Исследование пути устойчивого развития, в наибольшей степени соответствующего характерным особенностям общеполитического положения Китая, является важной задачей в процессе реализации идеи великого возрождения китайской нации во главе с Коммунистической партией Китая (КПК). В условиях эпохи одновременного исследования гармоничного сосуществования человека и природы, экономического развития и защиты окружающей среды именно Китай занял лидирующие позиции в мире, предложив совершенно новую концепцию «экокультуры». Впервые концепция «экокультуры» была выдвинута в докладе XVII съезда партии, а понятие «охрана окружающей среды» было внесено в систему макрорегулирования «Содействие национальному качественному и скоростному развитию». Такова была основная идея выдвинутой партией концепции научного развития. XVIII съезд партии подтвердил концепцию «экокультуры» и внёс «строительство экокультуры» в общий план строительства социализма с китайской спецификой, известный как «Пять в одном». XVIII съезд партии предложил всеми силами содействовать «строительству экокультуры» и устойчивому развитию китайской нации, стремиться построить красивый Китай, прилагать усилия для реализации трёх концепций: экологичного, цикличного и низкоуглеродного развития. В ходе Третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва было подчёркнуто, что «в процессе строительства экокультуры необходимо основать целостную, упорядоченную систему "экокультуры", внедрить наиболее строгие системы сохранения источников, возмещения ущерба и привлечения к ответственности, улучшать систему рационального использования окружающей среды и восстановления экологии, применять все упомянутые системы с целью защиты окружающей среды». В принятых в ходе Пятого пленума ЦК КПК 18-го созыва «Рекомендациях ЦК КПК относительно разработки 13-го пятилетнего плана социально-экономического развития» выдвинуты пять основных концепций развития: инновационность, скоординированность, экологичность, открытость, общедоступность. Значительная часть документа посвящена принципу «придерживаться экологичного развития, направлять усилия на улучшение экологической среды», цель которого – способствовать народному благосостоянию, процветанию страны, строительству красивого Китая посредством зелёного, низкоуглеродного развития. Эти важные идеи определили направление исследований в рамках стратегии «Низкоуглеродный след+» и оказали им важную теоретическую поддержку.
Исследования в рамках стратегии «Низкоуглеродный след+» по существу являются исследованиями подходов к развитию. В глобальном масштабе низкоуглеродное развитие стало важным элементом в трансформации глобальной политико-экономической системы. Активное реагирование на глобальное изменение климата, стремление сократить объём выброса парниковых газов – это не только важный шаг Китая, который, будучи ответственной державой, демонстрирует сознательность по отношению к климату, но и необходимая мера для ослабления «экологического стресса» и энергетической нагрузки. По этой причине исследования в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» представляют конкретный путь реализации «инновационной экокультуры» и потому имеют большую теоретическую ценность и практическое значение. Реализация стратегии «Низкий углеродный след+» – это важное условие трансформации и модернизации китайского развития, гарант достижения народного благосостояния. Низкоуглеродная стратегия является также основным инструментом расширения внутреннего потребления и всестороннего углубления проводимых реформ. Проведение исследований в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» может стимулировать междисциплинарные перекрёстные и согласованные инновации, способствовать модернизации китайской экономики, позволит активно реагировать на проблемы третьей промышленной революции, поддерживать стремление Китая играть ведущую роль в тех или иных промышленных секторах, а также дифференцировать традиционно развитые и развивающиеся страны.
Недостатки традиционной концепции развития человечества, в основе которой лежит экономический рост, породили теорию научного развития, делающую акцент на концепции устойчивого развития. Ограничения и недостатки концепции устойчивого развития, в особенности глобальное изменение климата, требуют изменения принципов развития, создания инновационной модели развития. Парижское соглашение 2015 года, подписанное в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, сигнализирует о глобальном шаге к использованию низкоуглеродных технологий. Цель соглашения – удержать рост средней мировой температуры в границах 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем и «приложить усилия» для ограничения роста температуры в пределах 1,5 °C.
В глобальном масштабе необходимо «настолько скоро, насколько это окажется возможным», достичь пика эмиссии парниковых газов, а к 2050 году – осуществить переход на нулевой уровень выброса парниковых газов. К настоящему времени концепция низкоуглеродного развития достигла всемирного признания и стала направлением для совместных действий человечества на будущем этапе развития. За десять с небольшим лет своего существования концепция низкоуглеродного развития постепенно была принята людьми, но механизмы реализации низкоуглеродного развития не получили широкого распространения из-за сосуществования с концепциями экологически чистой продукции, энергосбережения, экологической безопасности, экологической среды и др. Задача, решение которой не терпит промедления, заключается в усилении взаимодействия концепции низкоуглеродного развития и реструктуризации промышленности, упорядочении высокого уровня потребления энергии на всех ступенях производства вторичного сектора экономики, стимулировании совместных действий в рамках низкоуглеродного развития на глобальном уровне. На этом решающем этапе стратегия «Низкий углеродный след+» постепенно формируется и становится связующим звеном между концепцией низкоуглеродного развития, экономическим ростом, перепрофилированием производства и защитой окружающей среды на мировом уровне. Стратегия «Низкий углеродный след+» была разработана с целью изучения и расширения нового содержания, «оживления» низкоуглеродной сферы. Кроме того, успешная реализация концепции «Интернет+» даёт представление о стратегии «Низкий углеродный след+». Взаимодействие информационных технологий и традиционных отраслей привело к новой точке экономического роста и соединению низкоуглеродной политики и иных курсов, а низкоуглеродные технологии стали инструментом достижения определённых целей государственной политики.
Согласно настоящему исследованию, стратегия «Низкий углеродный след+» является перестройкой и углублением традиционных отраслей промышленности. Понятие «низкий углерод» в названии отражает сущность концепции и делает акцент на низком углероде, знак «+» представляет ключевые области развития, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетика, финансы и потребление и др. Стратегия «Низкий углеродный след+» – это синтез низкоуглеродной политики и рыночной системы; она должна соответствовать устойчивому росту, и структурному регулированию, гарантировать народное благосостояние и способствовать политике предупреждения рисков, свойственных «новой нормальности». Программа «Низкий углеродный след + Поддержка нуждающихся» означает использование низкоуглеродных проектов в качестве инструмента оказания адресной помощи малообеспеченным гражданам. Программа «Низкий углеродный след + Инновации» подразумевает низкий углерод в качестве цели инновационных мероприятий, а также снижение карбонизации в контексте альтернативных основ, целей и задач широкой предпринимательской инициативы и массовой инновационной деятельности. Наряду с этим «Низкий углеродный след+» акцентирует внимание на взаимодействии с зелёными, экологическими программами, является важным фактором расширения области теоретических исследований. Стратегия «Низкий углеродный след+» направлена на увеличение спектра сфер применения низкоуглеродных технологий от экономического до социального, культурного, политического и дипломатического секторов, и дальнейшее формирование низкоуглеродного социума, культуры, политики и дипломатии. «Низкоуглеродная экономика» – основная сфера низкоуглеродного развития, «низкоуглеродный социум» – базис, «низкоуглеродная культура» – основная движущая сила, «низкоуглеродная политика» – гарант низкоуглеродного развития. «Низкоуглеродный социум» и «низкоуглеродная культура» – идеологические аспекты низкоуглеродного развития, интегрирующие низкий углерод во все сферы общественной жизни. В свою очередь, «низкоуглеродная политика» означает использование индексов, связанных с низким углеродом, для оценки работы правительства, что способствует эффективности власти, а также применение имеющихся достижений в качестве ориентира, побуждающего руководителей обращать особое внимание на низкоуглеродные показатели. «Низкоуглеродная дипломатия» повышает международный статус Китая, поскольку позволяет создать образ ответственной низкоуглеродной державы.
