ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (Деятельность человека с позиции сознания)

Много научных трудов было написано на эту тему, каких только теорий на свете не существует (смотрите введение). Но для меня, как практика важнее всего было разобраться – почему человек совершает те или иные действия (поступки) и можно ли на них как-то повлиять.

Прежде всего, для более наглядного освещения вопроса, предлагаю рассмотреть разработанную мной схему (рисунок № 4). Данная схема – это квинтэссенция всей моей практической деятельности. Здесь я постарался отразить все факторы, влияющие на поведение личности.

Схема, в которой присутствуют понятия, от которых отказались видные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Это, например, подсознание. Мне пришлось упростить схему и оставить только то, что полезно для практиков – всех тех, кто изучает человека, кто желает познать себя самого и работает с людьми. Настоящая схема будет полезна всем: от психологов, социологов, педагогов, воспитателей до представителей следственных органов, прокуратуры, МВД и ВС РФ. Схема служит отличной помощью для самосовершенствования!

И так рассмотрим, нарисованную мной схему, специально к этой части книги: «Поведенческая психология личности» (рисунок № 4):




Рисунок 4 – Поведенческая психология личности


Из схемы видно, что действия человека определены по уровням сознания и зависят от социума (объективной реальности). Вместо социума необходимо было указать влияние окружающего мира на принятие решений и поведение личности (подробно будет указано в следующей части книги). На схеме снизу-вверх показаны три уровня: первый уровень – бессознательная деятельность человека; второй уровень – подсознательная деятельность; третий уровень – сознательная деятельность. Каждый уровень имеет свои сложности, и поэтому мы рассмотрим их по-отдельности. Я не буду сейчас разбирать понятия и определения, указанные на схеме (рисунок №4), и не буду расписывать – что, где и как взаимодействует. Но лишь поставлю вас в известность, что по ходу всей книги мы будем вместе рассматривать схематически указанную деятельность человека, а также определимся с терминами и понятиями. Надеюсь, что в конечном рассмотрении всё станет понятным.

Практически каждый человек совершает бессознательные, подсознательные и сознательные действия.

Умение определить для себя какую деятельность по отношению к своему сознанию в данный конкретный момент времени вы проявляете, – послужит полезным уроком для всех занимающихся самосовершенствованием. Кроме того, позволит установить важность сознательной деятельности в жизни человека.

В зависимости от того, на каком уровне сознания находится индивид, такую деятельность он и проявляет в окружающей среде. Или окружающая среда определяет все его действия или индивид, развивший сознание, проявляет деятельность в окружающей среде и изменяет её. В природе это проявляется в череде повторяющихся смен ритмов сознательной и бессознательной деятельности: созидание – покой, активность – пассивность, труд – отдых и так далее. Например, в смене дня и ночи, весны и осени на Земле можно заметить активность и пассивность. В масштабах всей Вселенной – рождение звёзд, галактик или их разрушение. В человеческой психике отражаются все те же процессы, что происходят в масштабах Вселенной. Внутренние процессы в организме человека, в большинстве своём, тоже совершаются без контроля сознания личности.

И так, начнём вместе рассматривать все вопросы снизу-вверх от бессознательной деятельности до сознательной. Сначала рассмотрим бессознательную деятельность личности.

Загрузка...