Книга 1. Человек и разум

Глава 1. О человеческом мозге и стремлении к определённости

Мозг – это главное, что есть у человека. Уберите мозг, и останется лишь труп. Мозг выполняет различные функций – координацию движений, фиксацию внимания, запоминание, но всё это есть и у многих животных – обезьян, волков и, даже, рыб. Как верно заметил Чарльз Дарвин, человек отличается от других живых существ лишь количественно, но не качественно2. Другими словами, единственное, что выделяет человека на фоне остальных животных – это чрезвычайно развитые мыслительные способности.

Но почему именно у человека способность мышления стала настолько развитой, а у других животных нет? Та же теория эволюции подразумевает, что в процессе своего развития каждый вид приобретает определённые способности, которые помогают ему выживать. У человека это развитый мозг, у хамелеона – маскировка, у семейства кошачьих – острые когти, зубы и гибкое тело. Поэтому развитое мышление человека не стоит воспринимать как аномалию, а его самого как «венец природы». Если приглядеться к другим животным – обезьянам, дельфинам и слонам, то и у них можно заметить умственные способности. Даже больше – они узнают себя в зеркале, а значит, обладают самосознанием3.

Как видно, мышление – это способность присуща многим живым существам, равно как и способность перемещаться, прятаться и т.п. Отличия заключаются лишь в степени развития данной способности, вот и всё. Слабые особи погибали и не могли увековечить свои слабые черты. Сильные особи выживали и передавали свои гены по наследству.

Теперь, когда мы выяснили, что мозг человека и его мыслительные способности – это такой же плод эволюции, как и всё остальное, следует перейти к вопросу о том, как этот самый мозг работает.

Как и животные, человек живёт в постоянно меняющемся мире. Ни ему, ни животным не дано знать, что будет завтра. Над всеми живыми существами постоянно висит Домоклов меч неопределённости. Жизнь животных не разнообразна, кажется даже, что они созданы лишь для того, чтобы родиться, поесть и умереть. Такой образ жизни почти не создаёт трудностей, неопределённость легко снимается инстинктами – страхом, голодом и другими. Иногда детёныши учатся у родителей охоте, да и то эта деятельность связана скорее с подражанием, нежели со сколько-то обдуманными действиями.

Человек же пошёл по иному пути. Вместо того чтобы просто следовать своим инстинктам и природе, он стал изучать и менять окружающий мир под свои нужды – шить одежду, мастерить инструменты, выращивать еду. И чем больше человек менял мир, тем большей неопределённости он подвергался. Когда сеять пшено или чечевицу, как возделывать грядки, какую шкуру лучше использовать для одежды, чтобы не замёрзнуть? Для ответа на эти вопросы уже невозможно было положиться на инстинкты или догадки, требовались знания – достоверные сведения об окружающем мире. А знания – это плод мышления.

Сегодня человек настолько преобразил мир, что неопределённость достигла поистине колоссальных масштабов. Чтобы осознать это, достаточно посмотреть вокруг. Мы живём в домах, которые построены с соблюдением правил безопасности (писаных и неписаных). Мы ходим по улицам, разделённым на полосы для различных видов транспорта. Мы покупаем товары в магазинах, предварительно проверив срок годности и целостность упаковки. И это только наш быт.

Экономическая деятельность вся пронизана изучением риска и его минимизацией: страхование, анализ состояния предприятия, всевозможные расчёты, ставки по кредитам, гарантии и т.д. Достаточно лишь открыть любой учебник по экономике, и понятие «риск» будет уже на первой странице.

Прибегают к устранению неопределённости политики, они проводят социологические опросы, идут на всевозможные ухищрения, дабы узнать действительные настроения общества (сюрпризы на выборах никому не нужны). Избирательные кампании не были бы такими оживлёнными и нервозными для кандидатов, если бы все точно знали, кто одержит победу.

Неизвестность пугает военных. О расстановке и численности сил противника, его планах и многом другом призвана рассказать разведка, а скрыть эти сведения и оставить противника в неведении – контрразведка. Само красивое словосочетание «туман войны» отражает суть страха перед неопределённостью, грозящей гибелью.

В юриспруденции определённость вообще поставлена в ранг принципа – только чётко сформулированная норма способна регулировать поведение человека.

