Сны – это иллюстрации из книги, которую ваша душа пишет о вас.
Многие из нас хорошо помнят фильм «Волшебник страны Оз» и часто проводят ассоциации с ним в различных жизненных ситуациях. Это один из основных современных мифов. В детстве я смотрела фильм бессчетное количество раз. «Волшебник страны Оз» стоит в одном ряду с такими древними и современными мифами о путешествиях, как «Илиада» и «Одиссея», «Эпос о Гильгамеше», «Где живут чудовища», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и многими другими. Как и все перечисленные истории, «Волшебник страны Оз» – это рассказ о путешествии героя и его возвращении домой.
Страна Оз предстает перед нами миром грез или по крайней мере порталом в мир грез. Мы безоговорочно принимаем этот «сдвиг» в сознании в момент, когда Дороти шагает за порог дома, и жизнь на ферме в Канзасе перестает быть «жизнью в Канзасе». В эту секунду картина внезапно перестает быть черно-белой и обретает живые цвета. В момент упомянутого «сдвига» мы, зрители, вместе с Дороти переступаем некий порог. Я помню времена, когда черно-белые экраны телевизоров были единственным развлечением в городе, поэтому внезапное появление ярких цветов было чем-то невероятным. К концу фильма изображение размывается, вновь цвета переходят в черно-белую гамму – это момент ритуального возвращения Дороти домой в Канзас по окончании ее приключений в стране Оз. Раз, два, три. Щелк – и все закончилось.
Путешествие этой девочки – правда или вымысел? Игра воображения или настоящее мистическое странствие во сне в места, более реальные, чем окружающая реальность? Во сне или наяву путешествует Дороти по стране Оз? Автор намеренно оставляет за читателями право решать самим, чтобы позволить быть не просто зрителями, но и полноценными участниками этого увлекательного действа.
В конечном итоге этот путь приводит Дороти обратно домой. Ее цель, разыскиваемый ею святой Грааль – то же самое, что ищем все мы: возвращение домой. Она рассказывает о желании снова и снова, встречая каждого из попутчиков: Страшилу, Железного Дровосека, Трусливого Льва и, наконец, самого Волшебника. Каждый из них обладает необходимыми качествами, чтобы помочь ей достичь желаемого: умом, сердцем, смелостью и мудростью. С их помощью Дороти сможет победить страхи и найти правильный путь в этой волшебной стране, иногда пугающей, но в основном такой прекрасной! История тем самым превращается в метафорический поиск пути домой в форме исследования мечтаний и страхов. Что объясняет, почему эта книга имеет столь сильный и глубокий резонанс: она обращается к дому, живущему в каждой душе.
Главные герои истории о стране Оз стали узнаваемыми современными архетипами (универсальными символами), как добрые и злые ведьмы и собственно дорога из желтого кирпича. Явления и характеры персонажей страны Оз можно обнаружить и в снах. Например, у Карен, участницы одного из моих «кругов», был сон, в котором дипломы получили все, кроме нее. Вместо этого преподаватель бросил ей подушку, покрытую семенами. Она спросила его, почему все остальные получили дипломы, а ей досталась только эта подушка.
Поработав над сновидением, Карен поняла, что семена на подушке символизируют ее собственные многочисленные творческие таланты, ни один из которых она не признавала и не использовала в полной мере. Как и Страшила, Карен умна и талантлива, но ей хочется, чтобы этот факт был подтвержден документально. Всем известно, зачем нужны подушки – их подкладывают под голову. Таким образом, подушка стала символом, означающим во сне диплом. Именно эта подушка и содержала семена всего самого лучшего и творческого, чем богато внутреннее «я» Карен. Страшила не стал умнее от того, что получил диплом из рук Волшебника, но именно обладание им подарило ему веру в себя. Этот диплом-подушка обратил внимание Карен на то, что истоки ее творческих начинаний часто находятся в сновидениях.
Сны уносят нас, как и Дороти, в ночные скитания по местам, которые кажутся нам, пока мы спим, не менее реальными, чем любые другие, где мы бываем, когда бодрствуем. Их населяют необычные волшебные существа, знакомые и незнакомые люди, реальные и мифические животные. Они берут нас с собой в невероятные приключения, спускаясь в адские глубины и возвращаясь обратно. Сновидения живут в мире тьмы в совершенно реальных условиях, которые я называю ландшафтом ночи. Как Дороти нужно было преодолеть дорогу из желтого кирпича, чтобы исполнилось ее самое сильное желание – вернуться домой, так и мы можем освоить путеводитель по сновидениям, ведущим нас домой.
