Моя первая книга («Астрология: руководство по составлению прогнозов», «Астрология: составление прогнозов», «Астрология от “А” до “Я”: составление прогнозов», «Большая книга астрологии: составление прогнозов») выдержала 10 изданий (более 30 000 экземпляров). Она продавалась в России, Украине, Беларуси, Азербайджане и других странах СНГ, а также Америке; и в 300 интернет-магазинах. Был установлен своеобразный рекорд издания литературы по ведической астрологии в СНГ: за 10 лет этой книги было продано намного больше, чем книг известных российских и зарубежных астрологов. Более того, в интернете появились электронные варианты книги, она есть в различных электронных библиотеках, что свидетельствует о большом к ней интересе. Автор получил много писем, в которых выражалась признательность за прекрасную книгу, за освещение сложных духовных вопросов понятным языком и «раскрытие своих астрологических секретов». Автор благодарен всем читателям, приславшим отзывы.
Общаясь с интересными людьми, представителями духовных кругов общества, читая новую литературу по классической и ведической астрологии, изучая лекции известных российских и зарубежных астрологов, анализируя письма читателей, мнения клиентов, учеников и слушателей, автор обнаружил, что имеется несколько нелепых стереотипов в восприятии астрологии. Это касается: (1) свободы воли, (2) духовной независимости человека от звезд, (3) отсутствия духовного начала в астрологии. Эти расхожие представления свойственны не только тем, кто лишь иногда обращается к самой человечной науке о звездах, но, как правило, и самим астрологам.
Со свободой воли – первый стереотип – многие (в основном западные) астрологи, владеющие этой наукой профессионально, связывают возможность избегать точного прогнозирования, ссылаясь на ориентировочный, приблизительный, общий, по их мнению, характер астрологии. Они ограничиваются схематическим обзором психологического будущего своих клиентов, действуя в русле так называемой астропсихологии.
Астропсихология опирается на бо́льшую свободу воли, которой якобы обладает современный цивилизованный человек. В лице среднего астропсихолога мы имеем немного интеллекта, минимум квалификации и почти никакой ответственности перед другими. Ясно, что астропсихология приносит определенную пользу, если ее использует психотерапевт, психолог и даже не особенный специалист в этих областях, однако философское обоснование их деятельности, которое дают они сами, нас совершенно не устраивает.
Под свободой воли также понимают возможность добиться в жизни чего угодно благодаря собственным настойчивым усилиям. Например, есть много книг, где советуют, как перестроить образ жизни, чтобы стать миллионером, удачно выйти замуж или добиться оглушительного успеха в карьере. Личность в этом случае рассматривается как чистый лист бумаги, на котором сам человек может, если захочет, написать каллиграфическим почерком свою прекрасную биографию. Конечно, это большое заблуждение.
Личность – это не чистый лист бумаги, и не всякий «может управлять государством». В каждом человеке от рождения присутствуют задатки, определяющие его характер, способности и жизненные события, включая время последнего вздоха. Все это, в общем, можно увидеть в личном гороскопе.
Нельзя стать миллионером, если гороскоп говорит о плохой финансовой карме, даже если безоговорочно следовать всем книжным указаниям. Женщина с плохой супружеской кармой никогда не выйдет замуж удачно, даже если будет придерживаться всех советов, которые даны в книгах. Наконец, невозможно стать руководителем солидной компании, если у вас гороскоп рядового клерка. Все это сильно огорчает некоторых неудачливых любителей астрологии, и, находясь во власти чувств и слепого жизненного опыта, они предлагают свою, ложную трактовку астрологии или вообще отвергают ее как науку.
Всякий разумный человек понимает свою безусловную зависимость от кармы и от своего физического тела и, следовательно, осознает свою «несвободу», то есть наличие четких ограничений в возможности тех или иных жизненных достижений. Он спокойно принимает все, что посылает ему Провидение, и ищет свободы в области самопознания и духовного развития. Люди же, чересчур привязанные к простым удовольствиям этого мира, продолжают настаивать на своей независимости от Всевышнего и отрицают все, что не соответствует возможности осуществления их честолюбивых замыслов и желаний, в том числе и астрологию.
