О Валентине Тарасовне

В судьбе моей Валентина Тарасовна Иванова сыграла огромную роль. Мы часто за глаза называем её «наш народный академик». В моём представлении о воспитателе она – образец, истинный представитель ленинградской, петербургской школы дошкольного воспитания.

Валентина Тарасовна стала воспитателем будто бы нечаянно, попав в 1942 году в детский сад прямо с исторического факультета. В блокадном Ленинграде не нужны были студенты, но воспитатели были необходимы. Эта временная военная мобилизация так и превратилась в жизненное призвание.

Неудержимое стремление к самосовершенствованию, к энциклопедическим знаниям, интерес к исследованиям остались с ней на всю жизнь и тесно связали её с дошкольной наукой. Валентина Тарасовна принимала активное участие в заседаниях кафедры дошкольной педагогики Пединститута им. А. И. Герцена, её группа многократно превращалась в экспериментальную площадку для аспирантов. Она все годы сотрудничала с методистами городского методического кабинета (с Н. С. Шмидт – по проблемам игры дошкольника, с З. А. Калининой – по проблемам работы с семьёй воспитанника, с Л. С. Метлиной – по проблемам развития у дошкольников математических представлений и со многими другими). Каждый учёный или аспирант, если его Валентина Тарасовна принимала (а могла и отказать, такое бывало), знал, что его исследование состоится на высоком уровне.

Но есть и другая сторона дела. Очень жаль, что находится мало тех учёных, которые стремятся проанализировать опыт самих воспитателей, особенно воспитателей старшего поколения. Ведь интересно не только внедрять науку в практику, но и понять достижения практики, выявить закономерности этих достижений и на уровне уже технологии содействовать внедрению этого открытия в современную практику. Убеждена, что в отечественной школе есть огромное количество мастеров, чей опыт, доведённый до уровня технологии, мог бы обогатить не одно научное исследование.

О моём соавторе в создании технологии «Детского сада – Дома радости» кратко сказать очень сложно. Меня беспокоит ответственность перед будущими педагогами: сумею ли я максимально точно, всесторонне обобщить, систематизировать, интегрировать её опыт индивидуального подхода к ребёнку, который сегодня называется личностно-ориентированной моделью воспитания.

Наталья Михайловна Крылова, автор программы и технологии «Детский сад – Дом радости»

Загрузка...