Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами первая часть трилогии о Колобке.
Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика.
В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.
Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.
Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.
В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.
Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.
Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.
Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».
Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!
Нет, нет! Я не оговорился!
Именно попутчик!
Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.
Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.
Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.
Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!
Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.
…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.
А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:
– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».
– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?
– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.
– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.
– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.
– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!
Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.
Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:
– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!
Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.
Бабушка тем временем замесила тесто на сметане, скатала из него шарик и поставила в печь.
– Что за хлеб такой душистый поспевает? – спросил дедушка.
– Пеку Колобок для Вани.
– Но Ваня-то уехал, – старик удивленно посмотрел на старуху.
– Ничего! Колобок сам отыщет нашего внука. А по дороге обязательно встретит добрых людей, которые помогут ему в трудную минуту. Ване с таким другом некогда будет грустить.
– Это хорошо, если встретятся добрые люди, а если Лиса? – забеспокоился дедушка.
– А мы расскажем ему сказку о Колобке, его старшем братце. Тогда наш Колобок будет знать, кого остерегаться.
Наконец, свежеиспеченный Колобок оказался на подоконнике. Он остывал. В избушке так вкусно пахло, что так и хотелось откусить кусочек от Колобка. Старик снова забеспокоился.
– Ведь он совсем свежий и совсем глупый. Его кто угодно перехитрит и съест! Останется Ванюша без друга.
Но тут Колобок открыл глазки, радостно засмеялся и спрыгнул с окошка. Старик подхватил его и усадил рядом с собой.
– Здравствуй, дедушка! Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Колобок! – ответили старики. – Посиди тихонько, не вертись! Мы тебе расскажем историю про твоего старшего братца.
Слушая сказку, Колобок дрыгал ногами, размахивал кулаками и приговаривал:
– Да я этого Зайца, эту Лису поколочу. Я их сам съем!
– Не хорохорься! Ты не знаешь, какие они, эти звери. Увидишь – испугаешься!
– Это они меня испугаются! – пригрозил Колобок.
– Тебя-то! Душистого да румяного! – дедушка горько усмехнулся.
– Напугать – это ты хватил через край, – сказала бабушка. – А вот если никто тебя есть не захочет, тогда ты без трудностей доберешься до Вани.
– Как же сделать его несъедобным? – спросил дедушка.
– А вот как! Запрыгивай-ка, дружок, на окошко! – сказала бабушка Колобку. – Смажу тебя маслицем да и присыплю перцем. Перец прилипнет, тебя не то что съесть – понюхать будет невозможно. Сразу же обидчик зачихает.
– Теперь ты похож на комок земли, – дедушка любовался наперченным Колобком. – В лесу на тебя и внимания никто не обратит: там таких комков видимо-невидимо!
– Ну мне пора, – наш свежеиспеченный путешественник подпрыгивал от нетерпения. – До свидания!
– До свидания! Счастливого пути! Найди Ванюшу и стань ему другом! – наказали дед и баба Колобку.
Покатился Колобок по лесной тропинке. И мы с тобой, малыш, отправимся вслед за ним. Мешать ему не будем, но в трудную минуту постараемся помочь.
День выдался солнечным. Пробираясь сквозь густую траву, Колобок напевал. С песней шагалось легко и весело. Колобок и не заметил, как опушка осталась позади, густой травы как не бывало, да и вообще не было никакой травы. Дорога была ровная и какого-то непонятного серо-черного цвета. Колобок уже сделал несколько шагов, как вдруг услышал страшный шум. Он быстро прыгнул обратно в траву. Мимо него прогрохотало что-то страшное. Еще долго было слышно, как Оно издавало непонятные звуки, фыркало, свистело, гудело. Потом стало тихо. Только от небольшого ветерка шептались деревья в лесу.
Колобок долго сидел совершенно сбитый с толку. «Может, вернуться к дедушке и бабушке? – спрашивал он самого себя. – Не успел далеко отойти, а уже страшно». В это же время другой голос говорил: «Стыдно, ведь обещал же! Да и уму-разуму надо учиться!» Колобок встал и решительно пошел к дороге, тем более что оттуда доносились веселые голоса и смех. Это были малыши из детского сада со своей воспитательницей.