О связи судьбы, свободной воли и кармы размышляли многие философы и духовные подвижники. Однако если их взгляды не опираются на знание ведической астрологии, то они, как правило, глубоко ошибочны. Рассуждения о судьбе нередко лежат в русле заурядного житейского мышления, пропитанного материалистическим представлением о Вселенной. Они сродни попыткам человека отделиться от собственной тени и убежать от нее. Причина такого рода философских неудач кроется в отсутствии уважения к астрологии несмотря на то, что астрология наряду с наукой о религиозных ритуалах и санскритом относится к областям знания, без которых правильное понимание Вед – общепризнанного в мире источника духовной истины – невозможно. Более того, астрология считается «глазами Вед».
Так, например, иногда говорится, что даже вор «благодаря решительным усилиям <…> может изменить свои мысли, желания и действия и может стать очень хорошим, благонравным человеком и достичь совершенства, свободы и бессмертия»[2]. Не правда ли, очень напоминает теорию «чистого листа»? Осталось лишь найти преступника с таким благочестивым в общем гороскопом.
Другой популярный стереотип – «духовная независимость от звезд», то есть принципиальная невозможность предсказать по гороскопу судьбу и поступки искренне молящегося, идущего по пути религиозной веры, занимающегося духовной практикой человека. Это любимая тема неудачливых религиозных проповедников. Неудачливы они потому, что самая большая удача в жизни – всегда говорить правду и рассуждать только о том, в чем разбираешься. Есть также много астрологов – как западных, так и ведических, которые тоже считают, что раз сам Бог заботится о верующем, то звезды ему не указ. Здесь мы, конечно, имеем дело с чистой воды материализмом в восприятии как звездного неба, так и лучшей науки о звездах.
Материализм этот, возможно, воспитан на уроках школьной астрономии, где звездное небо рассматривают «под микроскопом», обсуждая гипотезу Большого взрыва, диаграмму «цвет – светимость» Герцшпрунга – Рассела и физические параметры отдельных звезд и планет. Действительно, как может даже священник верить в божественное происхождение Космоса и небес после полета Юрия Гагарина и высадки астронавтов на Луну? В результате и происходит бессознательное разделение Всевышнего и звездного неба, которое, вообще говоря, является не просто Его творением, но и Его экспансией (безличной формой), о чем говорилось в моей первой книге. Поэтому самый лучший психологический тест на искренность веры астролога в свою науку – это вопрос: влияют ли звезды на святых? Для автора ответ «нет» означает «смертный приговор» такому горе-звездочету.
Другая причина образования стереотипа духовной независимости от звезд кроется, по-видимому, в глубоко укоренившемся заблуждении, что астрология предназначена только для анализа кармы (кармической деятельности), понимаемой как деятельность ради обретения ее плодов.
Действительно, Парашара Муни, святой мудрец и один из отцов ведической астрологии, в своем бессмертном трактате «Брихат-Парашара-Хора-Шастра», написанном 5000 лет назад, указал, что Господь Джанардана (Вишну) «воплотился как нава-грахи [девять планет], чтобы живые существа получали результаты своей кармы [действий]»[3]. Заметим, однако, что деятельность может быть как материальной (в обеспечение материальных интересов – карма), так и духовной (ведущейся в духовных целях – акарма).
Акарма, или деятельность, не ведущая к кармическим последствиям, то есть к перевоплощению, – это та же самая карма, только привязанность к ее плодам отсутствует. Иначе говоря, упомянутая формулировка Парашары включает акарму как частный (нулевой) случай кармы. Поэтому гороскоп можно сделать и на теистов, и на материалистов, и на верующих, и на святых.
Практическим подтверждением влияния звезд на святых и даже на аватар Всевышнего является гороскоп Господа Кришны, составленный Гаргамуни – священником семьи, в которой явился Господь. Этот случай, имевший место 5000 лет назад, излагается в Песне десятой «Бхагавата-пураны»[4]. В ученом труде по астрологии под названием «Кхаманикйа» хорошо описаны все созвездия в момент явления Господа Кришны. Там подтверждается, что «ребенок, рожденный в этот благоприятный час, был Верховным Брахма́ном, или Абсолютной истиной»[5].
Гороскоп Господа Чайтаньи Махапрабху, «золотой аватары» (1486–1534), явившейся в Индии, составил астролог Ниламбара Чакраварти, который был его дедом[6]. Шрила Бхактивенода Тхакур в «Амрита-праваха-бхашье» также приводит гороскоп Господа Чайтаньи[7]. Он рассматривался и в первой книге автора, где анализировался еще и гороскоп великого русского святого Серафима Саровского.