По этой причине переход от низкого углерода к стратегии «Низкий углеродный след+» – это не только расширение содержания и объёма понятия «низкий углерод», но в большей степени развитие и изменение теории низкоуглеродного развития. Процесс формирования теории, как правило, основывается на практике и потребностях, выступающих в роли стимулов, а дальнейшее развитие и углубление теории способствуют практическому погружению. Наиболее прочной и существенной теоретической основой и источником стратегии «Низкий углеродный след+» является теория устойчивого развития; значительное влияние на её формирование оказали также теория экологического следа, теория «декаплинга» (от англ. decoupling – разделение, нарушение связи), теория экологической кривой Кузнеца. Теоретической основой для анализа стратегии «Низкий углеродный след+» стали синергетический подход и взаимодействие политических механизмов. Стратегия «Низкий углеродный след+» является продолжением низкоуглеродного развития, а экологичность составляет её основу и сущность. Для реализации стратегии необходимо стремиться к низкому уровню выбросов углекислого газа и низкому уровню загрязнения и энергопотребления, поддерживать использование низкоуглеродных технологий в традиционных отраслях промышленности, оперировать концепцией функционирования на низкоуглеродных ресурсах для повышения уровня потребительского поведения, доносить до населения идеи низкоуглеродной культуры и, рассматривая принятые Пятым пленумом ЦК КПК 18-го созыва пять основных концепций развития (инновационность, скоординированность, экологичность, открытость, общедоступность) в качестве основы реализации стратегии, совершить всесторонний переход от низкого углерода к «Низкому углеродному следу+».
Таким образом, стратегия «Низкий углеродный след+» подразумевает скорейшее сведение к минимуму использования высокоуглеродных источников энергии (например, угля), сокращение эмиссии парниковых газов, эффективное социально-экономическое развитие в контексте охраны окружающей среды посредством технологических, институциональных и культурных инноваций, перепрофилирования производства, изменения моделей потребления и образа жизни, внедрения и распространения низкоуглеродной и безуглеродной энергетики на основе концепции устойчивого развития. Данное исследование начинается с представления стратегии «Низкий углеродный след+», затем анализируется ситуация в сфере низкоуглеродного развития в Китае и за рубежом, далее следует обобщение опыта и установок низкоуглеродного развития ряда стран, предлагается «маршрут» реализации стратегии «Низкий углеродный след+» в Китае, сфокусированный на сокращении выбросов парниковых газов в первичном и вторичном секторах экономики, а также в промышленно-строительной, транспортной и энергетической отраслях, рассматривается возможность применения низкоуглеродных финансовых механизмов, обосновывается и пропагандируется низкоуглеродное потребление для достижения целей стратегии «Низкий углеродный след+».
Изменение климата – проблема, которой на сегодняшний день человечество противостоит общими усилиями. После промышленной революции в обществе значительно возросла производительность труда, что способствовало быстрому экономическому и социальному развитию. Наряду с этим человеческая деятельность оказывает значительное влияние на жизненно необходимые энергоресурсы и окружающую среду. В течение последних лет всё чаще и чаще наблюдаются экстремальные погодные явления, такие как тайфуны, песчаные бури, засухи, сильные атмосферные осадки и заморозки, кроме того, наносимый ими ущерб становится всё серьёзнее. Причина заключается в глобальном потеплении, спровоцированном чрезмерным использованием топлива на основе углерода.
Экстремальные погодные условия отражают серьёзные проблемы, связанные с чрезмерным энергопотреблением и выбросами загрязняющих веществ, и решение их не терпит отлагательств. Для достижения целей, выдвинутых в ходе Парижской конференции по климату и в дальнейшем подтверждённых на конференции в Марракеше, суть которых заключается в снижении выбросов парниковых газов до чистого нулевого уровня в течение нынешнего столетия, все страны и регионы обязаны признать серьёзность энергетического давления, наличие проблем загрязнения окружающей среды и эмиссии парниковых газов, а также активно следовать тенденции зелёного, низкоуглеродного цикличного развития. Необходимо разработать и реализовать стратегию «Низкий углеродный след+», принять эффективные меры, чтобы идти путём устойчивого развития. На фоне глобального потепления все страны должны форсировать осуществление модели низкоуглеродного развития. Данная модель, характеризующаяся низкими показателями расхода энергоресурсов, низким уровнем загрязнения и высокой эффективностью, – всё более и более востребована в различных странах, вследствие чего она становится важным способом решения усугубляющихся проблем окружающей среды и дефицита энергоресурсов, а также осуществления концепции устойчивого развития. Китай, пользуясь ценным опытом международного сообщества, должен создать собственную систему низкоуглеродного развития, соответствующую современной политической обстановке.
Анализ ситуации с низкоуглеродным развитием в Великобритании, США, Германии и Японии, приведённый в настоящем исследовании, показывает, что Великобритания занимает активную позицию по этому вопросу и концентрирует свои усилия на низкоуглеродном развитии, главным образом, с использованием различных политических мер, ориентируясь на энергосбережение. США используют передовые технологии низкоуглеродного развития, тем самым повышая эффективность производства, снижая себестоимость продуктов и количество выбросов углекислого газа. Развёрнутая правовая система Германии оказывает положительное влияние на сокращение выбросов углекислого газа в стране и способствует реструктуризации промышленности. Для Японии характерна инновационная система низкоуглеродного развития: японское правительство осуществляет низкоуглеродные преобразования в различных областях, особенно в низкоуглеродной промышленности, энергетике, транспортных коммуникациях, строительстве, тем самым содействуя низкоуглеродному социальному развитию страны.
Опыт низкоуглеродного развития перечисленных государств:
1. Осуществление долгосрочной и стабильной политической поддержки. Правительственные органы всех названных стран, путём публикации ряда соответствующих законопроектов, стимулируют социальную активность в отношении низкоуглеродного развития, способствуют формированию низкоуглеродной экономики и низкоуглеродного общества.
2. Активная разработка новых и возобновляемых источников энергии. Страны активно развивают альтернативные и возобновляемые источники энергии, снижают долю ископаемого топлива и преобразуют структуру энергопотребления. Разработаны и активно используются новые и возобновляемые источники энергии.
3. Ориентация общественности на участие в низкоуглеродных преобразованиях. Низкоуглеродные технологии могут быть внедрены в жизнь «обычных людей» только благодаря массовому осознанию задач низкоуглеродной экономики и, как следствие, желанию бережно относиться к ресурсам и осознанно способствовать сокращению выбросов парниковых газов. Таким образом низкоуглеродные технологии будут способствовать культурной, здоровой, экологичной жизни всего общества без вреда окружающей среде.
4. Активное развитие низкоуглеродных технологий. Технический прогресс – важный способ низкоуглеродного развития экономики. В течение последних лет развитые страны добились заметных успехов в области технологий энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии, улавливания и хранения углерода.
5. Укрепление экономических стимулов и финансовая поддержка. Использование экономических стимулов – это политика, повсеместно осуществляемая в вышеуказанных странах, которая включает в себя налогообложение, субсидии, ценообразование, кредитование и выделение целевых средств. Многие страны ЕС установили стандарты и правила налогообложения транспортных средств в зависимости от уровня экологичности и эффективности использования топлива в целях приоритетного развития альтернативных источников энергии.
В контексте глобального изменения климата низкоуглеродное развитие, основанное на низком энергопотреблении, низких объёмах выброса парниковых газов и низком уровне загрязнения окружающей среды, получает всё больше внимания стран всего мира и становится неизбежным выбором для решения усугубляющихся экологических и энергетических проблем и устойчивого развития человеческого общества. Все страны мира постепенно приходят к консенсусу по вопросу низкоуглеродного развития, а финансовый и экономический кризис предоставил ценную возможность для его осуществления. С проведением политики реформ и открытости стремительный рост китайской экономики обусловил последующие достижения, привлекающие внимание всего мира. Так, Китай стал второй крупнейшей экономикой мира. Однако между объёмом выбросов парниковых газов и экономическим ростом существует очевидная связь, указывающая на явную зависимость экономического роста от потребления энергии и количества выбросов углекислого газа. Экстенсивный метод экономического развития, ориентация на скорость и масштабную экспансию и, как следствие, игнорирование влияния внешних условий и социальных эффектов экономического роста привели к высокому уровню энергопотребления, заметной потере ресурсов и высокому объёму выбросов парниковых газов, что нанесло серьёзный ущерб экологии окружающей среды, создало угрозу устойчивому развитию Китая. Ситуация чрезвычайно серьёзная. По этой причине Китай должен заимствовать опыт других стран для создания системы низкоуглеродного развития, соответствующей его национальным условиям.
Относительно первичного сектора экономики значимость сокращения объёма выбросов парниковых газов неочевидна и сложна для понимания. Механизмы поддержки низкоуглеродной сельскохозяйственной продукции ещё не сформированы, инерция потребительского поведения в области традиционного сельского хозяйства сдерживает низкоуглеродное развитие сельскохозяйственной отрасли. Недостаток низкоуглеродных объектов сельскохозяйственной инфраструктуры тормозит создание низкоуглеродной культуры в агропромышленной области. Недостаточное финансирование, медленное развитие рынков органического сельского хозяйства, отсутствие институтов и политики поддержки низкоуглеродного сельского хозяйства, а также непринятие возможных рисков делают реализацию стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство» сложным и рискованным процессом.
