Примечания

1

В соавторстве с Н. И. Ковалевой.

2

Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Л. А. Динцес (Некролог) // СЭ. – 1949. – №1. – С.203; Воронин Н. Н. Л.А. Динцес (1895—1948) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Л., 1949. – Вып. 25. – С. 106

3

Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения ГРМ. Вып. XI. – М.: Изобразительное искусство, 1976. С. 3—8.

4

Там же. С. 3.

5

Лапшин В. А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. Восточные и северные районы. СПбГУ, Ин-т истории материальной культуры РАН. – СПб., 1995, С. 174; Герасимов Д. В. История изучения, хронология и периодизация памятников эпохи неолита юга Карельского перешейка // Археологическое наследие Санкт-Петербурга: Вып.1. – СПб.: Ин-т истории материальной культуры РАН, 2003, С.14; Формозов А. А. Русские археологи в период тоталитаризма: историографические очерки. М.: Знак, 2004. – С. 207; С. В. Кузьміних. Дiнцес Лев Адольфович // Енциклопедія сучасної України. 2007. Режим просмотра: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=26469; Кузьминых С. В., Усачук А. Н. Хельсинская коллекция писем Н. Е. Макаренко А. М. Тальгрену // Культурные взаимодействия. Динамика и смыслы. Сб. науч. статей в честь 60-летия И. В. Манзуры. – Кишинев, 2016. С. 379—429; Проект «Имена на карте Ленинградской области». Режим просмотра: http://xn–6kcbbfljec5aacglpidjyhbmpcf2anpqi6a.xn–p1ai/ru/personalia/802.

6

Русский музей (Петербург). Государственный Русский музей: из истории музея: сб. ст. и публ. / [сост.: И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова; ред.: Н. Н. Дубовицкая и др.]. – СПб.: ГРМ, 1995. С. 158, 180, 181, 222, 223, 225, 232, 290—292.

7

Формозов А. А. Археология и идеология (20—30-е годы) // Вопросы философии. – 1993.– №2. – С. 70.

8

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182.

9

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 7.

10

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, лл. 24, 25, 26.

11

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, лл. 30, 31, 32, 33, 37.

12

Архив ИИМК РАН, ф. 35, оп. 2, №1557.

13

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 23.

14

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 23.

15

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.10, д.121, л.7.

16

Ратьковский И. С. Из Вильно в Петербург: выпускники первой Виленской гимназии в Санкт-Петербургском университете // Клио. – 2013. – №10 (82). – С. 100.

17

Динцес Лев Адольфович // Биографика. СПбГУ (см.: https://bioslovhist.spbu.ru/person/1143-dintses-lev-adol-fovich.html). Основные курсы: Русское народное искусство, Украинское народное искусство, Прикладное искусство России XVIIIXIX веков, И. Е. Репин, спецсеминар по русскому фарфору и мебели, Музееведение.

18

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л.19.

19

Архив ИИМК РАН, ф. 2,оп. 2, д. 182, л. 23.

20

Ныне – Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева (СПбНИПНИ).

21

Евгений Валентинович Де Роберти (полная фамилия Де Роберти де Кастро де ла Серда) 13 (25) декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния – 24 апреля (8 мая) 1915, Валентиновка Тверской губернии) – русский социолог, философ-позитивист и экономист испанского происхождения. Видный деятель русского масонства. Окончил Александровский лицей (Петербург); учился в университетах Гиссена, Гейдельберга, Иены и Парижа. В 1864 в Йене защитил докторскую диссертацию, посвящённую социально-политическому устройству Новгородской республики в Средние века. Профессор Нового Брюссельского университета (18941907), профессор социологии (1908—1915) Психоневрологического института (Петербург) (см.: Семлали Ю., Рубанов Б. Л. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е. В. Де-Роберти // Социологические исследования. 2006. №8. С. 139148).

22

Психоневрологический институт – старейшее в России научно-исследовательское и клиническое учреждение, организованное для научной разработки психологии, психиатрии, неврологии и других дисциплин, изучающих психику человека. Первые два года студенты обучались на Основном факультете, где они получали философское образование. Были открыты словесно-историческое и естественно-историческое отделение (см.: История института // Официальный сайт ГУ СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева. Режим просмотра: http://www.bekhterev.ru/ob_institute/istorya_instituta/).

23

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.10, д.121, л. 7; Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Указ. соч., С.203; Воронин Н. Н. Указ. соч., С. 106.

24

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л.23.

25

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л.23.

26

Воронин Н. Н. Указ. соч., С. 106.

27

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп.2, д.182, л. 23.

