Карла Густава Юнга однажды спросили, что человеку остается делать в старости. На это он ответил, что перед человеком всегда находится что-то новое.
В будущем году мне исполнится 80. Целых 50 лет я работаю с людьми, жизнь которых не была легкой или таковой не является. В прошлом году мне пришла идея обобщить свой опыт в книге, но не в сухой и не (только) теоретической форме, а в красочной и живой.
Сначала я хотел бы осветить период своей жизни, который оказал влияние на мой профессиональный путь, показать то, что на меня повлияло. Это прежде всего мои студенческие поездки в Вену к Виктору Франклу, чьим учеником я лично имел честь быть. Затем я расскажу, что я исследовал сам за рамками работ Франкла. Я называю это ценностно-ориентированным формированием личности (WOP®)[1]. Я считаю это самостоятельной разработкой, основанной на логотерапевтическом превентивном концепте. То, с чем я вас познакомлю, я мог бы назвать также теоретической и практической школой жизни.
Для кого я написал эту книгу?
• Для людей, которые хотели бы развивать свою личность.
• Для людей, которые открыты новым взглядам на человека.
• Для коллег из других областей, которые хотят расширить свои горизонты.
• Для тех, кто хочет заразиться моей надеждой на лучшую жизнь.
• Для тех, кто интересуется опытом состарившегося психотерапевта.
Книга, которая в общих чертах отражает мой конкретный труд – ценностно-ориентированное формирование личности – опирается на три колонны:
• имажинацию ценностей (WIM®)[2];
• эннеаграмму, интерпретированную с точки зрения ориентации на ценности;
• ценностно-ориентированную беседу.
Я написал много книг, но ни одна не стала столь важной и ни одна не далась мне так трудно, как эта. Почему? Потому что, прежде всего, мне было трудно писать про первую колонну – имажинацию ценностей, так как она касается внутреннего мира, который наука называет подсознанием. Уже более сотни лет ведутся разговоры о бессознательном, но связанные с ним идеи все еще не являются общепринятыми. Это известно из физики.
Поэтому, дорогие читатели, я лучше приглашу вас в свой прекрасный кабинет и совершу с вами реальное «путешествие» в то ценное внутреннее пространство, в ту область, которую мой учитель Франкл назвал «духовным бессознательным».
Если бы мне удалось дать представление об имажинации ценностей, которое нашло бы отклик в умах и сердцах, то с ним смогло бы соприкоснуться больше людей, со временем оно смогло бы войти в самые разные области науки, например, в естествознание, психологию, теологию и изучение проблем мира. Для двух последних тем я описал два примера.
Почему я так настойчиво хочу поделиться своим воодушевлением по поводу этой первой колонны? Я изучаю ее с начала 1990-х годов и пережил по меньшей мере от 60 000 до 80 000 внутренних «путешествий» (благодаря сопровождению клиентов, групповой работе и тренингам). Лишним будет говорить, что имажинация существовала задолго до имажинации ценностей. Вспомним, например, К. Г. Юнга и его учеников[3].
Я знаю, что вторая колонна – эннеаграмма – для многих образованных читателей словно бельмо на глазу, но только до того момента, как они с ней познакомятся ближе. Их реакция является следствием предрассудка, что эннеаграмма приклеивает на людей ярлыки. Но такая реакция сразу исчезнет, если человек вникнет в учение, которое я интерпретирую с точки зрения ценностной ориентации. Я сильно «разгрузил» эту систему, отказался от многих дополнительных моментов. Почему я так смело говорю об эннеаграмме? Потому что мне случайно (!) во время работы с имажинацией ценностей открылось, что они пусть не всегда, но часто отражают «девять ликов души».
Третья колонна – ценностно-ориентированная беседа – образует с двумя другими единство. Она разрабатывалась мной, прежде всего, через работу с имажинацией ценности и эннеаграммой.
Моя жена поощряла, даже требовала, чтобы я писал то, что думаю. Этого я и придерживался. Обозначение новой «системы» на пестром поле психологии определенно вызывает не только аплодисменты. Мои ученики и клиенты также подбадривали меня, чтобы я опубликовал свою работу.
Светлые краски души – что под этим подразумевается? То хорошее, красивое, достойное любви в нас, то, что Виктор Франкл называл ценностями, свойственными человеку: свобода, ответственность, творчество, духовность – и это не полный список. Короче говоря, это то, что имеет смысл, то, что имеет ценность, на чем основана радость от жизни и от нас самих, что дает нам силу, благодаря чему мы хотим жить.