Что касается вторичного сектора экономики, значительные объёмы производства китайской промышленности, особенности химической индустрии и заниженный коэффициент добавленной стоимости привели к возникновению заметных негативных показателей китайской промышленности, а именно – к большому объёму выбросов углекислого газа. Как промышленное потребление энергии и общее количество выбросов углекислого газа, так и структура энергетики Китая значительно отличаются от среднего мирового уровня и уровня развитых стран. Масштабы потребления энергии и выбросов углекислого газа огромны и намного превышают аналогичные показатели других прогрессивных государств. Стратегия «Низкий углеродный след+» не была полностью реализована в процессе промышленной трансформации и модернизации. Низкий инновационный потенциал сдерживает процесс трансформации низкоуглеродной промышленности. Ускорение низкоуглеродных преобразований в традиционной промышленности представляет собой трудную задачу. Отсутствие стандартов и установок индустриализации в рамках концепции «Низкий углеродный след + Промышленность» приводит к увеличению объёмов промышленных выбросов углекислого газа и углеродоёмкости. Противоречие между устойчивым экономическим развитием и окружающей средой становится всё более заметным.
Относительно области строительства стоит отметить, что в последние годы в Китае строительные работы с низким уровнем выбросов углекислого газа проводились упорядоченно и приносили заметные результаты. Тем не менее до сих пор существуют ошибочные представления в плане общественной осведомлённости и политики. В обществе имеют место определённые заблуждения касательно низкоуглеродного строительства. Так, наиболее типично приравнивать термины «низкоуглеродный», «зелёный» понятиям «высококачественный», «роскошный»: считается, что низкоуглеродное строительство стоит больших денег. В политическом отношении наблюдается недостаточное экономическое стимулирование: принудительная, обязательная политика заметно подавляет экономические стимулы. Механизмы контроля и регулирования слабые, поскольку местные строительные ведомства осуществляют мониторинг эффективности использования энергии в зданиях с большими затратами. Что касается полномочий третьих сторон, то независимые посреднические структуры недостаточно развиты, при этом мало авторитетных учреждений, которые оценивают, испытывают и сертифицируют эффективные низкоуглеродные технологии, и рынок организаций по проведению технологических испытаний, в свою очередь, остро нуждается в стабильности.
Сфера коммуникаций и транспортная отрасль в Китае подверглись существенным изменениям. Значительный прогресс был достигнут в строительстве государственных автодорог и городского рельсового транспорта благодаря стремительному развитию и непрерывным изменениям экономики и общества. Однако, с точки зрения долгосрочного планирования, по-прежнему существует заметный разрыв между транспортной отраслью и модернизацией: необходимы дальнейшие улучшения в прокладке транспортных сетей и строительстве транспортных систем. Этот разрыв заключается в нерациональности имеющейся на данный момент системы транспортных проектов, а именно: несоответствие плана развития городского транспорта плану градостроительства, а также общее снижение плотности сетей общественного транспорта. Так, планирование квартала Шанхайского университета как единой функциональной зоны приведёт к проблемам с проживанием персонала и маятниковой миграции. Развитие транспортной инфраструктуры в Шанхае влечёт за собой снижение количества немоторизованного транспорта. При этом система управления транспортными потоками несовместима с развитием низкоуглеродной транспортной инфраструктуры города. Причина заключается в том, что транспортная система характеризуется низкой эксплуатационной эффективностью, низкими коэффициентами эффективности использования энергоресурсов, неразумной структурой энергопотребления и недостаточным развитием рельсового транспорта. Также соответствующее влияние оказывают недостаточно широкое применение научно-технических инноваций, касающихся энергосбережения и сокращения выбросов загрязняющих веществ городского транспорта и недостаточный объём инвестиций в научные исследования и разработки. При этом очевидна необходимость совершенствования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии. Объём выбросов углекислого газа между регионами неравномерен. Отсутствие гарантий в области строительства низкоуглеродной транспортной инфраструктуры приводит к ослаблению интенсивности осуществления запланированного курса, низкой исполнительной динамике, в связи с чем возникают ситуации, которым сложно дать правомерную оценку.
В энергетической отрасли Китай сохраняет положение крупнейшего в мире потребителя, производителя и нетто-импортёра энергии, несмотря на замедление экономического роста и структурные преобразования. В целом, структура китайской энергетики всецело демонстрирует последовательное улучшение, однако необходимо осознавать наличие ряда проблем, существующих на данный момент:
1. Доля возобновляемых источников энергии несущественна, даже при довольно быстром абсолютном приросте, а проблемы их использования и утилизации становятся актуальнее с каждым днём.
2. Отсутствуют показательные примеры экономичности применения низкоуглеродных и экологически чистых энергоресурсов: предприятия, использующие традиционные источники электроэнергии, предпринимают попытки модифицировать системы очистки воды, но многочисленные механические проблемы приводят к диаметрально противоположному эффекту. Потенциал модернизации в организациях с ограниченным бюджетом пока неочевиден.
3. Низкоуглеродные городская инфраструктура и полноценные городские районы находятся в стадии активной разработки, однако сказывается отсутствие успешных примеров реализации подобных проектов. Концепция «Интернет + Энергетика» вызывает особый интерес, но отсутствие выдающихся продуктов и примеров бизнес-моделей приводит к необходимости последовательного развития экологической грамотности и потребительской сознательности. Несмотря на то, что для этого имеется весьма хорошая база, ощущается низкая осведомлённость о стратегии «Низкоуглеродный след+», цель которой – снижение объёма выбросов углекислого газа и повышение уровня жизни людей.
Что касается низкоуглеродной банковской деятельности, на данный момент в Китае лишь Промышленный банк и ещё несколько банков можно назвать низкоуглеродными. «Принципы Экватора»12, как комплекс добровольных экологических и социальных принципов кредитования проектной деятельности, ещё не получили отклика на общественном уровне. Если под «Принципами Экватора» понимать более высокую социальную ответственность, то, несмотря на то, что многие банки уже начали выдавать зелёные кредиты (цель которых – снижение вредных выбросов в атмосферу), они занимают выжидательную позицию касательно полного принятия «Принципов Экватора». Такое положение отражает нынешнюю ситуацию, в которой осуществление кредитной политики, ориентированной на низкие выбросы углерода, не является вполне мотивированной, а концепция охраны окружающей среды – достаточно глубоко проработанной, что не способствует низкоуглеродному развитию Китая.
Существуют определённые проблемы и с культурой низкоуглеродного потребления. После почти трёх десятилетий стремительного развития Китай стал второй по величине экономикой мира и, наряду с этим, первой страной по объёму выбросов парниковых газов. На данный момент реальная ситуация с низкоуглеродным потреблением в Китае по-прежнему не даёт оснований для оптимизма: рост уровня потребления влечёт за собой возникновение моделей высокогоуглеродного потребления, осведомлённость о низкоуглеродном потреблении ещё не достигла желаемых масштабов. Продажа низкоуглеродной продукции по высокой цене в сравнении со стандартными продуктами и недостаточное использование потенциала низкоуглеродных технологических инноваций приводят к тому, что уже имеющиеся высокотехнологические низкоуглеродные новшества не получают должного применения.
Тем не менее, принимая во внимание опыт других крупных стран в области низкоуглеродного развития, Китай может создать и реализовать масштабную стратегию, политику и технологическую систему, подходящие для устойчивого развития. Благодаря реализации таких программ, как «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», «Низкий углеродный след + Промышленность», «Низкий углеродный след + Строительство», «Низкий углеродный след + Транспорт», «Низкий углеродный след + Энергетика», «Низкий углеродный след + Финансы» и «Низкий углеродный след + Потребление», Китай сможет оказывать положительное влияние на глобальную корректировку структуры промышленности и энергетики, преобразование моделей экономического развития и международной торговли, а также содействовать экономическому развитию посредством энергосбережения, оптимизации энергетической системы, использования низкоуглеродных технологий, исследований и разработок в данной области, увеличения вклада китайских лесов в мировой баланс углерода, активного продвижения низкоуглеродных экспериментальных проектов, совершенствования механизмов стимулирования низкоуглеродной политики, а также укрепления международных обменов и сотрудничества.