28

Матяш I. Б. Археологiчнi iнститути у Кiеєвi та Одесi // Енциклопедія історії України: у 10 т.: [укр.] / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін.; Інститут історії України НАН України. – К.: Наукова думка, 2003. – Т. 1: А – В, С.134.

29

В июле 1920 года институт был закрыт как самостоятельное учебное заведение, реформирован и подчинён ВУАН (Всеукраинская академия наук). С осени 1921 года обучение возобновилось на археологическо-искусствоведческом, историко-литературном, а затем – этнографическом отделениях.

30

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 23.

31

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 23.

32

Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Указ. соч., С.203.

33

Динцес Л. А. Прочерченный трипольский орнамент культуры А // Сборник бюро по делам аспирантов ГАИМК. Сб. I. Л.: изд-во ГАИМК, 1929, С. 1526, 39.

34

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л.23.

35

Он упоминается в диссертации В. Г. Подковыровой. Она писала о его венке сонетов: «Красивый текст Л. Динцеса „О том, что умерло“ (1917), рассказывающий о прошедшей любви, был опубликован в любопытнейшем поэтическом сборнике „Орден муз. Поэзия пяти“, почти целиком состоявшем из штудий и экспериментов в области строфики» (Подковырова В. Г. Венок сонетов в русской литературе. 1889—1940 гг.: диссертация… кандидата филологических наук: 10.01.01 / Подковырова, В. Г. – Санкт-Петербург, 1998,С. 20—21). Выражаю благодарность В. Г. Подковыровой за сотрудничество.

36

Орден муз. Поэзия пяти / Дмитрий Белопольский, Михаил Глушков, Лев Динцес, Павел Зименко, Бронислава М. – Кiевъ: друкарня картогр. вiддiлу, 1918, С. 2540.

37

Петр Петрович Ефименко (1884 – 1969) – русский и советский археолог, педагог, исследователь палеолита. Доктор археологии (1934), академик АН УССР (1945). С 1923 года работал в Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии, ГАИМК, профессор ЛГУ. Ученый секретарь ГАИМК (см.: Бибиков С. Н. Петр Петрович Ефименко: К столетию со дня рождения // СА. – 1984. – №4. – С. 287—290).

38

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л.1.

39

Воронин Н. Н. Л.А. Указ. соч., С. 106.

40

Формозов А. А. Археология и идеология (20—30-е годы). С. 70, 73.

41

Фотоархив ИИМК РАН. О.181.

42

Фотоархив ИИМК РАН. I 2117.

43

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л.1.

44

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л.1.

45

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л.3.

46

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д.182, л. 34.

47

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 34.

48

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л.19.

49

Александр Александрович Миллер (1875—1935) – российский археолог и этнолог, художник и музеевед. Был действительным членом ГАИМК, профессором археологии Санкт-Петербургского, а затем Петроградского и Ленинградского университетов, членом Совета Эрмитажа, заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III, а затем директором этого музея (с 1918 по 1923 годы). Последующие годы он занимался музейным делом, участвовал в археологических поездках, был в командировках за границей (Решетов А. М. Александр Александрович Миллер – выдающийся археолог, этнограф, музеевед (к 125-летию со дня рождения) // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Г. Селезнева, С. С. Тихонова, Н. А. Томилова. – Нальчик; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. С. 8—16).

50

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 19.

51

Приказ №51 от 5 июня 1929 года: принят на должность внештатного научного сотрудника 2 разряда. Приступил к работе 25 июня 1929 года (ВА ГРМ, ГРМ (I), оп.10, д.121, л. 1). Отмечено, что до этого Л. А. Динцес работал в Государственном Историческом музее им. Шевченко (Киев), музее Киевского археологического института. Стало быть, опыт музейной работы у него уже был.

52

Архив ИИМК РАН, ф. 2, оп. 2, д. 182, л. 45.

53

Из ГРМ Л. А. Динцес уволился 9 июля 1942 года, сдав описи вещей, находившихся на его ответственном хранении, М. В. Фармаковскому (ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1525, л. 18—22). В музейных документах указано, что он был уволен в связи с эвакуацией в Елабугу (ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.2а, д.38, л.24).

54

В послевоенные годы появилась возможность полевой этнографической работы, что обусловило деятельность Динцеса в числе сотрудников Закарпатской экспедиции МАЭ. См.: Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. Сборник МАЭ, XXXVIII. Л. 1982. Приложение: общие сведения о коллекциях и их собирателях. Номер коллекции 5838; Из культурного наследия народов Восточной Европы. Сборник МАЭ, т. 45. Спб., 1992. Номер коллекции: И-1175, И-1176, И-1340.