– Эй, ребята! – что есть мочи закричал Колобок. Он так боялся, что его не заметят, что, позабыв про страх, выскочил на середину дороги.
Дети обернулись.
– Здравствуйте! – сказал Колобок.
– Ой, какой! Ты кто?
– Кто это?
– Откуда такой хорошенький? – зашумели вокруг него детишки.
– Я – Колобок.
– Не может быть. Ведь Лиса тебя съела, – сказал кто-то из детей и поднял его с земли. Колобок увидел лицо со смеющимися голубыми глазами, задорно вздернутым носиком, посыпанным рыжими крапинками, и огромным голубым цветком в волосах.
– Да это Колобок! А я – Маша, – представилась девочка. – Какой ты румяный и душистый, видно, что испекли тебя совсем недавно!
– Как душистый, как румяный? – встревожился Колобок. – Ведь перед дорогой бабушка всего меня перцем посыпала.
– Когда ты пробирался через траву, весь перец с тебя стряхнулся, – сказал кто-то из малышей.
– Все пропало, теперь меня любой зверь может съесть! – Колобок едва не расплакался.
– Что же делать? Как помочь Колобку? – послышались озабоченные голоса.
– Сначала нужно перейти через дорогу, – сказала воспитательница.
Ребята перешли через дорогу. Колобок был по-прежнему в руках у Маши.
– Это наша воспитательница. Ее зовут Нина Васильевна. Мы ее любим, потому что она все знает, все умеет и любит нас, – шепнула ему Маша.
– Дорога для того, чтобы по ней ездили машины, а не для того, чтобы решать, что делать дальше Колобку. Вот придем на дачу, там все и обсудим, – сказала воспитательница.
К даче вела тропинка.
– Страшное, что по дороге грохотало, – это и есть машина? – спросил Колобок. – Она меня не может съесть?
Ребята засмеялись.
– Ну конечно нет, – ответили они.
– А чем это тебя посыпали? – Колобок показал на Машин нос. – Это чтобы и тебя никто не съел? – спросил он у девочки.
И снова ребята засмеялись.
– Эти крапинки солнышко нарисовало, а называются они веснушками. Они ничем не пахнут, но меня все равно никто не съест, – ответила девочка.
– Тогда можно мне понюхать цветок, который у тебя растет на голове? – спросил колобок.
Теперь уже никто не смеялся. Все поняли, что он совсем-совсем свежий и ничего не знает.
– Это не цветок, – ответила Маша, – это ленточка. Она не растет, а просто привязывается к волосам. – Девочка сняла бант с головы и показала его Колобку.
Когда пришли на дачу, Нина Васильевна сказала:
– Быстренько моем руки – и обедать. А после тихого часа мы решим, чем помочь нашему новому приятелю.
Колобок проголодался и быстро управился с обедом, а впечатления дня так его утомили, что он сразу же после еды уснул.
Ребята же, наоборот, были настолько возбуждены происшедшим, что и во время еды, и в тихий час разговоры о случившемся не прекращались: все делились впечатлениями и ждали, что же расскажет им Колобок.
Но вот наступил долгожданный момент, когда можно вскочить с постели. Заправив кровати, дети выбежали во двор дачи и разместились на скамейках. Колобок устроился на коленях у Маши. Он выспался, повеселел, чувствовал себя в полной безопасности среди новых друзей. А главное, Колобок верил в то, что ребята помогут ему. Он начал свой рассказ. Вначале – история старшего братца, затем – его история. Ребята зашумели. Нужно помочь Колобку добраться до Ванюши. Каждый наперебой выкрикивал что-то. В таком гаме невозможно было расслышать ни единого слова. Тогда Нина Васильевна сказала:
– А теперь каждый крикнет свое решение.
Ребята дружно закричали.
– Ну как, всем понятно? – спросила воспитательница.
– Нет, нет, – послышались голоса ребят.
– Что же делать?
