Глава 1 Психология нравственных ориентаций личности

§ 1. Сущность нравственного развития личности

Краткое содержание. История изучения нравственного развития личности. Исследования Х. Хартшорна и М. Мэя. Теория развития нравственного мышления Ж. Пиаже. Стадиальность нравственного развития личности в работах Л. Кольберга. Периодизация нравственного развития личности. Аспекты изучения нравственного развития личности.

Основные понятия:

• нравственное развитие; моральный выбор; нравственный реализм, нравственность кооперации, нравственность равенства; интериоризация социальных норм;

• три уровня нравственного мышления: донравственный (предконвенциональный), конвенциональной нравственности, автономной нравственности (постконвенциональный);

• приспособительно-реактивное поведение ребенка; репродуктивная моральная активность; нравственное самосознание личности;

• индивидуальное нравственное сознание; уровень элементарной моральности; уровень самолюбия; уровень совести;

• нравственная социализация личности; особенности нравственного поведения; нравственные отношения; усвоение нравственных знаний; моральные переживания личности.

История изучения нравственного развития личности

Проблема нравственного развития как собственно психологическая проблема впервые возникает в начале XX века в качестве одной из основных в зарождающейся социальной психологии.

Зарубежные психологические исследования нравственности начались в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Они были направлены на поиски объяснительных схем и способов эмпирического изучения нравственных феноменов.

Авторами одного из фундаментальных исследований в области нравственного поведения были Х. Хартшорн и М. Мэй (Н.Н. Hartshorne, М.А. May, 1928). Модель морального поведения воспроизводила ситуации морального выбора. Нравственное поведение предполагало поступок, соответствующий моральным нормам и одновременно противоречащий сиюминутным интересам личности. Феноменом нравственного поведения исследователи считали соблюдение нравственных норм, когда ребенок заинтересован в их нарушении и знает, что может сделать это безнаказанно.

Они создали более 15 различных ситуаций, в которых дети могли по своему желанию поступить честно или нечестно: сказать правду или солгать; подделать результаты или оставить их неизменными; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т. п. Каждый из экспериментов предполагал возможность выбора поступка или отвечающего сиюминутным интересам ребенка, но идущего вразрез с нравственной нормой, или соответствующего норме поведения, но противоречащего непосредственным интересам ребенка.

Таким образом, нравственное развитие рассматривалось как становление обобщенных черт или качеств личности, например честности. Однако эта идея не получила эмпирического подтверждения.

Теоретическое осмысление нравственного развития личности в психологии представляет собой перенос в эту сферу понятий и представлений, выработанных в других областях человекознания. В частности, перенос в сферу морального развития теории умственного развития осуществил Жан Пиаже. Продолжил работу в этом направлении Лоренс Кольберг.

Теория развития нравственного мышления Ж. Пиаже

Большое влияние на развитие зарубежной психологии морали оказала работа Ж. Пиаже о нравственных суждениях детей (Пиаже Ж., 1994, 1997). В исследовании он сосредоточил внимание главным образом на стадиальности развития нравственного сознания, на содержании каждой стадии, факторах перехода с одной стадии на другую. По мнению Ж. Пиаже, нравственные суждения детей отражают меру овладения ими содержанием нравственного сознания общества. Психологическая сущность этих суждений раскрывается им на основе общих идей о структуре интеллекта.

Ж. Пиаже выделяет три стадии развития нравственного мышления:

– нравственный реализм;

– нравственность кооперации;

– нравственность равенства.


Рис. 1. Стадии развития нравственного мышления


Автор считает, что на разных стадиях нравственные суждения связаны с особенностями отношений, в которые ребенок вступает с окружающими.

Первой стадии нравственного развития соответствует первый тип отношений – нравственный реализм. Он подразумевает отношения принуждения, т. е. одностороннее уважение того, кто повинуется, к тому, кто принуждает. Первая стадия длится до конца дошкольного возраста.

Для ребенка в этот период правило выступает как созданное высшим авторитетом, абсолютное и неизменное. Ребенок считает плохим тот поступок, за который виновник был наказан, т. е. вызвал гнев авторитета независимо от нравственной ценности самого поступка.

Вторая стадия нравственного развития предполагает отношения кооперации, построенные на равноправии и взаимном уважении всех участников. Здесь правила начинают выступать в сознании детей как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств.

Переход на третью стадию – нравственного равенства – означает, что личность признает необходимость правила как такового. На этой стадии дети принимают изменение правил только при условии всеобщего согласия относительно данного изменения.