Самым же ярким проявлением стремления устранить неопределённость является религия. Наука пока не может устранить величайший страх человека и ответить на вопрос: что будет после смерти? Поэтому вакуум знаний человек заполняет религиозными представлениями. Не трудно заметить также, что к религии человек обращается чаще всего в те моменты своей жизни, когда он испытывает глубочайшие психологические потрясения (смерть близкого человека, рождение ребёнка, заключение брака). Наука частично заместила некоторые религиозные ритуалы (например, «разговоры с батюшкой» были вытеснены консультациями психолога), однако полностью заменить религию она вряд ли сможет.

Как видно, примеры устранения неопределённости можно приводить бесконечно долго. В любом своём занятии человек стремится устранить риск и использует для этого либо уже приобретённые знания, либо те, которые он приобретает в процессе этого самого занятия (путём мышления).

Таким образом, стремление человека к определённости можно назвать естественным законом.

Глава 2. Парадокс определённости

Если стремление к определённости – это естественный закон, то почему многие люди буквально «тормозят» в своём развитии? Почему люди не исследуют мир дальше и предпочитают остановиться на достигнутом, сознательно допускают наличие неопределённости и риск? На первый взгляд такую ситуацию можно назвать парадоксом стремления к определённости. Но разрешается этот парадокс куда проще, чем может показаться.

Всё дело в том, что мозг потребляет огромное количество энергии и на мышление приходится значительная её часть. Это не трудно заметить, если присмотреться к себе. Например, когда мы болеем, учиться или работать невероятно трудно – вся энергия направлена на борьбу с болезнью и мышлению остаётся не так много. Утром работать и учиться легче, чем вечером. А после «мозгового штурма» так вообще хочется упасть на кровать и ничего не делать. Но попробуйте зайти дальше и написать книгу, например, тогда вы точно поймёте, что слово «думать» во многом сходно со словом «страдать».

Чрезмерная энергозатратность противоречит нашей природе – человеческий организм старается сохранить как можно больше энергии, а не тратить её. Мозг сопротивляется, как может: он соблазняет человека сериалами, лежанием на диване, в конце концов, он может вообще объявить бойкот и «отключиться».

Всё это также естественно, как и стремление к определённости, а значит, в человеке постоянно борются две силы – стремление к определённости и сила лени4. И уровень, при котором эти силы уравновешивают друг друга, можно условно назвать уровнем умственного развития человека5.

Глава 3. Чем определяется уровень умственного развития человека

Уровень умственного развития зависит от баланса силы стремления к определённости и силы лени. Если «напор» стремления к определённости усиливается, то уровень умственного развития повышается. Если же сила лени преобладает, то умственное развитие замедляется и останавливается.

Изменение баланса не происходит резко, скорее это итог длительного противостояния. Так, усердная учёба, конечно, повысит уровень человека, но очень скоро стремление к определённости столкнётся с достаточно сильным сопротивлением лени. Потому, уровень умственного развития повышается медленно, помере ослабевания силы лени.

Но от чего зависят обе эти силы? Думаю, следует начать с силы лени.

Большинству известна пирамида Маслоу, в основании которой физиологические потребности (еда, вода и т.п.) и потребности в безопасности. Их можно назвать базовыми: пока они не будут удовлетворены, об остальных потребностях (социальных, самовыражении) можно забыть. Сила лени наиболее слаба, когда неудовлетворение потребностей грозит гибелью человека. Если человек находится на грани голода, он думает и думает интенсивно. Решением может стать что угодно – попросить пищу у другого человека, отобрать её, обмануть, в конце концов – украсть. Каждое из этих действий требует пусть и не сильного, но мышления.

В современном мире человек берёт еду в магазинах, но чтобы её получить, требуются деньги, а для этого нужно их заработать. Человек задумывается над этим, ищет подходящую работу, открывает своё дело или занимается другим занятием. И опять, чтобы получить еду, ему приходиться думать.

То же самое происходит и с потребностью в безопасности. Человек стремится быть физически защищённым, как от других людей, так и от погоды. Когда в стране царит порядок, улицы патрулируются полицией, а уровень преступности низок – потребность в безопасности удовлетворяется обществом и человек не сильно о ней задумывается. Но когда страна погружена в хаос, когда новости пестрят криминальными сводками, то возрастает роль самозащиты. Человек ищет информацию о приёмах самообороны, посещает спортивные секции или просто учится по роликам из интернета. Он стремится обезопасить себя своими силами, ибо понимает, что, если выйдет на улицу, может и не вернуться домой.