55

Воронин Н. Н. Указ. соч., С. 108.

56

Формозов А. А. Указ. соч., С. 77, 78.

57

Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Указ. соч., С.203.

58

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 900, л. 2122; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 787, л. 17; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 97, 242; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1527, л.5. В музейных документах он назван «чрезвычайно нужным сотрудником» (ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 110).

59

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.1, ед. хр. 17, л.12.

60

ЦГАИПД, ф. Р-25, оп.8, д.26, лл. 26об.

61

ЦГАИПД, ф. Р-25, оп.8, д.26, лл. 3232об.

62

ЦГАИПД, ф. Р-25, оп.8, д.26, л. 37 об.

63

ЦГАИПД, ф. Р-25, оп.8, д.26, л.33.

64

ЦГАИПД, ф. Р-25, оп.8, д.26, л. 33об.

65

ВА ГРМ, ф.231, оп.1, ед. хр.60, л.1.

66

Л. А. Динцес также разрабатывал теоретические вопросы и методику изучения произведений народного искусства. И. Я. Богуславская писала: «Л. А. Динцеса можно считать основателем ленинградской школы исследователей народного искусства. Принципиальная теоретическая основа его трудов и методика изучения на многие годы вперед определили характер научной работы основанного им Отдела Народного искусства Русского музея» (см.: Богуславская И. Я. Указ. соч., С. 7).

67

Вернувшись из эвакуации из Елабуги, Л.А.Динцес в 1945 году приказом №22 за 5.06.1945 был назначен заведующим ОНИ по совместительству, на половину рабочего дня (ВА ГРМ, оп. 2а, д.38, л. 25). Надо также отметить, что в 1933 году он был уволен в связи с сокращением штатов, но в 1934 году вновь принят на работу в ГРМ (ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.2а, ед. хр. 113, л.20).

68

В записке отдел назывался иначе: «Отдел народного творчества». Позднее «Отдел народных художественных ремесел». В статье указывается современное название.

69

ВА ГРМ, ф.231, оп.1, ед. хр.60, лл. 46.

70

Архив ИИМК, ф.29, д.1252, лл. 23.

71

Архив ИИМК, ф.29, д.1252, л. 4.

72

ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, ед. хр. 61, лл.1—2.

73

ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, ед. хр. 61, лл.3—4.

74

Богуславская И. Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сб. научных трудов. Л.: ГРМ, 1991, С. 11.

75

Приказ №78 от 1 августа 1937 года (ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, ед. хр.61, л.6).

76

Протокол первого заседания Приемочной комиссии от 4 августа 1937 года (ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, ед. хр.61, л. 7).

77

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.1, ед. хр. 1292, л.16.

78

См. подробнее: Динцес Л. А., Большева К. А. Народные художественные ремесла Ленинградской области // СЭ. – 1939. – №2, С.104—148; Народное искусство Ленинградской области XIX—XX веков из собрания Государственного Русского музея. Каталог. Авт. вст. статьи М. А. Сорокина, науч. ред. И. Я. Богуславская. Л.: ГРМ, 1985, С. 4—5.

79

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.1, ед. хр. 1292, лл. 19, 20.

80

Протокол заседания ОНХР от 28 сентября 1939 года (ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1291, л. 3).

81

Народное искусство Ленинградской области. С. 5.

82

Динцес Л. А. Народный промысел крестецко-валдайской художественной строчки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. 1939. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР. А-73/ ОП-50.

83

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1308, л. 26.

84

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1310, лл. 148—149.

85

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1421, л.1.

86

ВА ГРМ, ф.231,оп.1, ед. хр.83, лл. 3—5.

87

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1421, лл. 8,9, 33, 36, 44.

88

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1292, лл.19—20.

89

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1379, лл. 3об, 20об.

90

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр.1411, л. 31об.

91

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1288, лл. 66—67.

92

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1288, л.65.

93

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1411, лл.33—36.

94

Давид Ефимович Аркин (1899—1957) – искусствовед, художественный критик, историк и теоретик архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; Николай Александрович Кожин (1893—1983) – искусствовед, палеограф, педагог, специалист по истории архитектуры; Иван Иванович Овешков (1877—1942) – художник декоративно-прикладного искусства, мастер игрушки, живописец, график, педагог; Зельма Янисовна Швагер (1901—1978) – искусствовед, видный деятель народного искусства.

95

Лазарь Владимирович Розенталь (1894 1990) искусствовед, экскурсовод и исследователь экскурсионного дела, педагог, литератор и мемуарист.

