– Хаим, ты знаешь, что они о тебе говорят, когда тебя нет?
– Мойша, когда меня нет, они могут меня даже бить.
Невозможно ни на кого повлиять, пока вас не заметят.
Если я стою у вас за спиной и показываю вам уморительный спектакль – я никак на вас не влияю. Если я рассказываю вам идею уровня Нобеля, а вы в наушниках – я никак на вас не влияю.
Короче, пока на вас не обратили внимания – вас просто не существует для вашего читателя. Именно поэтому в сегодняшнем мире внимание называют самой ценной валютой. У вас есть буквально доля секунды, чтобы привлечь внимание, с которого начнется ваше влияние. Точнее, у вас появится возможность на что-нибудь повлиять. И я предлагаю вам аж 20 разных способов для того, чтобы это сделать.
– Ты что, с крестей ходишь? Это же козыри!
Так меня приветствуют почти в любой карточной игре. Что ж, надо признать, в карты я играю из рук вон плохо. И деньги коплю плохо. А вот в соцсети – в какие бы ни играла – всегда выигрываю. Потому что «ходить с козырей» невыгодно только в карточных играх. А в текстах стоит всегда начинать с самого яркого образа, самой сильной эмоции и главной мысли.
Да-да, я знаю, вам кажется, что нужно как-то согреть читателя, подвести его к этой мысли, объяснить, как вы к этому пришли, создать контекст. Но нет. НЕТ. Хочешь мгновенно захватывать внимание читателя – начинай с главного. С самой главной мысли, самой ценной информации, самой интересной сцены.
Иначе может получиться как в старом анекдоте:
Дорогая редакция, у меня срочный вопрос! Мне нужен ваш совет.
Заранее благодарю.
Некоторое время назад я начал подозревать свою жену в хождении налево.
Все как обычно. Если на телефонный звонок подхожу я – кладут трубку.
Она стала часто встречаться «с подружками». Когда я спрашиваю: «С кем именно?», отвечает, что, дескать, я их все равно не знаю. Я всегда ожидаю такси, на котором она возвращается домой, но она выходит за углом дома, так что я не вижу, что это за машина.
Однажды я взял ее мобильный, чтобы посмотреть сколько времени, так она очень сильно взбесилась и запретила мне к нему прикасаться.
Так или иначе, я никогда не заговаривал с ней об этом. Наверное, я никогда не хотел узнать всю правду. Но прошлой ночью, когда она ни с того ни с сего оделась и куда-то ушла, я заинтересовался.
Я решил спрятаться за своей машиной: оттуда открывался чудесный вид на всю улицу, и я смог бы увидеть, в какую машину она сядет.
Я присел на корточки у своей машины и вдруг заметил, что тормозные диски на переднем колесе имеют какие-то пятна, похожие на ржавчину.
Подскажите, могу ли я ездить с такими дисками, или все-таки надо их прочистить, и если их надо менять, то можно ли ставить неоригинальные? И если можно, то какие лучше?
Или это может быть из-за тормозных колодок? У меня стоит не оригинал «Нишинбо», покупал на рынке. Есть подозрение, что это китайское палево. Может, тогда просто следует поменять колодки?
Очень надеюсь на вашу квалифицированную помощь в этом чрезвычайно важном для меня вопросе!
Давайте посмотрим, как это выглядит в реальных текстах:
Обратите внимание, что первый текст «заходит с козырей». Он сразу отдает свою энергию, свою основную мысль, основную ценность. Ничего не оставляет на «черный день». Все, что случится в этом тексте дальше, – будет рассуждением, выводом из главной мысли, вариацией на тему.
Это очень, если так можно сказать, не российский способ писать. Так не пишут российские авторы – ни в художественной литературе, ни в нон-фике. Но потихоньку соцсети, приучившие людей к быстрому дофамину и быстрому контакту с текстом, привносят свое влияние и в отечественную литературу.
Поэтому что бы вы ни писали, книгу или пост, можете опробовать этот способ организации текста:
Главное высказывание – > Иллюстрация, уточнение либо метафора, сравнение – > Вывод, рассуждение
И посмотрите, насколько легче вам станет привлекать внимание читателей.
