстве, еврейской колонизации земель.
Имея такие взгляды, он стал сотрудничать с социалистическим движением «Ха-Поэль ха-Цаир», став одним из идеологов данного движения. Изложение своих идей он обеспечил в брошюре под названием «Коль коре» (ивритское полное название – «Обращение к еврейской молодежи, сердце которой с её народом и с Сионом»).
Год 1905-й. Это был год отправки его брошюры в Россию, ее распространением занимался Менахем Усышкин. Брошюре этой суждено было стать одним из ключевых стимулов к началу 2-й алии.
Виткин виделся членами 2-й алии духовным лидером. С ним желали встречаться подобно тому, как хотели встречаться с другими идеологами халуцианства – Бренером Й. Х., Кацнельсоном Берлом и Гордоном А. Д.
Год 1907-й явился годом посещения им России, где им было обнаружено наличие жесткого пресечения пропагандистской деятельности. Вот что им об этом написано [6]:
«Нельзя говорить в синагоге, нельзя выступать перед группой в 10—30 человек. Никто не дает свою квартиру, но все же я выступаю и в тех местах, где запрещено, перед маленькой группой людей с особой осторожностью, дежурят возле ворот и на улице».
Yossef Vitkin, zionist leader
Болезнь и кончина
У Виткина докторами был обнаружен рак гортани, из-за чего он поехал на операцию в Вену. Операция оказалась безрезультатной. после нее он, не желая умирать в чужих краях, поспешил возвратиться в Палестину.
Год 1912-й явился годом его кончины. Ему так и не довелось жениться, поскольку его возлюбленная Белла Бенинсон (бывшая его ученица из Гедеры) не ответила ему взаимностью.
После его ухода из жизни (в 1912-м году) движение «Ха-Поэль ха-Цаир» позаботилось об издании сборника его трудов.
Идеологические позиции
Ко времени своего отъезда в Палестину Йосеф Виткин был четким приверженцем идеи заселения евреями Израильской земли. Его отличало возвышенно-поэтическое отношение к стране своих предков. Это повлияло на разработанную им систему преподавания: он в преподавании фокусировался на ценностях еврейской культуры, стремясь одновременно к привитию своим ученикам любви к языку ивриту и к Палестинской природе.
Вот что он написал о своей важной цели [6]:
«Укреплять ослабевшее тело, расшатанные нервы, пробудить любовь к природе, дремавшую в сердце, воспитать такое поколение, которое, будучи небольшим по численности, спасёт себя и спасёт весь народ».
Первый сионистский конгресс в Базеле. Базельский конгресс 1912. Источник: https://mintpressnews.ru/yes-world-zionist-congress-meeting-now/272237/
Йосеф Виткин являлся убежденным палестинофилом. Формирование его взглядов произошло, в частности, под влиянием принятой 1-м Всемирным сионистским конгрессом Базельской программы, нацеленной на то, чтобы на Израильской земле был создан еврейский дом. Поэтому для него был удар, что шестым Сионистским конгрессом оказалась одобренной Угандская программа, являвшаяся альтернативной Базельской.
Угандская программа рассматривалась им как предательство, он отвергал позиции, господствовавшие среди европейских сионистов. В соответствии с этими позициями от мировых держав добиваться еврейского государства следует с помощью политических средств.
Это было время написания им особо резких и горьких статей, позднее им уничтоженных, так и не опубликованных.
Виткиным сохранялось неприязненное отношение к европейским сионистам-теоретикам даже после того, как через 2 года сионистским движением обеспечилось отвержение Угандской программы, а его взгляды на проблему заселения Палестины нашли отклик среди российских сионистов.
Год 1907-й. В данном году он находился на лечении в Вене. В это время он написал в «Открытом письме сионистам Вены» о долге возрождения еврейских языка и культуры в Палестине [6]:
Йосеф Виткин, лидер сионистов. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Yosef_Vitkin
…если все сыновья галута скажут так, как мы спасемся? Евреи и еврейство еще много времени останутся там. Вы считаете, что нужно возложить эту работу на ваших братьев из России и Галиции, на этих раздавленных и несчастных? Если так, оставьте им звание «сионистов», а вы – не занимайтесь, пожалуйста, «сионизмом жалости».
Йосеф Виткин был против сложившейся до 1-й алии системы хозяйствования, ведь при ней еврейскими плантаторами практиковалось широкое использование наемных работников-арабов. Для него образцом для подражания были первопроходцы из организации «БИЛУ», являвшиеся в 1880-е г.г. основателями Гедеры, идеализм которых он противопоставлял отличавшемуся близорукостью практицизму современного ему ишува.
Витке верил, что создание будущее еврейского ишува – это общество идеалистичных и образованных земледельцев, не прибегающих к использованию наемного труда, занимающихся обработкой принадлежащей евреям земли самостоятельно, стремящихся (как и он сам) к достижению социальной справедливости.
Взгляды Витке повлияли на формирование программы движения «Ха-Поэль ха-Цаир» [6]:
«В силу своих взглядов Виткин настоял на включении в программу движения „Ха-Поэль ха-Цаир“ не только пункта о „завоевании труда“ (использовании еврейских рабочих на предприятиях, принадлежавших евреям-фермерам), но и пункта о „завоевании почвы“, то есть создании самими евреями-„халуцим“ (первопроходцами) общественных сельскохозяйственных поселений».
Когда Витке умер, благодаря его позиции о нем стали говорить как о «пророке халуцианства» и «человеке работы».
Мысленный неотрыв от Родины
Могилев в 19 веке. Театральная площадь
Из статьи Нелли Портновой «Йосеф Виткин – застенчивый лидер» [5]:
«Я хотел бы знать, что слышно в Могилеве вообще, как жизнь в моем старом родном городе, что в галуте, чем зарабатывает наш несчастный город, тысячи бедняков? Как они живут? <…> Я смотрю в маленькие обеспокоенные лица, опущенные потухшие глаза, вижу их замасленную одежду, слышу шум и суматоху еврейских улиц. Ни громкого смеха, исходящего из сердца свободного человека, ни веселой песни, вырывающейся из здоровой груди, – одни проклятия и ругательства, плач и визг, разные голоса – полуплач, полупение или дикие крики, доносящиеся из темных и узких комнат. Улицы наполнены рядами сгорбленных людей, суетящихся с торбами на плечах. Это нищие, попрошайки… Ах, Могилев, Могилев, как дела? Как живешь, мой дорогой, любимый город?»
Кфар-Виткин
Кфар Виткин. Дата 5 августа 2010 г. Наша Автор Ори. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кфар-Виткин
Кфар-Виткин [8]:
«Кфар-Ви́ткин – мошав в центральном Израиле к северу от Нетании.
Основан в 1930 году, став первым населённым пунктом долины Хефер. Назван в честь деятеля первой и второй алии Иосифа Виткина.
Население
По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на начало 2020 года составляло 1 973 человека»