Ж. Пиаже рассматривает нравственное развитие детей на основе анализа формирования их моральных суждений и считает, что механизм развития нравственности тот же, что и разумности вообще, что между нравственностью и мышлением существует внутренняя связь. Таким образом, по мнению Ж. Пиаже, стадии развития нравственного сознания параллельны стадиям развития интеллекта, т. к. их возникновение подчиняется одним и тем же законам.

Стадиальность нравственного развития личности в работах Л. Кольберга

Основываясь на трудах Ж. Пиаже, американский психолог Л. Кольберг (Kolberg L., 1976) разработал свою теорию, показывающую взаимосвязь нравственного и умственного развития. Он создал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм. С его точки зрения, понятия о добре и зле, справедливости, долге не возникают внезапно, в законченном виде. Нравственное становление – длительный процесс, проходящий в несколько этапов.

Л. Кольберг выделил три уровня нравственного мышления:

– донравственный (предконвенциональный);

– конвенциональной нравственности;

– автономной нравственности (постконвенциональный).

Каждый из уровней согласовывается с определенными стадиями нравственного развития, которые в свою очередь соответствуют стадиям развития мышления по Ж. Пиаже.


Рис. 2. Уровни нравственного развития личности


На предконвенциональном уровне дети подчиняются внешним правилам, чтобы избежать наказания или заслужить награду. Л. Кольберг выделил на этом уровне несколько стадий:

– стадия 0, содержательная сторона которой вписывается в парадигму: «хорошо то, что я хочу и что мне нравится»;

– стадия 1, для которой характерно послушание ребенка из страха быть наказанным: «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»;

– стадия 2, характеризующаяся гедонизмом, послушание ради получения взамен каких-либо благ: «Я сделаю все как надо, и мне дадут подарок».

Уровень конвенциональной нравственности основывается на общепринятых, традиционных принципах. Успехи в умственном развитии помогают детям осознанно руководствоваться принятыми в обществе нравственными нормами. Дети хотят нравиться сверстникам и взрослым и поэтому стараются следовать правилам поведения. На этом уровне выделяется:

– стадия 3, на которой ребенку свойственна ориентация на значимых для него людей, проявляется конформность: «Я хочу делать то, что приятно другим»;

– стадия 4, для которой типична ориентация на подчинение установленным правилам формального порядка: «Я обязан соблюдать закон».

Уровень автономной нравственности – самый высокий, он связан с внутриличностным подходом к решению нравственных проблем. Общее утверждение для всех стадий этого уровня: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Этот уровень включает:

– стадию 5 А, для которой характерны утилитаризм и представление о морали как результате общественного договора;

– стадию 5 Б, связанную с ориентацией на высший закон и собственную совесть;

– стадию 6, характеризующуюся ориентацией личности на универсальные этические принципы, соблюдение которых обусловлено совестью;

– стадию 7 – вершину уровня, – где моральные ценности обретают философский смысл и человек сам может генерировать их. Однако, по признанию самого Л. Кольберга, на эту стадию поднимаются немногие личности, т. е. данная стадия является нетипичной и не имеет всеобщего характера.

Итак, и Ж. Пиаже, и Л. Кольберг считают, что нравственность генетически обусловлена. Врожденный нравственный потенциал, реализуясь в честном и нечестном поведении, приводит личность к пониманию принципа социальной справедливости. Усвоение этого принципа обеспечивается качественными изменениями в умственном развитии ребенка. Дети с высоким уровнем интеллектуального развития, по мнению Л. Кольберга, находятся и на более высокой стадии нравственного развития, поскольку способны самостоятельно вырабатывать моральные оценки.

С точки зрения Л. Кольберга, хотя социальное научение несомненно приводит к наполнению нравственных понятий конкретным содержанием, его все же недостаточно, чтобы объяснить иерархическую природу продвижения человека в нравственном развитии. Биологическое взросление является важнейшей движущей силой нравственного развития, так же как и когнитивного (по Ж. Пиаже). Нравственная стадия в значительной мере коррелирует с календарным возрастом. Однако по мере того, как человек взрослеет, его нравственное развитие делается все более независимым от возраста.

В дальнейшем исследования, проводившиеся Л. Кольбергом, привели его к некоторому пересмотру взглядов на связь биологического взросления и достижения высоких уровней нравственности. Он предположил, что для достижения последних индивиду необходим опыт в разрешении более сложных нравственных дилемм и в контакте с жизненными реалиями той социальной системы, в которой он живет.