В пирамиде Маслоу далее следуют социальные потребности (общение, забота, поддержка), потребности в уважении и признании, творческие, эстетические и духовные. Каждый человек удовлетворяет их по-своему. Одни и дня не могут просидеть без компании друзей, другие прекрасно обходятся общением с родственниками или с котом. Одни люди тайком рисуют картинки в тетрадках, другие выставляют свои творения на всеобщее обозрение.

Так происходит со всеми потребностями, и человек постепенно строит вокруг себя пресловутую зону комфорта. Он примерно понимает, что его ждёт завтра, в какой автобус ему садиться и какие продукты покупать в магазине. Но если выдернуть человека из этой скорлупки обыденности, то он экстренно попытается построить новую. Например, переезд в другой город часто сопровождается высоким уровнем тревоги. Он снижается помере того, как человек выстраивает новую зону комфорта – гуляет по городу, находит знакомых, изучает транспортную систему и местные магазины. Одновременно с этим, человек испытывает сильную усталость: его мозг работает интенсивно и нуждается в отдыхе. Переезд – это лишь один из многих примеров того, как разрушение обыденности приводит к сильнейшей неопределённости, а значит, к повышению умственного уровня индивида (человек знает уже два города, может их сопоставить, сказать, где жизнь лучше и т.п.).

Так называемая «зона комфорта» служит внешним проявлением силы лени. Человек живёт в привычном мире, ему незачем познавать новое, он не устаёт от умственной деятельности, другие риск, вроде финансового кризиса, наводнения и т.п. воспринимаются им незначительными. Таким образом, можно выявить связь между удовлетворением потребностей человека и силой лени. Если человек удовлетворён, то у него нет стимула думать, он довольствуется тем, что имеет.

Силу лени мы определили, теперь стоит разобраться, что заставляет человека думать?

Наибольший рост интеллекта наблюдается в раннем детстве. Это связано, во-первых, с низкой базой отсчёта – человек появляется в этом мире лишь с инстинктами, во-вторых, стремлением приспособится к миру, изучить его. Достаточно вспомнить любого ребёнка в вашей семье или семье знакомых, чтобы заметить эту особенность. Сначала ребёнок пробует всё на вкус, изучая физические свойства предметов. Так у него развивается предметное мышление, появляются понятия: твёрдый, мягкий, горячий, холодный и т.д. Затем следует возраст, когда ребёнок чуть ли не каждую минуту докучает родителей вопросами: что это, как работает и т.д.; у ребёнка появляется абстрактное мышление. В первые годы жизни большинство потребностей ребёнка удовлетворяются родителями, они же и передают ему знания, как их удовлетворять в дальнейшем самостоятельно. Удовлетворение социальных потребностей начинается в садике, во дворе и в школе, родители лишь могут подсказать ребёнку, как общаться с другим детьми и взрослыми, сами действия выполняет ребёнок. Именно при общении с другими детьми проявляется так называемая детская хитрость – простые попытки заполучить у других то, что хочется. Ребёнок ищет способы удовлетворить свои потребности, он думает. Поэтому, дети, которые не были в садике или обучались дома, а не в школе, зачастую имеют проблемы с социализацией.

Вся наша жизнь толкает нас вперёд, человеческое общество то и дело вырывает нас из зоны комфорта. Сначала школа, затем университет, потом работа. Всё это новые миры, новые люди, новые условия существования. Когда человек переходит из одного «мира» в другой, он ищет новые знания, спрашивает коллег, сам подмечает особенности нового коллектива. Именно поэтому первый день на новой работе, в школе или университете, всегда является днём наибольшего волнения, которое постепенно проходит по мере получения человеком знаний.

Таким образом, сила стремления к определённости подталкивается самой жизнью, необходимостью получать знания, чтобы удовлетворять потребности. Другими словами, отправь дурака на необитаемый остров, и он вернётся оттуда профессором.

