Введение Лидерство – это характер

Лидерство – вопрос характера. Само намерение взращивать в себе характер – это уже акт лидерства.

Мы развиваем свой характер посредством настойчивого воспитания в себе нравственных добродетелей.

Нравственные добродетели – это стабильные качества ума, воли и сердца. Они приобретаются путем повторения благородных поступков.


По мнению древних греков, основные добродетели – это благоразумие (привычка принимать верные решения), мужество (привычка держаться курса), самообладание (привычка управлять эмоциями) и справедливость (привычка воздавать каждому должное).

В Книге Премудрости Соломона[1] сказано, что для людей ничего нет полезнее в жизни, чем самообладание, благоразумие, справедливость и мужество. То, что Ветхий Завет упоминает четыре основные добродетели, показывает, как высоко ценили евреи мудрость древних греков.


Помимо основных добродетелей есть две добродетели – великодушие и смирение, – которые нужно обязательно упомянуть, поскольку они сыграют центральную роль в лидерстве.

Великодушие чаще всего означает щедрость души, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Но у этого термина есть и другое значение: великодушен тот, кто стремится к великому, потому что он осознает свое достоинство и величие как человек. В этой книге я употребляю термин «великодушие» только в этом последнем смысле.

Смирение – это привычка жить в истине по отношению к Богу (осознание нашего тварного бытия), к самому себе (осознание нашей силы и слабости), к другим (служение людям). В этой книге я употребляю термин «смирение» чаще всего в этом последнем смысле. В лидерстве под смирением подразумевается служение.


Добродетель – это не просто «ценность», в которую мы верим. Это динамическая сила, которая увеличивает нашу способность к действию. Добродетель – это существенная часть нашей эффективности и компетентности. Психолог с Гарвардским дипломом, но без благоразумия, никогда не даст своим клиентам здравый совет. Генеральный директор со степенью магистра делового администрирования, но без мужества, с трудом примет необходимые для жизни предприятия решения. Священник со степенью по богословию, но без великодушия, не будет развиваться как личность, и не будет развивать свою паству.


Из этих простых примеров мы видим, что профессиональная компетентность требует большего, чем обладание академическим или техническим знанием. Она требует добродетели, которая просвещает разум (благоразумие), укрепляет волю (мужество, самообладание и справедливость) и очищает сердце (великодушие и смирение).


Лидеры определяются по степени их великодушия и смирения. Лидер устремлен к великому (великодушие) и предан служению (смирение). У лидера всегда есть высокая мечта, которую он неизменно превращает в служение.

Великодушие и смирение – это добродетели сердца. На них строится харизма лидера. Харизма не строится на магнетизме. Русский полководец Александр Васильевич Суворов с его обезьяньею физиономией не отличался своим магнетизмом. Президент США Авраам Линкольн – не больше: он никогда не выступал публично без заранее приготовленного текста. Робер Шуман, политический основатель Евросоюза, – еще меньше: народ засыпал, когда слушал его; внешне он походил на человека, родившегося стариком. Суворов, Линкольн, Шуман – не «магниты», не магнетические личности, а лидеры. Их харизма – не во внешности, не в ораторском искусстве, а в прочных качествах сердца.


Великодушие и смирение переживают тяжелые времена. Причудливая смесь индивидуализма и коллективизма порождает целые поколения мелких, малодушных людей. Каждый защищает границы своего «я» (индивидуализм), при том что общество смотрит на это «я» как на явление, имеющее ничтожное значение (социализм). Получается «Я, Я, Я…» – но «Я» как небытие, как ничто.


Великодушие и смирение (добродетели сердца) – это сущность (специфика) лидерства. Благоразумие, мужество, самообладание и справедливость (добродетели ума и воли) – это фундаменты (опора) лидерства. Все лидеры – герои (без мужества нет лидерства), но не все герои – лидеры (есть герои, никогда не практиковавшие великодушие и смирение).


Добродетель создает доверие, без которого лидерство не может осуществляться. Если мы заменяем добродетель техниками коммуникации, значит мы не лидеры, а манипуляторы. Манипулятор – обманщик, и обман рано или поздно раскрывается.


Римляне различали два понятия: potéstas и auctóritas. Potestas – это юридическая власть, присущая должности. Auctoritas – это нравственная власть, проистекающая из характера. Лидеры руководят посредством auctoritas. Кто лишен подлинного авторитета и постоянно осуществляет прямые властные действия, тот лидер лишь по названию. Это порочный круг: низкий уровень авторитета ведет к злоупотреблению властью, которое влечет за собой дальнейшее разрушение авторитета… и на пути к подлинному лидерству встает стена.


Поскольку добродетель – это привычка, я утверждаю, что лидерами не рождаются, – ими становятся путем неустанной тренировки. Лидерство – вопрос не биологического, врожденного темперамента, а нравственного, взращенного характера[2]. Лидерство никого не исключает – оно доступно для всех.

Загрузка...