В современной социальной политике России важнейшее место занимает решение проблем оптимизации социально активной деятельности такой, неуклонно возрастающей, категории граждан, как инвалиды, страдающие различными хроническими недугами и физическими ограничениями (взрослые и дети).
Согласно данным, приведенным в одном из выступлений Вице-премьера Правительства Российской Федерации О. Голодец, количество инвалидов в России в 2013 году составило 12 млн 850 тыс. человек. Очевидно, что в такой ситуации исключительно актуальными становятся вопросы социальной реабилитации людей, составляющих определенную часть населения нашей страны, в которой есть и немало истинных талантов.
Особую, бесспорно, приоритетную роль в данной области российской социальной политики играет образовательная практика, которая должна создавать условия для полноценной реабилитации людей с физическими ограничениями и их интеграции в общественную жизнь, где им обеспечена безбарьерная среда деятельности.
В жизни людей с ограниченными физическими возможностями искусство играет колоссальную роль. Восприятие, изучение, создание художественных произведений не только расширяют внутренний мир личности – духовный и эстетический – но и дают возможность людям с физическими ограничениями осознать полноту личной сопричастности к общечеловеческим ценностям. В этой связи можно говорить не только о благотворном воздействии искусства на жизнь инвалидов, но и о существенном вкладе, который сами инвалиды – а среди них много художественно (профессионально) одаренных людей – способны привнести в культуру.
Предоставляя человеку с органическими ограничениями по здоровью возможность реализовывать свой творческий потенциал и обрести профессию в той или иной области искусства, государство решает и другую важнейшую задачу – полноценной социальной реабилитации людей-инвалидов, которые благодаря этому становятся полезными и активными членами общества. В результате жизнь людей с ограниченными возможностями не замыкается в пределах инвалидного социума, а становится насыщенной, неотделимой от многообразия окружающего мира.
О том, сколь положительную роль играет искусство в решении проблем реабилитации, какое животворное воздействие оно оказывает на человеческую личность, можно судить по многочисленным примерам из жизни выдающихся музыкантов, художников, артистов, которые, несмотря на серьезные физические преграды, создавали бессмертные произведения, навсегда вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Назовём лишь несколько имён, свидетельствующих о том, насколько поразительной по творческим результатам может быть жизнь людей, которых обычно называют упрощённым словом «инвалиды».
Так, среди величайших творцов:
Гомер — древнегреческий поэт, автор поэм «Одиссеи» и «Илиады» – был слепым от рождения;
великие композиторы: Иоганн Себастьян Бах в 14 лет стал терять зрение и к концу жизни полностью ослеп; Георг Фридрих Гендель, несмотря на слепоту, постигшую его в расцвете творческих сил, продолжал активно сочинять музыку и дирижировать своими сочинениями; Людвиг ван Бетховен, полностью потерявший слух в возрасте 28 лет, на протяжении последующих тридцати лет жизни создавал и сам исполнял свои гениальные произведения; Антонио Вивальди и Модест Мусоргский страдали эпилепсией; Дмитрий Шостакович, будучи также превосходным пианистом, страдал атрофией мышц и плохим зрением;
великие писатели: Мигель Сервантес, автор «Дон Кихота», потерял руку в морском сражении; Федор Достоевский страдал эпилепсией;
великие художники: Леонардо да Винчи страдал церебральным параличом; Борис Кустодиев творил, будучи прикованным к инвалидному креслу;
великая французская актриса Сара Бернар потеряла ногу в результате травмы, что не помешало ей создавать трагические женские образы, составившие целую эпоху в истории театра;
Мария Каллас, выдающаяся оперная певица ХХ века, была близорукой, но это не мешало ей выступать на сцене и сниматься в художественных фильмах;
Андреа Бочелли, Стив Уандер, Рэй Чарльз, всемирно известные современные музыканты-исполнители, слепы от рождения.
Этот перечень выдающихся творцов, страдавших различными физическими недугами, можно значительно расширить…
Прежде чем непосредственно перейти к характеристике существовавших и ныне действующих образовательных учреждений, которые занимаются реабилитацией инвалидов средствами искусства, кратко остановимся на основных видах такой социальной деятельности, существовавших в дооктябрьское время и в советский период.
Специализированное образование детей-инвалидов появилось в Российской империи в 1797 году, когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, уделявшее особое внимание детским приютам.