Но не только внешние обстоятельства поддерживают стремление к разуму, да и они не бесконечны6. Влияния также имеют и внутренние побудители. Например, индивид увидел умного богатого и счастливого человека и сам захотел таким стать. Сначала он изучает этого «счастливчика», а затем обнаруживает, что тот вовсе не «счастливчик», а герой умственного труда: он много читает, размышляет, экспериментирует. Если стремление стать таким же, как и другой человек служит побудителем, а не скатывается в банальную зависть, то человек будет копировать образ жизни своего кумира и, возможно, ему удастся стать таким же.

Другой побудитель к умственному развитию – конкуренция. В некоторых областях человеческой деятельности крайне важно иметь преимущество перед другими индивидами, например, в предпринимательстве и науке. Проигрыш в гонке ведёт к снижению уровня жизни (уменьшение прибыли, понижение авторитета и гонораров). Чтобы победить, нужно постоянно развиваться, открывать новые знания о мире и использовать их для получения дохода или репутации.

Иногда человека овладевает банальная скука, ему надоедает привычная жизнь, он хочет вырваться из своей «скорлупки». Привычные способы удовлетворения потребностей уже не устраивают индивида, он ищет новые. Например, именно из-за желания «сменить обстановку» люди отправляются в путешествия, изучают новые города. Женщины часто стараются удивить домочадцев новыми блюдами, приготовленными из привычных продуктов7. Незнакомые способы удовлетворения потребностей идут бок о бок с неопределённостью, а значит, требуют умственных усилий, чтобы эту неопределённость преодолеть.

Некоторые люди обладают удивительной способностью – стремлением узнать всё, разгадать секреты мироздания и получить от этого величайшее наслаждение. Внешним проявлением такого интереса является любопытство: человек присматривается ко всему, что его окружает, размышляет над тем, что не может увидеть, спрашивает мнения других. Любопытство двигало первопроходцев, колонизаторов, натуралистов, всех тех, кто пытается проникнуть туда, где нарисован жирный знак вопроса. Жажду знаний можно сравнить с неуёмным стремлением становиться всё богаче и богаче, покупать всё новые и новые вещи. И чем больше человек открывает, тем больше вопросов возникает, это в свою очередь вновь подстёгивает любопытство. Однако, и это стремление не может длиться вечно. Когда человеку покажется, что он узнал всё, что нужно в определённой области или, что то же самое, он достиг полной определённости, человек теряет к ней интерес и переключается на что-то другое.

Таким образом, сила стремления к определённости зависит от пяти причин: разрушение зоны комфорта, подражания другим, конкуренции, скуки и интереса.

В итоге, можно сказать, что уровень умственного развития человека определяется соотношением силы стремления к определённости и силы лени. Повышение уровня возможно только, если стремление к определённости превышает силу лени. Одни люди медленно, но верно продвигаются вперёд, другие довольствуются уже накопленными знаниями. Отсюда появляются два типа мышления – прогрессивное и консервативное, которые следует рассмотреть подробнее.

Глава 4. О двух типах мышления: прогрессивном и консервативном

Прогрессивное мышление связано с обретением новых знаний, как самостоятельно, так и с помощью других людей (обучение). Консервативное мышление – это использование уже накопленных знаний и опыта.

Прогрессивное мышление свойственно людям, которые ежедневно сталкиваются с риском: физическим (полицейские, пожарные, спасатели), имущественным (предприниматели, торговцы) и репутационным (политики, государственные деятели, ученые). Несмотря на огромное количество инструкций, правил и руководств, каждый день представителей этих профессий требует максимального внимания и изобретательности.

Так, при тушении пожара, пожарный вынужден быстро соображать: где находятся потерпевшие, как их безопаснее вывести из огня, какую стратегию тушения выбрать. Тушение Великого лондонского пожара 1666 года стало возможно лишь после смелого решения снести целую полосу домов – разрыв остановил огонь.

Инновации являются краеугольным камнем в предпринимательской деятельности. Только благодаря внедрению новых способов производства товаров и их распространения можно превзойти конкурентов и одержать победу в тяжелейшей борьбе за прибыль и долю рынка. С этой целью крупные компании создают целые подразделения, которые занимаются только тем, что изобретают новые продукты. Генри Форд (1863 – 1947) усовершенствовал производство автомобилей, он додумался использовать конвейер, который в начале XX века применялся лишь на скотобойнях. Не трудно догадаться, что такое нововведение позволило снизить цену его автомобилей и сокрушить консервативных конкурентов.