Гороскоп основателя Международного общества сознания Кришны и великого гуру-ачарьи Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады из Индии был сделан астрологом по просьбе родителей вскоре после его рождения. Из гороскопа, в частности, следовало, что младенец станет выдающимся духовным учителем, в свои 70 лет совершит далекое путешествие за моря и построит во всем мире 108 храмов[8].
Именно так и случилось: Прабхупада прибыл из Индии в Америку в 1965 году, когда ему было 69 лет, и затем построил более сотни храмов на разных континентах. Еще неизвестно, как бы сложилась судьба религиозного движения Сознания Кришны, не знай Шрила Прабхупада своего гороскопа. Видимо, не случайно Прабхупада ждал своего часа более 30 лет![9]
Для тех, кто знаком с основами ведической астрологии, скажем, что важными духовными комбинациями в любом гороскопе являются соединение хозяев 1-го и 9-го домов или аспект одного из них на другого, а также открытое автором соединение бхакти-йоги: союз Венеры и Сатурна в созвездии Весов[10]. В гороскопе Шрилы Прабхупады присутствует соединение управителей 1-го и 9-го домов в 9-м же доме, а в гороскопе Серафима Саровского эти управители отбрасывают взаимные аспекты.
Имеется множество гороскопов других духовных пастырей, которые (гороскопы) доказывают: звездам подвластно все, происходящее под их сенью, ведь небосвод (как указывал автор в первой книге) представляет собой огромную сверкающую экспансию (распространение) Всевышнего, вселенскую Сверхдушу. Несмотря на это, часто приходится сталкиваться с живучим стереотипом духовной свободы человека от звезд, то есть от Бога. Удивительно, но эта, в сущности говоря, атеистическая точка зрения часто встречается даже среди ведических астрологов, которые, казалось бы, должны иметь широкий взгляд на мир. Это, впрочем, отражает их недостаточную квалификацию. Кстати, многие широко известные специалисты, называющие себя астрологами, на самом деле являются хиромантами и нумерологами, а за свою жизнь не составили ни одного правильного гороскопа.
Третий ошибочный стереотип – якобы отсутствие духовного начала в астрологии – связан, очевидно, с отнесением астрологии к однотипному ряду таких оккультных методов, как, например, гадание на картах, тарелочках или кофейной гуще, без понимания философии средств, методов и механизма, лежащего в основе астрологического прогноза.
Во-первых, в отличие от гаданий, где между предсказателем и его инструментами нередко существует посредник в виде некоторой персонифицированной астральной сущности, в астрологии данные для трактовки создаются самой природой как некоторая большая космическая «примета». В гадании, например, на картах опорную ситуацию (карточный расклад) может создавать упомянутая астральная сущность (что, конечно, не всегда благоприятно само по себе), а в астрологии – Сам Всевышний в форме своей экспансии: звездного неба. Как видим, отличие здесь – принципиальное.
Во-вторых, источником исходных данных в астрологии является небо, а его божественное происхождение и развитие Вселенной входят, как показано автором, в структурный состав астрологии. Обычно, рассматривая Сотворение Вселенной, говорят о какой-то «ведической космологии», хотя «космология» – это термин сугубо научный и напрямую связан с современной атеистической научной картиной мира. «Ведическая космология» – это очередное странное понятие, в котором вольно или невольно принижается значение астрологии в угоду моде на научную астрономическую фразеологию. Применение кем-либо этого противоестественного, вычурного, курьезного понятия можно использовать для очередного теста на бессознательный, скрытый, нерефлексированный материализм.
В-третьих, причина существования астрологии, сама возможность делать предсказания по звездам связаны с Всевышним. Господь есть Всезнающий, Он – Абсолютная Истина. Ему известно все – прошлое, настоящее и будущее. Он является создателем бесчисленных вселенных. Наша Вселенная вышла из Творца и представляет собой Его безличную экспансию, а звездное небо (Шишумара-чакра) как проекция Вселенной на небесный свод есть экспансия этой экспансии.
Таким образом, астрология построена на божественном фундаменте, даже если многие астрологи об этом и не задумываются. Для автора, как и для всякого разумного человека, правильный – сбывшийся – астрологический прогноз является лучшим практическим доказательством существования Всевышнего.
