Слово на Димитриевскую родительскую субботу
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы, – сказал Спаситель не веровавшим воскресению мертвых саддукеям (Лк. 20, 38).
Дорогие братия и сестры, благодарение Господу, что Он неусыпно печется о нашем спасении и достижении Царствия Божия и дает возможность молиться и помогать своими молитвами участи наших ближних в загробной жизни.
Бог, сотворивший человека для блаженной вечной жизни, по Своей благой воле желает всем наследия этой жизни, а потому и принимает до всеобщего воскресения и Суда молитвы живых за усопших, когда эти молитвы приносятся с искреннею верою и любовью к почившим родственникам. Церковь с самых первых времен, приняв от апостолов наставление молиться за усопших, совершала поминовение их во все времена. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Поминовение усопших совершалось и в ветхозаветной церкви – так, например, Иуда Маккавей совершал молитвы за воинов, павших на поле брани. Настоящая родительская суббота именуется Димитриевской, потому что она установлена великим князем Димитрием Донским по совету и благословению преподобного Сергия в вечное поминовение павших на Куликовом поле героев.
Дорогие братия и сестры, мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердою верою, что наши сродники живут тою же разумною жизнью, с теми же духовными ощущениями, с какими они жили в теле, находясь на земле, и поэтому они нас слышат и ждут нашей молитвы. Человек, умирая, бесследно не исчезает, так как имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю, а невидимая тонкая сила в человеке, которую мы называем душою, никогда не умирает. Тело само собою свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное неразрушимое духовное существо и потому разлагаться и умирать, как тело, не может. Душа бессмертна, и она может продолжать свое существование и без тела, а тело без души не может самостоятельно жить и совершать деятельность. Поэтому наши сродники нас слышат и, может быть, очень нуждаются в нашей молитве.