Несмотря на то, что времена суровых кавказцев и накачанных парней в кожаных куртках выбивающих долги прошли. В СМИ и сегодня периодически появляются страшилки про коллекторов. Но это не значит, что управы на них нет. С коллекторами, которые не боятся закона, можно и нужно бороться. Мы знаем, как это делать и сейчас расскажем вам.
«Постелить соломку» и частично уберечь себя от нападок коллекторов можно еще тогда, когда у вас нет просрочек, но вы понимаете, что скоро платить по кредиту перестанете. Например, потому, что все финансовые возможности исчерпаны, или потому, что планируете уйти в банкротство.
Больше всего должников пугает то, что коллекторы будут названивать близким, угрожать им и требовать оплату долга.
Чтобы обезопасить своих родных от общения с кредиторами, нужно отозвать у кредитора ваше согласие на обработку персональных данных.
Такое согласие вы подписывали при оформлении кредита, там вы указывали свои данные и данные третьих лиц. Но отозвать его имеете право в любой момент.
Отзыв нужно отправить кредитору заказным письмом с уведомлением. Получив такое письмо, кредиторы и коллекторы теряют право общаться с вашими родителями, знакомыми, коллегами и т. д., а значит – не будут звонить и писать им.
Правда, некоторые коллекторы даже после отзыва согласия продолжают названивать родственникам. Как «напоминать» им о законе – расскажем ниже.
Кстати, законную силу согласие на обработку персональных данных имеет только в одном случае: если оно оформлено в письменном виде отдельным документом. Но даже если вы такую бумагу не подписывали, или оформляли микрозайм/кредитную карту дистанционно, все равно лучше подстраховаться и отозвать согласие.
Нужно написать отказ от взаимодействия и отправить его почтовым письмом с уведомлением. Но сделать это вы имеете право не раньше, чем через 4 месяца после начала просрочки.
Как только кредитор или коллекторы получат такой отказ – беспокоить вас перестанут.
Самое безобидное нарушение – звонки или письма чаще положенного. Например, коллекторы названивают по 10 раз в день, хотя имеют право только на один звонок в сутки, да и то не каждый день. На такое нарушение нужно жаловаться в ФССП (приставам). Они контролируют деятельность коллекторов.
Но для начала нужно выяснить, а имеют ли вообще право вам звонить из коллекторского агентства?
Если кредитор решил привлечь коллекторов, он должен уведомить вас об этом в течение 30 дней. Если вы не получали никакого уведомления, а вам вдруг звонят из коллекторского агентства, можно смело жаловаться в полицию. Ведь эти люди вам неизвестны, вы им денег не должны, а они требуют. По факту это – вымогательство, и с этим должна разбираться полиция.
Вот еще поводы для обращения в правоохранительные органы:
• нанесение вреда здоровью. Речь не обязательно об избиении. Даже просто толкнуть, пихнуть вас коллектор не имеет права. Кроме того, если коллектор в буквальном смысле портит ваше здоровье (то есть после общения с ним обостряются или появляются болезни), – это тоже повод для обращения в полицию;
• порча имущества. Сейчас, может, коллекторы и не поджигают машины должников. Но ведь испорченная несмываемой краской входная дверь – это ваше имущество;
• угрозы нанести вред здоровью должника или его имуществу. Даже если нет прямых угроз («мы тебя покалечим»), но вы расцениваете слова коллекторов как угрожающие («жди, придем к тебе домой»), – жалуйтесь;
• унижение чести и достоинства. Это могут быть как оскорбления, так и распространение порочащих должника сведений (в общественных местах или среди знакомых).
Недобросовестные коллекторы не звонят с официальных номеров агентства. Да и представиться они могут вымышленными именами. Поэтому в заявлении нужно требовать возбудить уголовное дело в отношении неизвестного лица.
Но дело в том, что только лишь написать заявление в полицию – недостаточно. Нужны подтверждения незаконных действий коллекторов. И чем их будет больше – тем лучше.
Доказательствами могут быть:
• аудиозаписи разговоров;
• электронные письма и SMS;
• свидетельские показания;
• распечатка детализации звонков и т. д.
Многие люди думают, что жалобы в полицию – пустая трата времени, что полиция ничего делать не хочет и не будет. На самом деле это не так.
Действительно, уголовное дело, скорее всего, не заведут, но это не значит, что обращение в полицию не даст результата: коллекторы побоятся впредь вас побеспокоить, поскольку полиция как минимум с ними свяжется, опросит и зафиксирует факт вашего обращения.
А ещё всегда можно жаловаться в Прокуратуру. Это такой «универсальный» орган, который следит, чтобы другие органы (в том числе полиция и приставы) исполняли свои обязанности как надо. Можно пожаловаться на коллекторов в Прокуратуру, а та перешлёт жалобу приставам или в полицию с указанием на то, какие предпринять меры.
Жаль, что вместе со звонками не исчезают и долги. Поэтому рано или поздно кредиторы напомнят о себе, подав на вас в суд.
Поэтому основной целью должника должно быть не избавление от коллекторов, а избавление от долгов. Если нет возможности платить – нужно подавать на банкротство.
• Чтобы коллекторы не беспокоили ваших близких, нужно отозвать согласие на взаимодействие с третьими лицами.
• По закону за коллекторами надзирает Федеральная служба судебных приставов. Приставам можно жаловаться на любое нарушение коллекторов.
• Если коллекторы угрожают или вредят вашему здоровью или имуществу, нужно жаловаться на них в полицию.
• К заявлению в полицию нужно приложить доказательства. Это могут быть, например, аудиозаписи телефонных разговоров, детализация звонков, свидетельские показания.
• Отказаться от общения с коллекторами вы можете через 4 месяца после начала просрочки.