В свою очередь, среди ведических астрологов нет единого взгляда на ключевые астрологические показатели (такие как планеты в домах, хозяева домов в домах, соединения и аспекты планет), по которым можно судить о гороскопе и давать его толкование. Можно сказать, что сейчас отсутствует методически правильный, соответствующий высшей истине и проверенный временем (своего рода справочный) подход к оценке гороскопа. Одни и те же астрологические показатели, как правило, разными (квалифицированными) астрологами интерпретируются неодинаково. Возьмем, в частности, результаты положения тех или иных планет в домах гороскопа. Вот что, например, говорится о Юпитере в 9-м доме гороскопа в великих «Бхригу-сутрах» (5.44–45):
«Владелец гороскопа совершит религиозные и благочестивые поступки, проявит интерес к медитации, будет благочестив и богат. В свои 35 лет он совершит религиозную церемонию. Его отец проживет долгую жизнь. Человек с таким стоянием Юпитера в гороскопе будет праведен, обретет большую известность и славу, окажет покровительство многим людям».
В свою очередь, в других выдающихся астрологических трактатах сказано об этом положении Юпитера так:
«Обладатель гороскопа будет благочестив и религиозен» («Брихат-джатака»);
«Богатство, слава, возвышенное положение, совершение религиозных ритуалов, счастье в детях» («Пхаладипика»);
«Красота, образованность. Обладатель гороскопа будет поклоняться семейным божествам, станет министром царя или командующим армией и признанным лидером» («Саравали»);
«Человек с таким положением Юпитера в гороскопе будет владеть великолепным, большим дворцом или особняком. Он станет фаворитом царя и будет покровительствовать религиозным людям» («Чиматкар-чинтамани»)[11].
Таким образом, «религиозность» и, так или иначе, «богатство» называются в четырех источниках из пяти, причем не во всех одновременно. «Высокое положение» (в том или ином виде) упоминается лишь в трех текстах. «Благочестие», «слава» и «оказание покровительства другим» отмечаются двумя авторами. Наконец, «красота», «образованность», «качества лидера», «религиозная церемония в 35 лет», «счастье в детях» и «долгая жизнь отца» фигурируют по отдельности только в одном из трактатов.
Мы видим, что нет ни одного показателя, который обсуждался бы во всех этих выдающихся работах. Следовательно, все показатели являются в той или иной мере не слишком надежными, сомнительными, спорными. Когда некоторые авторы провозглашают, что Юпитер в 9-м доме имеет те или иные свойства, другие авторы их не называют вовсе и тем самым, по существу, отрицают.
Как говорит наш опыт, даже «религиозность» и «богатство» – наиболее часто упоминаемые здесь качества Юпитера – далеко не всегда входят в жизнь людей с соответствующими гороскопами во время действия (в период / подпериод) Юпитера. Очевидно, что, если Юпитер в 9-м доме оказывается в падении, о богатстве, религиозности, высоком положении, славе, образованности, счастье в детях и долгой жизни отца говорить не приходится. Положение станет заметно улучшаться по мере усиления Юпитера (в зависимости от занимаемого знака). И лишь если Юпитер в знаке будет силен достаточно, можно говорить о тех его достоинствах, которые перечисляются многими авторами.
Рассмотрим теперь в качестве примера Венеру в 6-м доме гороскопа.
«Если Венера располагается в 6-м доме, обладатель гороскопа будет иметь много родственников, детей и внуков. Его враги будут побеждены. Он станет болезненным, расточительным и лживым. Если хозяин 6-го дома силен, следует ожидать увеличения числа родственников и врагов. Когда хозяин 6-го дома соединен с пагубной планетой, или находится в знаке своего ослабления, или соединен с Луной, будет потеря родственников и уничтожение врагов» («Бхригу-сутры»);
«Отсутствие врагов» («Брихат-джатака»);
«У обладателя гороскопа не будет врагов, но он будет беден и несчастлив. Также следует ожидать незаконных связей с несколькими женщинами» («Пхаладипика»);
«Враждебность к жене, много врагов и низменный склад ума» («Саравали»);
«Опасные враги, большие траты, неудачи во всех начинаниях, отсутствие взаимопонимания с отцом и наставником» («Чиматкар-чинтамани»)[12].