Есть ли действительно «это всё» в нас? Не живем ли мы во время, когда люди вокруг себя постоянно обнаруживают противоположность того, что должны им обещать светлые краски души? Не являются ли нашей реальностью насилие, война, голод, безнадежность, бесстыдство, равнодушие, ненависть, обман? То есть реальны прежде всего темные краски души: страх, угнетенность (вглядитесь, пожалуйста, в слово!), бессмыслие, безотрадность, равнодушие, пессимизм. Да, темная сторона жизни, конечно, существует! И хорошо, что эту сторону души исследуют, что о ней рассказывают, информируют, делают передачи и на нее жалуются! И так должно оставаться.
Но слишком мало остается для другой стороны души, для ее светлых красок, которые, по моему опыту, коренятся в «духовном бессознательном»! В науках, в общественной жизни, в конкретной жизни человека. Но они есть! Они не всегда видимы, даже по большей части незримы, но, тем не менее, присутствуют, ждут того, чтобы их прожили. И многие тоскуют о них, даже того не понимая.
О чем я так «целительно» толкую? Я говорю не об исцелении, ведь это, как я полагаю, делается в других местах, а прежде всего о том, что мы, люди, несем в себе, в своей душе, в которой кроме темного есть столько же светлого – нужно лишь начать искать, а не упрямо отбрасывать как нечто несуществующее.
Разве я, как терапевт, не видел ту бездну, которые мы, люди, носим в себе? Видел! Разве не замечал, что многие не используют или не хотят использовать свою свободу, чтобы развиваться и меняться? Конечно, замечал. Разве я не был в отчаянии от факта, что люди не испытывают в жизни самое ценное, что у них есть – любовь? Разумеется. И откуда тогда, несмотря на это, я набираюсь мужества для написания книги, которая рассказывает о светлых красках души? Еще раз: потому что эти светлые «краски» есть! Потому что о них редко говорят, потому что многих душевных и телесных заболеваний можно было бы избежать, если бы больше людей узнало, что мы богаче, чем думаем.
Вот 15 ключевых моментов, которые лежат в основе WOP®[4]:
1. Жизнь в мире, таком, каков он есть, имеет смысл.
2. Дух – это то особенное, специфическое, что присуще человеку.
Дух – это то, что делает возможным для человека формирование своей внутренней и внешней жизни, это высшее проявление всех ценностей, свойственных человеку.
3. Главное условие для того, чтобы помочь своему духу стать живым и таким образом познать свою уникальность – это конфронтация с собственной сущностной проблемой.
4. Еще одно условие уникальной жизни состоит в том, что нужно разобраться со своим внутренним миром, в котором коренятся специфически человеческие ценности: например, оптимизм, чувство смысла, свобода, ответственность, мужество, любовь, творчество, духовность. Доступ к этим ценностям открывает имажинация ценности.
5. Каждый человек свободнее, чем он думает.
6. Каждый человек богаче, чем он подозревает.
7. Каждый человек несет ответственность перед собой и миром, в котором он живет.
8. У каждого человека в душе есть большая часть «жизни, которая ждет» (Виктор фон Вайцзэкер).
9. Жизнь удовлетворяет человека, когда внутренний и внешний миры совпадают.
10. Открытие любви в себе и к другим – это самое целительное чувство.
11. Нет! Детство не определяет всю нашу жизнь!
12. Нет! Не обстоятельства определяют наше бытие, а наше отношение к ним.
13. Экзистенциальное столкновение с духовностью в особой мере создает возможности для нахождения смысла и опоры в жизни.
14. К (дальнейшему) совершенствованию личности относится, прежде всего, искренность.
15. Жизнь несет в себе надежду изо дня в день, потому что изо дня в день можно познать смысл.
В завершение два замечания:
1. Эта книга требовательна к читателям-рационалистам, потому что она требует от них признаться, что мы знаем о людях не так много, как думаем. Например, если кто-то говорит, что он знает того или иного человека от сих до сих, мне трудно сдержать улыбку. Такой человек подобен тому, кто стоит у моря и говорит, что его видит. При этом он видит не более чем на семь километров. То, что мы не можем сказать, что знаем человека до конца, свидетельствует во многом о человеческом достоинстве. В этом должны себе признаться и мы, психотерапевты и наставники формирования личности.
2. Уважаемые читатели, пожалуйста, не принимайте близко к сердцу, что я не всегда указываю на различие между мужчиной и женщиной (в немецком языке при обозначении лиц дается как слово мужского, так и женского рода: например, читатели и читательницы – прим. пер.). Я работаю в Институте логотерапии и экзистенциального анализа, которым руковожу, а также в Академии WOP® по большей части с женщинами и очень их ценю. Когда я говорю о мужчине или женщине, я имею в виду человека!