ЦК КПК и Государственный совет КНР придают большое значение решению проблем изменения климата и достигли положительных практических результатов в поощрении низкоуглеродного развития Китая. Тем не менее в целом строительство низкоуглеродной экономики в Китае по-прежнему отстаёт от темпа социально-экономического развития. Подобного рода ситуация обусловлена рядом объективных факторов: особенности нынешнего этапа развития, состояние людских ресурсов и окружающей среды, уровень технологического развития; также сказываются отсутствие высокоуровнего планирования низкоуглеродного развития, несовершенство системы и неэффективное управление. С учётом имеющихся проблем общие идеи и цели гармоничного развития Китая в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» следующие.
Согласно ведущей политической идеологии Китая, реализовать основные идеи Третьего, Четвёртого и Пятого пленумов ЦК КПК 18-го созыва. Содержание выступлений действующего генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина соответствует обязательствам, принятым Китаем в ходе Парижской конференции 2015 года. С учётом требований стратегического плана по низкоуглеродному развитию, выдвинутого центральными органами власти, с целью создания прочной основы для преобразования Китая из государства, идущего по пути традиционного развития, в могущественное государство с низким уровнем выбросов углекислого газа, необходимо адаптироваться к условиям «новой социально-экономической нормальности», осуществлять руководство над этим процессом, акцентировать внимание на актуальном уровне низкоуглеродного развития и фокусироваться на потребностях долгосрочного развития. Взяв за основу реформы, направленные на преобразование моделей развития, и опираясь на стратегию «Низкий углеродный след+», как на определяющий способ низкоуглеродного развития, необходимо создать экологически чистое, низкоуглеродное, безопасное и эффективное современное сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и энергетическую систему. Важно также активно развивать низкоуглеродное финансирование, пропагандировать экологичный образ жизни, совершенствовать низкоуглеродные технологии, разрабатывать и внедрять новые модели и методы развития, способствовать структурным реформам внутреннего спроса и предложения в отношении низкоуглеродного развития, адаптации к изменениям климата, а также замедлению климатических изменений.
Необходимо тщательно анализировать как внутреннюю, так и международную ситуацию. Начиная с изучения национальных условий и потребностей, всеми силами содействовать зелёному и низкоуглеродному развитию. Очень важно активно и конструктивно взаимодействовать с международным сообществом, чтобы решить проблему изменения климата, опираться на передовые международные модели низкоуглеродного развития, а также своевременно реагировать на глобальное изменение климата. Наряду с этим важно придерживаться политики поощрения кейсов, связанных с решением проблем изменения климата и низкоуглеродной экономики. Целесообразно использовать меры реагирования на глобальное изменение климата для содействия внутреннему низкоуглеродному развитию, чтобы гарантировать смягчение последствий изменения климата и адаптации к ним, и, в конечном счёте, способствовать постепенной реализации экономических преобразований, модернизации и всестороннему углублению реформ в Китае. Следует изучать имеющиеся инновации и вместе с тем демонстрировать взаимозависимость, взаимодополняемость научных достижений. Необходимо придерживаться определённых правил стратегии «Низкий углеродный след+», создавать открытую и всеохватывающую инновационную среду, поощрять диверсифицированные технологии, механизмы и модели инноваций, продвигать новые технологии и новые модели низкоуглеродного развития на ранней и экспериментальной основе в соответствии с местными условиями, а также формировать атмосферу для всеобщей эффективной инновационной деятельности. При этом важно взаимодействие государственного руководства и общества. Правительство играет ведущую роль в реализации стратегии низкоуглеродного развития, формировании эффективных механизмов стимулирования, развития благоприятной обстановки для обмена мнениями. Требуется дать возможность полной реализации потенциала предприятий, общественных организаций в целях ускорения низкоуглеродного развития в новой форме, основными чертами которой являются открытость и совместное использование.
Основная цель Китая в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» заключается в построении к 2020 году промышленной системы низкоуглеродного развития, которая станет важной движущей силой экономического роста. Для этого нужно создать полноценные рыночные механизмы, разработать совершенную систему технологий и стандартов, содействовать интернационализации, сформировать открытую и доступную для всех экологическую среда низкоуглеродного развития. Необходимо также значительное повысить уровень контроля выбросов парниковых газов, увеличить долю низкоуглеродной энергетики, совершенствовать институциональные механизмы развития низкоуглеродной экономики. Чрезвычайно важно всестороннее расширять международное сотрудничество, укреплять потенциал низкоуглеродного развития, вовлекать общественность в процесс реализации стратегии «Низкий углеродный след+» и посредством реформ осуществлять трансформацию и модернизацию национальной экономики.
В целях эффективной реализации стратегии «Низкий углеродный след+» необходимо сосредоточить усилия на следующих её направлениях:
1. «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»: важно чётко прояснить взаимосвязи между выбросами парниковых газов в сельскохозяйственной отрасли и решением «трёх сельскохозяйственных проблем» Китая, известных также как «проблема саньнун». Проводить исследования, касающиеся низкоуглеродного «строительства красивой деревни», формировать и проектировать систему и механизмы развития в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство». В частности, следует сократить применение пестицидов и химических удобрений в сельской местности и больше использовать экологичные ресурсы (например, солому), а также внедрять низкоуглеродные технологии, методы и меры.
2. «Низкий углеродный след + Промышленность»: требуется оптимизировать производственную цепочку низкоуглеродных предприятий, реформировать систему низкоуглеродного производства, повысить инновационный потенциал низкоуглеродных технологий и расширить их применение в производстве, внедрить инновационную модель низкоуглеродного производства, защитить права интеллектуальной собственности на низкоуглеродные инновационные системы, усилить экологическое регулирование. Также особое внимание следует уделять формированию взаимосвязей международной торговли, низкоуглеродного производства и экономического роста.
3. «Низкий углеродный след + Строительство»: необходимо развивать низкоуглеродное строительство, фокусируясь на изучении рыночных моделей и политических систем, способствующих развитию согласно принципам стратегии «Низкий углеродный след + Строительство». В частности, это касается строительства пассивных энергоэффективных объектов инфраструктуры, разработки права собственности на использование низкоуглеродных зданий, построения моделей функционирования производственных цепочек, основанных на конкретных планах, применения инновационных моделей зелёного финансирования и повышения степени осведомлённости населения о низкоуглеродных технологиях.
4. «Низкий углеродный след + Транспорт»: для создания целостной транспортной системы целесообразно исследовать методы решения межсекторальных и координационных проблем, касающихся низкоуглеродного транспорта. К ряду проблем также относится устранение загрязнителей в транспортной отрасли, межрегиональная координация выбросов углерода и управление выбросами углерода на транспорте в течение всего периода эксплуатации.
5. «Низкий углеродный след + Энергетика»: необходимо разрабатывать внутренние и международные технологии, проводить промышленные и политические исследования, развивать тенденции и возможные варианты технологического маршрута, определить основных участников процесса низкоуглеродного развития и их роли, а также маршрут социально-экономического развития, внедрять институциональные инновации и т.д.
6. «Низкий углеродный след + Финансы»: важно сосредоточиться на изучении инноваций и особенностей работы финансовой системы Китая, использовать рыночные механизмы контроля объёмов выбросов парниковых газов, в том числе и в сфере строительства, поддерживать рынок торговли квотами на эмиссии парниковых газов, содействовать осуществлению кредитной политики, реформированию и инновациям инвестиционно-финансовой системы. Также важно развивать посреднические виды деятельности, такие как стандартная сертификация и др.
7. «Низкий углеродный след + Потребление»: следует разработать меры стимулирования и политический план по сокращению индивидуальных выбросов парниковых газов, а также пропагандировать идеи «низкоуглеродной семьи» и «низкоуглеродного общества».
Развитие в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» представляет собой качественно новую модель, дополняющую экономическое развитие, форсирующую технологические и институциональные инновации и концептуальные изменения. Данная стратегия будет иметь глубокое и далеко идущее воздействие на глобальное экономическое развитие. Для практической реализации новой концепции развития и осуществления структурной реформы необходимо принять стратегическое мышление «Низкий углеродный след+», углубить и затем интегрировать подобное «экологичное» мышление во все сферы экономики и общества, и тем самым обеспечить низкоуглеродное развитие необходимой основой, атрибутами, культурой, жизнеспособностью и экологической ценностью. В отношении социально-экономического развития представляется важным повысить уровень производительности труда и общей факторной производительности, снизить интенсивность потребления ресурсов и общий объём выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Кроме того, необходимо содействовать проведению реформы в области экономического спроса и предложения и в дальнейшем добиться окончательного разрыва связи между объёмом выбросов углерода и экономическим ростом, чтобы обеспечить беспроигрышное социально-экономическое развитие и охрану окружающей среды, а также окончательно перейти на путь устойчивого развития. Реализация китайской стратегии «Низкий углеродный след+» непременно окажет положительное влияние на международное сообщество. Стратегия «Низкий углеродный след+» – это обязательный шаг для Китая в отношении реагирования на изменение климата и устойчивого развития, а также замечательное воплощение китайских решений, мудрости и действий, которые не только будут способствовать строительству экологичной цивилизации и прекрасного Китая, устойчивому развитию китайской нации, но и помогут направить мир к устойчивому развитию. Ключевые направления стратегии «Низкий углеродный след+» в Китае представлены ниже.
«Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»—это единство концепций низкоуглеродного развития, низкоуглеродных технологических инноваций, низкоуглеродных практических мероприятий и политической поддержки сельского хозяйства. Это проявляется в ориентации сельскохозяйственных процессов на низкоуглеродные концепции, оснащении агропромышленного комплекса соответствующими низкоуглеродными технологиями и внедрении политики поддержки в целях мотивации и осуществления руководства заинтересованными сторонами. Важной задачей является превращение традиционной сельскохозяйственной отрасли с высоким объёмом выбросов парниковых газов в современный агропромышленный комплекс с низким уровнем выбросов. «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»—это новый способ производства, управления и поставок продукции, поскольку внимание акцентируется на повышении количества, качества и рентабельности сельскохозяйственной продукции, а также на совершенствовании низкоуглеродных технологий и фермерской культуры, с целью построить сельскохозяйственный сектор, деятельность которого основана на применении низкоуглеродных технологий. Важно также содействовать строительству «красивых» сельских районов и их устойчивому развитию для получения всестороннего и максимального эффекта. Основой стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство» является положительное влияние низкоуглеродных технологий на использование сельскохозяйственной техники и оборудования. Цель стратегии – не только в смягчении глобального изменения климата, но и в реальном сокращении количества выбросов парниковых газов в Китае, что является объективным требованием для модификации сельскохозяйственного развития Китая. Общая суть специфической модернизации сельского хозяйства Китая заключается в следующем. Развитие в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство» должно придерживаться ряда принципов: умеренной низкоуглеродности, коллективных действий, совместной работы, максимизации комплексных выгод, а также содействия решению трёх сельскохозяйственных проблем и строительства «прекрасной деревни». Приоритеты при этом таковы: во-первых, низкоуглеродные технологические инновации должны стать основным направлением реализации стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»; во-вторых, необходимо стимулировать институциональное строительство низкоуглеродной сельскохозяйственной инфраструктуры и политики; в-третьих, требуется создать механизмы стимулирования низкоуглеродного производства качественной сельскохозяйственной продукции путём принятия диверсифицированных и гибких моделей, соответствующих местным условиям и особенностям времени. Необходимо построить субъекты поддержки комплекса «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», в основном включающие в себя государство, предприятия, общественные организации, домохозяйства, научно-исследовательские институты низкоуглеродных сельскохозяйственных технологий, экологические организации. Важно уделять внимание формированию различных каналов развития сельского хозяйства в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», развивать ветроэнергетику, солнечную энергетику и другие ресурсы получения чистой энергии в целях замены тепловой энергии. Использование ресурсов экологически чистой энергии приведёт к сокращению количества выбросов углерода. Важными составляющими стратегии также являются производство органических удобрений, утилизация соломы, биогазовые проекты, строительство экологических садов, общественное лесное хозяйство. Для содействия развитию в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство» необходимо сократить количество выбросов углерода и использовать технологии улавливания и хранения углерода. Кроме того, важно усовершенствовать процесс торговли энергией и взаимодействия с окружающей средой, в дальнейшем стимулировать торговлю эмиссионными квотами, мотивировать предприятия к расширению поглощающих углерод лесов и развитию объектов сельскохозяйственной инфраструктуры с целью сокращения выбросов углекислого газа. Таким образом, необходимо выработать политику поддержки для развития в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство».
«Низкий углеродный след + Промышленность» – это новая модель промышленного развития в контексте «новой экономической нормальности», которая должна интегрировать концепцию низкоуглеродной продукции во все аспекты промышленного производства, способствовать эволюции и модернизации промышленного комплекса, а также произвести новую модель социально-экономического развития. Стратегия «Низкий углеродный след+» является практическим результатом низкоуглеродного мышления, направленного на разрешение противоречия между развитием промышленности и сокращением выбросов углекислого газа, а также на непрерывную эволюцию экономических моделей, что позволит стимулировать преобразование и модернизацию промышленности, улучшить качество изготавливаемой продукции и повысить показатели эффективности производства. Суть стратегии «Низкий углеродный след + Промышленность» заключается в использовании инновационного низкоуглеродного сырья, эффективном применении экологически чистых источников энергии и низкоуглеродных технологических инноваций, способствующих снижению объёма выбросов углекислого газа, что позволит приблизиться к зелёному ВВП. Ядро стратегии «Низкий углеродный след + Промышленность» – низкоуглеродное сырьё и ориентированные на снижение уровня загрязнения окружающей среды технологии, реструктуризация промышленности и системных инноваций, а также трансформация концепций существования и развития человеческого общества. Ключевые задачи стратегии «Низкий углеродный след + Промышленность»:
1. Повышение качества продукции и эффективности производства посредством низкоуглеродных преобразований в промышленности.
2. Промышленная реструктуризация, модернизация и преобразование традиционных отраслей промышленности.
3. Развитие новых низкоуглеродных отраслей промышленности, осуществление инициативы «Индустрия 4.0»; создание новой единой системы «Обрабатывающая промышленность + Интернет вещей», повышение узнаваемости китайских производителей в глобальном масштабе; достижение целей инициативы «Индустрия 4.0» и программы «Сделано в Китае 2025».
4. Построение технологических систем низкоуглеродной промышленности, таких как система низкоуглеродных промышленных технологий, система низкоуглеродных технологических инноваций, система финансовой защиты технологических инноваций и система развития талантов.
5. Формирование энергосистемы низкоуглеродной промышленности, повышение энергоэффективности парка оборудования, расширение градуированного использования энергии в промышленности.
6. Совершенствование системы промышленного регулирования, построение долгосрочного механизма регулирования промышленного низкоуглеродного развития. Создание системы долгосрочных гарантий для стратегии «Низкий углеродный след + Промышленность» с помощью ценового механизма, механизма контроля доступа к рынкам, торговли эмиссионными квотами, биржевого вторичного рынка и низкоуглеродной правовой системы.
7. Регулирование внешнеторговой политики, упорядочивание и корректировка преференциальной политики в отношении отраслей с высоким уровнем энергопотребления и выбросов углекислого газа, строгий контроль над экспортом продукции, характеризующейся «высоким уровнем загрязнения, энергопотребления и ресурсоёмкости».
8. Сбалансированное развитие торговли, промышленности и урбанизации с целью сдерживания темпов роста выбросов углерода, а также улучшения структуры торговли и развития низкоуглеродных торговых отраслей.
«Низкий углеродный след + Строительство» – это низкоуглеродная стратегия, связанная с промышленной цепочкой строительной индустрии, позволяющая добиться низкого уровня выбросов углерода в течение всего периода эксплуатации здания. Суть стратегии «Низкий углеродный след + Строительство»—зелёное строительство с конечной целью энергосбережения. Стратегия включает в себя как деятельность, непосредственно приводящую к низкоуглеродному эффекту в экологичных объектах инфраструктуры, так и деятельность, косвенно приводящую к достижению низкоуглеродных результатов за счёт других инновационных или модернизационных видов деятельности. Продвижение стратегии «Низкий углеродный след + Строительство» важно не только для сокращения количества выбросов углекислого газа и развития низкоуглеродной экономики, но и для трансформации и модернизации всех процессов в соответствии с «новой нормальностью». Реализация этой стратегии даст Китаю возможность модернизировать строительную отрасль путём устранения объективных недостатков, которые препятствуют низкоуглеродному развитию. Реализация стратегии «Низкий углеродный след + Строительство» требует тщательной работы в следующих ключевых направлениях:
1. Создание промышленной цепочки строительной индустрии, установление режима работы под руководством проектировщика, изучение экологичных зданий на протяжении всего срока эксплуатации, использование низкоуглеродных технологий и материалов с момента начала строительства для минимизации потребления энергии и выбросов углекислого газа.
