Жил-был маленький Мышонок. Не обычный, а летучий, чёрного-чёрного цвета, с большими крыльями. Весь день он спал в тёмном уголке, а вечером просыпался, прилетал к окнам больших городских домов и наблюдал за тем, как живут разные люди.
Если вы ещё не знаете, то каждый год в конце октября наступает день, а точнее, ночь, когда любая летучая мышь может устроить чудо. Загадать какое угодно желание, которое непременно сбудется. Но сделать это она может только один-единственный раз в жизни. В одну-единственную осеннюю ночь. Поэтому все летучие мыши очень долго обдумывают свои желания, прежде чем их осуществить.
Каждый год с наступлением осени Мышонок вспоминал о своей мечте. Больше всего на свете он хотел стать звёздочкой. Оказаться высоко-высоко в небе среди чудесных огоньков и оттуда наблюдать за всем, что происходит внизу. Указывать дорогу путникам, дарить вдохновение творцам. Сиять так ярко, чтобы никто не мог оторвать взгляда.
Мышонок часто видел, как по вечерам люди поднимают глаза к небу и подолгу смотрят на звёзды. Любуются. Делятся с ними своими секретами или о чём-нибудь просят. А с ним, с Мышонком, никто никогда не разговаривал и не делился секретами. Увидев его, люди всегда кричали или бросались разными предметами. "Никто не любит летучих мышей, – думал он, – а вот звёзды – совсем другое дело. Они всем нравятся, с ними все хотят дружить".
Иногда Мышонок тоже смотрел в ночное небо и думал, как здорово, наверное, там живётся. Он представлял, что однажды сможет превратиться в одну из этих ярких искорок, крепко подружиться с другими звёздочками и весело проводить время вместе с новыми сияющими друзьями. Он твёрдо решил, что в этом году точно использует свой шанс и станет звездой.
Наступил конец октября. До ночи волшебства оставалось совсем немного времени, и Мышонок никак не мог дождаться заветного часа для исполнения своей мечты.
Одним тёмным прохладным вечером он, как обычно, летал по улицам, заглядывая в человеческие окна. И так замечтался, что совсем не заметил, как оказался на окраине города, у самого леса, где стоял только один ветхий домик. Мышонок хотел уже повернуть назад, но ему вдруг стало очень интересно, кто же там живёт.
Мышонок зацепился коготками за оконную раму, повис на ней вниз головой (чтобы было удобнее) и заглянул внутрь.
В крохотной светлой комнате уютно потрескивала большая печь. Слабый тёплый свет настольной лампы освещал деревянный пол и бревенчатые стены.
У самого окна сидела девочка. Она медленно жевала подсохший кусочек хлеба и как раз заканчивала пересчитывать звёзды, когда заметила Мышонка.
– Ой, привет! – улыбнулась девочка, – какой ты чёрный! Одни глаза блестят! – она даже прищурилась, чтобы получше разглядеть, а потом спохватилась, – Тебе же, наверное, холодно там? Заходи, мы с мамой очень любим, когда к нам кто-то приходит в гости! Какие красивые у тебя крылышки! Мне так хочется поближе на них посмотреть! Можно?
Она открыла окно и ещё раз позвала Мышонка. Но он не сдвинулся с места. Его ведь ещё никогда не звали в гости. А вдруг там опасно? Мышонку сильно хотелось побывать в настоящем человеческом доме, но боялся он всё-таки немного сильнее. Поэтому на всякий случай остался висеть на оконной раме. Тогда девочка собрала в ладошку оставшиеся хлебные крошки и протянула их своему гостю.
– Боишься? Ну, тогда, может быть, ты голоден? У меня, правда, остались только крошечки, но я с тобой ими поделюсь! Держи!
Мышонок осторожно спустился на подоконник и подошёл к девочке. Раньше люди ничем его не угощали. Он ловко схватил лапками несколько крошек и быстро отбежал назад. Хлеб оказался совсем невкусным, но Мышонок всё равно благодарно пискнул.
– Катя, что ты делаешь?! – раздалось из соседней комнаты, – закрой окно, а то заболеешь!
Мышонок испугался, прижался к стене и стал как будто бы совсем невидимым. В темноте блестели только его глаза.
– Ой, прости пожалуйста! Мама ругается. Если я долго буду на сквозняке, то могу простудиться, – сказала девочка, закрывая окно – пока, Мышонок! Прилетай ко мне ещё, будем с тобой дружить! – на прощание она улыбнулась и помахала рукой. Мышонок тоже помахал ей крылом и отправился дальше.
На следующий вечер он снова прилетел к девочке. А потом ещё и ещё. Каждый раз Катя угощала его хлебом. А он за это научился находить в лесу самые красивые цветочки и стал приносить их девочке. Она очень радовалась таким подаркам и хлопала в ладоши.
Однажды вечером Мышонок прилетел немного раньше, чем обычно. Он повис на раме и стал ждать, когда же Катя подойдёт к окну. Но девочка, почему-то, сразу его не заметила. Она сидела в другом конце комнаты и разговаривала со своей мамой. Мышонок услышал, как она говорит:
– Я бы так хотела получить в подарок на день рождения какую-нибудь игрушку! Совсем любую, хоть даже самую маленькую, только бы настоящую, как у других ребят… Мама, можно?
Мама ничего не ответила. Она отвернулась к окну, и Мышонок заметил, что в её глазах заблестели слёзы. Мышонок видел, что мама с дочкой живут очень бедно, и им не хватает денег даже на новую одежду, а уж игрушек они точно никак не могли купить. Ах, как ему хотелось помочь! Если бы только он стал звёздочкой, то обязательно наколдовал бы для Кати и её мамы всё, чего они только пожелают. Ведь звёздочки отлично умеют колдовать, это всем известно. «А вдруг я успею стать звёздочкой до того, как наступит Катин день рождения? – подумал Мышонок, – тогда я смогу её порадовать!»
– Привет, друг! – закричала Катя, заметив Мышонка и подбегая к окну. "Друг?" – удивился Мышонок. Его ещё никто никогда так не называл.
– А у меня завтра день рождения! – радостно сообщила девочка.
«Как, уже завтра?» – расстроился Мышонок. Ведь как раз следующей ночью он сможет исполнить своё желание. Но будет уже слишком поздно, до Катиного праздника он никак не успеет.
В тот же вечер мама девочки вышла из дома и оглядела опустевший сад. Уже ударили заморозки, и все овощи давно были убраны, но у самого забора ещё оставалась одна-единственная тыква. Такая маленькая, что легко могла поместиться даже в детских руках. Мама сорвала её и вернулась в дом.
Когда Катя пошла спать, Мышонок не улетел, как обычно. Он остался наблюдать за тем, как мама при свете одной-единственной свечи что-то тихонько вырезает из маленькой тыквы.
На следующий вечер Мышонок сорвал для Кати не один, а целых пять самых-самых красивых цветков, какие только нашёл на лесной полянке – больше он никак не мог унести.
– Как здорово! – обрадовалась девочка, – спасибо тебе, Мышонок! А посмотри, что мне мама подарила!
Она показала Мышонку ту самую маленькую тыкву. Только теперь у неё появились аккуратно вырезанные большие глаза, маленький нос и широкая улыбка. Как у куклы.
– Это – волшебная игрушка! – похвасталась девочка, – вот сейчас мама закончит печь пирог, и я попрошу её тебе показать. Если поставить внутрь свечку, то у этой тыквы глаза, нос и рот начинают светиться красивым оранжевым светом! Как в сказке, представляешь? Настоящее волшебство!
Мышонок внимательно посмотрел на тыкву. И совсем не было в ней ничего волшебного. Уж он-то отлично знал, как выглядят волшебные предметы, и эта тыква была совсем на них не похожа.
– А знаешь, что? – вдруг воскликнула Катя, – если ты боишься заходить ко мне в комнату, то я сама приду к тебе на улицу! У меня сегодня день рождения – я уже выросла и стала большая, а значит, мне можно!
Девочка быстро оделась, схватила новую тыквенную игрушку и выскользнула из дома, тихонечко прикрыв за собой дверь.
– А вот и я! – радостно заявила девочка, подбегая к Мышонку, – наконец-то мы с тобой встретились и теперь пойдём гулять!
Если бы Мышонок мог говорить, он обязательно отговорил бы Катю идти гулять, ведь на улице уже темнело, совсем скоро должна была наступить ночь.
– Сейчас отправимся на пикник! – заявила девочка, – я взяла с собой угощения, – она показала Мышонку два овсяных печенья, спрятанных в кармане, – мы найдём в лесу красивую полянку, и там их съедим! Пойдём быстрее, пока мама занята. А то она, кажется, ещё не поняла, что я выросла и теперь сама могу ходить на прогулки. Может и не отпустить.
Катя уверенно пошла в сторону леса. Мышонок махал крыльями и тянул девочку зубами за капюшон, не давая ей идти, но она только смеялась, думая, что он с ней так играет. Тогда Мышонок сел на ближайшее дерево, пытаясь сказать "Я дальше не пойду, и ты не ходи".
– Ну ты чего? – обиделась девочка, – А как же наш пикник?
Мышонок очень постарался сказать ей, что на пикник лучше всего пойти днём и с кем-то из взрослых. Что скоро наступит ночь, и в лесу станет опасно. Что мама будет беспокоиться, когда увидит, что Кати нет дома. Но у него получилось только громко и пронзительно запищать. Катя нахмурилась.
