В статье рассматривается новое для Рунета сообщество – демотиваторщиков, анализируется его структура, ключевые роли в ней и складывающиеся отношения между участниками различных уровней. Обращается внимание, что это сообщество во многом отличается от других сетевых групп. Оно хорошо структурировано, в нём принято множество правил и даже есть особый слой «методистов», отвечающих за обучение новичков. Основатели сообщества видят в демотивации новый вид искусства и готовы принимать к себе тех, кто разделяет эту точку зрения и хочет научиться создавать постеры на серьёзные социальные темы. Это сообщество интересно тем, что главный механизм солидаризации в нём строится не на положительной, а на отрицательной идентификации. В центре всех дискуссий стоят антигерои современности – так, как они представляются авторам демотиваторов.
В данной публикации использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Новые социальные движения молодежи», выполненного в рамках программы Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2010 году.
Ключевые слова: Интернет-сообщество, структура, идентификация, авторство, демотиваторы.
Сбор материалов о демотиваторах начался с соответствующей статьи в «Википедии». Сведений оттуда было почерпнуто не так уж много, но данные там перекрёстные ссылки на такие страницы, как «Корпорация», «Корпоративная культура» и «Субкультура» убедили, что вокруг сайтов с демотиваторами уже успело сложиться целое сообщество. Демотиватором принято называть фотографию или картинку, помещённую в чёрную рамку. Внутри этой рамки обычно располагается какое-либо изречение, которое становится подписью к картинке или как-либо комментирует её. Данное интернет-сообщество возникло относительно недавно. Наиболее известный сайт demotivators.ru был открыт в 2008 году. Но и за этот небольшой срок создание демотиваторов превратилось в очень популярное развлечение. В различных социальных сетях организуются группы, посвящённые демотиваторам. Так, в «ВКонтакте» насчитывается около 1800 таких групп, в «Одноклассниках» их открыто около 60. В самой многочисленной группе зарегистрировано около 352 400 участников! Разумеется, далеко не все из них являются непосредственными авторами демотиваторов, большую часть составляют простые зрители или комментаторы, но часто именно от них зависит атмосфера в группе. Сайт www.demotivators.ru также имеет свою официальную группу «ВКонтакте», но она является не такой многочисленной. В её состав входит примерно 48 тысяч участников. По утверждению главного администратора этой группы, только в ней «поддерживается классическая школа демотивационного искусства в России»[5]. В исследовании приняли участие 15 авторов демотиваторов, входящих в эту группу, а также 11 зрителей и комментаторов из неё. Основным методом сбора информации стали полуструктурированные интервью, проходившие преимущественно в on-line режиме в течение полугода (лето-осень 2010 г.). Только так можно было связаться с создателями демотиваторов и наиболее активными комментаторами, поскольку они проживают в разных городах нашей страны (Москва, Волгоград, Кривой Рог, Киев, Казань, Санкт-Петербург и т. п.). Поэтому в большинстве случаев их профайл «ВКонтакте» являлся единственным доступным личным контактом, по которому с ними можно было связаться.
У некоторых из участников группы брались повторные интервью, в ходе которых уточнялись отдельные вопросы, в частности по отношению к конкретным темам, выбираемым для своих работ. Среди авторов в выборку попали и лидеры внутреннего рейтинга группы.
