Альбом продолжает и развивает темы предыдущих альбомов. Тема отчуждения: «Чужеродным элементом», «Детский мир».
Альбом становится более агрессивным в социально —политическом плане. «Ненавижу красный цвет» – атака на советскую символику с красным флагом, «Убийца» – Иван Говнов, про которого поется в песне, пародия на героя советских победоносных рассказов с частым именем Иван – «Иван Говнов – убийца травы!!!». Иван Говнов несомненно пародийный персонаж советского героя.
Социальная пародия на советскую систему сплетается со сложной философией.
КГБ Рок —высмеивает рок, лояльный режиму, конформистский, и аполитичный, в данном случае Гребенщикова, песня содержит массу цитат из песен Гребенщикова. Кому интересно – напишите мне, я пришлю подробный разбор с цитатами, это действительно интересно. Или разберите сами след-е песни Гребенщикова, сравнив их с текстом песни летовской:
«Я инженер на сотне рублей», «Чай», «Стучатся в двери травы», «Железнодорожная трава»
В рамках данного издания сложно приводить цитаты, в полном издании (напишите мне kochnev20173@yandex.ru есть полные тексты песен, с точными указаниями цитат)
Песня, по мнению Матвея Янкелевича, который в своей замечательной статье сравнивает Егора Летова и Александра Введенского, пародирует советские песни.
«В песне „Он увидел солнце“ Летов пародирует пионерские песни, сопоставляя абстрактные радости с грубыми образами в целях выявить раскол в советской культуре между мифом и реальностью.»
Есть версия, что песня построена от обратного. Ее носитель позволяет себя увидеть радость в самых темных и страшных депрессивных вещах, то есть опять же, как писал Дугин, разглядеть свет и спасение во тьме.
Может быть, еще проще. Песня просто ярко и смачно рассказывает об одном депрессивном месте. Панк на то и панк, чтобы депрессуху нагонять.
Меня как автора этой книги интересовала не является ли рефрен «Он увидел солнце» – цитатой какого-нибудь социалистического лидера (может быть китайского), подтверждения найти не удалось, но определенный вкус этой версии остается и связывается например с Мао Дзедуном, которого китайцы сравнивали с солнцем «Наш Мао велик как солнце» и «солнце большое, а Мао больше», и в целом со строительством социалистического лагеря через бараки и сооружения и обязательным внушением оптимистического прогноза и буквальным обязательным «солнцем» для всех.
1.Игра в бисер»
2.«На наших глазах»
3.«Чужеродным элементом (Частицей лжи)»
4.«Я иллюзорен»
5.«Детский мир»
6.«Зоопарк»
7.«КБГ-РОК (РОК-КБГ)»
8.«Скоро настанет совсем»
9.«Ненавижу красный цвет»
10.«Он увидел солнце»
11.«Оптимизм»
12.«Мама, мама…»
13.«Убийца»
Песня «Детский мир» – продолжает тему детства и подростковости, за которую Летов прочно держится в первых альбомах и тему иллюзорности мира и существования с другой стороны. Вспомним песни «Я иллюзорен», «Снаружи всех измерений», «Двоится в глазах».
С другой стороны здесь присутствует тема агрессии, непереносимости и жестокости этого мира. Но при всей своей жестокости мир не является реальным, он – детский мир, мир вымышленный.
Агрессия, физический распад, смерть физическая не заканчивается смертью вообще. Смерть опять же является выходом за пределы тесных телесных и логических умственных рамок.
В более приземленном плане (У Летова всегда есть приземленный социально -конкретный аспект наряду с философским) песня может рассказывать о мире детства – дети часто играют в войну, в «войнушку». И смерть также – частый мотив игр детей. Обнаружить агрессию в самом детском возрасте это очень по летовски, считавшем ярость важным элементом развития и присутствия энергии в человеке вообще. Агрессия и ярость далеко не последние мотивы в творчестве и менталитете Е. Летова как творца.