– Знаешь, если ты не хочешь, то я пойду одна! – обиженно сказала она, – Тоже мне, друг!
И девочка зашагала прямиком в чащу леса. Мышонку оставалось только лететь за ней.
Вскоре они действительно пришли на небольшую полянку.
– Вот видишь, как здорово, зря ты боялся, – воскликнула Катя, доставая печенье, – держи, это для тебя!
Печенье понравилось Мышонку намного больше, чем хлебные крошки. Потом Катя захотела играть в догонялки, и он согласился. Эта человеческая игра показалась ему очень забавной. Даже тыквенная игрушка, казалось, радовалась их веселью, наблюдая с большого трухлявого пня.
– Как я рада, что мы наконец-то по-настоящему встретились и смогли поиграть, – сказала Катя, усаживаясь на пенёк, чтобы отдышаться, – ну а теперь нам пора возвращаться!
На улице начало темнеть. Девочка и Мышонок шли по лесу, но всё никак не могли выйти к дому. Когда стало совсем ничего не видно, Катя остановилась.
– Кажется, мы пошли не в ту сторону. Я не понимаю, куда дальше и совсем ничего не вижу, – сказала Катя и поёжилась от внезапно налетевшего холодного ветра.
Мышонок огляделся вокруг. Он хорошо видел в темноте, но тоже не понимал, где находится дом. Пока они играли на полянке, стало совсем непонятно, с какой стороны они пришли.
– Как тут холодно, – проговорила Катя и подула на озябшие ладошки, – Ветер такой противный.
Вдалеке послышался протяжный вой.
– Мышонок, это что, волки? Они хотят нас съесть? – испугалась девочка. Мышонок сел к ней на плечо, чтобы не было так страшно. Он совсем не знал, что делать. Попробовал взлететь над макушками деревьев, чтобы сверху разглядеть, в какой стороне находится город, но запутался в ветвях и чуть не свалился на землю. Попробовал ещё раз, но снова ничего не вышло.
В чаще леса громко ухнул старый филин. Мышонок понял, что наступает та самая волшебная ночь, когда он может устроить любое чудо, какое только захочет. Но всего одно.
Совсем рядом с девочкой что-то громко хрустнуло. Она вздрогнула и побежала вперёд, не разбирая дороги. Запнулась об корягу, упала и горько заплакала.
– Мышонок, что же нам теперь делать? Куда идти? Я не хочу, чтобы меня съели волки!
Мышонок ещё раз попробовал подняться в небо, но снова запутался крыльями в колючих ветках.
«Вот если бы я стал звёздочкой, то я бы сверху увидел дорогу и точно помог Кате вернуться домой, – с досадой подумал Мышонок, – а вдруг, если я окажусь высоко на небе, то не смогу разглядеть оттуда свою подругу? – забеспокоился Мышонок, – ведь нам сейчас из-за деревьев не видно ни одной звезды… Получается, если я загадаю, чтобы моё желание исполнилось, то Катя может остаться совсем одна в лесу, а я ничем не смогу ей помочь.»
В чаще леса снова ухнул старый Филин – приближалось время волшебства. Ветер стал ещё холоднее, а волк завыл, кажется, совсем рядом. Девочка перестала всхлипывать и покрепче прижала к себе тыквенную игрушку.
– Мышонок, ну зачем же мы пошли в лес без взрослых? Как же нам теперь отсюда выбраться? – прошептала она.
«Я просто могу загадать, чтобы Катя нашла дорогу домой, – подумал Мышонок, – но тогда я потрачу своё единственное желание и уже никогда не смогу стать звёздочкой и попасть на небо… Моя мечта не исполнится, и я на всю жизнь останусь летучим мышонком, которого никто никогда не захочет любить.»
Филин ухнул в последний раз. Мышонок посмотрел на девочку и вдруг понял – не обязательно становиться звёздочкой для того, чтобы тебя любили. Достаточно просто быть рядом со своим другом и не бросать его в трудную минуту. Теперь он точно знал, какое желание загадать.
Мышонок громко пискнул, закрыл глаза, и в ту же секунду тыква в руках у девочки вспыхнула ярким оранжевым светом. Лес засиял золотистыми огоньками, тыква поднялась в воздух и медленно поплыла вперёд, указывая дорогу. Девочка побежала следом. Деревья и кустарники расступались в стороны, пропуская её. Наконец, девочка раздвинула еловые ветки и оказалась прямо у своего дома.
– Ура, мы пришли! Тыква и правда волшебная! – хлопала в ладоши Катя, – Мышонок, ты рад?
Девочка оглянулась по сторонам, но нигде не увидела своего друга. Но она хорошо чувствовала его цепкие лапки на своём плече всё время, пока бежала. "Наверное, он уже ждёт меня на подоконнике," – решила она. Тыква перестала светиться, и медленно опустилась Кате прямо в руки.