Как считает Пинк, мы перешли от экономики, построенной на спинах людей (сельскохозяйственный и индустриальный века), к экономике, основанной на левом полушарии людей (информационный век). Теперь мы постепенно переходим к экономике, которая все больше полагается на работу правого полушария, – концептуальному веку. Пинк считает, что это связано с тремя причинами: изобилием, Азией и автоматизацией.
• Изобилие. Современное изобилие продуктов и услуг удовлетворило и даже превысило материальные потребности миллионов людей. Теперь бизнесы стараются выделиться среди огромного количества конкурентов с помощью инноваций и изобретательности, а люди, покрыв базовые нужды, больше обращаются к духовности.
• Азия. Огромный объем рутинной работы – программирование, финансовые операции, сбор и анализ данных – отправляется на аутсорсинг в Азию и другие части мира, где услуги таких специалистов, как правило, стоят меньше. Это вынуждает современных работников осваивать новые навыки для решения более глобальных задач, задействующие правое полушарие.
• Автоматизация. Когда дело доходит до работы, которая в значительной степени зависит от логики, вычислений и последовательного мышления, компьютеры делают ее лучше, быстрее, а главное, дешевле.
По мере приближения нового концептуального века миру требуется новый тип мыслителя, который может использовать преимущества как левого, так и правого полушарий. Мы должны овладеть новыми способностями, чтобы выполнять работу, которую зарубежные специалисты не смогут делать дешевле, компьютеры не смогут делать быстрее и которая удовлетворяет эстетическим, эмоциональным и духовным потребностям. Это П-ориентированные способности, которые отличаются, по словам Пинка, «высокой концептуальностью» (high-concept) и «глубоким проникновением» (high-touch). Высокая концептуальность предполагает способность создавать художественную и эмоциональную красоту, обнаруживать закономерности, выстраивать повествование и объединять, казалось бы, не связанные между собой идеи в нечто совершенно новое. Глубокое проникновение предполагает способность сопереживать, чувствовать тонкости человеческого взаимодействия, находить радость в себе и вызывать ее у других, а также выходить за рамки повседневности в поисках цели и смысла.
Пинк выделяет шесть таких способностей, которые он назвал «шестью чувствами»: дизайн, историю, симфонию, сочувствие, игру, смысл. Он утверждает, что они позволят читателям стать целостными мыслителями, используя преимущества как левого, так и правого полушарий.
Дизайн – неотъемлемая часть нашей жизни: все, от продуктов, которые мы используем, до зданий, в которых мы живем, было кем-то тщательно спроектировано. Умение создавать хороший дизайн требует обоих типов мышления, поскольку дизайн сочетает в себе функциональность (Л-ориентированное мышление) и эстетику (П-ориентированное мышление). На современном переполненном рынке уже недостаточно производить функциональные продукты по разумной цене – необходим выделяющийся на фоне остальных дизайн. Кроме того, хороший дизайн дает нам шанс привнести комфорт, смысл и красоту в нашу жизнь.