В 1806 году стараниями В. Гаюи в Павловске открылось первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году – школа для слепых. В обучении детей, страдавших физической неполноценностью, Гаюи считал важным:
– «дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; объединить незрячих общей работой, полезной и обществу, и им самим»;
– «обеспечить неимущих слепцов заработком взамен жизни подаянием»;
– «предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом, сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития».
В. Гаюи полагал, что результаты обучения слепых станут убедительным доказательством образовательного потенциала молодежи – той ее части, которую считали не способной к наукам и ремеслам, то есть тех, кого общество признавало исключительно объектом жалости и милосердного призрения.
В 1854 году в Риге сурдопедагог Фридрих Пляц основал первое в Российской империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков, в котором не только старались их лечить, но и вели занятия по системе Э. Сегена. Вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, успешно использовала системы Фрёбеля и Георгенса. Впоследствии подобные учебные заведения стали появляться в Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и в Москве (классы М. П. Постовской). Крупными российскими коррекционными педагогами того времени были А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей».
В начале XX века в Российской империи действовало около четырех с половиной тысяч благотворительных организаций и шесть с половиной тысяч учреждений для социальной поддержки детей с отклонениями в развитии. К 1917 году существовало 61 заведение для глухих, 30 заведений для незрячих, включая учебные, а в 18 учреждениях воспитывалось около двух тысяч детей с умственными недостатками.
Социализация глухонемых людей началась в России еще до 1917 года, когда был учрежден Всероссийский союз глухонемых. Однако последующие политические события и гражданская война надолго отодвинули завершение процесса объединения глухих россиян. Только в середине 20-х годов стала возможной государственная поддержка их объединения. С этого времени осуществлялась ликвидация неграмотности, устройство глухонемых на работу в специально созданные артели и учебно-производственные мастерские. Примечательно, что в их среде развивалась и художественная самодеятельность.
Главной целью советской системы специализированного образования стало воспитание детей с ограниченными физическими возможностями в качестве полезных членов нового общества. Поскольку церковь, отделенная от государства, утеряла ведущую роль в координации учебной, воспитательной и социальной работы с такими детьми, специальная педагогика, как и система образования в целом, приобрела исключительно светский характер и разрабатывалась под контролем государства. Все прежние благотворительные организации были закрыты, их деятельность запрещена.
Специализированные учреждения образования для инвалидов перешли в подчинение Народного комиссариата просвещения, возглавляемого А. В. Луначарским. При этом появились понятия «умственно отсталые дети» и «телесно дефективные». Первые обучались и воспитывались в так называемых вспомогательных школах, а вторые – в специализированных интернатах. Модель интерната закрытого типа стала основной. Специальным постановлением Совета Народных Комиссаров (1926 г.) был строго регламентирован порядок обучения детей с ограниченными физическими возможностями в этих учебных заведениях, число которых, впрочем, значительно сократилось по сравнению с дореволюционным периодом. Официально декларируемой целью специализированного образования была подготовка через школу и труд к общественно полезной деятельности. Обучение в этих учебных заведениях (как и любое образование) было, конечно, бесплатным и финансировалось за счет бюджетных ассигнований.
Государственные органы, кроме того, стали создавать и общественные организации нового типа, предназначенные для социализации инвалидов. Так, в 1925 году в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского общества слепых (ВОС). В России тогда насчитывалось 472 тысячи зарегистрированных незрячих, 90 % которых не имели возможности работать. Съезд обсудил кардинальные вопросы их быта, образования и трудоустройства, в том числе проблемы медицинского обслуживания, специфики школьных программ, профессионально-технического обучения слепых детей и др.
ВОС стало первой в СССР общественной, производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией для инвалидов. Его исторический путь богат яркими примерами подлинного трудового героизма слепых людей. В частности, сохранилась память о знаменательном эпизоде, когда во время Великой Отечественной войны выпускник Московской школы-интерната для слепых Миша Попов однажды добрался с баяном до передовой линии фронта и своей игрой поднимал боевой дух бойцов перед атакой.
В Москве тех лет существовало два клуба глухонемых. В одном из них главными мероприятиями были театральные постановки, с которых начинается впечатляющая история театра глухонемых актеров, своеобразного, богатого выразительными возможностями направления в драматическом искусстве. История этого направления в отечественном театре настолько богата знаковыми свершениями, что, бесспорно, заслуживает фундаментальных научных исследований. Здесь же мы можем лишь кратко коснуться нескольких весьма ярких художественных явлений.