Примечания

1

Фридрих Фурман, О филантропии в Америке: от эры колоний до наших дней, Нью-Йорк, CreateSpace, 2013. См. http://www.amazon.com/On-Philanthropy-America-Colonial-Contents/dp/1492195308.

2

Фридрих Фурман, Филантропия древних евреев: словами Закона и устами Пророков, Нью-Йорк, СreateSpace, Amazon.com,2015.

http://amzn.com/1508498466

3

Frank M. Loewenberg, From charity to social justice: the emergence of communal institutions for the support of the poor in ancient Judaism, Transaction Publishers, New Brunswick, NJ, 2001

4

См. сайт Библия онлайн, русский перевод: http://bibleonline.ru/

5

Подробно об этом см. Ф. Фурман, Как работает филантропия в США: идеи и практика, ресурсы и организация, Москва, Издательские решения, Ридеро, 2015 с. 105—121. Здесь рассматривается и проблема различения таких не вполне совпадающих явлений (и понятий) как благотворительность/филантропия и милосердие, имея в виду, что поведение в первом случае может быть более «расчетливым», чем во втором.

6

The Dictionary of the History of Ideas, ed. by Philip P. Wiener, Charles Scribner’s Sons, New York, 1973—74.

7

Ephraim Frish, An historical survey of Jewish Philanthropy, New York, 1924, c. 81.

8

Loewenberg, упом. соч, c. 15—18.

9

Loewenberg, упом. соч., c.12—15.

10

Loewenberg, упом. соч, с. 83—85.

11

Loewenberg, упом. соч., с. 11—17.

12

Noam Zion, Jewish Giving in Comparative Perspectives: History and Story, Law and Theology, Anthropology and Psychology, in 3 volumes, Zion Holiday Publications, 2013. Rabbi Joseph Telushkin, A Code of Jewish Ethics, v.2 – «Love your neighbor as yourself», Random House, 2009. Rabbi Jill Jacobs, There Shall Be No Needy: Pursuing Social Justice Through Jewish Law & Tradition, Jewish Lights, 2009.

13

Noam Zion, см. упом. соч., volume 3, chapter 6 – Paul’s Charity versus Maimonides’s Tzedakah: Loving Giver or Dutiful Donor? http://www.haggadahsrus.com/PDF/Tzedakah.v3.ch06.pdf

14

Все установления иудаизма о благотворительности были кодифицированы Маймонидом в «Мишне Тора» в специальном разделе «Галахические постановления о дарах беднякам» (Мишне Тора 10:7—15). Начинаются они так: «Существует восемь ступеней благотворительности, одна выше другой. Самая высокая ступень – это когда человек поддерживает еврея-бедняка тем, что дарит или дает ему взаймы сумму денег, или вступает в деловое партнерство с ним, или находит для него работу, чтобы укрепить его и, чтобы, таким образом, он более не нуждался бы в посторонней помощи». Самая низкая ступень выражена здесь так: «Давать нехотя, с плохим выражением лица; это все же является выполнением заповеди цдаки». Обо всех ступенях еврейской благотворительности по Маймониду – на сайте http://www.rambaminrussian.org/default.htm

15

Geza Vermes, The Religion of Jesus the Jew, Fortress Press, Minneapolis, 1993, pp.11—12.

16

Maurice J. Karpf, Jewish Social Service and its Impact upon Western Civilization. В кн. The Hebrew Impact on Western Civilization, New York, 1951, pp.139—162.

17

Как видим, и у древних евреев благотворительность складывается на основе своеобразного «взаимообмена дарами» между Богом и людьми. Завет между иудейским Богом и избранным народом и является по сути таким ритуальным «взаимообменом», выявленным в религиозно-этической практике почти всех древних племен на планете и сформулированным французским социологом Марселем Моссом (Marcel Mauss) в его знаменитой книге «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах (1925).

Загрузка...