Л. Кольберг (Kolberg L., 1976) считал, что нравственное развитие определяется как интериоризация индивидом основных культурных правил социального действия. При этом им не было рассмотрено, каким образом транслируемые обществом ценности усваиваются личностью, как осуществляется процесс нравственной интериоризации.

В когнитивной теории нравственного развития имеется существенный недостаток – это разрыв между уровнями нравственного развития личности и ее реальным поведением. В этой теории каждый человек лишь рассуждает о моральных проблемах, рефлексирует их, но не действует, не принимает решения. Получается, что между моральными суждениями и нравственным поведением человека нет однозначной связи. Концепция Л. Кольберга не дает ответа на вопрос, что является источником, причиной перехода от одной стадии нравственного развития к другой, не вскрывает механизм этого процесса.

Концепция Л. Кольберга, с нашей точки зрения, более близка педагогам, которые непосредственно участвуют в процессе умственного развития ребенка, следовательно, способствуют усвоению правил и норм социально одобряемого поведения. Однако существует достаточное количество примеров, когда человек с высоким уровнем интеллекта легко усваивал, но не соблюдал социально ценные моральные нормы и правила. Было бы неправильным считать умственное развитие единственным фактором формирования нравственного сознания личности.

Периодизация нравственного развития личности

В отечественных исследованиях нравственное развитие как самостоятельная психологическая проблема особенно начинает привлекать внимание ученых в 70-е годы XX века. В последние десятилетия стали интенсивно проводиться экспериментальные психологические исследования по этой проблеме.

В 1970-е годы выходит ряд работ, посвященных проблеме периодизации нравственного развития личности. (Зосимовский А. В., 1973; Блюмкин В. А., 1974; Николаевич Б. О., 1976 и др.)

Так, А. В. Зосимовский (Зосимовский А. В., 1973) предпринял попытку разработать возрастную периодизацию нравственного развития человека на основе выделения качественных новообразований в нравственной сфере личности.

С его точки зрения, весь процесс нравственного развития ребенка делится на три этапа, каждый из которых, в свою очередь, имеет по два качественно своеобразных периода.

Первый этап – приспособительно-реактивное поведение – охватывает младенчество и преддошкольное детство. Это стадия формирования у детей определенных предпосылок для собственных нравственных действий, время пред-нравственного развития.

Внутри первого этапа А. В. Зосимовский выделяет два периода:

– сенсорного реагирования;

– обобщенно-вербального реагирования на моральные требования.

Важнейшим новообразованием периода сенсорного реагирования исследователь считает появление в поведении ребенка «элементов простейшего самоограничения», в основе чего лежит выработка начальных форм уравновешивания возбудительного и тормозного процессов.

Главным новообразованием второго периода (от 1 года до 3–4 лет) является возникновение и развитие элементов внутренне стимулированного поведения, при котором нормы нравственного поведения иногда начинают выполняться при отсутствии непосредственного воздействия взрослого.

Второй этап – это этап репродуктивной моральной активности, охватывающий дошкольный и младший школьный возрасты. На этом этапе у ребенка формируется первоначальная готовность добровольно, на основе осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение. Ребенок учится ставить «надо» выше «хочу».

За время дошкольного периода второго этапа впервые возникают ростки произвольного положительного поведения. Требования «надо – нельзя» начинают проявляться в качестве внутренних требований ребенка к себе и другим.


Таблица 1

Периодизация нравственного развития человека (по А. В. Зосимовскому)


Второй период – это период собственно нравственного развития ребенка. Здесь уточняются нравственные ориентации, углубляются нравственное сознание и нравственная воля, обогащается содержание чувства долга. У младших школьников повышается устойчивость нравственного поведения. Однако в этом возрасте дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. В этом возрасте, по мнению автора, детям свойственна относительная несамостоятельность нравственного мышления и большая внушаемость.

Третий этап нравственного развития личности, по А. В. Зосимовскому, охватывает подростковый и юношеский возраст и является этапом нравственной самодеятельности личности. На этом этапе происходит вполне осознаваемое подчинение своего поведения нравственным принципам. Основное новообразование периода – самосознание, относительно автономные моральные взгляды и убеждения.

Для подростка характерно критическое усвоение норм поведения.

Для юношеского периода нравственного становления личности характерно формирование нравственного мировоззрения. В этом возрасте усиливается этический критицизм, возникает потребность в критической переоценке и переосмыслении ранее воспринятого.