96

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1421, л.14.

97

Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса. С.6.

98

Русский музей (Петербург). Государственный Русский музей: из истории музея. С. 2223.

99

Воронин Н. Н. Указ. соч., С. 107.

100

Формозов А. А. Археология и идеология (20—30-е годы). С. 70.

101

Там же. С. 75.

102

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.2а, д.38, л. 26.

103

См.: Выдающиеся собиратели народного искусства: из серии «Не корысти ради» коллекции и коллекционеры Русского музея, вып. 3 / ГРМ; [авт.-сост.: М. А. Сорокина и др.]. – СПб.: Palace Editions, 2011. Выставка была организована на материале коллекции Отдела народного искусства.

104

Соболевский А., Карский Е., Перетц В., Платонов С. Записка об ученых трудах Н.П.Лихачева//Известия АН СССР. 1925, серия VI, т. 19, №18, С. 844 – 858.

105

Степанова Е. В. «Он был ученым «с головы до ног» и никем другим быть не желал и не был…» (по материалам личного архива Н.П.Лихачева) //«Звучат лишь письмена…». К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева. Каталог выставки. ГЭ. – СПб., 2012, С. 24.

106

Климанов Л. Г. Николай Петрович Лихачев коллекционер «сказочного размаха»//Из коллекций академика Н.П.Лихачева. Каталог выставки. ГРМ. Ленинград, 1991. СПб.: Седа-С,1993, С.18.

107

Н.П.Лихачев – М. С. Большаковой – Майковой, 17 января 1933 г., из Астрахани (ЛО ААН, ныне – СПбФ АРАН, ф.738, оп.4, ед. хр. 40, л. 1 об.). Цит. по: Климанов Л. Г. Ученый и коллекционер, «известный всей России, еще более Европе»//Репрессированная наука. Л., 1991, С. 425.

108

Иллюстрации многих из этих произведений см. ниже, в других статьях этого сборника.

109

ГРМ, акт №989/1649 от 24 ноября 1940 года.

110

На постоянной экспозиции ОНИ сегодня находятся пряничные доски Д-679, Д- 689, Д- 697, Д-709, Д-710. Доски Д – 680, Д-707, Д-710, Д-711 участвовали в выставке «Русское народное искусство XVII – XX вв.», проходившей в Елагином дворце в 1962 году. Кроме того, подавляющее большинство пряничных досок из собрания Н.П.Лихачева участвовало в выставке «Из коллекций Н. П. Лихачева», проходившей в Русском музее в 1991 году (см.: Из коллекций академика Н. П. Лихачева. С. 194 – 197). Каталог пряничных досок составлен Н. В. Тарановской.

111

См., например: Каменская М. Н. Пряничная доска работы Матвея Ворошина// Сообщения ГРМ. Вып. II. – Л., 1947, С. 36—37; Мальцев Н. В. Пряничные доски//Добрых рук мастерство. – Л.: Искусство, 1981, С. 64, 65, 68, 69.

112

Каменская М. Н. Тезисы доклада, прочитанного в отделе народного искусства 15 февраля 1946 года. Рукопись//ВА ГРМ, оп. 6, ед. хр. 1609. Л. С. Смусин писал, что пряники, изготовленные с помощью печатных досок, характерны для «губерний и областей, тяготевших к Волжскому торгово-культурному району … (Тверская, Костромская, Нижегородская, Саратовская…)», а также для Вологодской губернии (см.: Смусин Л. С. Русский пряник//Сообщения Государственного Русского музея. Вып. XI. – М., 1976, С. 100, 102).

113

Инв. № Д-697. Размеры 49х38х5.

114

Черняховская Ю. С. Город-пряник// Пряник, прялка и птица Сирин. – М.: Просвещение, 1983, С. 94.

115

См.: Еранцев А. Н. Городецкие пряники//Городецкие чтения. По материалам научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык». Апрель 2002 года. – Городец, 2003, С. 147—157.

116

Каменская М. Н. Пряничная доска работы Матвея Ворошина. С. 37.

117

Галуева Е. С. Почетные пряничные доски Городца// Народные основы искусства художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. – М., 1981, С. 68.

118

И.Н.Уханова также упоминает буфет из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, собранный из пряничных досок. Среди них, возможно, есть изделия Матвея Ворошина (Уханова И. Н. Пряничные доски Пошехонья// Сообщения ГЭ. Вып. XXXII. Л., 1971, С. 35).

119

Инв. № Д-679. Датируется XVII веком. Размеры 104х72х7.