Кстати, необязательно именно начинать писать текст с ключевого момента. Возможно, он откроется вам уже на этапе редактуры. Просто пробежав глазами текст, вы всегда сможете безошибочно определить самый удачный авторский момент. Самый заряженный диалог. Самый эмоциональный пассаж. Самое неожиданное утверждение. Вот их и выносите вперед. Да, возможно, это потребует серьезной редактуры текста, но, поверьте, читатель будет вам благодарен и отплатит лучшей из возможных валют – вниманием.
А вы умеете задавать вопросы? И не просто вопросы, а такие, на которые мозг реагирует как поисковик в интернете: начинает судорожно искать ответ среди множества ссылок и гиперссылок. Автору текста это умение просто необходимо. Ведь в это время все внимание читателя принадлежит вам.
Но как устроены вопросы, на которые хочется отвечать? Не буду долго интриговать. Сильный вопрос – это открытый вопрос, затрагивающий читателя.
Он не просто отправляет мозг в сферу ненайденных пока ответов, но и удерживает фокус внимания на этом поиске, пока ответ не будет найден. Причина этого – ощущение «мне это важно, это имеет значение для меня лично».
Как вы думаете, как лично вам повысить средний чек?
Что улучшает ваши отношения с партнером?
Где вы видите себя, когда думаете об отпуске?
В каждом из этих вопросов слились сразу два приема:
• эффект незавершенного действия – из-за него наш мозг ищет ответ на вопрос;
• личная заинтересованность – благодаря ей мозг не бросает эту задачку на половине дороги.
Более того, теперь человек начинает внимательно читать ваш текст. Ведь задав вопрос в начале, вы неявно пообещали, что в самом тексте будет ответ.
Обратите внимание еще на одну вещь: все эти вопросы отправляют вас в точку Б – туда, где ваша жизнь уже лучше, чем сейчас. Отношения лучше, чек выше, отпуск уже начался. Точно такие же вопросы, адресованные читателю, но посвященные сложностям в его жизни, будут работать хуже. Сравните:
Как вы думаете, почему вы так мало стоите?
Что повлияло на ваши отношения с партнером и привело к разрыву?
Почему вы до сих пор не можете позволить себе отпуск?
Скорее всего, вам не очень хочется искать ответы на эти вопросы. И это нормально: мы предпочитаем не смотреть в те точки, где чувствуем себя не ок. Поэтому, выбирая вопросы для своих читателей, лучше предлагайте им приятные образы: так они с большей вероятностью продолжат вас читать и еще не раз вернутся к вашим текстам.
Однажды я участвовала в курсе по текстам, который вела известная женщина-блогер. Вебинар она вела, отвернувшись от экрана и еще отгородившись от слушателей большим раскидистым цветком. При том что говорила она интересные вещи, слушать ее было физически тяжело. Все время казалось, что я как будто подслушиваю то, что мне не адресовано.
Когда в тексте вы избегаете прямого обращения к читателю и все время разговариваете с ним в третьем лице, то у читателя возникает ощущение, что вы говорите не с ним. И еще немножко отгораживаетесь цветком. Как следствие, с текстом читателю становится дискомфортно, и он уходит. А наша-то с вами задача привлечь и удержать читателя!
Давайте сравним два варианта одного и того же текста:
Какой из текстов вам приятнее читать и к какому специалисту вы скорее придете за консультацией? Просто последите за своими ощущениями от чтения, за телесным откликом и вниманием, когда читаете эти два текста.
Ну или вот еще один пример текста о себе в двух версиях:
Да, во втором тексте появился читатель, появилось прямое обращение на «вы», и, скорее всего, вы это заметили. Но появилось и кое-что еще, что возникает, когда мы начинаем разговаривать с читателем. Появилось обоснование информации, которую мы ему даем.
Потому что, появившись в нашем тексте, читатель не дает нам оставлять фразы незаконченными:
– Я биолог…
– И чо?
– Я изучала массажи…
– И чо?
Если мы помним о читателе и обращаемся к нему, то сам текст строится по-другому. Мы больше не в монологе, это диалог с читателем, и он влияет на содержание текста. Теперь мы поясняем, что значит «телесный психолог» и зачем читателю знать о том, что Мурена Муранова – биолог по первому образованию.
Надеюсь, вы уже захотели попробовать этот прием и готовы повернуться к читателю лицом, убрав от камеры фикус.
80 % людей предпочитают факты абстрактным историям, говорят нам исследователи. И американский предприниматель, медиа-стратег и маркетолог Райан Холидей уверен, что именно факты, яркие примеры и проверенные данные способны подкупить вашего читателя или слушателя.
