Понятие о Божественной литургии

Литургия – слово греческое, и в переводе на русский язык означает «общественное церковное богослужение». На литургии совершается таинство Евхаристии, т. е. умилостивительное, благодарственное и хвалебное приношение Богу-Отцу таинственной жертвы Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, и преподание их верующим для вкушения и освящения.

В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось Литургиею. Но с IV века этим словом принято называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается таинство причащения.

Самое же таинство причащения в те времена называлось иногда «вечерею», «вечерею любви», «вечерею Господней» и «Таинственною вечерею», а иногда «Трапезою» и «Преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил с учениками Своими перед Своими страданиями.

Вечерею любви таинство причащения называлось по той причине, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т. е. ужин для всех. Состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, к этой трапезе приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.

Таинство причащения иногда называлось «Евхаристиею» или «Благодарением», потому что при совершении этого таинства воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим именем, т. е. Евхаристиею, таинство причащения называется и в настоящее время.

Евхаристия – слово греческое, и в переводе на наш язык означает «Благодарение» или «Таинство святого причащения».

Литургию иногда попросту называют «Обедней».

Обедня – это народное название. Называется так литургия потому, что, во-первых, во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза,[8] Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и, во-вторых, потому, что совершается она всегда перед обедом.

Благочестивые христиане в церковь идут натощак, а после литургии подкрепляют себя пищею.

Божественная литургия совершается в воспоминание всей земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа и совершенного Им искупления людей, уверовавших в Него, от греха, проклятия и смерти вечной, т. е. от вечного мучения.

В последовательном порядке евангельских событий на Божественной литургии вспоминаются: рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, Его торжественное явление миру, учение, чудеса, установление Им таинства причащения, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо. Особенно ценно для нас то, что во время совершения Божественной литургии приносится Отцу Небесному Пречистое Тело и Животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, а затем это Тело и Кровь Христовы предлагаются нам как духовная пища и питие, во оставление грехов и в жизнь вечную.

По своему содержанию литургия – важнейшее христианское богослужение. Все другие церковные службы, по отношению к ней, есть лишь приготовительные.

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Совершается она в следующем порядке. Сначала приготовляются вещества для таинства, потом приготовляются верующие к таинству, потом совершается само таинство и затем верующие причащаются Тела и Крови Христа Спасителя.

Чтобы иметь ясное понятие и живое представление о Божественной Литургии, надо хорошо знать содержание Священного Писания Нового Завета. Чаще, как можно чаще, с большим вниманием и прилежанием читай Евангелие, дочь моя!

Происхождение Божественной литургии

Литургия Святой Православной Церкви имеет Божественное происхождение. Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери, т. е. в четверг вечером, накануне Его страданий и смерти на Кресте во искупление всего человечества.

Перед установлением этого таинства Иисус Христос показал ученикам Своим пример смирения и любви, умыв им ноги. В Евангелии об этом так говорится: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан… Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 3-15).

Потом сказал им: Дети! Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 33–35).

Затем, возлежа за столом и воздав хвалу и благодарение Богу Отцу, Он взял хлеб и, благословив, освятил его, преломил и дал ученикам и апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас предается). Потом взял чашу с виноградным вином и, благословив ее, дал ученикам со словами: Пийтпе от нея еси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28), (1 Кор. 11, 24).

Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Пречистою Кровью Своею, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это таинство[9] в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Таким образом, Божественная Литургия впервые совершилась в Сионской горнице, где священнослужителем был Сам Господь Иисус Христос.

С этого времени Жертва Нового Завета становится неотделимой от Церкви. Святая Чаша всюду возвещает искупительную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Приступающие[10] к евхаристической трапезе возвещают смерть Христа и становятся участниками Его жертвы. Чрез общение в святом причащении все православные христиане соединяются во едино Тело Христово. Таинство Евхаристии принесло людям великую радость и блаженство. Душа причастников стала храмом Божиим. Приобщаясь достойно Тела и Крови Христа Спасителя, христиане приобщаются Божественному Его естеству, становятся сынами Божиими, достойными вечной блаженной жизни.

Первая Церковь организовалась в г. Иерусалиме. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, сделался главою этой Церкви – епископом.

Собираясь на Агапы, т. е. на Вечери любви (так называлась божественная литургия в первые века), апостолы произносили благодарственную молитву, благословляли и преломляли хлеб, и освященную Трапезу раздавали всем присутствующим христианам, а также от Чаши приобщали всех, вспоминая о своем Божественном Учителе и рассказывая о Его учении, чудесах и о Его заповедях; чтобы придать больше торжественности святой Евхаристии, апостолы соединили ее содержание с некоторыми обрядами, которые напоминали бы или изображали отдельные моменты из земной жизни Иисуса Христа.