2. Изменение концепции потребления и образа жизни внутри объекта инфраструктуры с целью уменьшения выбросов углерода, что подразумевает более высокие требования к проектированию экологичных зданий. Процесс индустриализации, при котором сборка и производство компонентов, стандартизированное проектирование, модульные компоненты и механизированная конструкция, интегрирующие всю производственную цепочку проектирования, способствуют достижению максимального уровня энергосбережения и защиты окружающей среды на протяжении всего периода эксплуатации здания.
3. Формирование рыночной среды в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Строительство», мониторинг статистики энергопотребления конкретного объекта инфраструктуры, установление систем измерения и маркировки энергоэффективности, а также разработка сторонних механизмов оценки с целью постепенного улучшения рыночной среды низкоуглеродных зданий Китая.
4. Принятие административных мер по совершенствованию соответствующих законов и нормативных актов для стимулирования строительства пассивных энергосберегающих зданий с низкими показателями потребления электроэнергии. Нужно в полной мере использовать не только рынок для регулирования спроса и предложения, но и власть правительства, чтобы в конечном итоге сформировать модель развития, возглавляемую правительством, управляемую рынком и участвующую в жизни общества.
Стратегия «Низкий углеродный след + Транспорт» – это способ развития транспортной отрасли, характеризующейся высокой энергоэффективностью и функциональностью, низким уровнем энергопотребления и загрязнения окружающей среды и низким объёмом выбросов парниковых газов. Ключевые аспекты стратегии – изменение подходов к развитию транспортной отрасли, использование инновационных технологий и преобразование систем. Стратегия «Низкий углеродный след + Транспорт» является крупной инициативой по всестороннему инновационному низкоуглеродному развитию транспортной отрасли через инновации в институциональных механизмах, для придания новой жизненной силы экономической трансформации и модернизации Китая и нахождения новых ориентиров социально-экономического роста. Ключевое направление её реализации – «Высокоскоростные железные дороги». «Высокоскоростные железные дороги» уже стали «визитной карточкой» дипломатических и зарубежных поездок государственных деятелей. «Высокая скорость, малая площадь и низкая эмиссия» сделали высокоскоростные железные дороги востребованными во многих странах мира. Высокая скорость повышения тарифов на электрификацию приводит к увеличению количества электроэнергии, используемой железными дорогами, что способствует развитию проекта «Электричество вместо нефти», который оказывает очевидное воздействие на потребление нефти железнодорожным транспортом. Развитие высокоскоростных железных дорог может ускорить темпы низкоуглеродного развития крупной транспортной системы, изменить основные отрасли китайской промышленности и способы передвижения. Стратегия «Низкий углеродный след + Автомобили» позволит ускорить распространение автопилотируемых автомобилей и тем самым достичь высшей точки промышленного развития; электромобили дадут новые возможности для развития городов в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Транспорт».
Низкоуглеродное строительство функциональных элементов логистической деятельности имеет своей целью снижение энергопотребления, уменьшение загрязнения окружающей среды и объёмов выбросов углекислых газов. Стратегия «Низкий углеродный след + Логистика» включает низкоуглеродный транспорт, низкоуглеродную транспортировку, низкоуглеродное хранение, низкоуглеродную упаковку и др. Усовершенствованная система управления логистикой характеризуется глубокой интеграцией промышленных связей, сотрудничеством промышленного сектора и транспортно-логистической отрасли, включающей складское хранение, централизованные закупки, управление заказами, логистические финансы, послепродажный ремонт и техобслуживание и дополнительные виды обслуживания.
Стремительное развитие мировой экологически чистой энергетики влечёт за собой преобразование традиционных энергетических моделей. Как ожидается, концепция «Интернет + Энергетика» привнесёт в данную отрасль значительные изменения. По развитию солнечной и ветровой энергетики Китай занимает первое место в мире, но в условиях глобального падения цен на энергоносители, потенциал потребления слабый. Внутреннее экономическое развитие Китая в контексте «новой нормальности» по причине существования различных финансовых проблем и факторов выживания подвергается влиянию различных обстоятельств, по этой причине простой ветровых и солнечных электростанций становится всё более и более очевидным, а достижение цели использования возобновляемых источников энергии представляется неопределённым. Энергетический переход ни в коем случае не сводится к простому увеличению доли возобновляемых или неископаемых источников энергии в существующей энергосистеме. Более важно то, что основная роль отводится структурным изменениям в энергосистеме. Суть стратегии «Низкий углеродный след + Энергетика» заключается не только в преобразовании энергии, но и в использовании стратегии «Низкий углеродный след+» для рационализации процессов добычи, преобразования, передачи и потребления энергии, что означает как технологическое преобразование, так и революцию в области управления производством и потреблением, вследствие чего формируются новые отрасли промышленности, меняются жизненные реалии и социум. Основным способом развития энергетики по-прежнему является широкое распространение низкоуглеродных источников энергии, в том числе возобновляемых, а также эффективное экологичное использование традиционных ископаемых источников энергии.
Основой развития энергетики в рамках стратегии является реинжиниринг, заключающийся в системных инновациях, которые позволят стереть границы между энергетикой, окружающей средой, экономикой и социальными секторами, между производителями и потребителями, между технологиями и менеджментом, а также добиться эффекта в социально-экономическом развитии. Для укрепления потенциала независимой энергетической безопасности и резервного потенциала, чистой, эффективной разработки и использования угля и углерода, неуклонного увеличения отечественной добычи нефти, совершенствования способов добычи природного газа требуются изменения в энергопотреблении городов и сельской местности, жёсткий контроль чрезмерного энергопотребления, повышение энергоэффективности, непрерывная оптимизация энергоструктуры, рационализация способов добычи природных ресурсов и получения энергии из возобновляемых и других экологически чистых источников, снижение доли потребления угля, увеличение – природного газа, развитие атомной энергетики, гидро-, ветро-, солнечной и геотермальной энергетики.
Стратегия «Низкий углеродный след + Финансы» – это механизм функционирования финансовой системы и финансовая деятельность, которая служит развитию низкоуглеродной экономики и включает в себя прямое инвестирование и финансирование технологий и проектов, связанных с сокращением выбросов парниковых газов и правом на выбросы загрязняющих веществ до определённой нормы, а также другие смежные виды финансовой посреднической деятельности. Суть стратегии «Низкий углеродный след + Финансы» заключается в использовании финансовых инструментов для сокращения выбросов углерода. Реализация стратегии в основном сосредоточена на двух аспектах:
1. Финансовые инновации, основанные на торговле эмиссионными квотами.
2. Инвестиции и финансирование инноваций в кредитной системе.
Низкоуглеродное финансирование Китая в настоящее время находится
на этапе развития рынка торговли эмиссионными квотами и зелёного кредитования. Активная реализация стратегии «Низкий углеродный след + Финансы» позволит в полной мере использовать рынки финансирования и заёмных средств, что имеет большое значение для устойчивого развития и трансформации экономики Китая. Для развития низкоуглеродного финансового рынка необходимо укрепить сотрудничество между правительством и финансовыми институтами, определить роль правительства на рынке углеродных квот, разработать руководящие принципы распределения эмиссионных квот, сформировать внутреннюю низкоуглеродную торговую площадку как единое целое, улучшить процесс проведения международных переговоров, эффективно прогнозировать стоимость снижения углеродных выбросов в Китае, а также избегать дешевой продажи углеродных активов Китая для достижения краткосрочных целей. Для развития зелёного кредитования необходимо поощрять банковскую деятельность на основе «Принципов Экватора», использовать выгодные стимулы, чтобы мотивировать банки для зелёного кредитования, укреплять связи и сотрудничество соответствующих ведомств, а также создавать благополучную внешнюю среду для развития низкоуглеродного финансирования. Также важно усилить информационную коммуникацию и более эффективно применять экологические данные в процессе утверждения займов для подлинного зелёного кредитования и низкоуглеродного развития.