120

См., например: Гончарова Н. Н. Тверские пряничные доски// Памятники русской народной культуры XVII—XIX веков. Труды ГИМ. Вып. 75. – М., 1990, С. 134.

121

Инв. № Д-710. Датируется XVIII веком.

122

Инв. № Д-709. Датируется XVIII веком.

123

Галуева Е. С. Указ. соч., С. 60.

124

Инв. № Д – 685. Датируется предположительно XVII веком.

125

Инв. № Д – 691. Датируется XVIIIXIX веком.

126

Инв. № Д – 707. Датируется XVII веком.

127

Ф.Г.Шилов писал в своих воспоминаниях: «Мое знакомство с Лихачевым началось с первых дней моего приезда в Петербург, то есть 1891 года, когда Лихачев был еще студентом» (см.: Шилов Ф. Записки старого книжника. М., 1959, С. 111112).

128

Объявление в адресной книге Петербурга за 1911 год гласило: «Антикварная книжная торговля Ф. Шилова. Литейный пр., д.56 (Мариинской больницы). Телеф. 133—30. Антикварные и новые книги, гравюры и рисунки, картины, миниатюры, рукописи, автографы и всевозможные редкости. Покупка и продажа. Высылка книг в провинцию аккуратная. Каталоги высылаются бесплатно» (см.: Весь Петербург на 1911 год. Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. – СПб., 1911, С. 1332).

129

СПбФ АРАН, ф.246, оп.2, ед. хр. 79, л. 285.

130

СПбФ АРАН, ф.246, оп.2, ед. хр. 79, л. 287.

131

СПбФ АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр. 79, л. 288.

132

СПбФ АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр. 77, л. 541, 638.

133

Он писал в воспоминаниях: «…я позволял себе каждое лето ездить месяца на два в деревню, куда уже с весны отправлял жену с детьми. До моего приезда жена обычно жила у своих родителей в Данилове, а когда я приезжал, мы отправлялись в деревню Мишутино, где у нас было небольшое крестьянское хозяйство… Когда я ехал за женой в Данилов, то проездом на день останавливался в Ярославле и непременно покупал что-нибудь у местных букинистов и антикваров…» (см.: Шилов Ф. Указ. соч., С. 92).

134

СПбФ АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр. 79, л. 292.

135

Инв. №№ М-209 – М-214. Они имеют многочисленные аналогии в других музеях, в т.ч в ГРМ. Л.Н.Гончарова, привлекая в своем исследовании подобные вещи из коллекций Великоустюжского и Вологодского краеведческих музеев, атрибутирует их как работу вологодских мастеров XIX века (см.: Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. – М.: ГИМ, 2000, С. 71,73).

136

Инв. № М-208 (размеры 4,5х2,5).

137

Залесская В. Н. Памятники византийской и поствизантийской эпиграфики// Из коллекций академика Н.П.Лихачева. С. 66.

138

Инв. № М- 205 (размеры 10х3).

139

См.: Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990, С. 69, 75, 91, 95, 103, 105 – 107.

140

Суслова С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX в. —М.: Наука, 1980, С. 23—26.

141

Там же. С. 24.

142

Мастера изготавливали серьги, кольца, пряжки, перстни и др. вещи. На 1891 год в промысле значилось 89 «серебряков»: 27 чеканщиков, 16 наборщиков и 47 литейщиков (см.: Давыдова С. А. Производство металлических изделий в Рыбной слободе, Лаишевского уезда, Казанской губернии// Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. III. СПб., 1895, С. 114 – 117; Русское народное искусство на второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. Петроград, 1914, C. 66, 67, табл. LXIII, LXIV). Приношу глубокую благодарность за содействие ведущему научному сотруднику отдела древнерусского искусства ГРМ С.М.Новаковской-Бухман.

143

Например, ожерелье из ОНИ (инв. № М-184).

144

См.: Лихачев А. Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии. СПб., 1876; он же. Рисунки к трудам II – го археологического съезда. СПб., 1876, вып. 1.

145

Суслова С. В. Указ. соч., С. 89.

146

Инв. № М-206 (размеры 3х2,5).

147

Инв. №№ М-203, М-204, М- 207 соответственно.

148

Из коллекций академика Н.П.Лихачева. С. 71.

149

СПбФ АРАН, ф, 246, оп.2, ед. хр. 136, л. 87об. В научной литературе указывается, что происхождение многих вещей из собрания Лихачева установить крайне сложно, т.к. «коллекционер по вполне понятным причинам не афишировал свои источники пополнения коллекции» (Степанова Е. В. Коллекция Н. П. Лихачева// Византиноведение в Эрмитаже. – Л., 1991, С. 56).