– Нужно говорить тихо и по одному, тогда всем будет слышно, – сказал Вова.
– Хорошо, начнем с Анечки, – и воспитательница указала на девочку, сидевшую с краю.
– А что, если, – затараторила она, – Колобок будет катиться не по тропинке, а по травке? Вот Лиса его и не заметит.
Малыш, ты, наверное, тоже придумал что-нибудь? Подскажи ребятам.
Напиши или нарисуй.
– Надо взять ружье, – вскочил сидевший рядом Боря, – и застрелить Лису, пусть не ест Колобка. А из Лисы сделать воротник для бабушки.
– Нет, жалко Лису, – забеспокоились ребята, – ведь без нее в лесу никак нельзя, она красивая и хитрая.
– А что, если Колобок перехитрит Лису? – сказал Алеша. – Пусть он не садится ей на нос, а поет свою песенку на лесной тропинке.
– Нет, нет! Пусть совсем не поет, а быстро убегает от Лисы.
– Лучше будет, если Колобок станет смелым и совсем никого не будет бояться.
– Если он будет сильным и ловким, то всегда сможет побороть Лису.
– Пусть лучше Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем!» Она испугается и убежит.
– А если бы Колобок подружился с Лисой, как было бы хорошо!
Вот видишь, малыш, сколько советов дали ребята Колобку, чтобы ему выйти невредимым из лесу.
«А что, если…» – эта, фраза часто звучит у детей, когда они пытаются помочь Колобку спастись, т. е. идет перебор вариантов решения. Одни более удачные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть МПиО.
В этой главе мы показали, как используется этот метод. Ответы детей приведены типовые. Они прозвучали на занятиях с детьми от Владивостока до Риги, от Кишинева до Норильска.
Наши подопечные, поняв, что высказывать можно любые, даже самые невообразимые, предположения, фантазируют вовсю. При этом довольно часто они в своих предложениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. В своем желании выручить Колобка они бывают безжалостны – убить Лису, а дальше в зависимости от места проживания: в снежном Норильске сшить шубу, а в более южных районах сделать красивый воротник.
Как видите, пользуясь МПиО, можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.
Родительская педагогика не обходится без МПиО. В общении с ребенком вы постоянно экспериментируете: не получилось со скрипкой, попробуем с коньками, не пошло фигурное катание, возьмемся за английский. И фраза «А что, если…», как верная спутница, сопровождает вас в этих экспериментах. Кстати, ваши дети применяют этот же метод. Они тоже экспериментируют, причем в первую очередь на вас.
Возраст МПиО очень почтительный. Он превосходит возраст человечества. Даже природа в своем развитии уже давно использует его. Благодарное человечество преклоняет голову перед этим методом, так как с его помощью сделано множество открытий, но на это затрачена масса времени и средств.
В настоящее время этот метод не устраивает нас.
Рассмотрим схему Метода проб и ошибок на рисунке.
Если задача относительно простая, то область решения находится недалеко от отправной точки, т. е. перебором небольшого числа вариантов можно «дотянуться» до ответа. Если же мы встречаемся со сложной проблемой, то МПиО – плохой помощник.
Маша открыла глаза, в спальне было тихо. Все еще спали.
Девочка сразу же заглянула в коробку, стоявшую у ее кровати. Вчера вечером из коробки, где раньше лежала кукла Рита, устроили постель для Колобка. Коробка была пуста. Маша быстро оглядела всю комнату. Колобок сидел на подоконнике и был полностью поглощен происходившим во дворе.
– Здравствуй, – сказала негромко Маша.
– Смотри, смотри скорее сюда, – закричал Колобок.
– Тише, ведь все еще спят. Сначала нужно поздороваться.
– А зачем? – спросил Колобок.
– Когда люди встречаются, они желают друг другу здоровья, хорошего настроения и говорят: «Здравствуй».
– Но ведь мы с тобой еще вчера встретились, – недоумевая, сказал Колобок.
– А сегодня мы проснулись и снова встретились. Поэтому…
Но Колобок не дал ей договорить.
