Источник: https://pixabay.com
Продолжая исследование начатой в конце предыдущей главы проблематики выработки рекомендаций по объёмам потребления воды при тяжелых физических нагрузках, имеет смысл остановиться на эмпирическом опыте автора, основанном на наблюдениях за методиками питья нескольких групп велотуристов, проходивших схожими по напряженности маршрутами путешествий по Южному берегу Крыма в 1990, 1993, 1994 гг прошлого тысячелетия.
В составе групп, насчитывавших от 7 до 12 человек, были мужчины и женщины разного возраста (от 20 до 50 лет), с высшим или незаконченным высшим образованием, преимущественно материалистического вероисповедания, занятыми в разных отраслях народного хозяйства, с не превалирующим преобладанием научных работников. Все имели примерно сходный опыт дальних велосипедных путешествий. Участники использовали преимущественно велосипеды советского производства, укомплектованные рюкзаками типа «штаны», примерно сходными по весу, объему и внутреннему содержанию. Туры проводились в августе соответствующего года при характерной для Крыма температуре данного периода (30—40 градусов Цельсия) и при полном отсутствии осадков в дневное время.
В ходе проведенных исследований было выявлено, что при подъёме на горные перевалы по шоссейным дорогам участники использовали разные индивидуальные методики потребления воды, которые с некоторой долей условности можно разбить на две противоположные группы.
Первая группа участников пила неограниченно много, а вторая – наоборот, при подъёмах на перевалы вообще не употребляла воду.
В ходе наблюдений существенных отличий в спортивных результатах участников, практиковавших разные методики питья, выявлено не было. Среди прибывавших на очередной перевал как первыми, так и последними были участники, практиковавшие обе из указанных методик. Различие состояло в том, что те, кто пил непосредственно по пути к перевалу приезжали или приходили, толкая велосипед, к нему в существенно более влажных футболках или рубашках, чем те, кто по дороге к перевалу не пил. Особо частых остановок для совершения мочеиспускания не наблюдалось ни у тех, ни у других.
К 6—8 часу передвижения по горам обычно наблюдалось ухудшение самочувствия и настроения у представителей обеих групп. Однако на вечерних привалах после ужина самочувствие и настроение полностью восстанавливались. При этом были выявлены более высокие характеристики улучшения настроения у участников, принимавших за ужином увеличенные объёмы спиртосодержащих жидкостей. Однако различий в вечерних улучшениях показателей настроения между группами, практиковавшими разные методики употребления воды на дневном маршруте, выявлено не было.