После рождения Иисуса Мария и Иосиф продолжали жить в Вифлееме. Старейшины, которые слышали о рождении Иисуса, тоже пришли почтить Его, подтверждая важность этого события. Семья жила скромно, соблюдая еврейские традиции и законы. Когда Иисусу исполнилось восемь дней, согласно еврейскому закону, Его обрезали и дали имя, которое ангел объявил Марии до Его рождения – Иисус.
Но история с царем Иродом просто так не закончилась. Когда он узнал, что волхвы обманули его, то в гневе приказал убить всех мальчиков в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Это событие известно, как «резня младенцев» и описано в Евангелии от Матфея (Мф. 2:16-18): «Тогда Ирод, увидев, что волхвы обманули его, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое точно узнал у волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: в Раме слышен голос, плач и рыдание и великое стенание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
Однако семья Иисуса смогла избежать этой резни. В Евангелии от Матфея (Мф. 2:13-15) говорится, что ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: «Встань, возьми Младенца и Мать Его и беги в Египет, и будь там до того времени, пока Я не скажу тебе, ибо Ирод ищет Младенца, чтобы умертвить Его. Он встал, взял Младенца и Мать Его ночью и удалился в Египет, и был там до смерти Ирода, чтобы сбылось реченное Господом через пророка, говорящего: из Египта Я призвал Сына Моего.» Так Иосиф, Мария и маленький Иисус смогли избежать гнева Ирода, прячась в Египте до смерти тирана.
Когда Иисусу было двенадцать лет, семья посетила Иерусалим, чтобы отметить Праздник Пасхи, один из самых важных еврейских праздников. Это было большое событие, которое собирало множество паломников со всей Иудеи. По завершении праздника, когда семья Иисуса возвращалась домой, они обнаружили, что Иисус пропал. Они вернулись в Иерусалим в поисках Его и нашли сына только через три дня в храме, где Он встречался с учеными, задавая вопросы и слушая их ответы.
Все, кто слушал Его, были удивлены Его глубоким пониманием вопросов и умными ответами. Когда Мария и Иосиф нашли Его, они были обеспокоены, но Иисус ответил им: «Что вы искали Меня? Не знали ли вы, что Мне нужно быть в делах Отца Моего?» (Лк. 2:49). Этот момент является одной из первых записей, которые указывают на особую роль Иисуса и Его глубокое понимание Своей миссии. Мария и Иосиф, хотя и не понимали сына полностью, приняли его слова на веру и вернулись домой.
После этого случая истории о юности Иисуса прерываются, и они возобновляются только в момент его крещения Иоанном Крестителем в возрасте около 30 лет.
О старейшинах
В Библии упоминаются два вида старейшин, которые могли быть связаны с жизнью Иисуса. Одни – это старейшины еврейских общин, которые играли важную роль в религиозной и социальной жизни народа. Они были руководителями общин и местных синагог, а также судьями в местных судах. Эти старейшины могли прийти почтить новорожденного Иисуса, признавая его важность для еврейской общины.
Другой тип старейшин – это старейшины Санхедрина, верховного религиозного совета в Иудее. Этот совет состоял из 71 члена, включая первосвященников, ученых (также известных как раввины или учителя закона) и старейшин. Некоторые из них могли слышать о рождении Иисуса и прийти его почтить, хотя в Библии это не упоминается. В любом случае, признание старейшинами важности рождения Иисуса было значимым символом его роли в истории евреев. Это признание подтверждает, что Иисус был воспринят как важная личность с самого начала своей жизни.
О царе Ироде
Ирод Великий правил Иудеей с 37 года до своей смерти в 4 году до н. э. Он был назначен царем Иудеи Римским сенатом и имел хорошие отношения с Римом в течение всего своего правления.
Ирод был известен своими архитектурными проектами, которые включали в себя постройку и расширение Второго храма в Иерусалиме, а также постройку порта Кесария, крепости Масада и Иродиона. Он также оказал значительное влияние на городскую архитектуру в регионе, включая иерусалимскую стену.
Что касается его характера, то его мучили параноидальные страхи предательства и интриг, которые часто приводили его к экстремальным мерам. Например, он несколько раз устраивал массовые расправы над своими подданными, которых подозревал в мятеже, и очень жестоко обращался даже с членами своей семьи.
Одной из самых трагических историй было убийство его жены Мариамны. Она была выдающейся женщиной своего времени, которая пользовалась глубоким уважением и любовью у иудейского народа. А своего правителя народ видел редко, поскольку Ирод подолгу пропадал в военных походах, и, как результат, большую часть времени проводил вдали от дома и своих подданных. В итоге из-за своей мнительности и нашептыванию придворных интриганов он начал подозревать жену в неверности и заговоре против него. В конечном итоге, под давлением этих подозрений, он приказал ее убить. Это стало одной из самых трагических страниц в истории его правления.
Кроме того, его жестокость и подозрительность привели к смерти трех его сыновей. Первыми жертвами его подозрений стали два сына – Александр и Аристобул. Под влиянием паранойи и боязни потери власти Ирод подозревал своих сыновей в заговоре против него. Несмотря на то, что никаких убедительных доказательств их вины так и не было представлено, Ирод приказал их казнить.
Но страх предательства не оставил Ирода, и он продолжил видеть угрозы там, где их не было. Незадолго до своей смерти тиран увидел новую угрозу в лице своего старшего сына Антипатра. Подозревая, что тот пытается ускорить наступление своего правления, Ирод приказал убить и его.
Даже для того времени, когда политические интриги и борьба за власть были обычным делом, такие действия, совершенные Иродом, отличались особой жестокостью. Мрачные главы его правления заложили основу для образа Ирода как необычайно подозрительного и жестокого монарха.