– Ну ладно, здравствуй. Только скажи, что это такое?
Маша посмотрела в окно и сразу все поняла. Внимание нашего героя было приковано к стайке воробьев на дорожке сада. Девочка начала рассказывать. Колобок слушал, не отрывая глаз от птиц.
– Это птицы. Они умеют летать.
– Это как? – спросил Колобок.
– А вот так – машут крыльями и летят. Смотри, смотри.
В этот самый момент птицы вспорхнули и улетели.
Колобок сидел на подоконнике и улыбался. Все было непонятно, но очень здорово!
– Ребята, подъем, – послышался в тишине спальни голос воспитательницы. Дети нехотя заворочались на кроватях. Утром вставать всегда неохота.
– Да вы посмотрите, ведь Колобок уже давно проснулся, – сказала Нина Васильевна. Одеяла в одно мгновение подлетели вверх, и все дети до единого вскочили на ноги.
– Молодцы! – похвалила ребят воспитательница и огляделась вокруг. – Ой! Какая спальня растрепанная, лохматая. Давайте «причешем» ее.
– Разве у спальни есть волосы? – удивился Колобок.
– «Причесать» спальню – это привести в порядок постели, аккуратно сложить одеяла и подушки, – объяснила Катя.
– Вот еще – постели складывать! Но ведь и вечером, и в тихий час их снова нужно раскладывать и снова складывать, – раздосадованно протянул Колобок.
Малыш, а ты как считаешь?
– А ты посмотри на спальню, – сказал Дима.
Колобок оглянулся по сторонам: сваленные и неубранные одеяла и подушки холмиками вздымались на кроватях.
– Они похожи на взъерошенного мальчишку, которого нужно причесать, – добавил Дима.
С веранды послышалась музыка. Она звала всех детей на зарядку. Маша взяла Колобка на руки и вместе со всеми выбежала на веранду. Девочка боялась, что кто-нибудь наступит на Колобка, но, честно говоря, ей совсем не хотелось, чтобы еще кто-то брал его на руки.
Малыш, а ты делаешь зарядку по утрам?
Дети быстро выстроились рядами.
Нина Васильевна встала лицом к детям.
– Доброе утро! – сказала она.
– Доброе утро! – последовал дружный ответ.
– Колобку лучше встать впереди, чтобы видеть, как делать упражнения.
– Итак, начнем, – сказала воспитательница и включила музыку. – Первое упражнение – потягивание.
Колобок внимательно смотрел на Нину Васильевну и старался изо всех сил. Сначала получалось все плохо, но постепенно руки, ноги и музыка пришли в согласие. Настроение заметно улучшилось. Но музыка вдруг закончилась.
– А теперь – умываться! – сказала Нина Васильевна.
Колобок, подпрыгивая, направился к Маше.
– Почему когда мы махали руками, то никто из нас не улетел, даже не взлетел никто? – спросил он.
– А тебе сейчас не хочется летать? – спросила, улыбаясь, девочка.
– Хочется.
– Вот видишь, какая волшебница – зарядка. После нее всегда радостно и хочется летать. Полетели умываться, – скомандовала Маша.
Малыш, а чем тебе нравится зарядка, какие упражнения ты предложил бы детям?
Да, в умывальную лучше всего было бы влететь. Можно, конечно, было и заплыть, но вот войти было трудно. На полу сияли лужи. Довольно приличные. Воспользовавшись отсутствием Нины Васильевны, ребята не торопились умываться. Они брызгались, зажимая носики кранов, устраивали фонтаны. Намыливали целые сугробы, запускали пенные облачка и мыльные пузыри. Но вдруг все стали добросовестно чистить зубы и мыть уши – вошла воспитательница.
– У вас тут будто весенняя оттепель. Еще лежат снежные сугробы, но уже побежали ручьи. Но где же солнышко, чтобы высушить лужи? – Нина Васильевна загадочно улыбнулась и добавила: – Солнышком будет тот, кто умоется последним. В углу стоят швабры с тряпками. Они-то и помогут нашим солнышкам справиться с лужами!