Если вы любите читать книги, смотреть фильмы, общаться с людьми, то наверняка у вас в запасе есть множество интересных историй и фактов, которыми вы можете поделиться с читателями. Имейте в виду: чтобы получить максимальное внимание читателя, в начале текста лучше ограничиться всего одним забавным фактом, а не целой историей.
Искать факты Райан советует задолго до того, как они вам понадобятся. В качестве источников информации он советует библиотеку и уже традиционный Google, но мне больше нравится его совет «не бояться кроличьей дыры». Это значит переходить по ссылкам в книгах, находить источники, упомянутые в сносках, интересоваться теми людьми, о которых вам рассказали случайные знакомые, много читать и много смотреть. Тогда вы, как паук паутину, сплетаете тончайшую сеть смыслов, из которых всегда сможете достать интересный факт или образ.
Например, знаете ли вы
…что многие ранние христиане верили в реинкарнацию, Будда не был вегетарианцем, а Иисус Христос упоминается в Коране пять раз?
… что бизнес-процессы в средней компании легко объяснить на примере иудейской Агады – инструкции по празднованию Песаха?
… что название острова Мальта происходит от древнефиникийского слова «убежище»?
И так далее.
Кстати, дополню список Райана еще одним источником информации, без которого уже не обойтись: отправлю вас в GPT-чат. Он легко подберет вам лучшие факты, да еще и поможет метафорически связать их с вашим делом.
Допустим, вы руководите компанией по производству обуви и хотите написать интересный пост для социальных сетей. Казалось бы, ну о каких интересных фактах тут можно говорить?
Пожалуйста, вот что вы можете узнать за считаные секунды:
• в одной паре обуви вы пройдете примерно 643 с небольшим км, до того как она износится;
• первую пару кожаной обуви нашли в Армении и датируют пятым веком нашей эры;
• обувь массового производства появилась в США в XIX веке.
Остается лишь связать эти факты с темой вашего разговора, и – оп! – внимание читателя поймано.
Более сильными будут те факты, которые имеют отношение к самому человеку. Сравните:
Если вам понравилась идея начать свой текст с занимательного факта, то не пропустите сайт https://www.factroom.ru/ – он заботливо собирает для вас самые разные результаты исследований, факты и фактики из мировой истории, разных сфер науки и жизни человека.
«7 навыков высокоэффективных людей» – знаете этот бестселлер Стивена Кови? А теперь представьте, что он назывался бы просто «Навыки высокоэффективных людей». Согласитесь, что в таком виде название вызывает куда меньше интереса. Именно так работает магия цифр в заголовках и в начале текста. Цифры привлекают внимание, структурируют информацию, внушают читателю ощущение надежности и системности подхода автора. И это не просто слова, они подтверждены целым рядом исследований.
Исследование, которое провела компания Conductor, показало, что читатели на 15 % активнее реагируют на заголовки с числами. Они эффективнее даже столь популярных заголовков-вопросов («Как…?», «Почему…?», «Зачем…?»). Да, наш мозг так устроен, он любит логику и простые исчислимые закономерности. И очень важно, чтобы цифры были написаны именно цифрами, а не словами. Сравните сами:
• 13 поводов выйти замуж за этого парня.
• Тринадцать поводов выйти замуж за этого парня.
Написание числа 13 словами превращает его в безликую часть предложения, а цифрами – выделяет. И наш мозг цепляется за это выделение, выдавая такую желанную порцию внимания.
Колумнист The Guardian Алекс Белло проанализировал предпочтения читателей, просто попросив проголосовать за любимые числа. Самым любимым числом оказалось 7, второе место заняла цифра 3, а третье – любимая китайцами 8. Кто-то верит в магию цифр, кто-то нет, но факт есть факт – внимание они притягивают еще как. Кстати, почему-то особенно срабатывают нечетные цифры – видите, даже в опросе Белло их две против всего одной четной восьмерки.
Каждый день мы получаем десятки писем и видим сотни постов, информации очень много. Поэтому мы часто читаем по диагонали, пробегая глазами по заголовкам, быстро оценивая, стоит ли вообще тратить время на статью. И список с цифрой в заголовке как будто сигналит нам: это мы точно можем осилить. Вот мы и открываем текст с уверенностью, что дочитаем и найдем что-то полезное для себя.