О том, с каким риском сталкиваются военные, говорить, наверное, излишне. Если для обычного солдата «эксперименты» далеко не всегда становятся жизненно необходимыми, для полководца же, наоборот, применение нестандартных решений – это залог победы. Наиболее ярко нововведения в военной сфере проявились в период Наполеоновских войн. Император французов Наполеон Бонапарт (1769 – 1821) помимо нестандартных стратегий и тактических ходов, переоснастил французскую армию. Теперь провизия и личные вещи солдат не перевозились на телегах в тылу войска, а помещались в рюкзаки. Каждый тащил с собой свои вещи. Благодаря этому нововведению армии Наполеона стали гораздо мобильнее армий вражеских государств. К периоду Наполеоновских войн также относится изобретение консервирования продуктов.

Политики и государственные деятели, особенно в демократических государствах, каждый день ходят по лезвию бритвы – один неосторожный шаг, шутка, слово, и ты отправляешься в отставку или теряешь голоса на следующих выборах. Но и столбом стоять нельзя: если бояться говорить – ты никогда не будешь избран. Если ты не будешь шутить, то избиратели посчитают тебя скучным и тоже не будут расположены к тебе. Если ты будешь сидеть в кабинете, как в спасительной скорлупке и отбиваться от конкурентов лишь бумажками, то политические враги рано или поздно, но скорее всего рано, сожрут тебя. В этих условиях, между молотом и наковальней, необходимо уметь изворачиваться, идти на нестандартные поступки, выделяться перед избирателями и пугать политических противников неизвестностью. Только так можно чего-то добиться в политической сфере.

Как видно, прогрессивное мышление – это залог безопасности и успеха. Благодаря новым знаниям, человек переступает через границы своего мирка и захватывает нетронутые богатства, пока другие боязливо поглядывают из окна.

Консервативное мышление свойственно людям боязливым или тем, кого устраивает сложившееся положение. Человек создаёт свою зону комфорта и не стремится выйти из неё. А зачем? Консерваторы, как и прогрессисты, опираются на определённость, только вот первые со временем начинают игнорировать «призрачные» риски, те угрозы, с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Действительно, зачем рабочему завода изучать валютные риски или риски дефолта по облигациям? Он исправно получает зарплату раз в две недели, что ещё нужно для счастья? Только вот, когда на страну обрушивается финансовый кризис и зарплата уже поступает с перебоями, «призрачные» риски становятся реальными, и рабочий не знает, что делать. Неопределённость обрушивается на него как волна, он тонет в ней, попытки выползти на берег редко оборачиваются успехом. В этом случае, человек вынужден думать прогрессивно или его уровень жизни неизбежно снизится.

Но чаще всего консерваторы не могут быстро превратиться в прогрессистов. Именно поэтому, многие работники держатся за своего работодателя до последнего: они бояться перейти на новую работу, уехать в другой город, сменить профессию. Они сделают это лишь тогда, когда не станет самого работодателя. Примеров тому громадное количество: это и фавориты умерших королей, это слуги в домах умерших или разорившихся господ, это ремесленники выкинутые на улицу «безжизненными машинами» и многие многие другие. Страх неопределённости пугает их так сильно, что они ещё крепче цепляются за свой дырявый плот посреди моря рисков.

Глава 5. О взаимодействии двух типов мышления

Из предыдущей главы может показаться, что прогрессивное мышление – это хорошо, а консервативное – плохо. Однако, не следует в научном исследовании прибегать к категориям нравственности и морали. В науке нет ничего хорошего или плохого, есть только факты и их связи. Прогрессивное и консервативное мышление проявляются абсолютно в любом человеке, поскольку каждый из нас открывает что-то новое (особенно в детстве) и опирается на уже открытые знания в дальнейшем. Прогрессивное мышление невозможно без прочного фундамента из старых знаний. Старые знания когда-то были новыми. То, что казалось раньше чудом техники, сегодня – лишь заурядная часть современного мира.