Сказала и вышла.
Умывание пошло быстрее, и через некоторое время Дима и Ирочка взяли в руки швабры. Мыть пол, а тем более шваброй, им приходилось не часто, поэтому дело спорилось и наказание им понравилось.
Для детского сада начался обычный день, наполненный обычными делами и обычными шалостями. Необычным же день был только для Колобка. Он ко всему присматривался, прислушивался, всем интересовался. Бесконечный поток «почему?» обрушился на ребят. И они изо всех сил старались – отвечали на каждый вопрос. Даже если вопросов не было, рассказывали обо всем, что знали.
Особенно интересно было ребятам на занятии. Сегодня воспитательница рассказывала о домашних животных. Тема была выбрана не случайно. Домашних животных все знали хорошо. На даче в дружбе и согласии жили куры с цыплятами, два красавца-петуха Петя и Митрофан, кошка Мурка и пес Полкаша. На занятии еще раз вспомнили всех домашних животных, потому что завтра… Да, завтра будет необычный день. Уже целую неделю заманчивое слово «зоопарк» не сходило с ребячьих уст, потому что завтра они поедут в зоопарк.
День близился к вечеру. После ужина ребята вместе с воспитательницей собрались на лужайке у дачи. От впечатлений у Колобка голова шла кругом. И только одна мысль все время тревожила его: «Что же для Вани будет интереснее всего?» И он спросил об этом у своих друзей.
– Играть, интереснее всего играть, – в один голос закричали малыши.
Колобок вспомнил, что в течение дня ребята старались все время играть. Они играли даже тогда, когда нужно было делать совсем другие дела: во время уборки спальни над головами летали подушки, во время умывания пускались фонтаны, во время еды шел обстрел из хлебных шариков. Об этом он сказал ребятам.
– Вот видите, оказывается, что и играть не всегда хорошо, – Нина Васильевна с укором глянула на своих подопечных. Ребята опустили головы. Им было стыдно. Но и воспитательница, и сами ребята знали точно, что завтра, послезавтра и потом – потом они все равно будут шалить и баловаться, потому что так жить веселей.
– Выходит так: играть хорошо и играть плохо, – продолжила Нина Васильевна. – Помните, мы играли с вами в игру? Она так и называется «Хорошо – Плохо». Вот в нее-то мы и поиграем. Но только в следующий раз.
В первых двух главах этой книги герои задумывались сначала над вопросом «А что, если…», затем «Почему?» и «Зачем?». Именно вопрос «Почему?» и заставляет нашего малыша в игре «Хорошо – Плохо» постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Это вам ничего не напоминает, уважаемые родители?
Конечно же, это один из элементов диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Эта игра постепенно приводит малыша к пониманию и к ощущению противоречий в окружающем его мире.
Необходимость выбора, потребность решать противоречия возникают в жизни ребенка, да и не только ребенка, ежеминутно, причем начиная буквально с рождения.
Например, малыш видит: стоит в одном углу яркая, красивая кукла, а в другом – великолепный паровоз. Куда ползти? Другое дело, если ему не приходится решать противоречие. Когда малышу, например, приносят одну куклу и ставят перед ним. К сожалению, некоторые родители стараются построить весь процесс воспитания так, чтобы он не содержал противоречивых, конфликтных ситуаций, например: «Мы купили тебе такой-то костюм – носи на здоровье. Новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».
А что, если поставить перед малышом проблему, создать такую ситуацию, чтобы ему пришлось решать противоречие? К примеру: вы идете с ребенком на прогулку. Какой костюм надеть – тот, который понаряднее, или тот, в котором можно лазить по деревьям, играть в песок, не боясь испачкать? И так каждый день.
Но мы, взрослые, довольно часто стараемся, щадя, как нам кажется, самолюбие и психику ребенка, увести его от противоречий, обойтись без них, уйти от конфликта. Это грубейшая ошибка.
Ведь противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать» – важнейшая составляющая творческого мышления.