Стратегия «Низкий углеродный след + Потребление» нацелена на сокращение энергозатрат при производстве и использовании товаров народного потребления. Она пропагандирует образ жизни с низким уровнем энергопотребления и затрат, низким потреблением в принципе, покупку и потребление продуктов или услуг, отвечающих низкоуглеродным стандартам, в целях минимизации энергопотребления, снижения уровня загрязнения окружающей среды, что сократит выбросы углекислого газа, защитит окружающую среду, обеспечит комфортное проживание и развитие человечества на Земле в течение длительного времени, сохранив оптимальные модели потребления. «Низкий углеродный след + Потребление» – это экономическая деятельность, характеризующаяся низким энергопотреблением, низким уровнем загрязнения окружающей среды, выбросов углекислого газа и отходов, цель которой заключается в сокращении выбросов углерода, продвижении осознанного потребления, удовлетворении экономических, социальных, экологических и культурных потребностей. Потребление играет значимую роль в процессе экономического развития: оно является как конечной целью производства, так и отправной точкой для новых производственных циклов. Стратегия «Низкий углеродный след + Потребление» направляет низкоуглеродное производство в сторону реального потребительского спроса, что способствует его устойчивому развитию. Стратегия «Низкий углеродный след + Потребление» позволяет напрямую удовлетворить экологические потребности жителей Китая, улучшить качество их жизни, повысить уровень осознанности, а также способствует гармоничному социально-экономическому развитию.
Для реализации стратегии «Низкий углеродный след + Потребление» в Китае необходимо придерживаться концепции «единства человека и природы», концепции устойчивого развития в экономике, социуме и экологии, обращаться к идее «экологической цивилизации», в которой человек и природа взаимозависимы, содействовать друг другу, сосуществовать в гармонии и интегрироваться. Важно, фокусируясь на строительстве экологической культуры, опираясь на политическую пропаганду как на инструмент реализации программы, на инновации в институциональных механизмах как на основную движущую силу и продвигая низкоуглеродные продукты и услуги, содействовать зелёному, осознанному низкоуглеродному потреблению, цель которого – изменение образа жизни, формирование общественных взглядов на потребление, совместимых с требованиями экологической цивилизации, чтобы в конечном счёте цивилизованное, бережливое, зелёное и низкоуглеродное потребление стало социальной тенденцией и добровольным выбором общества. Необходимо культивировать низкоуглеродную экологическую культуру и формировать экологически чистые модели потребления и образ жизни, а также создать комплексную систему управления и поощрять активное участие всего общества. Важно создать и усовершенствовать потребительский рынок, изобилующий низкоуглеродными продуктами и услугами, оптимизировать транспортную систему для перехода к экологичным, низкоуглеродным моделям передвижения. Кроме того, для зелёного, низкоуглеродного развития важно поощрять переработку продуктов.
Стратегия «Низкий углеродный след+» является неизбежным выбором Китая, как ответственной державы в достижении устойчивого развития, что требует систематического внедрения инноваций в национальную политику в отношении энергетики и безопасности, а также в национальную экономику, включающую промышленный, финансовый и налоговый секторы. Кроме того, требуется участие граждан в политических мероприятиях социального, научно-технического, культурного секторов, а также в сфере потребления. Стратегия «Низкий углеродный след+» как модель устойчивого развития предъявляет новые требования к деятельности правительства, которое должно использовать административный потенциал, вносить изменения в философию управления и государственную политику, совершенствовать инструменты её осуществления, модели управления производительностью в целях низкоуглеродного развития. Тем не менее, в общем и целом, низкоуглеродное развитие Китая по-прежнему находится на начальной стадии, и полноценная система для осуществления стратегии «Низкий углеродный след+» на данный момент не построена. Нынешняя политика основывается по большей части на командно-административном типе управления, а бюджетно-налоговая политика не является достаточно гибкой, что крайне негативно сказывается на развитии низкоуглеродной экономики Китая. По этой причине политика в отношении системы мер, принимаемых для реализации стратегии «Низкий углеродный след+», должна идти в ногу с рыночными реформами, а политические инструменты необходимо модифицировать: вместо того, чтобы полагаться на административные инструменты, следует опираться главным образом на изменения в управленческих механизмах. На политическом уровне энергетическая структура должна быть скорректирована с целью освоения новых и возобновляемых источников энергии, что включает в себя изменение способов экономического роста, реструктуризацию промышленности, приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей, сферы услуг и других отраслей третичного сектора экономики, при этом должны существовать определённые ориентиры для изменения структуры потребления, а процесс производства – сопровождаться снижением энергопотребления. Ниже приводятся конкретные предложения.
Сельскохозяйственный сектор. Необходимо принять следующие меры для достижения положительного эффекта умеренного развития в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»:
1. Создание специализированного фонда развития «Низкий углеродный след+ Сельское хозяйство» для формирования стабильного инвестиционного механизма.
2. Формулировка ряда специальных стратегий в поддержку развития низкоуглеродного сельского хозяйства, таких как политика субсидирования, налоговая политика и политика внедрения низкоуглеродных технологий. Наряду с этим необходимо поддерживать научное управление сельскохозяйственными операциями, рациональное использование удобрений, содействовать повышению эффективности использования азота, сокращению количества вводимых агрохимических препаратов, севообороту и секвестрации углерода.
3. Активное строительство инфраструктуры и демонстрационных проектов в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство»: ряд национальных инжиниринговых центров по низкоуглеродным сельскохозяйственным технологиям, исследованиям и разработкам в области инноваций, передачи и инкубации технологий, а также низкоуглеродные центры сертификации и контроля качества продуктов и сервисные сетевые платформы.
4. Создание национальных баз данных по низкоуглеродному сельскому хозяйству, низкоуглеродным сельскохозяйственным технологиям, органическому сельскому хозяйству и др.
5. Строительство экологических сельскохозяйственных баз на национальном уровне и баз непосредственно в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», где установить единые правила и систему регулирования выбросов углекислого газа для беспрепятственной реализации стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство».
6. Укрепление инновационной базы и комплексное продвижение низкоуглеродных сельскохозяйственных технологий в целях повышения общего эффекта от реализации стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», решения «трёх сельскохозяйственных проблем» и «строительства прекрасной деревни».
7. Развитие производства в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Сельское хозяйство», сокращение выбросов углерода при одновременном снижении затрат, увеличение фермерских доходов, сокращение разрыва между городскими и сельскими районами, расширение спектра социальных и экологических выгод, преобразование сельской местности, «строительство прекрасной деревни» и, как результат, интеграция городского и сельского развития.
Промышленный сектор. Необходимо спроектировать стратегию промышленного низкоуглеродного развития на высшем уровне, сформулировать среднесрочные и долгосрочные планы, а также усовершенствовать законы и нормативные акты, касающиеся низкоуглеродной промышленности. В то же время важно совершенствовать политическую систему в данной области, а также в отношении высокоуглеродных отраслей промышленности, оптимизировать систему низкоуглеродных промышленных стандартов и создать специализированный фонд низкоуглеродного промышленного развития. Необходимо рационализировать модель управления индустриальным низкоуглеродным развитием, внедрять новые стандарты оценки низкоуглеродной деятельности, совершенствовать механизм функционирования и управления низкоуглеродной индустрией, повышать эффективность надзора за деятельностью и правоприменения. Не следует забывать и о координации международной торговли с низкоуглеродной промышленностью. В целях продвижения и реализации стратегии «Низкий углеродный след + Промышленность» целесообразно использовать систему «Интернет+». Также необходимо стимулировать прогресс в области низкоуглеродных технологий в Китае, создать инновационную систему и наделить органы, занимающиеся низкоуглеродными инновациями, дополнительными преимуществами, совершенствовать глобальную политику в области обмена низкоуглеродными технологиями, использовать рыночные преимущества, поддерживать, продвигать и применять частные инновации в сфере низкоуглеродных технологий, в связи с чем потребуется усиление защиты прав интеллектуальной собственности.
Строительный сектор. Развитие Китая в рамках стратегии «Низкий углеродный след + Строительство» требует постоянного контроля и усовершенствования существующих зданий в плане их энергоэффективности, реформирования зелёной системы в отношении архитектурной политики, стимулирования инициативы различных субъектов строительной отрасли для участия в низкоуглеродном развитии, а также расширения рынка низкоуглеродного строительства. Необходимо усилить контроль на основании уже имеющихся стандартов и далее повышать уровень стандартов энергоэффективности для новых объектов. Важным представляется усиление надзора в целях обеспечения строгого соблюдения предъявляемых требований, установление стандартов, касающихся использования энергосберегающих строительных материалов и технологий. Наряду с этим требуется создание системы политических стимулов, образование специализированных фондов, направленных на улучшение энергоэффективности зданий, усовершенствование системы налогообложения для предоставления налоговых преференций предприятиям, эксплуатирующим «экологические» объекты архитектуры. Льготные налоги должны включать в себя налог на содержание и строительство, надбавки за расходы, налог на добавленную стоимость земли, городской налог на землепользование и налог на прибыль юридических лиц. Налоговые льготы для покупателей жилья в зданиях этого типа могут включать льготы по налогам на недвижимость. Здесь необходимо продолжать предоставлять такие стимулы, как кредитные субсидии, главным образом, для застройщиков низкоуглеродной недвижимости, поставщиков энергоэффективных услуг и конечных потребителей. Использование потенциала в области регулирования строительного сектора, улучшение координации и сотрудничества между государственными структурами, а также наращивание потенциала и активизация усилий со стороны команды ответственной за развитие стратегии «Низкий углеродный след + Строительство» также являются важными факторами реализации данной стратегии. Рекомендуется пересмотреть права собственности, осуществлять управление энергопотреблением по контрактам с третьими сторонами, способствовать торговле эмиссионными квотами, установить квоты на энергопотребление в зданиях для эффективного развития низкоуглеродного строительства.