Таким образом, чин (т. е. порядок) совершения первой литургии был установлен апостолами, а именовалась она Литургией апостола Иакова, брата Господня. Все молитвы и песнопения этой литургии произносились на память и в первые три века передавались из поколения в поколение в устной форме, поэтому в разных местах они читались по-разному, хотя содержали один и тот же смысл. Однообразие в богослужении установить в то время было невозможно, так как новое христианское учение считалось вредным и опасным для государства и преследовалось как со стороны римской власти, так и со стороны иноверного народа.

Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир.

Христиане благоговейно хранили Литургию от неверных (некрещеных). С появлением Символа веры он громко поется в храме всеми христианами в знак того, что на Литургии верных присутствуют только верные, т. е. крещеные. К сожалению, в настоящее время бывают отклонения от этого правила.

Тайная Вечеря

Пред пасхи празднеством, явясь

среди суровых

Первосвященников – гонителей Христовых,

Сказал Искариот[11] Спасителя врагам:

Что вы дадите мне, когда Его предам? —

И, плату отсчитав, синедрион в восторге

Скрывал от остальных о заключенном торге…

Дни приближалися… И на Петра вопрос:

Где пасху праздновать? – ответствовал Христос:

Ступайте, в городе вам встретится идущий

Поспешно человек, кувшин воды несущий,

Скажите лишь ему: «Учитель нас прислал,

Зане[12] Он говорит, что час Его настал.

Веди нас в горницу, где б мог с учениками

Он пасху совершать». И тот, идя пред вами,

Укажет горницу, что устлана ковром,

Большую, светлую и с убранным столом, —

Там приготовьте се. – Услышав это слово,

Исполнили они веление Христово.

И все нашли, как им сказал в беседе Он.

Когда же сумраком оделся небосклон,

Приблизился Христос спокойными шагами,

В одежде праздничной и с ясными очами,

И, первый перейдя чрез храмины порог, —

С апостолами Он за трапезу возлег.

Спускалась над столом висячая лампада,

В открытое окно повеяло из сада

Благоуханием и сумраком ночным.

Лицо Спасителя сияло неземным

Спокойствием и кроткою печалью,

Зане грядущее он прозревал за далью.

И молвил Иисус ученикам Своим:

Один из вас, явясь предателем Моим,

Предаст Меня врагам. – И, полные печали,

Допытывались все: «О, Господи, не я ли?»

Спаситель отвечал: «Мне изменяет тот,

Кто в это блюдо хлеб со Мною обмакнет.

Сбываются слова пророка по Писанью:

Сын Человеческий готовится к страданью,

Как предназначено. Но горе и тому,

Кто предает Его! О лучше бы ему

И не родиться век!» – Иуда, весь бледнея,

Смутился, встретить взор Учителя не смея…

А Иисус Христос, из-за стола возстав,

Одежду верхнюю с Себя поспешно сняв,

Приблизился, держа большой сосуд с водою,

К ученикам своим, дабы Своей рукою

Омыть им ноги. Тут сказал один из них:

«Не допущу Тебя коснуться ног моих!»

Спаситель отвечал: «Когда[13] их не умою —

И части ты иметь не будеши со Мною».

Тогда воскликнул Петр: «Все, Господи, умой:

И руку и главу!» Но с кроткой добротой

Ответил Иисус: «Омытому лишь ноги

Осталося умыть». И, взор бросая строгий,

Всеиспытующий, на побледневший лик

Иуды (этот взор, казалося, проник

До дна души его) добавил: «Между вами

Не все здесь чистые». И, тихими шагами

Вернувшися к столу, за трапезу возлег,

Подав апостолам смирения урок…

Христос взял в руки хлеб и, преломив его,

Сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое»[14]

И чашу вознося, налитую до края Вином,

Он произнес, ее благословляя:

«Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя

Новаго Завета, яже за вы и за

многия изливаема

Во оставление грехов (во искупленье)».

Словам Учителя внимали в умиленьи

Апостолы, дивясь таинственным речам.

Он тихо продолжал: «Я сказываю вам,

Что приближается мгновение разлуки…

Я трижды в эту ночь оставлен всеми буду».

И, снова бросив взор на мрачного Иуду,

Сказал: «Что делаешь, то делай поскорей!»

Иуда поднялся, он стал еще бледней,

Во взоре впалых глаз светилося страданье,

Но миг, один лишь миг продлилось колебанье,

Он вышел, опустив глаза свои к земле,

С печалью Каина на вспыхнувшем челе.

Пока, скрываемый ночною темнотою,

Он шел к судилищу, – с апостолов толпою

Спаситель выходил, готовяся идти

Один по Своему тернистому пути,

Готовясь мукою ужасною распятья

И обновляя мир для правды и любви,

Все преступления омыть в Своей крови

И вместо древнего закона отомщенья

Ввести с Собой завет любви и всепрощенья!