150

СПбФ АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр. 79, лл. 76—96.

151

По определению Н. Р. Левинсона.

152

Инв. № Г-1343.

153

Баранова С. И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. – М.: МГОМЗ, 2011, С.304.

154

СПбФ АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр.136, л. 88.

155

Баранова С. И. Указ. соч., С. 298, 306.

156

Инв. №№ В-3197, В-3198.

157

По определению заведующей ОНИ ГРМ Н. И. Ковалевой, рукавицы могли быть изготовлены в России в XVII – начале XVIII века.

158

СПбФ АРАН, ф.246, оп.2, ед. хр. 136, л. 88об.

159

В письмах и различных записках Н. П. Лихачева проявляется неизменное пристальное внимание исследователя к разного рода надписям, почеркам, автографам (см., например: СПб АРАН, ф. 246, оп.2, ед. хр. 74, лл. 10, 21, 48 и др.). Ф. Г. Шилов писал: «Лихачев собирал не только в России, но и за границей, и не только книги и рукописи, но также надписи на глине, камнях, папирусы и пр.» (Шилов Ф. Указ. соч., С. 112). Кроме того, известно, что при покупке икон его в первую очередь интересовали иконы с надписями.

160

СПбФ АРАН, ф.246, оп.2, ед. хр.136, л. 15.

161

Из письма В. Т. Георгиевскому (ОР ГРМ, ф. 122, ед. хр. 81, л. 2).

162

ОР ГРМ, ф.122, ед. хр. 81, л. 1.

163

Пивоварова Н. В. Памятники церковной старины в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Из истории формирования музейных коллекций: 18501930-е годы. М., 2014, С. 106107.

164

Из письма В.Т.Георгиевскому от 12 августа 1894 года (ОР ГРМ, ф.122, ед. хр. 81, л.22).

165

Дмитриева Е. Н. Перегонный куб М. В. Ломоносова, 1748 г. // Сборник статей по истории материальной культуры XVI—XIX вв. / Под ред. Н. Р. Левинсона. Труды ГИМ. Вып. 13. – М.: Издательство ГИМ, 1941. С. 217—224; Карелин В. Медный поднос – подарок В. Геннина Екатерине I и Петру Великому//Уральская старина. – №10. – 2008. – С. 256—259. См. также: Пудов Г. А. О некоторых металлических предметах из коллекции Н. В. Султанова// Вопросы музеологии. – 2015. – №2 (12) – С. 78—83.

166

Инв. № М-74. См. изображение в статье, посвященной уральским металлическим изделиям в собрании ОНИ ГРМ.

167

См. подробнее: Пудов Г. А. Истоки художественного стиля медной бытовой утвари и посуды Урала XVIII века. – СПб.: Алетейя, 2014.

168

В России первое упоминание об утюгах относится к 1636 году. Однако в странах Западной Европы они появились раньше – самые ранние сведения об утюгах встречаются в документах XV века, а первые датируемые образцы были изготовлены в XVI столетии. Но совершенство формы, ее «законченность» и приспособленность к процессу глажения свидетельствует о длительности процесса развития формы утюга. Родиной утюгов в их современном виде считается Италия (см.: Wiswe M. Hausrat aus Kupfer und Messing. – Münich: Keysersche Verlagsbuchandlung, 1979. S. 122). В России такие утюги изготавливались не только в XVIII веке, но и значительно позднее (например, в коллекции ВИЭМ (инв. № МУ 45), НМРБ (ОФ 3779), ТИАМЗ (инв.№ ВМ-905), СКМ (инв.№ СКМ 3720/1). Кроме того, подобные вещи делались не только из латуни, но и из чугуна (ВИЭМ, инв.№ МУ 287, ГИАЭМЗ «Кижи», инв.№ М-548).

169

Подробнее: Erixon S. Mässing. Svenska manufakturer och konsthantverksprodukter under 400 år. – Stockholm: Walter Ekstrand bokförlag. 1978. S. 294—299.

170

Великолепные образцы таких изделий хранятся в музеях Уппланда, Гетеборга, Мальме, Северном и Скансене (инв.№№ UM08065, GM 5017, GM 4740, MM 003799, 74519, SKANM0093250, SKANM.0076717, SKANM.0208172 A и др.).

171

См.: Wiswe M. S. 122—126.

172

Например, два предмета из музеев Лидчепинга и Хельсинборга (инв.№№011149 и 743—29 соответственно) и их многочисленные аналогии; утюг, изготовленный в 1871 году в Данциге (хранится в музее «Дом ганзейского города Данциг», г. Любек, инв. №2738).