Одно из главных значений 6-го дома – это враги, и здесь мнения разделились: (1) «враги будут побеждены или уничтожены» («Бхригу-сутры»); (2) «много врагов, опасные враги» («Саравали», «Чиматкар-чинтамани»); (3) «отсутствие врагов» («Брихат-джатака», «Пхаладипика»). Другое главное значение дома – это болезни, но оно, как ни странно, упоминается лишь один раз (в «Бхригу-сутрах»). «Лживость», «низменный склад ума» и «незаконные связи» встречаются трижды, «расточительность» – дважды. Остальные смысловые конструкты называются только однажды: «много родственников, детей и внуков», «бедность», «несчастливая жизнь», «неудачи во всех начинаниях», «враждебность к жене», «отсутствие взаимопонимания с отцом и наставником». В общем, столь же туманно обстоят дела и с другими положениями планет в домах гороскопа.
Это значит, что как для практической работы, так и для обучения предмету астрологии обсуждаемые трактаты мало пригодны. Из упомянутых текстов лишь «Бхригу-сутры» выделяются большей логичностью и точностью высказываний. Во всех написанных в Средние века выдающихся трудах по ведической астрологии (которые обычно считают маяками на пути познания) в том, что касается положений планет и хозяев домов в домах гороскопа, наблюдается одинаково унылая картина: отражается скорее некий более частный и редкий случай, чем общая ситуация. Кстати, многие средневековые (да и современные) авторы так или иначе традиционно опираются на «Бхригу-сутры», записанные 5000 лет назад.
Из последних работ можно выделить блестящую книгу Тома Хопке (Налини) «Ведическая астрология» (пер. с англ. Д. М. Михайлова)[13], изданную в 1992 году, и полезный комментарий Гириш Чанд Шарма к главе 26, которая называется «Результаты правителей бхав», книги «Брихат-Парашара-Хора-Шастра» (пер. с англ. А. Кузнецова), увидевшей свет в 2005 году. Однако, к сожалению, в труде Т. Хопке при описании результатов положений планет и хозяев домов в различных домах гороскопа не учитываются знаки, в которых эти планеты и управители могут находиться. На практике это нередко приводит к грубым ошибкам в толковании гороскопа. В свою очередь, Г. Ч. Шарма в своем комментарии, естественно, следует в направлении, заданном Парашарой, что не всегда можно считать полезным для современной практики. При этом многие положения управителей оставлены им без комментария.
Имеются в целом превосходные труды и других современных ведических астрологов, например доктора Б. В. Рамана (1912–1998)[14]. Однако и здесь мы наблюдаем довольно частный, узкий, хотя и небезынтересный взгляд на вещи, пригодный скорее для глубокого теоретического анализа, чем для практического использования в консультациях. На наш взгляд, работы остальных авторов заметно уступают доктору Раману.
В связи с этим одна из целей нашей книги – выявление результатов положения планет и хозяев домов в различных домах гороскопа, которые (результаты) имели бы достаточно общий характер и могли использоваться для толкования гороскопа личности в повседневной практике. Оценка влияния планет и управителей домов на судьбу человека – это альфа и омега всякого астропрогноза. При описании последствий расположения планет и хозяев домов мы опирались на свой 30-летний практический и теоретический опыт в астрологии.
Результаты для Юпитера в 9-м доме, представленные выше, можно объединить вместе, и такое обобщение будет выглядеть даже более привлекательно, чем опорные тексты:
«Красота, образованность, счастье в детях. Обладатель гороскопа будет религиозен, благочестив и богат. Он обретет высокое положение, большую известность и славу, окажет покровительство многим людям. Он станет министром царя или командующим армией и признанным лидером, будет владеть великолепным, большим дворцом или особняком. В 35 лет он совершит религиозную церемонию. Его отец проживет долгую жизнь».
Исходные тексты – сведения, от которых мы отталкивались при получении этого обобщенного определения, – окажутся его частными случаями. В современной науке такой способ получения новых данных является вполне законным (например, он часто встречается в физике, физической химии, психологии). При этом всегда надо принимать во внимание те условия, при которых исходные высказывания являются справедливыми, иначе можно получить конструкт, разные части которого будут противоречить друг другу. При создании новых описаний можно опираться как на точку зрения других астрологов, так и на свои умозаключения, обобщая эти сведения. Из чужих высказываний можно также выбирать лишь их часть. В конце концов, важна не сама эта «кухня», а хорошая связь результата и жизни. Авторские права на такие обобщенные умозаключения, естественно, будут принадлежать тому и только тому, кто эти обобщения высказал.