Возможно также, что читатели видят в этом некоторое обещание результата и достижимость. 7 навыков – я это точно смогу воспринять, все-таки не 77 или не 777. Плюс гарантия: все расписано по пунктам, восприятие будет легким. Только не увлекайтесь списками! Скажем, список из 30 пунктов уже слишком длинный для современного читателя. Если непременно нужно использовать все его элементы, стоит разделить список на несколько частей и ввести подзаголовки.
Кстати, про список из 30 пунктов! Круглые числа – десятки – в текстах лучше вообще не использовать, особенно в продающих. Попробуйте написать на сайте, что у вас не 7000 клиентов, а 7321. Считается, что во второе число пользователи верят легче, потому что кажется, что оно конкретное и настоящее, а первое – слишком «идеальное» и, как следствие, неправдоподобное.
Хотя если вы продаете товары класса люкс, то все наоборот: не 69 800 рублей, а 70 000 рублей, чтобы не возникло ощущение, что «сэкономили на мелочах». Вообще, если говорить именно о ценах, то про это можно написать отдельную книгу – например, выплату по кредиту лучше дробить, чтобы число казалось меньше.
Но имейте в виду: если речь о посте в социальных сетях, то все упоминания о ценах лучше убрать совсем – алгоритмы этого не любят и понижают вас в выдаче. А вот списки, наоборот, активно промоутируют.
Пробуйте – и да сопутствуют вам три семерки!
Однажды я села в лужу… Дело в том, что на тренинге в фармацевтической компании, где я рассказывала о текстах, меня спросили, что такое метафора. Я не смогла придумать ничего лучше, чем ответить примерами вроде «луна пропарывает небо» и «колосья войском встали в ряд». Фармацевты так и не поняли, где они могут применить такие сравнения, и быстро сменили тему. С тех пор прошли годы, и теперь я бы ответила тем ребятам совсем по-другому. Ну, например, так:
«Представьте, что вам нужно объяснить человеку, как работает то или иное лекарство. Но вы не хотите пускаться в сложные перечисления химических формул и реакций, которые оно запустит в теле, да и, скорее всего, не нужно это вашему слушателю. Тогда вы показываете ему грязную тарелку и протираете ее тряпкой, сопровождая это фразой типа: “Так это лекарство расщепляет бактерии / убирает воспаление из организма”. Вот это и есть метафора».
Зачем она нужна? Все очень просто. Как я только что показала в примере, она дает нам возможность не погружать читателя в сложные технические детали. А это бывает очень важно в продажах: захватить внимание простотой и изяществом решения, а уже потом обсуждать нюансы в необходимом объеме.
Второй вариант использования метафоры – новый взгляд на что-то слишком привычное, скучное, к чему тоже сложно привлечь внимание читателя. Представьте, скажем, что вы продаете уроки по тайм-менеджменту или личностному росту. Казалось бы, что может быть скучнее, чем очередной разговор о том, что все нужно делать вовремя и становиться лучшей версией себя. Но все же и к этим темам мы можем привлечь внимание читателя, побуждая его узнать больше о ваших стратегиях. Попробуйте придумать свой вариант метафоры для этих сфер, а я пока расскажу, как устроена эта техника.
Мы объединяем два максимально далеко стоящих друг от друга предмета по принципу похожести. Как правило, для того чтобы вычленить эту похожесть, нам придется посмотреть на действие, которое совершает объект. Смотрите на еще несколько примеров:
• Август финалит мое лето пробкой от шампанского: только что был – и нету.
Здесь автор хочет показать, что август быстро заканчивается, и находит понятную читателю ассоциацию с пробкой, которая быстро вылетает.
• Что такое обычное рекламное агентство? Хлебозавод по созданию формованных креативов.
Так мы показываем, что рекламное агентство создает рекламу на потоке, как хлебозавод печет буханки.
• Как лампы с абажуром, светятся медузы из воды.
Общее действие здесь – свечение, и неудивительно, что Есенину – а именно он автор этой строки – пришел в голову такой образ.
Ну что, а как там с абстрактными и сложными темами вроде тайм-менеджмента и личностного роста? Если своих идей пока не появилось, то вот вам всемирно известные примеры:
• Любите ли вы есть лягушек? Бизнес-тренер Брайан Трейси советует есть лягушек по утрам, то есть начинать день с самой неприятной задачи. И тогда все остальные задачи вы сделаете с легкостью и без чувства вины за отложенное задание.