173

См.: Пудов Г. А. Коллекция уральских медных изделий XVIII века (из собрания А. Л. Штиглица) // Коллекции и коллекционеры: сборник статей по материалам научной конференции (Санкт-Петербург, 2008). Альманах / Русский музей; вып. 253 / Под ред. Н. Мельник. – СПб.: Palace Editions, 2009. С. 202—203. См. также: Выдающиеся собиратели народного искусства. ГРМ. Альманах. Вып. 312. – СПб., 2011, С. 48.

174

Петрова Л. А. «Медный век» России: художественная медь Урала, 1730—1770. Каталог-определитель / Л. А. Петрова; ГИМ. – М.: Коллекция отдела металла и современных синтетических материалов ГИМ, 2004. С. 104—105.

175

Благодарю зав. отделом технологических исследований ГРМ С. В. Сирро.

176

Акт №1515, № КП 1575/28.

177

Сдаточная опись по отделу народных художественных ремесел по акту №1515, №28.

178

Акт №6 (АГЭ, ф.1, оп.9, д.111).

179

В фондах ЦГИА СПб хранится мандат Э. К. Квердфельда на отбор и прием произведений из музея ОПХ: «выдан хранителю Государственного Эрмитажа Эрнесту Конрадовичу Квердфельду на предмет выбора и приема из музея Общества Поощрения Художеств предметов согласно отношения…». Документ датируется 4 июня 1924 года и подписан С. Н. Тройницким (ЦГИА СПб, ф.448, оп.1, д.1717, л. 4). В том же деле – списки вещей из собрания ОПХ, принятых в Эрмитаж до 1929 года. В Русский музей и Эрмитаж художественные произведения также поступали как дары от ОПХ (ЦГИА СПб, ф. 448, оп.1, д. 1809; ф.448, оп.1, д. 1869).

180

АГЭ, ф.1, оп.9, д.111, л. 12.

181

Каталог музея Императорского Общества Поощрения Художеств. СПб., 1904. С. 56.

182

См. о его служебной деятельности: РО ИРЛИ, ф. 262, ед. хр. 52.

183

Розанов В. В. Вячеслав Сильвестрович Россоловский (некролог) //Розанов В. В. Около народной души. Статьи 1906—1908 гг. Собрание сочинений. – М., 2003, С. 287. Впрочем, о В. С. Россоловском есть и другие мнения (см.: Бенуа А. Мои воспоминания. Книга 1. – М.: Наука, 1990, С. 82, 166, 253; кн.2, С. 366, 414, кн.4, С. 98).

184

Пирожкова Т. Ф. История издания IV тома писем И. С. Аксакова и журналист В. С. Р.// Русская литература и журналистика в движении времени: ежегодник: [сборник научных трудов] / Каф. истории русской литературы и журналистики. Под ред. Е. И. Орловой. М.: Факультет журналистики Московского государственного университета, 2013. С. 212—220.

185

На 1877 год у него было лишь несколько акварелей, гипсовая маска, а также глиняная работа М. М. Антокольского (РО ИРЛИ, ф.262, ед. хр. 22, л. 21об). Перед отправкой на войну он просил А. М. Бутлерова передать их разным лицам.

186

РО ИРЛИ, ф. 262, ед. хр. 56.

187

РО ИРЛИ, ф.262, ед. хр. 22, лл. 20—21об.

188

По крайней мере, в документах о приобретении художественных изделий для музея ОПХ за 1872, 1875, 1880—1894 годы информации о поступлении утюга не обнаружено (ЦГИА СПб, ф.448, оп.2, дд. 2, 3, 3а).

189

Arens W. Der Baum als Symbol der Frau// Volkswerk. Jahrbuch des Staatlichen Museums für Deutsche Volkskunde. 1943. Herausgegeben von Konrad Hahm. – Jena: Eugen Diederichs Verlag, 1944.

190

Например, на шведских латунных и железных утюгах такого же типа встречаются композиции с большим деревом на верхней пластине, ленточные композиции на боковых сторонах, состоящие из ветвей винограда или тюльпанов (произведения из Музея Уппланда и Скансена, инв.№№ UM01587 и SKANM.0208172 A соответственно).

191

См.: Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI – XIX вв. / АН СССР. Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР. ГИМ. – М.: Наука, 1974, С. 105, 127, 146 и др.

192

Инв. №81243.

193

Для сравнения были отобраны только вещи, наиболее показательные в художественном отношении.

194

Erixon S. S. 298.

