Предисловие

Философия – наука наук.

Философия есть высшая цель человеческой природы, но мало людей могут её достигнуть.

Аверроэс (Ибн-Рудш) (1126–1198), андалусский математик, астроном и философ

Философия учит достойной жизни в пределах и средствами правильной мысли.

Абдусалам Гусейнов (1939), российский философ

Во все века люди размышляли о мире, о своей жизни и предназначении. И всегда эти размышления становились острее и звучали громче на переломах бытия, в те моменты, когда перед нами вставали новые задачи. В поисках решений мы начинаем мыслить иначе, в унисон со временем. Так появилась философия.

Она зародилась в трех древних цивилизациях – индийской, китайской и греческой – независимо, взяв свое начало в мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию новых мировоззренческих концепций.

Философия, включая в себя все имеющиеся на тот момент научные знания, сама стала созидательницей наук: из нее сформировались логика, математика, астрономия. В средние века систематическую философию понимали как науку о высших принципах бытия и его первопричинах. В эпоху Возрождения «любовь к мудрости» стала интересоваться человеческой личностью, в Новое время – стала прочным союзником в естествознании…

Динамика времени во все времена заставляла людей наблюдательных, рефлексирующих осмысливать основы бытия, категоризировать явления, обдумывать универсальные понятия – и прибегать к философским суждениям. На протяжении веков, начиная с античного времени (конец VII в. до н. э. – VI в. н. э), люди пытались и пытаются понять и изучить всеобщие законы развития мира и общества, собственный процесс познания и мышления, нравственные категории и ценности в жизни человека – и мы с вами не исключение. Сколько бы ни прошло времени до нас и после нас, мы склонны искать истину, которая неизмерима.

И в то же время история философии показывает нам: любая предложенная истина характеризуется своей одномоментностью, со временем становится неактуальной и требует дальнейшего развития либо модификации.

Возьмем познание: как методы и процессы получения знаний об окружающем мире, его явлениях и закономерностях оно интересовало людей с древнейших времен. Сегодня его формы и принципы изучают сразу несколько наук: гносеология, когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания. А в античности человечество только осознавало это понятие. Аристотель, один из выдающихся философов, оказавший влияние и на современников, и на философов нашего времени, считал, что мир познаваем благодаря чувственному и рациональному познанию. Это было смелое заявление, Аристотель не боялся быть новатором в своих убеждениях.


Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – философ и эрудит классического периода Древней Гоеции


Живший чуть раньше Аристотеля (раньше – конечно, по историческим меркам) Сократ посмотрел на познание совершенно с другой стороны: в отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения Космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека, не отвлекаясь на космологические вопросы (по его мнению, познанию были доступны только этические проблемы). Для Платона через размышление было возможно и познание Бога. Между тем, согласно трактовке учения Сократа немецким философом, основателем феноменологии Эдмундом Гуссерлем (1859–1938), Сократ был первым, кто осознал необходимость универсального метода познания истины.

В средние века властвовали религиозные трактовки. Итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225–1274) считал, что природа (как сотворённый Богом мир) познаваема, но сам Творец полностью не познаваем. Эпоха Возрождения принесла с собой ренессансный скептицизм: французский писатель и философ Мишель Монтень (1533–1592) считал, что человек способен познать мир, причем его скептицизм распространялся и на человеческую нравственность. Все истины, провозглашаемые людьми, считал он, относительны и справедливы только для своего времени, а изначальные и всеобщие надо проверять разумом.


Сократ (около 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) – древнегреческий философ


Свой вклад в историю изучения познания внесла и Россия. Феномен Михаила Ломоносова (1711–1765), «универсального человека» – энциклопедиста, физика, химика и философа, – положил начало философии как методологического начала, способствующего пониманию сущности вещей или тайны самой материи. Для Ломоносова основой познания был опыт, одновременно являющийся и критерием истинности познанного. Он писал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». А значит, считал Михаил Васильевич, люди способны сами контролировать свою судьбу через познание и размышление.

Позднее русский философ, богослов и христианский экзистенциалист Николай Бердяев (1874–1948) вернулся к идее «высшего», что доступно познанию. «Философия есть поиск смысла жизни, а религия – его реализация», – говорил он. Во многом он следовал традиции русской философской мысли – зародилась она в эпоху расцвета Киевской Руси (конец X в.) на волне христианизации. Именно период ее зарождения и развития сформировал три важных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский, причем последний играл, судя по всему, ключевую роль. К этому вела необходимость осмысления социально-политических процессов в обществе, стремление к постижению сущности и смысла, движущих сил и направленности исторического процесса. В русской историософии всегда присутствовали дух преображения настоящего и тема будущего, поиск справедливого и человечного общественного устройства, которое выражало стремление к истине, добру, социальной справедливости.


Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – философ, русский учёный-естествоиспытатель


Мы видим, как менялось на протяжении веков понятие познания. Столь же значительно трансформируются и развиваются и другие идеи, рожденные человечеством за века и века его существования. Казалось бы, сегодня мы оперируем теми же категориями бытия, причинами и следствиями, пространством и временем… но все они постоянно требуют глубокого переосмысления, особенно в зоне турбулентности.

Сборник философских цитат и размышлений «» объединяет наших современников: писателей, поэтов, публицистов, людей науки, очевидцев глобального перелома мировоззрения и миропорядка. Они высказывают свою философскую позицию, отстаивая уникальную точку зрения на вечные проблемы бытия, и представляют нам свой новый взгляд на мир.

В сборник вошли размышления в стихах, тезисах, афоризмах и прозе Зои Резановой, Сарии Маммадовой, Лидии Шуйской, Сергея Доброеутро, Ивана Лобикова, Бориса Губанова, Самсона Гелхвидзе, Сергея Уманца, Аркадия Гумбольдта, Павла Корчагина, Александра Мильке, Анатолия Объедкова, Юрия Деянова, Анастасии Соколовой, Сергея Протянова, Надежды Гикал, Олега Сомова, Нэлли Баевой, Ольги Тонконоженко и Ольги Богачёвой.


Шалахманова Лада

Загрузка...