• Что такое пирамида Маслоу, как не блестящая метафора нашего развития? Абрахам Маслоу расположил наши потребности на семи уровнях, от нижнего к высшему, но ведь на самом деле мы просто живем свою жизнь, никуда не поднимаясь. Откуда же в этой жизни берется движение и развитие?
Уверена, что у вас уже появились свои идеи по созданию метафор. Не бойтесь сравнивать понятия и предметы из самых удаленных друг от друга сфер: чем больше разрыв, тем красивее и неожиданнее метафора и тем больше внимания вы получите.
Катя хлопнула дверью и выбежала из кафе. Недопитый кофе в картонном стаканчике полетел в мусорку, а она впрыгнула в ближайшее такси и растворилась в гудках машин и дорожном смоге. Вадим рванул за ней, но…
«Что, что “но”?» – ждет читатель, его мозг генерит картинку и требует от него разрешения наметившегося конфликта. А вы в это время рассказываете ему о том, о чем собирались. Например, о том, как важно проявлять эмоции в действиях или даже о пользе глаголов в создании эмоциональных текстов (кстати, заметили сколько глаголов в этой паре предложений? Так включаются эмоции, и мы об этом обязательно еще поговорим).
Истории влияют на нас совершенно магически. Ни один тип текста не удерживает внимание так, как истории. Помните Шахерезаду, что, по легенде, спасла себе жизнь, рассказывая истории султану? Именно так работает наше внимание: мы во что бы то ни стало хотим узнать, чем там кончилось дело у визиря и Аладдина или у Кати и Вадима, и поэтому внимательно читаем весь следующий текст. А вдруг что упустим?
Я люблю два вида историй, которые вы можете использовать в начале текста для привлечения внимания: наноистории и сценки. В чем разница и как отделить одно от другого?
Наноистория – самостоятельная законченная история, на которую вы можете опереться, развивая дальше в тексте основной тезис. Она не требует продолжения, там не осталось незакрытых окон внимания. Читатель заинтересован идеей, которую несет история, и за счет этого читает дальше.
Сценка – это фрагмент истории, такой стоп-кадр из жизни героев. Он показывает нам героев в кульминационный момент их истории и заставляет заинтересоваться текстом в поисках продолжения. Тут очень важно не обманывать ожидания читателя и в какой-то момент вернуться к героям, дорассказать историю.
Давайте покажу разницу между наноисторией и сценкой на примерах:
Видите разницу между историями в левой и правой колонках? В левой колонке все понятно и даже сказано, о чем именно мы будем говорить дальше. В правой колонке текст как будто обрывается на самом интересном месте, и вы хотите узнать, что же было дальше. Как вы наверняка догадались, и в левой, и в правой колонках я использовала фрагменты одних и тех же историй. Но работу с вниманием построила по-разному.
Возможно, у вас возник вопрос «Как лучше?», но четкого ответа на этот вопрос нет. Совершенно точно оба приема работают на привлечение внимания. Лично я предпочитаю использовать наноистории, когда хочу рассказать о конкретном приеме/решении/технике и показать, для чего они. А сценки использую, когда мне нужно неустанное внимание читателя ко всему тексту, например, я собираюсь рассказывать что-то достаточно сложное, вроде инструкции.
Но и в обычных постах, письмах, сообщениях чат-бота и даже на лендингах эти приемы удержания внимания вполне применимы. Осталось только освоить их на практике, но это вопрос тренировки.
Я никогда не обещаю того, что не могу выполнить, и всегда с удовольствием откликаюсь на просьбы. Что такого особенного в этой фразе и почему она должна привлечь внимание читателя?
Слова «всегда» и «никогда» обычно привлекают внимание читателя за счет категоричности. Она привносит в совершенно нейтральный контекст сильную эмоциональную окраску. Давайте посмотрим на примерах, как «всегда» и «никогда» делают эмоционально заряженным любое предложение. Отследите внимательно свои реакции на предложения из левой колонки. Потом прочтите поправленные предложения из правой колонки и снова оцените свой эмоциональный фон.
Отследили свои ощущения? Комфортно ли вам с фразами из правой колонки?