– Надеюсь, вы помните правила этой игры. Но Колобок не знаком с ними. Поэтому я повторю, – сказала воспитательница. – Итак, возьмем какой-нибудь предмет. Каждый из играющих называет его хорошие и плохие стороны. Например, деревянная ложка! Она расписана красными цветами, она блестящая. Что еще можно рассказать о ложке?
– Ею можно кушать, и это хорошо, – бойко выпалила Катя.
Малыш, ты понял, как играть в эту игру. Так чем же, по-твоему, плоха деревянная ложка?
– А кто из вас пробовал есть суп деревянной ложкой, скажите мне, чем она лучше или чем хуже обычной, металлической? – спросила Нина Васильевна.
– Хорошо, что эта ложка никогда не нагревается и ею не обожжешься.
– Плохо, потому что когда ее в рот берешь, то она… вот так губу поднимает. Не входит в рот.
– Но зато в нее много вмещается и поскорее можно все съесть.
– Быстро есть – плохо. Так все врачи говорят.
– Такая ложка красивая – это хорошо. Ею и играть можно!
Малыш, тебе, наверное, тоже нравится такая ложка? Расскажи: чем?
– А я такой цвет не люблю, поэтому это плохо.
– Но из дерева ложку можно и самому сделать – это хорошо.
– Еще если ударить ложкой по голове, то шишка будет.
– Если ложка деревянная, то шишка будет поменьше, чем от железной, – это хорошо.
Ребята рассмеялись.
– Драться ложкой – это плохо. Она же для того, чтобы есть. Да и голова, наверное, не для этого, – робко сказал Колобок.
– Ну, для начала неплохо, – сказала Нина Васильевна. – А знаете ли вы кого-нибудь, кто ест без ложки и вилки?
– Кошка! – сказала Маша. – Она молоко лакает языком.
– Куры клювом клюют зернышки.
– Без ложки едят волки! Они острыми зубами разгрызают свою еду!
– Кто же из вас видел волка? – спросила воспитательница.
– Я, я! В зоопарке, – отовсюду послышались голоса ребят.
– Чем же он хорош и чем плох?
– Волк – это как санитар. Он поедает больных животных, чтобы сильным и здоровым досталось больше пищи, – это хорошо.
Малыш, а что ты думаешь о волке?
– Но он может подкрасться и напасть на человека, если человек один.
– Волк ночью нападает на стада овец – это тоже плохо.
– Если волк маленький, он может быть и добрым.
– А большой волк может быть добрым? – спросил Колобок.
– Нет! – почти в один голос закричали ребята.
– Ну а к своим волчатам? – спросила Нина Васильевна.
– Конечно, к волчатам он добрый, он им пищу приносит. Это хорошо!
– А какой волк сам по себе? Синий, красный, бородатый, худой? – снова спросила воспитательница.
– Серый, большой, пушистый! Красивый!
– Вот видите, сколько хорошего можно найти даже у такого страшного зверя.
Колобок как завороженный смотрел на ребят. Какие они умные, как много знают! Ему тоже хотелось играть вместе с ними, но он побаивался, ведь знал он очень мало.
– А можно мне тоже с вами поиграть? – робко спросил он.
– Конечно! – закричали ребята.
– Если ты и скажешь что-нибудь не так, мы тебя поправим и все объясним, – сказала Маша и еще крепче прижала к себе Колобка.
– А Машка – жадина! – выкрикнула вдруг Катя.
Малыш, а ты тоже так думаешь о девочке? Или у тебя другое мнение?
Колобок еще крепче прижался к Маше и испуганно посмотрел на ребят.
– Неправда, – сказал он. – Маша – добрая девочка. Она… она… – и, не найдя больше слов, чтобы защитить Машу, Колобок посмотрел на ребят.
– Катя, объясни, пожалуйста, почему ты обидела Машу? Ведь все мы знаем, что она всегда со всеми делится и игрушками, и конфетами. Да и помочь готова каждому, – воспитательница посмотрела на Катю.
– Тогда почему она никому Колобка не дает? – с обидой спросила девочка. – Это плохо!