Данная теория показывает, что ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно – в процессе деятельности. От особенностей деятельности и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Однако неправомерно, на наш взгляд, относить, как это делает А. В. Зосимовский, к одному и тому же этапу нравственное развитие ребенка младенческого и преддошкольного возрастов. Детям этих возрастов свойственны различные уровни умственного развития, разные виды ведущей деятельности, различно и общение, а потому и качественные новообразования в нравственной сфере не могут быть одними и теми же.

В. А. Блюмкин (Блюмкин В. А., 1974) выдвинул гипотезу об основных уровнях развития индивидуального нравственного сознания. По его мнению, нравственное развитие можно условно разделить на доморальный уровень и собственно моральный уровень.

Доморальный уровень охватывает период от рождения ребенка до первых проявлений его морального сознания. В этот период в процессе общения ребенка с родителями, с окружающими его людьми, через их постоянную заботу, их любовь и ласку, а также через первые запреты, первые уроки дисциплины идет формирование основ нравственного сознания.

Далее следует собственно моральный уровень, который состоит из трех подуровней становления нравственного сознания личности. Эти подуровни лишь условно можно отделить друг от друга, т. к. они во многом совмещаются и нередко представлены, по мнению В. А. Блюмкина, в одном и том же временном интервале:

– подуровень элементарной моральности;

– подуровень самолюбия;

– подуровень совести.


Таблица 2

Уровни индивидуального нравственного развития


Подуровень элементарной моральности формируется благодаря моральному внушению и подражанию. В этот период происходит усвоение формирующейся личностью элементарных основ, азов нравственной культуры данного общества. Осуществляется это путем морального внушения, подкрепленного системой поощрения и наказания, а также путем прямого подражания поведению взрослых. Нравственная культура усваивается ребенком еще некритически, она механически запечатлевается в его сознании. Все окружающие манипулируют нравственным поведением ребенка, используя сложившуюся систему моральных норм и ценностей.

Подуровень самолюбия – проявляется в стремлении ребенка ориентироваться на внешние регуляторы поведения. Самолюбивый человек руководствуется в своих поступках собственным «Я», но он осознает это свое «Я» с позиций, сформировавшихся в результате нравственной деятельности и культурного развития. Самолюбие – это любовь человека к самому себе, но уже как к нравственной личности, обладающей потребностями в общественном признании и уважении собственного достоинства. Самолюбие, скорее, переходная форма, важный и необходимый этап на пути становления нравственного сознания. Это переход от эгоизма индивида к моральному сознанию личности, умеющей руководствоваться интересами окружающих людей. Именно с такой направленностью сознания и поведения связан третий, высший уровень нравственной культуры личности.

Подуровень совести выражается в моральной саморегуляции. Только по достижении этого подуровня можно говорить о моральном сознании личности в строгом смысле этого слова. Здесь происходит органическое сочетание общественного и личного, общественный интерес становится личным, добровольно принимается личностью.

Работа Б. О. Николаичева (Николаичев Б. О., 1976) посвящена исследованию процесса нравственной социализации. Он делит данный процесс на ряд этапов.

Первый этап – доморальный – это время сугубо подражательного взрослым поведения. Ребенок еще так сильно зависит от взрослых, что любая отрицательная оценка с их стороны нарушает то равновесие в его отношениях со взрослыми, которое ему в этом возрасте так необходимо. Подчиняясь требованиям взрослых, дети пока не понимают нравственного смысла требований. Следование нравственным нормам еще полностью обусловлено потребностью в одобрении взрослых. Важно, что эта потребность становится осознанным мотивом, а поведение, удовлетворяющее ее, – произвольным, самостоятельным, способным осуществляться вопреки другим побуждениям.

Второй этап, названый автором этапом ориентации на заданные извне моральные требования, характеризуется тем, что инстинктивная подражательность ребенка сменяется осознанным следованием требованиям старших, т. к. последние выступают в роли нравственного образца. Нормы поведения, предлагаемые взрослыми, хотя и приходят в сознание ребенка извне, но обладают мотивирующей силой уже сами по себе, независимо от авторитета их источника – родителей, учителей. Ребенку просто неоткуда взять другие нормы, поэтому он исходит из норм, полученных у взрослых. Теперь он придает им личностный смысл, воспринимая их самоценными, а это уже можно считать признаком специфической нравственной регуляции. По мнению Б. О. Николаичева, поведение ребенка становится нравственным, когда выполняемые нормы окрашиваются личностным смыслом. Такое поведение наблюдается примерно в старшем дошкольном возрасте.