Как правило, они вызывают два вида реакций у читателей. Некоторых читателей может привлекать такая категоричность. Люди, склонные к таким формулировкам, демонстрируют миру чувство уверенности и решительности. Читатели, ищущие однозначных авторитетов и гуру, очень любят таких авторов.
И наоборот, у читателей, склонных все подвергать сомнению, критиковать, анализировать с разных сторон, такие формулировки могут вызывать сопротивление. Задумавшись, читатель, возможно, захочет уточнить, насколько справедливо данное утверждение, и почти наверняка найдет исключение из ваших правил.
Кроме типа личности, на реакцию в таких случаях влияет личный опыт читателя. Если человек имеет опыт, который противоречит такому утверждению, он может чувствовать разочарование, фрустрацию или гнев. Если же он согласен с утверждением – то облегчение, уверенность и доверие к автору или говорящему.
Но внимание вы, безусловно, получите в обоих случаях. Вспомните хотя бы бестселлер «Никогда не ешьте в одиночку». Согласитесь, что без слова «никогда» его название не было бы таким притягательным?
Я люблю использовать такие фразы для открытой провокации где-нибудь в заголовке, а уже дальше – в тексте поста или статьи – показывать неоднозначность подхода и давать возможность для сомнений. Вот простые примеры таких заголовков:
• 5 простых привычек, которые всегда помогают сохранять здоровье.
• Никогда не употребляйте эти продукты, если мечтаете об идеальной фигуре.
• Почему красивые люди всегда получают больше преимуществ в жизни?
• 10 карьерных принципов, которым вас никогда не научат в университете.
• Почему здравый смысл всегда требует экономии денег?
• Никогда не забывайте об этом упражнении при тренировке мышц рук.
Словом, используя красивые слова «всегда» и «никогда», обязательно помните, что они ВСЕГДА вызывают яркую эмоциональную реакцию у читателя и НИКОГДА не отражают полную реальность.
P. S. «Ничего и никогда не изменится, пока вы гуляете с коляской, а не с ребенком!» – написали мне дорогие читатели в канале «Майя сказала можно», и я прямо поймала себя на том, что уже готова пуститься в дискуссию. Понаблюдайте за собой и своим откликом на эту фразу.
Люблю эту картинку, но главная проблема цитат в интернете в том, что люди не умеют ими пользоваться. Цитата – действительно отличный способ привлечь внимание читателя, только не надо превращать свои социальные сети / рассылку в библиотеку / список полезных цитат на все случаи жизни.
Зачем нужна цитата? Она может решать несколько задач в тексте:
1. Авторитетность. В текстах мы обычно цитируем экспертов, авторитетных специалистов или известных людей, и это дает тексту большую значимость, что вызывает доверие у читателя.
2. Оригинальность. Цитата может быть оригинальной, неожиданной или красочной, тогда она привлекает внимание читателя и запоминается за счет своего звучания.
3. Подтверждение фактов и раскрытие тезисов. Когда читатель видит, что мы ссылаемся не только на свои умозаключения, то воспринимает текст как более убедительный и заслуживающий доверия.
4. Эмоциональный эффект. Нередко через цитату мы встраиваем в текст маленькие истории, с героями которых читатель может себя проассоциировать. Это дает ему эмоциональный заряд и ощущение сопричастности.
5. Яркость формулировки. Цитата может содержать яркое и выразительное высказывание, и это тоже делает текст более привлекательным.
При этом цитатами можно не только иллюстрировать тезис, а прямо создавать отдельный смысловой нарратив. Например, на лендингах я нередко использую цитаты для того, чтобы больше рассказать об эксперте, его подходе и отношении к делу. Сравните, как звучал бы официальный блок об авторе и как выглядит цитата:
Каждый из этих фрагментов важен: первый позволяет узнать об авторе больше фактов, но второй добавляет продающей странице искренности, авторского отношения к теме. И, в итоге, если смотреть на статистику продаж, то схема с цитатой работает значительно лучше, чем сухое перечисление фактов.
В постах для социальных сетей цитаты лучше использовать внутри текста, а не в начале. Кто-то, кажется, из журналистов когда-то придумал понятие «цитатный лид», и с тех пор на курсах по копирайтингу студентов учат начинать пост с цитаты. На практике же цитата плохо привлекает внимание в начале текста. Зато отлично удерживает его, когда основной тезис уже сформулирован и читателю нужны аргументы и иллюстрации. Давайте снова обратимся к примерам. Сравните эти два способа начать текст: