Катасонов В. Ю. Мир глазами святителя Николая Сербского / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Русская цивилизация, 2018.
См.: Животные, которых мы потеряли // Наука и жизнь. Интернет. Режим доступа: https://www.nkj.ru/news/18181/.
Василий Яналов. Финно-угорский мир на пороге XXI века // Дружба народов. 1999, №1. Интернет. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ druzhba/1999/1/yanal-pr.html
Сколько народов исчезло начиная с XVIII в. и поныне? И какие? // Интернет. Режим доступа https://otvet.mail.ru/question/77054625
См.: Цивилизации, исчезновение которых до сих пор загадка для ученых // Интернет. Режим доступа: https://ribalych.ru/2014/08/17/ civilizacii-ischeznovenie-kotoryx-do-six-por-zagadka/
Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, юго-запада Ирана и северо-запада Иордании.
Здесь и далее цитаты приводятся по следующему источнику: Творения святителя Николая Сербского. Т. 12. Война и Библия / Пер. с сербского С. П. Фонова. Под общей редакцией И. М. Числова. М.: Омофор, Паломник, 2016.
Сколько людей жило на Земле перед Всемирным потопом? // Интернет. Режим доступа: http://o-religii.ru/answers.php?id=21
В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.
Святитель Николай Сербский. Слово о законе. Гл. XIV. Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов // Интернет. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/slovo-ozakone/#0_16.
См.: Библейские пророчества о Тире // Интернет. Режим доступа: http://bible-facts.ru/795-prorochestvo-o-tire.html
См.: Катасонов В. 115 лет назад человечеству было явлено грозное напоминание о жизненно важном законе // Интернет. Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/115-let-nazad-chelovechestvu-bylo-javleno-groznoe-napominanie-o-zhiznenno-vazhnom-zakone_62247.
Волошин Д. А. Феномен империи в мировой истории: Рим: Учебное пособие. Армавир, 2013. – Глава 4. Мир после Pax Romana – имперская идея и ее трансляции.
В оригинале эта формула звучит следующим образом: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По мнению некоторых исследователей, впервые эта идея была выдвинута еще в конце XV века митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Подробнее см.: Катасонов В. Метафизика истории. М.: Институт русской цивилизации, 2017. – Третий Рим против Третьего Вавилона. С. 218–297.
На севере граничила с Иудеей, с южной оконечностью Мертвого моря и страной Моав, на востоке с пустыней южного Заиорданья, на юге – с заливом (Акаба), на западе – с Синайским полуостровом.
Феман (Теман) – название, почти тождественное Едому (Идумее).
Петра и Едом / Вся библейская археология // Интернет. Режим доступа: http://www.unseal.narod.ru/petra.html
Набатейское царство – государство, образованное набатеями – группой семитских племен, существовавшее с III в. до Р.Х. до 106 года по Р.Х. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства – Петра в долине Вади-Муса (Иордания).
Статья «Едом» / Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Интернет. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0% AD%D0%91%D0%95/%D0%AD%D0%B4%D0%BE%D0%BC
Едом символизирует гора Сеир, поэтому глаголы в первой части пророчества стоят в женском роде. Сеир упоминается уже в Пятикнижии Моисеевом. Еще Валаам предсказывал: «Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих» (Чис. 24, 18).
Но более прочно, чем политика и экономика, их связывал древних грех матерей, следствием которого явилась поистине изуверская религия. Их основными богами стали Фегор (или Ваал-Фегор) и Молох. Первый из них поощрял людей к разврату, служение второму сопровождалось принесением в жертву детей.
Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. – Глава 16. Царства, порожденные грехом. Царства Моав и Аммон // Интернет. Режим доступа http://nauka.bible.com.ua/keys/key16.htm
Там же.
Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.
Народ проживал на территории между сегодняшней Газой и Тель-Авивом. И по воле судьбы к моменту образования государства Израиль в 1948 году эта территория называлась Палестина, а ее жители – палестинцами, что обозначало, что они чужие (иностранцы) здесь.
Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского. Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 43–44.
Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского. Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 10–11.
Автор упомянутой книги – Семен Маркович (Шимен Меерович) Дуб-нов (1860–1941) – российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. После революции 1917 года эмигрировал из России. В эмиграции написал фундаментальный труд «Всемирная история еврейского народа» в 10 томах.
Глава XIV. Неотвратимость нравственного закона в судьбах людей и народов
Там же.
Там же.
Данный праздник упоминается в Пятикнижии Моисеевом. По мнению некоторых библейских историков, возникновение этого обряда относится еще ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне (исход из Египта). Впрочем, ряд критиков сочли упоминания Йомкиппура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена.
Включало в себя земли колена Иуды и колена Вениамина.
См.: Катасонов В. Иерусалимский храм как финансовый центр. М.: Кислород, 2014.
Александр Яннай (125–76 до Р.Х.) – иудейский царь из династии Хасмонеев. Сын Иоанна Гиркана. Взошел на престол в 103 году до Р.Х. В период его правления Иудея установила гегемонию над всей территорией древних израильских земель. Во внутренней политике Александр опирался на саддукеев, чем вызвал недовольство и восстание фарисеев. Оно было жестоко подавлено с помощью иностранных наемников.
Статья «Бет-дин» // Еврейская электронная энциклопедия. Интернет. Режим доступа: http://eleven.co.il/article/10600
В приведенном отрывке из статьи Еврейской энциклопедии даются ссылки на Санхедрин. В иудаизме это один из 10 трактатов четвертого раздела Мишны, которая является частью Талмуда. Санхедрин посвящен детальному описанию средств и «инструментов», связанных с отправлением Синедрионом (верховный суд в иудаизме) правосудия, связанного с уголовными делами и наказаниями.
Напомню, что книга «Война и Библия» построена преимущественно в виде диалогов между участниками морского путешествия на судне «Бостон» в 1927 году. Судно двигалось вдоль восточного побережья США из Нью-Йорка в Бостон. Обсуждения, описанные в книге, – реальные. При этом некоторые участники выступают под псевдонимами. Под псевдонимом «балканец» выступает сам Николай Сербский.
Силом – древнееврейский город, в котором в Эпоху судей, во второй половине II тысячелетия до Р.Х., располагалась Скиния Завета (Нав. 18, 1) и совершались праздники всего израильского народа (Песах).
Вот имена тех вождей, к которым прилагается название судей (шофетим): Гофониил, Аод, Самегар, Девора-пророчица, Гедеон, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон, Самсон, Илий и Самуил (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Статья «Израильские судьи»).
Самуил считается автором книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Руфь», которые вошли в состав Ветхого завета.