Третий этап – ориентация на собственные моральные принципы. На этом этапе степень нравственности повышается. Самоценными для личности становятся уже не отдельные нормы, а целые нравственные системы, которые человек выбирает самостоятельно, опираясь на расширившийся кругозор и возросшие возможности. Для того чтобы действие было признано нравственно осознанным, человек должен осознать не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл данного действия.

Итак, с точки зрения Б. О. Николаичева, необходимо искать смысл выполняемого действия. Осознание позволяет рассматривать это действие как реализацию какого-то нравственного требования, вследствие чего оно приобретает для человека внутренне обязательный, нормативный характер. Затем следование нравственным требованиям и нормам воспринимается личностью как собственное действие, выполняемое свободно.


Рис. 3. Этапы нравственной социализации личности


Аспекты изучения нравственного развития личности

В отечественной психологии происхождение, функционирование, структура морально-нравственных феноменов исследуются достаточно давно. В работах Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина сформулировано положение, раскрывающее моральное развитие ребенка как результат интериоризации социальных норм деятельности и отношений (Божович Л. И., 1995; Рубинштейн С. Л., 1997; Эльконин Д. Б., 1989).

В русле теории деятельности (Запорожец А. В., 1965, 2000; Леонтьев А. Н., 1977, 1981; Эльконин Д. Б., 1989 и др.) нравственное развитие выступает как присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции». Здесь получили развитие идеи Л. С. Выготского о социальной природе психики ребенка (Выготский Л. С., 1997).

Согласно А. Н. Леонтьеву (Леонтьев А. Н., 1981), моральная норма воспринимается субъектом на двух уровнях – как значение и как личностный смысл. При этом нравственная норма становится регулятором реального поведения индивида, когда она входит в контекст ведущей деятельности и приобретает психологически действенный смысл. Познавательный и мотивационный аспекты нравственного развития могут не совпадать, что и проявляется в разрыве между вербальным и реальным поведением в ситуации морального выбора.

Отечественные исследователи игры (Запорожец А. В., 1965; Карпова С. Н., Лысюк Л. Г., 1986; Эльконин Д. Б., 1989 и др.) выявили ее воздействие на нравственное развитие ребенка. При этом существенное значение имеет содержание реализуемых в игре отношений.

В исследованиях Е. В. Субботского (Субботский Е. В., 1976, 1981, 1983, 1984, 2005) проводится разделение прагматического и бескорыстного нравственного поведения. В этих же исследованиях было показано, что формирование прагматического поведения у ребенка осуществляется через использование воспитателем методов внешнего контроля. Бескорыстное, т. е. подлинно нравственное поведение ребенка может сложиться только в случае отказа взрослого от методов внешнего контроля.

В психологии в силу ее длительного отрыва от этики вопрос о нравственной природе самосознания поставлен сравнительно недавно. Ведущие исследователи самосознания (Божович Л. И., 1995; Столин В. В., 1983; Чеснокова И. И., 1977) подчеркивали его нравственную природу. Нравственное самосознание рассматривается как регулятор межличностных отношений и отношений личности с собой. Самосознание позволяет человеку приблизиться к нравственным переживаниям, которые и делают его личностью. Однако чтобы это произошло, как считал Л. С. Выготский (Выготский Л. С., 1997), нужно признать норму, признать ее как нравственное начало для самого себя. Норма постигается через содержание нравственных категорий.

В. В. Столин (Столин В. В., 1983) отмечает, что существует ряд важных нравственных категорий, входящих в самосознание человека. Он считает, что структуры нравственного самосознания выполняют мотивирующие, целеобразующие функции, детерминируют отношение к окружающим, определяют стиль общения с ними, влияют на развитие личности, ее черт, служат формой самоконтроля.

И. И. Чеснокова (Чеснокова И. И., 1977) относит нравственно опосредованные формы самоотношений: совесть, долг, требовательность, гордость – к центральному звену психологического мира личности. Именно они создают единство и целостность самосознания, согласуют и упорядочивают внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.

В российской психологии появляется идея о том, что не сама нравственность, а эмоциональное отношение к нормам, т. е. собственно социальные эмоции, и являются одной из основ самосознания.

С точки зрения Н. А. Корниенко (Корниенко Н. А., 1993), нравственное развитие личности совершенствуется благодаря позитивным эмоционально-чувственным переживаниям и обусловлено ее индивидуально-психологическими свойствами. Автором изучалось взаимодействие эмоций и нравственности. В исследовании эмоциональные механизмы рассматриваются как регуляторы оценок и самооценок личности по избираемым ею нравственным критериям. Автор доказывает влияние эмоций на эффективность нравственного развития личности.