Каждый человек в различные периоды своей жизни и в различных ситуациях использует как прогрессивное, так и консервативное мышление. Например, мы не придумываем каждый раз, садясь за стол, как держать вилку в руке, мы просто действуем по старинке. Поэтому, можно говорить лишь о том, что в определённых людях преобладает тот или иной вид мышления. Дальнейшее деление людей будет проводиться мной исходя из этого критерия. Я буду условно называть представителей различных типов мышления прогрессистами и консерваторами.

Глава 6. О столкновении двух типов мышления

Отцы и дети, старики и молодые, консерваторы против революционеров, новое и старое, традиционное и новаторское – это лишь малый перечень социальных конфликтов, известных всем нам. Им было посвящено бесчисленное количество художественной и научной литературы, картин, музыки, кино. Но на деле – всё это лишь проявления столкновения прогрессивного и консервативного типов мышления.

В основе всех социальных конфликтов консерваторов и прогрессистов лежит внутриличностный конфликт. Каждый человек в своей жизни сталкивается с тем, продолжить ли ему заниматься открытиями или же остановиться и довольствоваться тем, что имеешь. Этот конфликт не острый он хронический и длится всю жизнь человека, только вот с возрастом во внутриличностном конфликте всё чаще побеждает консерватор.

В самом начале жизни человек не обладает знаниями, он не может быть консерватором. Жизнь заставляет его учиться, думать, развиваться. Сама природа даровала детям большое количество энергии. Со временем напор ослабевает, и человек всё чаще предпочитает старые знания новым. В старости, когда силы человека на исходе, а мозг по естественным причинам разрушается, человек уже не может думать о новом и окончательно останавливается в умственном развитии. Поэтому нетрудно заметить, что образцовые консерваторы – это почти всегда старики, а прогрессисты – молодые.

Межличностные конфликты между консерваторами и прогрессистами возникают из того, что консерваторы опираются на старые знания и живут в известном им мире. Прогрессисты же опираются на новые знания и меняют мир под себя, чем нарушают покой консерваторов. Консерваторы не остаются в стороне, сначала они требуют доказательств, а когда те получены, становятся агрессивными и изо всех сил стараются защитить прежний уклад жизни, ибо в новом они окажутся на вторых ролях, а может и вовсе не у дел.

Для наглядности столкновения двух типов мышления, приведу примеры.

Конфликт «отцов и детей», а точнее следует его назвать конфликтом «дедушек и внуков» или конфликтом поколений, известен всем8. Каждый из нас был ребёнком и каждому из нас казалось странным поведение и убеждения наших дедушек и бабушек, их сопротивление всему новому. Сначала мы долго и упорно пытались научить их пользоваться мобильным телефоном, потом, когда «победа», казалось, была одержана, обнаруживаем этот самый телефон в целлофановом пакете в шкафу. А спорить о политике со стариками так вообще задача не из лёгких, они будут держаться до последнего за известных им кандидатов и партии, даже за тех, кого уже давно нет.

Старики – это образец консервативного мышления, их возраст оставляет мало шансов для интенсивной умственной деятельности. Старость мозга, недостаток энергии, частые болезни – всё это не способствует прогрессивному мышлению. Старикам комфортно в существующем мире, они его знают и понимают: на открытие нового у них просто нет сил. Молодые же – наоборот, стремятся вырваться из скучной действительности, превзойти своих родных, достичь успеха. Они полны энергии, каждый день сталкиваются с вызовами в школе и университете. Большинство из молодых, конечно, рано «выдыхаются», но именно из них выходит большинство изобретателей, первооткрывателей, революционеров и реформаторов. Они не хотят жить в скучном зацикленном мире, они стремятся наполнить его чем-то новым, необычным, установить новые правила игры. Всё это пугает стариков. Поэтому и получается конфликт: старики не хотят жить по-новому, молодые не хотят жить по-старому.

Разрешается этот конфликт следующим образом: крайне редко стариков удаётся переубедить, и они соглашаются при поддержке молодых, принять что-то новое. Но чаще всего, конфликт заканчивается смертью стариков.