Страной, где влияние материализма на сознание людей заметно ограниченно, является Индия. Уже почти 20 лет изучение ведической астрологии проводится здесь в государственных вузах, и через четыре года учебы выпускник получает диплом, как обычный инженер, врач или юрист. Например, мой учитель астрологии Арджун Чакраборти является деканом в Институте астрологической науки в Колкате (Калькутте), крупнейшем городе Индии. Страна «Бхагавад-гиты» свято чтит свои великие астрологические традиции.
Недалеко от Колкаты, в Западной Бенгалии, находится селение Майяпур. Оно известно во всем мире тем, что здесь явился на свет Шри Чайтанья Махапрабху (1486–1534), самый великий индийский святой. В Майяпуре Международное общество Сознания Кришны (МОСК) заканчивает строительство грандиозного Храма Ведического планетария (высота его 113 метров).
Однажды Гирирадж Свами обратился к своему духовному учителю Шриле Прабхупаде (1896–1977), основателю МОСК: «Я пытался понять, чего же вы вообще хотите. И кажется, две вещи нравятся вам больше всего: это распространение ваших книг и строительство большого храма в Майяпуре». Лицо Прабхупады осветилось, его глаза широко раскрылись, он улыбнулся и сказал: «Да, вы правильно поняли… Если вы построите этот храм [Ведического планетария], Шрила Бхактивинода Тхакур придет сам и заберет всех вас обратно к Богу».
Шрила Бхактивинода Тхакур (1838–1914) обеспечил возрождение вайшнавской философии Чайтаньи Махапрабху. Эстафету затем подхватил Бхактисиддханта Сарасвати (1874–1937) – сын Тхакура и духовный учитель Прабхупады. Бхактивинода Тхакур предсказал появление великолепного храма в Майяпуре – мировом центре ведической культуры сегодня, увидев его в своей медитации. Согласно ведической литературе, храм изменит судьбу всей планеты: с его открытием наступит долгожданный «золотой век» возрождения духовности.
В 1976 году Шрила Прабхупада просил своего ученика Амбаришу даса (Альфреда Форда) – правнука Генри Форда, основателя компании Ford, – помочь в строительстве Ведического планетария. «На данный момент я вложил в этот проект более 20 миллионов долларов», – говорит Амбариша дас. Общие затраты на стройку – около 100 миллионов долларов. Их покрывают из добровольных пожертвований людей со всего мира.
Главное в замысле Шрилы Прабхупады – это огромная пространственная (подвижная) модель мироздания, как его описывает «Шримад Бхагаватам», ведический священный текст. Посетители смогут разглядывать Вселенную с разных этажей храма снизу доверху. Храм Ведического планетария должен изменить представления людей об устройстве мира и напомнить о величии Бога.
На наш взгляд, строительство Храма Ведического планетария обозначило попытку решить основное противоречие духовного развития в наши дни. С одной стороны, духовные искатели в своем развитии хотят поскорее забыть о земном существовании и материальной жизни, а с другой – поскольку весь мир является божественным творением, они вынуждены созерцать его каждый день, погружаясь в размышления о том, как именно Всевышний проявляется в окружающей действительности.
Отражением первой тенденции является, в частности, ежедневное утреннее повторение мантры (джапа-медитация), а сутью, высшим проявлением второй можно назвать астрологию. Астрология на практике доказывает связь между Вселенной и человеком. Составной частью ведической астрологии является наука об устройстве, происхождении и развитии Вселенной (так называемая «ведическая космология», или общая астрология), изложенная в возвышенных стихах Песни пятой великой «Бхагавата-пураны», превозносящей космическое творение Бога.
Исходя из этого, нельзя не видеть, что Храм Ведического планетария так или иначе посвящен великой науке о звездах. Лучший способ примирить две указанные тенденции в духовном развитии человека – идеальную и материальную – состоит в безоговорочном принятии астрологии как составной части духовной жизни и познания Вед, как это заложено в ее статусе высшей из веданг (санскр. «ответвления Вед»). Таким образом, Храм Ведического планетария – это, очевидно, наглядное доказательство того, что астрология является величайшей из ведических наук и должна изучаться каждым искателем высшей истины, служащим Господу Вишну.