Самооценка раскладывается на две составляющие:
1. Я горжусь быть собой, что я это я!
2. Я рад, что я это я!
Если самооценка страдает, что как правило людям приходится прибегать к защитным формам поведения:
– быть агрессивным, злым, нападать, выпячивать себя;
– избегать контакта, сложных решений;
– ничего не делать, плыть по течению, идти куда скажут;
– притворятся, подстраиваться, всем угождать.
Какое защитно поведение свойственно вам?
Техника исцеления самооценки
Шаг 1. Возьмите лист бумаги и напишите пять мыслей о себе:
1.Каким я должен быть для мамы в детстве, чтобы быть для нее ок? Каким я не мог позволить себе быть с мамой?
2. Каким я должен быть для папы в детстве, чтобы быть для него ок? Каким я не мог позволить себе быть с папой?
3. Как мне приходилось вести себя в школе, в саду, чтобы быть принятым и выжить? Каким я не мог позволить себе быть в школе?
4. Какого человека мне больше всего не хватало в моем детстве? (Если бы он был, многое сейчас было бы по другому?)
Шаг 2. Осознайте, какие чувства у вас поднялись внутри, после выполнения шага 1.
Где в теле эти чувства?
Шаг 3. Удалите эти установки из своего сознания
Глядя на этот лист скажите:
«Это было, это прошло! Я больше не маленький мальчик! (маленькая девочка)»
«Я больше не жертва»
«Я драгоценен для Бога. Сила Бога защищает и оберегает меня!»
«Я сам строю свою судьбу и выбираю каким мне полезно быть!»
«Я разрушаю негативные установки из прошлого. Они больше мне не служат. »
Шаг 4. Теперь совершите символическое уничтожение этого листа (любым способом, который вам подходит).
Шаг 5. Проявите к значимым лицам то, чего они к вам не проявляли.
Для этого, представьте значимых лиц в их детском возрасте и пожелайте им того, чего хотели бы для себя.
Например, если мама требовала от вас послушания – пожелайте ей индивидуальность!
Если папа требовал от вас, чтобы вы ему не мешали – пожелайте ему близости!
Если в школе вам нужно было жестоким – пожелайте обществу любви и доброты!
Шаг 6. Станьте для себя недостающим человеком и скажите:
Я разрешаю себе быть … и перечислите, все качества, которые вы назвали ранее. Это мое божественное право! Такова моя воля и так будет!
Шаг 7. Полезные установки.
Погрузитесь в медитативное состояние и попросите Бога прислать вам полезные убеждения о себе, в которые вам полезно верить.
Представьте, как они опускаются в виде энергии вам в ладошки, и вы помещаете их в свое сердце.
Шаг 1. Выберите форму защиты, которую вы используете чаще всего:
критиканство, провокация другого, протест, несогласие, отрицание, агрессия, угрозы, нападения, капризы, сплетни и интриги, молчание, уход в себя, бойкот, обесценивание, обиды и стремление вызвать чувство вины, подхалимство и лесть, глупые шутки, сарказм, оправдания, ложь, растерянность, плач, истерика, уход в работу, уход в болезнь, бесплодные размышления и навязчивые мысли, бесплодные разговоры, «объяснительства», попытки доказать логически, вредные привычки и зависимости, блокирование чувств, свой вариант…….
Шаг 2. Анализ защитного поведения
Вспомните несколько последних конфликтов.
Какую форму защитного поведения вы выбрали?
Помогло ла ли вам эта форма защиты?
Что вредного было в этой форме защиты? Чего она вас лишила?
Посмотрите на себя глазами другого человека: что видит он, когда вы используете защитное поведение?
Например:
Любимая форма поведения: Агрессия, угрозы, нападения
Что видят другие: упрямство, враждебность
Последствия: скандал, ссора, депрессия
Когда вы начали себя так вести? Какое самое раннее воспоминание?
У кого вы научились себя так вести?
При каких обстоятельствах вы научились себя так вести?
Какие формы защитного поведения использовал ваш оппонент ?
Шаг 3. Что мы защищаем?
Какие чувства вы на самом деле защищали в той ситуации?
С какими своими чувствами вам было сложно встретится, принять, признать, пережить в той ситуации?
Какие свои чувства защищал ваш оппонент?
Страх, бессилие, стыд и чувство вины, гнев, печаль, боль, гордость / гордыню, чувство собственной компетентности, чувство собственного достоинства, свой вариант.
Можете ли вы принять эти чувства в себе?
Кто запретил вам чувствовать эти чувства?
Можете ли вы разрешить себе познакомится со своими чувствами?
Как по-другому вы могли бы вести себя, если бы приняли в себе эти чувства?
Как по-другому мог бы вести себя ваш оппонент, если бы вы приняли его истинные чувства, которые он защищает?
Как научится читать истинные чувства других людей? И свои?
(продолжение предыдущей техники)
Шаг 1. Признаем свое деструктивное поведение
– Определите деструктивные реакции;
– Нарисуйте символ или образ себя, когда вы такой; Например, в виде волка или в виде колючки и проч…. Любая ассоциация – ок!
– Приложите руку к рисунку и скажите:
«Я признаю свое (назовите защитное поведение) (вдох-выдох)
Я признаю как …. поддерживает мою безопасность!
Я признаю разницу между… и мои выживанием!
Я признаю все травмы, истории и ситуации, связанные с…
Я признаю, что слишком дорого плачу за….
Я признаю, как жить без… и чувствую себя в полной безопасности!»
Шаг 2. Выбираем конструктивное поведение
Какая форма поведения противоположна вашему защитному поведению? Выберите из списка или придумайте свое:
Уважение, принятие чужой точки зрения, переговоры, юмор, спокойствие, честность, прощение, сдержанность, смелость, мужество, , собранность, любовь, коммуникабельность, , способность говорить «нет», способность к примирению, вежливость, искренность, здравый смысл, доброта, способность чувствовать эмоции другого, способность попросить помощь, смирение и принятие, скромность, благоразумие, самоконтроль, благодарность, веселость и юмор , уверенность в себе, уметь посмотреть на ситуацию со стороны, уметь посмотреть на ситуации глазами другого, терпение, умение видеть выгоды в ситуации, свой вариант