Принципиально новым подходом к пониманию нравственного становления личности является христианская психология, в рамках которой духовность выступает как особый предмет исследования. Выделяются несколько принципиальных уровней в структуре личности, соотносимых со степенью ее духовного наполнения. Для каждой ступени духовного роста характерны свои этические ценности, особые представления о благе, добре, счастье.

В меньшей степени изучены представления о добре и зле как эталонах нравственности. Значительный вклад в изучение нравственных эталонов внесли исследования под руководством С. Г. Якобсон (Якобсон С. Г., 1984, 1988). Автор считает, что сопоставление моральной ценности разных поступков предполагает наличие эталонов. Человек не может осуществлять выбор своих действий в обществе без опоры на нравственные ориентиры, а потому он воспринимает их как эталоны. Он всегда ищет их сам и всегда в той или иной мере их усваивает.

Таким образом, нравственное развитие – это процесс реализации моральных требований, осуществляемый через противоборство добра и зла и выступающий как реальная нравственная деятельность личности.

Исследования последних десятилетий показывают, что нравственное развитие претерпевает существенные изменения в зависимости от возраста (Абрамова Г. С., 2001; Аверин В. А., 1994; Давыдов В. В., 1990; Фельдштейн Д И., 1999 и др.). Так, работа О. М. Поповой (Попова О. М., 1999) направлена на исследование способности детей дошкольного возраста усваивать морально-этические нормы поведения, благодаря осуждению негативных эталонов и сравнению собственно отрицательных поступков с аналогичными поступками комических персонажей. Анализ результатов показал, что дети дошкольного возраста не всегда верно расценивают поведение героев в юмористических рассказах; у детей еще не сформированы навыки сопоставления своих поступков с общепринятой моральной нормой. По мнению автора, формированию нравственных понятий способствуют творческие задания, позволяющие проводить аналогии между поведением комических героев и собственным поведением.

Другая закономерность состоит в том, что моральные суждения могут быть в различной степени устойчивы к внешнему воздействию. В лонгитюдном исследовании нравственного развития школьников с 1-го по 8-й классы, проведенном Н. Э. Фокиной (Фокина Н. Э., 1978), было установлено, что уже младшие подростки способны учитывать разные точки зрения при оценке поступков персонажей рассказа и понимать относительность моральной оценки.

Исследование Е. Г. Беляковой (Белякова Е. Г., 1999) посвящено изучению психологической структуры правдивости, закономерностях ее становления на различных этапах детства. Особое внимание уделяется выявлению основных тенденций и противоречий нравственного развития у подростков. В основу анализа правдивости положена четырехкомпонентная модель изучаемого качества. По мнению Е. Г. Беляковой, уровень развития каждого компонента (когнитивного, мотивационного, поведенческого, правдивости – самоотношения), а также характер их соотношения между собой позволяет определить общий уровень развития правдивости. Исследование показало, что на рубеже подросткового и юношеского возрастов лучше осознаются причины собственного поведения, как нравственного (правдивого), так и лживого. Причины-мотивировки носят достаточно конкретный характер и соотнесены с ситуацией. Дети также связывают собственное поведение с конкретными людьми, т. е. анализируют собственную правдивость (лживость) в своем жизненном опыте, в контексте реального межличностного взаимодействия. Дети реже мотивируют правдивость высокими нравственными категориями и чаще указывают на факторы, которые приводят к определенному стилю поведения.

Итак, все вышеизложенное позволяет выделить четыре основных аспекта изучения нравственного развития личности.


Таблица 3

Сферы исследования нравственного развития личности


На сегодняшний день проведенные исследования рассматривают:

– особенности нравственного поведения;

– нравственные отношения;

– усвоение нравственных знаний;

– моральные переживания личности.

В первую сферу исследований попадает нравственное поведение личности. Этим термином С. Г. Якобсон (Якобсон С. Г., 1984) определяет «добровольное следование нравственным нормам (нормам морали), если даже их нарушение сулит человеку определенные выгоды, и он уверен в безнаказанности своих действий». Как видно, в определении нравственного поведения заложены понятия нравственной нормы и нравственного выбора. Нравственная норма определяет требования общества к личности в процессе взаимодействий с другими людьми и служит основой при оценке поведения. Главный вопрос этой сферы исследования, как считает С. Г. Якобсон, заключается в том, каковы психологические механизмы формирования нравственных ценностей.

Вторая сфера исследования – нравственные отношения.

Загрузка...