Переломный момент в войне руси и славян наступает в 862 году. Этим годом летопись отмечает призвания варягов-руси. Эта дата считается официальной точкой отсчёта начала русского государства. Прочитаем летописный текст: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик»3. Данный текст имеет, очевидно, легендарный характер. Потому что отделить в нём истину от вымысла надо произвести серьёзный его анализ. Кто призывал русь? Летописец перечисляет четыре народа: чудь, словене, кривичи и весь. Итак, мы видим границы Славии, которая объединяла, как минимум четыре народа. Это был государственный и военный союз племён. Полиэтничность указывает на развитость этого государственного образования. В Новгороде формируются правительственные структуры в виде совета и веча. Эти народы заключили между собой договоры о равенстве, так как мы не видим доминирования одного какого-то народа над другими. Если верить Нестору, союзники изгнали варягов за море, после чего начали конфликтовать и враждовать друг с другом, даже «род на род пошёл». Произошла какая-то катастрофа. Раньше как-то жили и управляли собой без варягов, а тут без них никак ничего не получается. Это ложь не летописца Нестора, а Нестора официального историка. Были ли варяги-русы хорошими управленцами? Мы знаем, что Русь уже 850-е годы хозяйничала к югу от Новгорода, и что? Мы знаем только, что они совершили нападение на империю, на Византию. Больше каких-то важных сообщений о том, что происходит в Куяве-Киеве, мы не имеем. А, что мы знаем о Рюрике, правившем в Новгороде? Он сажал в города своих мужей. Из этих сведений мы можем очертить границы его государства, в которое видимо входили Полоцк, Белоозеро, Муром, Ростов и Изборск.
Приглашение и призвание варягов принято считать легендой. Летописец пишет, что после изгнания варягов, встал род на род. Это трудно себе представить в полиэтническом государственном объединение, в котором объединились разные по крови племена славянские и финно-угорские. Уровень Славии, как государства, к моменту «призвания Рюрика» явно был выше примитивных родовых отношений. Мы можем смело предположить, что к этому времени в Славии уже сложились жизнеспособные государственные институты самоуправления, позже оформившиеся в республиканскую форму управления, о которой нам уже что-то известно, благодаря письменным источникам. Также мы знаем, что в поздней истории Новгорода существовала практика призвания русских князей. При этом власть князя была значительно ограничена. Управление Новгорода представляло собой что-то вроде весов, на одной чаше, которых находилось местное самоуправление, на другой князь с военными структурами. Такая структура и обеспечивала демократический уклад государства. Власть князя была ограничена договором. Что не нравилось русским князьям, привыкшим к более широкой власти в других русских княжествах. Как же обстояло дело во время Рюрика? Правил ли он произвольно, либо по договору? Летописи молчат об этих деталях. Если он, в самом деле, сажал в городах своих мужей; то из этого следует сделать вывод, что власть его была велика, и Рюрик был типичным феодальным правителем своего времени. Может быть, в действительности не было никакого призвания, а был захват. Исходя из летописной версии истории, мы видим, что в Новгороде в 862 году возникло русское государство, после захвата или приглашения русов новгородцами. Русское государство пришло на смену славянскому государству Славии. Так происходит в истории любого государства: на смену одному периоду приходит другой, на смену одной форме правления приходит другая, одна этическая управляющая группа сменяется другой. Насколько правдива летопись и точна, что касается даты и самого факта существования Рюрика. Я предполагаю, что автор летописи, использовал всё же в своей работе какие-то источники с датами, цифрами и именами. Рюрик должно быть был личностью знаковой своего времени, если память о нём сохранилась спустя двести и больше лет. Его история – это история завоевания русами, как этнической группой, огромных пространств занятых восточными славянами и финно-угорскими племенами. Так складывались многие государства. Мы видим, что русь не едина, а разделена на группы со своими вождями, а может быть родами. Они уже завоевали земли славян, лежащие на пути из варяг в греки. Что-то интересное происходит в Киеве, здесь видимо русам приходится вступить в конфликт с Хазарским каганатом сильной державой, которая возможно угнетала местных славян. Русы могли подчинить себе славян, но при этом признать свой вассалитет по отношению к Хазарии. Отметим, что Рюрик не лезет в Киев. Он властвует на севере. Не исключено, что он воюет с другими русскими князьями и князьками, отнимая у них их города. Рюрик подчинил себе Полоцк и Ростов, которые позже не входили в территории, контролируемые Новгородом. Особую ценность в его завоеваниях имел Ростов. Это колония славян в землях финно-угорского племени мери. Здесь славяне и финно-угры создали своё особое государство с собственной мрачноватой харизмой. Как у всякого значимого государства в начале его участвовала группа активных людей со своим мировоззрением, передающим его своим потомкам-последователям. Не это ли та самая загадочная страна Арс, описываемая арабским географом? Закрытая страна, где не любили чужеземцев и убивали их.