Эта группа «Демотиваторы. ру» была выбрана неслучайно. Её отличительной чертой является интерес к серьёзной социальной проблематике. Во время проведения исследования в группе шло обсуждение таких тем, как «Навязанные Праздники, или Гражданство Великой Страны», «СССР», «О законе Парето и школьном образовании», «Чиновники», «Преступление и наказание», «Дефолтная религия», «ЗА и (или) ПРОТИВ срочной воинской службы», «Новое поколение», «Христиане», «Твердо стоишь на ногах?», «Почему ты бедный?», «О мате замолвите слово…», «Самоубийство», «СПИД – Миф», «Странная реклама», «Вы ведете здоровый образ жизни?», «Реально ли дожить до 80?», «Зачем лечат алкашей и наркоманов?», «Очередной пост о ценностях», «Наше время». Также часто дискутируются вопросы отношений между мужчиной и женщиной: «Взгляд на Отношения», «Нет секса, значит, нет свидания!», «Все женщины – дуры…», «Ревность, и как она сожрет Вас и Вашего партнера», «Дети», «Стоит ли ребёнку лгать про капусту и Деда Мороза?» и другие. Администрация группы оперативно реагирует на текущие события, происходящие в стране, например, в августе 2010 года появилась новая рубрика «Горят леса!». Конечно, не все из предлагаемых администраторами тем одинаково интересны участникам. В одних из них можно найти не более десятка сообщений, но в другие присылается и до 500 сообщений. Среди таких горячих «веток» особо выделяется «Доморощенным неполноценным «нацикам»», ставшая самой посещаемой за всё время существования группы. Что неудивительно, поскольку любые работы, в которых затрагиваются межнациональные отношения в стране или в целом её положение на международной арене, как правило, вызывают многостраничные комментарии. Например, демотиватор «Так и сделаем»[6] о присоединении России к Украине вызвал 5413 комментариев, а на демотиватор «Опусти глаза и быстро пересеки двор»[7] (фотография с заголовком «Эй, рюсский! Теперь это наш двор») пришло 5812 комментариев.
История с другим демотиватором «Привет от братского народа Чечни!..», посвящённым тому же этническому вопросу, показала, что эти постеры можно с успехом использовать и как средство политической пропаганды. И хотя судебной психолингвистической экспертизой эта работа вместе с поступившими на неё комментариями была признана экстремистской[8], она обошла многие сайты. На демотиваторы обращают внимание не только политтехнологи, но и рекламщики. На многих специализированных форумах высказывается мнение, что они как нельзя лучше подходят для вирусной социальной рекламы[9]. Необычные по форме плакаты могут и вызвать интерес к проблеме, и показать её с неожиданной стороны.
У специалистов интерес вызывают не только сами демотиваторы, но и их авторы. При этом соответствующие группы в социальных сетях уж очень непохожи на другие описанные в отечественной научной литературе интернет-сообщества. В частности, в этих группах отсутствует один из главных признаков подобных сообществ – тематическое единство [Шикула, 2006]. Только на одном сайте www.demotivators.ru среди самых «топовых» тэгов выделено более 200 тем: от котов до коммунизма и от Малевича до Обамы. На все эти тэги присылаются работы, комментарии которых выходят далеко за заданные тематические рамки и нередко выливаются в настоящие философские споры. Анализ комментариев по использованным ник-неймам показывает, что одни и те же посетители готовы общаться по принципиально разным вопросам, высказывая мнение по поводу содержания буквально каждой вывешиваемой работы. Нет в этом сообществе и постоянно приписываемой интернет-коммуникациям игры в конструирование идентичностей [Пипенко, 2006]. В комментариях на самом сайте даже не используются аватары! А в рейтинге лучших авторов встречаются и настоящие имена. Кроме того, посетители – как сайта, так и соответствующей группы «ВКонтакте» – не страшатся приводить биографические воспоминания из своей школьной, студенческой, а иногда армейской жизни в подтверждение выносимых оценок. Несомненно, текст комментариев тоже служит важным способом самовыражения участников, однако, отсутствие ярких визуальных репрезентаций сразу озадачивает, особенно в связи с тем, что, как настаивают сами демотиваторщики, их сообщество носит творческий характер и связано с новым видом изобразительного искусства, а многие из постоянных авторов, как показали проведённые интервью, учатся в художественных или архитектурных вузах.