– Ну а что в этом хорошего? – спросила Нина Васильевна.
– Это хорошо потому, – вскочила с места Маша, – что никто на него не наступит и не раздавит.
– Ну вот мы все и выяснили! Маша у нас – добрая девочка, она просто защищает своего друга от случайной опасности. А давайте посмотрим, чем хорош и чем плох жадина?
– Жадина – это плохо, потому что он ни с кем не делится.
Малыш, может, ты другого мнения о жадинах?
– Но зато у него все есть – и это хорошо.
– С ним никто не играет, так как он не дает игрушек, – это плохо.
– У жадины никогда ничего не теряется.
– Но зато у него нет друзей.
– У него нет добрых среди друзей, но друзья – жадины могут быть, и для них это хорошо.
– Но друг-жадина – это плохо даже для жадины.
– Если бы не было жадины – было бы хорошо. Все вокруг были бы добрые, – сказал Дима.
– А как бы тогда мы узнали, что все добрые? – спросила воспитательница. – Когда есть жадина – понятно: этот жадина, а этот добрый.
– Значит, он нужен для того, чтобы знать, что есть добрые люди. Значит, жадина – это хорошо, – подтвердил Игорек.
– Вот как интересно выходит, даже самое плохое бывает хорошим. А теперь – конфета.
– Конфета – это вкусно! – подпрыгнул Колобок. Маша сегодня угостила его конфетой, поэтому он знал, что ничего лучшего никогда не пробовал.
– Одна конфета – это мало, потому плохо.
– Много конфет – это хорошо.
– Но если съесть много конфет, заболят зубы и живот – это плохо.
– Много конфет – это хорошо, можно друзей угостить.
– Конфета, если ее перед обедом съесть, – плохо. Аппетит испортит.
– Молодцы, – продолжила Нина Васильевна. – А теперь оглянитесь, какой у нас чудный сад! Здесь и яблони, и сливы, и груши растут. Но вот одна яблоня совсем без яблок. Хороший с нее в этом году урожай?
– Нет, плохой! – в один голос отозвались дети и Колобок.
– А польза есть от этого?
– Нет! – ответил дружный хор.
– Совсем никакой?
– На яблоне есть листья, поэтому под нею можно спрятаться от солнца и отдыхать.
– Еще хорошо, что никто не сорвет яблоко и не съест его зеленым и грязным.
– Если нет яблок, – значит, яблоня отдыхает. А в следующем году даст большой урожай!
– С предметами понятно как играть, – сказал Колобок. – Но помогите мне разобраться, что хорошего и что плохого в истории, которая произошла с Колобком.
Мой маленький читатель, может, сначала ты ответишь на эти вопросы?
– Хорошо, что в сказке Колобок румяный, душистый и веселый, – сказал Саша. – Но он убегает от дедушки и бабушки – это плохо.
– На его пути встречаются лесные звери, и Колобок с ними знакомится.
– Но все они хотят его съесть – это плохо.
– Колобок поет им песенку и убегает от всех.
– А вот Лиса перехитрила его. Колобок так обрадовался, что она его похвалила, что согласился петь на носу у Лисы. Вот она его и съела. Это плохо.
– А что нужно, чтобы Лиса не съела его? – спросил Колобок.
– Колобок должен быть несъедобным.
– Так кто же мне скажет, – Нина Васильевна посмотрела на ребят, – каким должен быть Колобок?
– Он должен быть съедобным, потому что он из теста, и несъедобным, чтобы его не съела Лиса, – сказал удивленный своим открытием Колобок.
– Ну вот видишь, как непросто обстоят дела со сказкой и с тобой. Но мы с ребятами постараемся найти выход!
Итак, вы познакомились с игрой «Хорошо – Плохо», которая помогает развивать речь ребенка, фантазию, учит рассуждать. Она ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие ее категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность.
Игра «Хорошо – Плохо» не требует дополнительного наглядного материала. Играть можно в любом месте и при любом количестве играющих. Правила игры вы можете менять по своему усмотрению. Попробуйте придумать вместе с ребенком новые варианты.