195

Erixon S. S. 298.

196

См.: Kuile Onno ter. Koper&Brons. Catalogi van de verzameling kunstnijverheid van het Rijksmuseum te Amsterdam. Amsterdam: Staatsuitgeverij Rijksmuseum. Deel 1. – Amsterdam, 1986, S. 274.

197

Находится в коллекции Германского музея. См.: Wiswe M. S. 124.

198

Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987, С. 84.

199

Карамышева А. И. Уральские изделия из бересты. Дипломная работа. Л., 1961. Архив РАХ, ф. 11, оп. 2, ед. хр. 500, л. 13.

200

Там же, С. 215. См. также: Танкиевская И. Н., Танкиевская И. Е. Салдинский расписной бурак/ Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур.1700—1950. Материалы международной научной конференции. Нижний Тагил. 15—18 августа 1996 года. Т.I. – Екатеринбург, 1996, С. 176—178.

201

Карамышева А. И. Указ. соч., л. 46—48.

202

В инвентарных книгах ряд туесов справедливо относится не к Пермской губернии. Это подтверждается не только наличием у них художественных особенностей, не позволяющих отнести их к продукции уральских мастеров, но и упоминанием их в некоторых источниках. Например, туеса Р-1521, Р-1526 названы вятскими. Туес Р-1232, на наш взгляд, относится также к Вятской губернии, а не к олонецкой (как указано в инвентарных книгах).

203

Инв. №№ гр Б.-708710, гр. Б.-712720, гр. Б.-722724, гр. Б.-725, Р-1187, Р-11911194, Р-1522, Р-15261535, Р-1584, Р-2139, Р-2359, Р-1521, Р-1523, Р-1524.

204

Инв. №№ Д-931933, Д-941952.

205

Инв. № Р-1193. Этот туес не единственный образец из собрания ОНИ, украшенный росписью «крестьянского» типа.

206

Инв. № Р – 1191. Это изделие В. А. Барадулин называет «примером шпаклеванного на городской манер [бурака – Г.П.] с яркой цветочной росписью типа крестьянской» (Барадулин В. А. Уральский букет. С. 88).

207

Сведения В. А. Барадулина (там же, С. 116).

208

Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездным земствами Пермской губернии на ….Всероссийскую кустарно – промышленную выставку 1902 года в Санкт-Петербурге. – Пермь, 1902, С. 101.

209

Инв. № гр. Б-708 аб.

210

РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 24, лл. 106—107.

211

Инв. №№ Р-1192, Р-1194 аб, Р-2139.

212

«Бурак синий, 40 коп.» (РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 24, лл. 106107).

213

Инв. № Р-1584 аб. Кроме того, туеса Р-1522 и Р-1193, находящиеся ныне на экспозиции ОНИ ГРМ, в инвентарных книгах названы соответственно вятским и вологодским (первый изготовлен в XIX веке, второй не датирован). Совокупность художественных и конструктивных особенностей позволяет отнести их к Пермской губернии. На них и на туесе Р-1192 обнаружена надпись «Соломятникова». Не только эта надпись, но и стилистическая общность делает возможным объединить их в одну группу.

214

Барадулин В. А. Уральский букет. С. 87.

215

Инв. №№ Р-1530, Р-1531, Р-1535.

216

Хранится в МЗ «Горнозаводской Урал», датируется I половиной XIX века. Инв. № ТМ 651. См. воспр.: Уральская лаковая роспись по металлу из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Каталог. – Нижний Тагил: Медиа-Принт, 2006, С. 13.

217

РГИА, ф.400, оп. 1, д. 24, лл. 106 – 107.

218

Инв. №№ Р-1533 и Р-1534.

219

Полное сходство с чусовскими туесами имеют бураки Поветлужья. По сведениям Д. В. Прокопьева, этот промысел был не столь распространен, как уральский. Один два мастера в деревне производили по 200 300 бураков за зиму (Прокопьев Д. В. Художественные промысла Горьковской области. Горький: Горьковское областное издательство, 1939, С. 6970). Удивительное сходство нижегородских бураков с верхотурскими В. А. Барадулин объяснял «давними культурными связями Среднего Поволжья с Прикамьем» (Барадулин В. А. Уральское бересто (по материалам Пермской и Сверловской областей вторая половина XIX начало XX вв.) // Сборник трудов НИИХП, №4. М., 1967 С. 224). Д. В. Прокопьев упоминает, что уральские туеса были прекрасно известны в Нижегородской губернии. В собрании ОНИ примером таких нижегородских изделий является туес с инв. № Д-2410.

Загрузка...