Места богослужения

Христиане первоначально собирались на богослужение в особых благолепно украшенных частных домах, предназначенных для этой цели, или в отведенной части дома, обычно на втором этаже, в так называемой горнице. Обычай совершать богослужение в частном доме хранился очень долго, но когда христиане стали подвергаться жестокому гонению не только со стороны иноверного народа и жрецов, но и со стороны римской власти, тогда они вынуждены были собираться на молитву тайно по ночам в подземельях (пещерах и катакомбах) и там, на гробах святых мучеников, совершали Таинство святой Евхаристии.

Законы римской империи покровительствовали кладбищам и усыпальницам без различия религии и национальности. Место погребения умершего считалось неприкосновенным, поэтому христиане собирались для богослужения на кладбищах, как местах безопасных. Здесь же они строили храмы и часовни.

Катакомбы – это особый вид кладбищ в подземелье. Катакомбы ископаны первыми христианами с целью иметь в них убежище во время гонений, хоронить в них умерших братий по вере и совершать богослужение.

В первые три века гонения на христиан не были постоянны и непрерывны. Временами Церковь пользовалась покоем, и тогда начиналось бурное строительство храмов. В начале III века в одном Риме было до 40 храмов. В каждом городе были построены обширные храмы, но в 303 году, во время жесточайшего гонения Диоклетиана, они были разрушены, в том числе и знаменитый Никомидийский храм.

В такое тревожное время Церковь не могла иметь постоянного места для совершения таинства Евхаристии, потому что во время гонений все храмы и молитвенные дома христиан разрушали, уничтожали. Освященный Престол для совершения Таинства Евхаристии невозможно было каждый раз переносить на новое место, поэтому Церковь стала употреблять антиминс, который сохранился до наших дней. Антиминс находится на престоле, но не прикреплен к нему. Он может быть перенесен в любое место, и там, где есть антиминс, может совершаться Божественная Литургия.

Антиминс – это четырехугольный шелковый плат, на котором посредине изображено Положение Иисуса Христа во гроб. По углам его изображены четыре евангелиста и между ними – с правой и левой стороны – орудия страдания Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди, молоток и др.).

Вверху у антиминса между евангелистами – надпись-объяснение слова «антиминс». Это слово греческое и в переводе на наш язык означает «священная трапеза, стол». Эта надпись объясняет, для какой цели он освящен, т. е. ради совершения на нем Божественной Литургии. Внизу антиминса написано: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен, с подписью архиерея. С обратной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей или частицами святых мощей в воспоминание тех времен, когда христиане совершали Таинство святой Евхаристии на гробах святых мучеников.

Первые века христианства

Ярко над миром заря занималась,

В верность спускалась великая ночь.

Вера Христова везде появлялась,

Свет ее гнал тьму язычества прочь.

Свет поучений Христовых смиренно

Всюду являлся и тьму прогонял,

Многие шли за Христом дерзновенно,

Численный быстро состав возрастал.

Но слуг Христовых евреи теснили,

Не было пыткам и казням конца, —

Против них также язычники были,

Силясь стереть их с земного лица.

Храмы и горницы их разрушали,

Все, что священное, – яростно жгли.

В тюрьмы за имя Христово сажали,

Всюду на смертные пытки влекли,

В шкурах звериных, зашитых с уменьем,

В парках их жгли, обливая смолой,

В цирках бросали зверям на съеденье,

Пред кровожадной, веселой толпой.

Кожу из спин вырезали ремнями,

Резали уши, носы, языки…

Их на крестах распинали рядами,

И в безоружных вонзали штыки.

Палец за пальцем у многих рубили,

Медленным страшным пытали огнем,

Палкой, усеянной гвоздями, били

И зарывали в могилу живьем.

Их деревянной пилили пилою,

Долго держали в воде ключевой,

Женщин водили нагих пред толпою,

В масле варили в посуде большой.

Не разбирали ни пола, ни званья,

Был безразличен и возраст людей,

Женщины, девы несли истязанья…

Мучили зверски малюток-детей.

Всё христиане сносили с терпеньем:

Были счастливы страдать за Христа!

Кротостью всех поражали, смиреньем,

Дух укрепляла в них сила креста.

Славили Бога своими сердцами

Шли им на смену за веру борцы.

В ужасе были мучители сами…

Многие приняли те же венцы!

Разновидности литургий

И только в IV веке, когда греческий император сам принял христианство и прекратил гонение на христиан, только тогда появилась возможность установить единый чин Божественной Литургии для всех церквей.

Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, по внушению святого Луки упорядочил (привел в строгий порядок) Литургию устной формы, написав чин Божественной литургии, единый для всех церквей. В основу этой литургии он положил апостольскую литургию Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее.

Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, ввиду человеческой немощи, еще более сократил чин этой литургии.

Литургия Иоанна Златоуста отличается от литургии Василия Великого тем, что в ней сокращены молитвы, которые священник читает тайно. Кроме того, священник про себя произносит слова: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек» перед возгласами: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…». Вместо «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» на литургии Иоанна Златоуста поется «Достойно есть, яко воистину».

Загрузка...