Ещё одно отличие группы «Демотиваторы. ру» заключается в том, что она хорошо организованна и имеет довольно упорядоченную структуру. Всем её участникам присваиваются определённые статусы в зависимости от степени активности на сайте и в социальной сети. К ключевым позициям в этом сообществе относятся администраторы, модераторы и авторы. Их положение подчёркивается не только тем неформальным авторитетом, которым они обладают, но и предписываемыми им ролевыми функциями. Так, администраторы должны организовать работу сайта, делать всевозможные изменения по нему и следить за внутренним порядком в группе. Но помимо этого, они также обсуждают и комментируют работы авторов. В функции администраторов входит и выбор модераторов. В свою очередь, модераторы чаще всего занимаются проверкой выкладываемых на сайт работ. Именно они решают, попадут ли они на всеобщее обозрение или нет. Модераторы также являются организаторами конкурсов и ведущими «топиков», т. е. отдельных тематических дискуссий. Победа в таких конкурсах приносит рядовым авторам не только признание, но и даёт возможность попробовать себя в роли модератора. Администраторами и модераторами становятся только бывалые авторы, доказавшие своё мастерство, умение и талант. Их заслуги являются настоящим культурным капиталом: чем большим количеством посетителей они признаются, тем больше доверия вызывают выносимые ими оценки, и тем прочнее становится их положение. Вместе с тем, высокий статус не освобождает администраторов и модераторов от критических отзывов в адрес их собственных демотиваторов. Хотя некоторые из них имеют право выкладывать свои работы, не подвергаясь рецензированию. Остальные же авторы вынуждены ждать, пока их демотиваторы будут проверены и допущены на сайт. Лучшие авторы определяются тем, сколько его работ было добавлено посетителями к себе в избранное. Работы таких авторов можно увидеть в специальном разделе «Доска почёта».
Наиболее опытные авторы – сами себя они называют «старички демотивации» – входят в состав методистов. Методистами являются те, кто очень хорошо знает методику составления и оформления демотиваторов, а также мотиваторов. Ими становятся «старые» участники сайта, а также самые активные зрители из группы «ВКонтакте», которым удается ярче других комментировать обсуждаемые работы. Методисты берут себе в ученики новых авторов, так как они могут доходчиво объяснить им азы создания демотиваторов, обучить их этому ремеслу и объяснить им основные ошибки. Таким образом, на методистах лежит задача обеспечения преемственности в сообществе и поддержании принятых в нём норм. Советы методистов нередко выходят за рамки исключительно творческих консультаций. От них новички могут услышать и жизненные наставления, вроде «ты не тех принципов в жизни придерживаешься, друг…». Поэтому, не будет преувеличением сказать, что именно методисты пользуются наибольшим неформальным влиянием как среди других авторов, так и зрителей. Не зря один из них в своём интервью называл требования к присылаемым работам с большой буквы «Правилами». По его мнению, последовательное и точное соблюдение этих правил является залогом того, что в группе будет «всё прилично и строится на взаимоуважении». Ссориться с методистами опасно даже для модераторов, испорченные отношения могут стоить им высокого статуса. Авторы со стажем стремятся научить учеников не только оформлять свои демотиваторы, но и уважать чужие: «Ведь мы вкладываем душу в постер, который впоследствии просто не понимают и уничтожают словесно». Большинство участников исследования сошлись на том, что присутствие методистов сильно отличает группу «Демотиваторы. ру» от аналогичных групп «ВКонтакте», а также от одноимённого сайта. Они не позволяют разговорам уходить далеко в сторону от обсуждаемых работ и проблем создания демотиваторов на разные темы.
Среди авторов существуют своего рода открытая и закрытая «тусовка». Для того, чтобы попасть в открытую «тусовку» нужно всего лишь зарегистрироваться в социальной сети или просто зайти на сайт. О закрытой «тусовке» авторы стараются не распространяться даже в интервью. Известно, что в неё входят в основном те, кто начинал соответствующую группу «ВКонтакте». Сами они характеризуют свой круг как «тусовку друзей-товарищей»: «…о закрытой ничего такого сказать не могу… разве что, мы там обсуждаем самые основы создания демотиваторов, обсуждаем и выдвигаем идеи, определяемся с терминологией и т. д. …»