Политический конфликт между консерваторами и прогрессистами основан на конфликте отцов и детей. Это межгрупповой конфликт. Люди с разным типом мышления объединяются. Консерваторы объединяются из-за страха, прогрессисты из-за желания сокрушить старые порядки. Страх объединяет сильнее, а желание – слабее. Поэтому консерваторы в политике более сплочены, прогрессисты же с трудом могут создать единую партию или движение. Поэтому консервативная политическая политика устойчивее и продолжительнее, прогрессисты с трудом ведут политическую борьбу и часто проигрывают консерваторам. Но итогом противостояния двух типов мышления на политической арене всегда является победа прогрессистов.

Это происходит по двум естественным причинам. Во-первых, ряды консерваторов редеют со смертью наиболее закостенелых их них. На их место встают представители следующих поколений, которые уже подчерпнули что-то новое, по сравнению со своими предшественниками. Во-вторых, совокупность новых знаний становится настолько большой, что игнорировать её уже не представляется возможным. В этом случае консерваторы не могут игнорировать полезные разработки прогрессистов и идут на компромисс. Компромисс этот чаще всего выражается в реформах: появляются новые политические институты, меняется государственное устройство, меняется даже словарный запас политических деятелей. Но иногда случается, что прогресс настолько силён, а прогрессисты настолько смелы, что для естественных реформ не остаётся времени, в этом случае происходит революция – старые институты уничтожаются, а на их месте возникают новые. Такое резкое изменение политического устройства самым пагубным образом сказывается на психическом, имущественном и социальном положении многих слоёв населения.

Конечно, предпочтительнее, чтобы общество избрало путь реформ, при которых старые поколения постепенно уступают место молодым, но плавный переход случается далеко не всегда, потому консерваторам следует ослабить хватку, а прогрессистам напор.

Самым длящимся конфликтом между различными типами мышления является конфликт ценностей. Традиции, нравственные устои, религиозные установки – меняются гораздо медленнее. В этих вопросах поколения менее враждебны. Если вдруг выскочит откуда-то прогрессист и обрушится на догматы церкви или традиции, то его почти сразу разорвут. Такой прогрессист напугает большинство своих сограждан и вряд ли сможет рассчитывать на их понимание. Всё это связано с тем, что религиозные и традиционные ценности прививаются человеку в раннем детстве и изменить их потом будет крайне сложно. Удивительно, но именно в раннем детстве в этой сфере люди становятся консерваторами. Они ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются лбом к иконам, носят крестики, и мало кто из них может объяснить, зачем он это делает. «Так положено» – наиболее частый ответ. Но что будет, если сказать, что все эти церковные ритуалы не просто бесполезны, они противоречат Библии или другой священной книге? Правильно – на вас посмотрят как на выскочку и сумасшедшего. Впрочем, об это можно написать целую книгу, здесь же я ограничусь сделанными комментариями.

Поэтому большинство социальных конфликтов проистекают из столкновения прогрессивного и консервативного типов мышления, а вовсе не из имущественного положения сторон или так называемых идеологий.

Глава 7. Об уместности прогрессивного и консервативного типов мышления в различных ситуациях

Несмотря на то, что прогрессивное мышление и прогрессисты делают нашу жизнь безопаснее, комфортнее и счастливее, прогрессивное мышление не всегда уместно, а иногда и опасно.

Так, если хирург при проведении самой типичной операции, например, удалении аппендицита, захочет поэкспериментировать и применить новаторские методы, о которых медсёстрам ничего не известно, то такая простая операция может оказаться летальной для пациента. Рабочий, который вдруг стал по иному использовать свой станок, может остановить всю производственную линию завода, за что премию он точно не получит, хотя его метод и более эффективный.

Новые методы должны не просто пройти предварительное испытание на пригодность и безопасность, но в то же время они должны быть известны всем лицам, которые занимаются совместной работой. В противном случае случится разрыв в действиях и их понимании со стороны участников коллектива, а это может иметь самые пагубные последствия.

Похожая проблема возникает и с консервативным мышлением. Когда мир изменился, и поменялись правила игры, быть ретроградом не просто смешно, но и опасно. Так, прусские войска под командованием князя Фридриха Гогенлоэ (1746 – 1818) потерпели сокрушительное поражение от армии Наполеона при Йене (14 октября 1806), а всё потому, что прусский командующий придерживался устаревшей тактики наступления времён Фридриха Великого (1712 – 1786): он двинул колонны по открытой местности. Наполеон же поступил необычно: вместо того чтобы также двинуть свои войска по полю стройными рядами, он захватил деревушку и укрыл своих солдат за домами. Не трудно догадаться, чем закончилось сражение, когда прусская армия была как на ладони, а французские войска скрыты за домами9. Прусское командование применяло старые методы ведения войны, Наполеон же старался перехитрить противника и применял неизвестные ранее манёвры. Неудивительно, что вскоре армия французов захватила Берлин и Пруссия попала под влияние Франции.

