Фридрих Фурман, О филантропии в Америке: от эры колоний до наших дней, Нью-Йорк, CreateSpace, 2013. См. http://www.amazon.com/On-Philanthropy-America-Colonial-Contents/dp/1492195308.
Фридрих Фурман, Филантропия древних евреев: словами Закона и устами Пророков, Нью-Йорк, СreateSpace, Amazon.com,2015.
http://amzn.com/1508498466
Frank M. Loewenberg, From charity to social justice: the emergence of communal institutions for the support of the poor in ancient Judaism, Transaction Publishers, New Brunswick, NJ, 2001
См. сайт Библия онлайн, русский перевод: http://bibleonline.ru/
Подробно об этом см. Ф. Фурман, Как работает филантропия в США: идеи и практика, ресурсы и организация, Москва, Издательские решения, Ридеро, 2015 с. 105—121. Здесь рассматривается и проблема различения таких не вполне совпадающих явлений (и понятий) как благотворительность/филантропия и милосердие, имея в виду, что поведение в первом случае может быть более «расчетливым», чем во втором.
The Dictionary of the History of Ideas, ed. by Philip P. Wiener, Charles Scribner’s Sons, New York, 1973—74.
Ephraim Frish, An historical survey of Jewish Philanthropy, New York, 1924, c. 81.
Loewenberg, упом. соч, c. 15—18.
Loewenberg, упом. соч., c.12—15.
Loewenberg, упом. соч, с. 83—85.
Loewenberg, упом. соч., с. 11—17.
Noam Zion, Jewish Giving in Comparative Perspectives: History and Story, Law and Theology, Anthropology and Psychology, in 3 volumes, Zion Holiday Publications, 2013. Rabbi Joseph Telushkin, A Code of Jewish Ethics, v.2 – «Love your neighbor as yourself», Random House, 2009. Rabbi Jill Jacobs, There Shall Be No Needy: Pursuing Social Justice Through Jewish Law & Tradition, Jewish Lights, 2009.
Noam Zion, см. упом. соч., volume 3, chapter 6 – Paul’s Charity versus Maimonides’s Tzedakah: Loving Giver or Dutiful Donor? http://www.haggadahsrus.com/PDF/Tzedakah.v3.ch06.pdf
Все установления иудаизма о благотворительности были кодифицированы Маймонидом в «Мишне Тора» в специальном разделе «Галахические постановления о дарах беднякам» (Мишне Тора 10:7—15). Начинаются они так: «Существует восемь ступеней благотворительности, одна выше другой. Самая высокая ступень – это когда человек поддерживает еврея-бедняка тем, что дарит или дает ему взаймы сумму денег, или вступает в деловое партнерство с ним, или находит для него работу, чтобы укрепить его и, чтобы, таким образом, он более не нуждался бы в посторонней помощи». Самая низкая ступень выражена здесь так: «Давать нехотя, с плохим выражением лица; это все же является выполнением заповеди цдаки». Обо всех ступенях еврейской благотворительности по Маймониду – на сайте http://www.rambaminrussian.org/default.htm
Geza Vermes, The Religion of Jesus the Jew, Fortress Press, Minneapolis, 1993, pp.11—12.
Maurice J. Karpf, Jewish Social Service and its Impact upon Western Civilization. В кн. The Hebrew Impact on Western Civilization, New York, 1951, pp.139—162.
Как видим, и у древних евреев благотворительность складывается на основе своеобразного «взаимообмена дарами» между Богом и людьми. Завет между иудейским Богом и избранным народом и является по сути таким ритуальным «взаимообменом», выявленным в религиозно-этической практике почти всех древних племен на планете и сформулированным французским социологом Марселем Моссом (Marcel Mauss) в его знаменитой книге «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах (1925).