Транспортная отрасль. При реализации стратегии «Низкоуглеродный след + Транспорт» в Китае особое внимание уделяется сокращению использования неэкологичных транспортных средств, повышению эффективности экологичных транспортных единиц и регулированию энергобаланса. При этом следует также обратить внимание на производственную цепочку и цикл эксплуатации транспортных средств, чтобы изменить односторонний взгляд на источники углеродных выбросов в транспортной отрасли и, как следствие, радикально сократить выбросы углекислого газа, генерируемые транспортом. Необходимо обеспечить декарбонизацию источников энергии, задействованных в транспортной отрасли, способствовать строительству «умных» сетей на основе распределённой генерации электроэнергии, а также обеспечить динамическую платформу для подключения различных источников энергии. Национальное макропланирование и общая государственная политика должны обеспечивать институциональные гарантии для развития по пути стратегии «Низкоуглеродный след + Транспорт» и прибегать к использованию концепции «Интернет+» в качестве эффективного дополнительного средства для всеобъемлющей низкоуглеродной интеграции транспортного сектора. Важно сконцентрироваться на низкоуглеродных технологических инновациях и специализированном обучении талантливых специалистов низкоуглеродным технологиям. Помимо этого необходимо ускорить реформы и инновации в области логистики, внедрить усовершенствованную логистику и интегрированную транспортную систему с мультимодальными перевозками в качестве основы, способствовать развитию современной логистической отрасли, сократить количество ненужных перевозок, повысить эффективность использования транспорта и, таким образом, снизить уровень выбросов углекислого газа.
Энергетический сектор. Для реализации стратегии «Низкий углеродный след + Энергетика» необходимо рационализировать глобальное низкоуглеродное управление, осуществлять активное преобразование отрасли, адаптировать и устанавливать актуальные правила для комплексного экономического роста, социальной стабильности, безопасности энергоснабжения, сохраняя при этом гибкие подходы в глобальном низкоуглеродном управлении окружающей среды. Необходимо научное планирование и руководство со стороны правительства, чтобы избежать кратковременных политических мер, направленных на решение отдельных проблем, без поиска коренного решения, что оставляет участников рынка энергоресурсов в убытке. Местным органам власти необходимо осуществлять контроль над неэффективной инвестиционной деятельностью, в том числе касающейся традиционных ископаемых энергетических ресурсов, в связи с чем не используются низкоуглеродные энергетические ресурсы. Наряду с этим необходимо рассмотреть вопрос о применении низкоуглеродных энергетических показателей в оценке деятельности правительства (таких как, например, низкоуглеродные показатели роста потребления электроэнергии, производства электроэнергии и т.д.). С точки зрения рынка, целесообразно ускорить проведение реформ электроэнергетической системы, создать полноценную платформу для торговли электроэнергией и эмиссионными квотами, поощрять торговлю такими квотами, позволить рыночному механизму полноценно функционировать. Традиционным энергетическим компаниям рекомендуется неуклонно сокращать устаревшие мощности, используемые в производстве, реструктуризироваться и переходить на низкоуглеродную энергию. Развивающимся энергосбытовым компаниям требуется создать сбалансированную базу спроса и предложения, основанную на энергетических интернет-технологиях. Компаниям, задействованным в отрасли возобновляемой энергетики, целесообразно использовать концепцию «Интернет + Большие данные» для составления научных прогнозов, участвовать в региональном энергобалансе и научной диспетчеризации процессов. Предприятиям-потребителям энергии рекомендуется проведение углеродного аудита, уменьшение выбросов углекислого газа и модернизация деятельности по принципу «от простого к сложному» (например, сжигание угля и т.д.). Финансовым учреждениям следует контролировать выдачу зелёных кредитов, осуществлять строгий контроль поступающих средств, не соответствующих принципам низкоуглеродного развития, и своевременно предупреждать руководство финансовых учреждений о возможных рисках и наличии целевого финансирования.
Финансовый сектор. В отношении низкоуглеродно-ориентированной финансовой системы требуется правильно позиционировать роль правительства: быть строгим там, где необходимо, и либеральным там, где уместно. Особенно важно эффективно работать с учреждениями для создания новых видов финансовых продуктов. Финансовые институты должны иметь право голоса на развивающихся финансовых рынках. Наряду с этим следует развивать систему посреднических услуг в области углеродного финансирования и активно продвигать её, укреплять отношения с посредниками, занимающимися вопросами углеродного финансирования, такими как консалтинговые, оценочные, бухгалтерские и юридические учреждения. Необходимо разобраться во взаимосвязях между единым и региональными рынками с учётом имеющихся различий, шаг за шагом создать несколько региональных рынков на основе научного анализа, а затем посмотреть, как ситуация развивается в плане унификации. Нужно повышать корпоративную социальную ответственность и создавать условия для развития низкоуглеродного финансирования, а также сделать более эффективным процесс ведения международных переговоров, чтобы снизить риски и в дальнейшем избежать удешевления углеродных активов. Необходимо создать систему мотивации для банков, способствующих внедрению зелёного кредитования, и оказывать приоритетную поддержку предприятиям, которые являются примером соблюдения природоохранного законодательства и нормативных актов, проявляют активность в борьбе с загрязнением окружающей среды, а также имеют право на финансирование экологической экспертизы, субсидирование из специальных фондов по охране окружающей среды. Важно акцентировать внимание на оперативности внедрения зелёного кредитования в банковскую деятельность, управлении процессом утверждения кредитов, введении в критерии утверждения кредита требований по охране окружающей среды и энергосбережению, строгом контроле в сфере охраны окружающей среды и выполнении задач по энергосбережению со стороны кредитованных клиентов. Необходимо улучшить информационное взаимодействие и разумно использовать экологическую информацию в отрасли кредитования, а также эффективно инвестировать средства в зелёные секторы промышленности.
Низкоуглеродное потребление. С учётом опыта и практических примеров низкоуглеродного потребления, полученных в Китае и зарубежных странах, необходимо достигнуть консенсуса в вопросах низкоуглеродного потребления, несмотря на объективные различия в национальных условиях. В процессе построения и реализации стратегии низкоуглеродного потребления в Китае предлагается принять следующие меры:
1. Внедрить полноценную политику стимулирования низкоуглеродного потребления и постоянно осуществлять эффективное стимулирование и контроль низкоуглеродного целевого потребления и поведения, а также обеспечить использование энергосберегающих технологий для развития низкоуглеродной энергетики.
2. Сформировать всестороннюю культуру низкоуглеродного потребления, решительно противостоять культуре неосознанного потребления и установить правильную концепцию экологичного потребления.
3. Расширять строительство инфраструктуры низкоуглеродного потребления и на основе существующих низкоуглеродных демонстрационных проектов на общественном уровне поощрять создание низкоуглеродных сообществ по всей стране в соответствии с местными условиями.
4. Развивать низкоуглеродные технологии и качество продукции, пользуясь преимуществом правительства в интеграции научно-технических ресурсов, осуществлять переход к массовому использованию низкоуглеродных технологий, решительно продвигать низкоуглеродное потребление на более высокий уровень и применять низкоуглеродные технологии во всех аспектах потребления.
В заключение следует отметить, что исследования в рамках стратегии «Низкий углеродный след+» представляют собой новаторскую работу. В рамках концепции были собраны исследования в нескольких ключевых областях. Тем не менее по-прежнему существует ряд вопросов, заслуживающих более глубокого изучения и систематических исследований как в настоящем, так и в будущем, чтобы содействовать строительству экологической цивилизации в Китае и тем самым способствовать устойчивому развитию экономики и общества, а также скорейшему осуществлению «Китайской мечты»13.