Так, где же следует применять новые знания, а где следует отдать предпочтение старым? Ответ на этот вопрос зависит от сферы деятельности человека. Нагляднее всего показать, как прогрессивное и консервативное мышление сочетаются на примере компании. Руководству следует придерживаться прогрессивного мышления, оно представляет компанию вовне, потому именно оно играет важнейшую роль в конкурентной борьбе с другими предпринимателями. Перехитрить конкурентов, занять их долю на рынке, сделать зависимыми – всё это требует недюжинного умственного труда и смекалки.

Прогрессивным мышлением просто обязаны обладать сотрудники лабораторий, конструкторских бюро и других подразделений компании, в которых разрабатывается новая продукция. Оно и понятно, пустое копирование технологий конкурентов в лучшем случае приведёт к отставанию от них, в худшем – к судебным разбирательствам. Что касается обычного персонала – сборщиков, слесарей, электриков, то на эти должности можно ставить консерваторов. Более того, чем чаще человек повторяет одно и то же движение, тем лучше оно у него получается и тем меньше продукции попадает в брак.

Примером такой успешной компании можно назвать Standard Oil Джона Рокфеллера (1839 – 1937). В своей деятельности Дж. Рокфеллер прибегал к большому количеству всевозможных ухищрений, уловок, иногда и вовсе к обычному насилию, но одним из ярких примеров нестандартного подхода было строительство первого в мире нефтепровода, по которому нефть с добывающих вышек текла прямиком на его перерабатывающие заводы. До этого все компании использовали железнодорожные цистерны, тем самым ставя себя в зависимость от не менее хищных железнодорожных магнатов. Применение нефтепровода позволило Дж. Рокфеллеру не только вылезти из железнодорожной удавки, но и получить существенное преимущество перед своими конкурентами.

Когда спрос на керосин – основную продукцию Standard Oil, стал падать из-за появления электричества, Дж. Рокфеллер переориентировал свои заводы на производство бензина для нужд новой отрасли американской экономики – автомобилестроения.

В Standard Oil также была лаборатория, где изобретались всё новые способы перегонки керосина, затем и бензина. В компании работали и тысячи обычных рабочих, выполняющих день за днём одинаковые функции. Поскольку в Standard Oil все были на своих местах, она стала одной из самых успешных компаний за всю мировую историю.

Таким образом, ненужно каждый раз изобретать велосипед, человек может и должен пользоваться старыми знаниями. Прогрессистам не стоит давать свободу действий в тех областях, где требуется монотонное повторение одних и тех же движений, а консерваторов следует держать подальше от сфер, где поиск нового – это залог выживания.

Глава 8. Выводы

Человек получил от природы замечательную способность – мышление. Благодаря ему он смог заставить природу работать на него. Но за свой прогресс человек платит большую цену – чем сложнее и разнообразней становится его жизнь, тем больше рисков возникает на его пути.

Стремление узнать и ликвидировать эти риски, иными словами стремление к определённости, постоянно сопровождает человека. Он старается посредством знаний обезопасить себя. С другой стороны активная умственная деятельность неизбежно сталкивается с другой силой – силой лени. Мышление отнимает много энергии, и организм сопротивляется этому.

Точка, где обе эти силы уравновешивают друг друга, определяет уровень умственного развития человека.

Человек в своей деятельности прибегает к двум типам мышления – прогрессивному и консервативному. Тех, у кого преобладает соответствующий тип мышления, называют прогрессистами или консерваторами. Между ними часто возникают конфликты. Прогрессисты хотят жить по-новому, консерваторы хотят жить по-старому.

Оба типа мышления уместны в определённых ситуациях. Так, в тех сферах, где требуется монотонная работа, консерваторы имеют преимущество, там, где нужно интенсивно думать, выигрывают прогрессисты.

Загрузка...