Сократ говорил: «Познай самого себя» и «Не стоит жить, если не исследовать жизнь». «Работа со сновидениями» – термин, введенный Стивеном Айзенштатом в его одноименной книге, позволяет нам лучше узнать себя. Это понимание сущности является началом возвращения домой – к самим себе. Сны позволяют нам раскрыть свои темные стороны, или «тени» по терминологии Юнга, и признать их как составляющую целостной личности. Тень не может быть хорошей или плохой, она просто часть сущности каждого из нас. Эта часть может быть совершенно неизвестна или неприемлема, может смущать или пугать. Юнг говорит, что теневая сторона – та часть нас, которая живет глубоко в бессознательном, поэтому мы не воспринимаем ее как свою.
Ниже приведены примеры того, как тень проявляется во сне.
• Мне снится, что я смотрю в зеркало и вижу отражение пожилой женщины, которую с трудом узнаю. Это я сама в старости.
• Мне снится человек в темном плаще, который прячется в тени. От него исходит угроза.
• Мне снится, что большой носорог преграждает мне путь.
Кларисса Пинкола Эстес, автор книги «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях», говорит, что фигура, скрытая тенью, возникающая в снах, может означать некое послание о внешней или внутренней стороне жизни. Также она может указывать на необходимость собраться с силами и выработать способ противостояния внешним угрозам. Встреча во сне со своей тенью может быть призывом к оружию. Позже мы рассмотрим, как работать с теневой стороной своего «я». Объединение темных и светлых сторон с помощью работы над сновидениями возвращает личность к целостности, подобно тому как единство символов инь и ян достигается слиянием противоположных элементов. Необходимо осознать и признать, что любая составляющая личности должна быть целостной сама по себе. Юнг утверждал, что человек становится просветленным не тогда, когда представляет яркие образы, а когда способен видеть в темноте.
Специалист по работе со сновидениями Джереми Тейлор считает, что сны приходят не для того, чтобы сообщить что-то уже нам известное. Имеет смысл подходить к работе со снами, заранее предполагая обнаружить в них что-то незнакомое, даже если сон кажется на первый взгляд вполне «очевидным». Скрытая информация всегда находится чуть ниже порога того, что мы готовы охватить сознанием, и ждет, пока мы его обнаружим.
Моя коллега Элли, работая однажды со своим сновидением, составила список из двадцати двух жизненных проблем, к которым, как ей казалось, этот сон может иметь отношение. Пока она выполняла упражнение, то еще не совсем понимала, какие из перечисленных проблем были наиболее значимыми. Она просто записала все, что пришло в голову. Два года спустя она случайно обнаружила этот список в папке со старыми файлами. Совершенно неожиданно для Элли они оказались именно тем, над чем она как раз работала в ходе курса терапии. Все эти вопросы постоянно бередили ее душу; просто нужно было «вытащить их на белый свет», как это сделала Дороти, предварительно дождавшись, пока они созреют и наступит правильный момент, чтобы ими заняться. Не стоит торопить работу души, на все требуется время.
Сновидения помогают вернуться домой, поэтому спросите себя, а что для вас «дом». Две тысячи лет назад римский философ Плиний Старший сказал: «Дом там, где твое сердце». Спустя тысячу девятьсот лет в своем стихотворении «Смерть батрака» Роберт Фрост написал: «Дом – это место, где вас всегда примут, когда вы в этом нуждаетесь». Глинда тоже говорила подобное: «Дом – это место, которое каждый из нас должен найти, дитя мое. Это не просто жилище, где ты ешь или спишь. Дом – это осознание своего ума, сердца и смелости. Если ты знаешь себя, где бы ты ни находилась, ты всегда дома». Аналитик трудов Юнга Майкл Конфорти говорит, что дом – это «духовное пространство, в котором живет человек». Различными способами все эти высказывания пытаются донести мысль, что дом – это то, что находится внутри нас, или то, что неразрывно с нами связано. Я недавно бронировала отпуск через компанию «Везде как дома». Их маркетологи попали прямо в точку. Даже когда мы уезжаем в дальние края, нам необходимо ощущение «дома вдали от дома».
Дом. Здесь мы восполняем силы, чувствуем себя в безопасности и ощущаем принадлежность определенному месту. Цель многих игр, в которые мы играем в детстве, вернуться «в домик». Идея возвращения домой закладывается в очень раннем возрасте. Играя в «пятнашки», вы оказываетесь в безопасности, когда добираетесь до «домика». То же самое относится к игре «Захват флага» и множеству настольных игр. В нардах необходимо привести все шашки в свой «дом», прежде чем можно будет начать убирать их с доски. То же касается и бейсбола. Мы бежим от базы к базе в направлении «домашней базы», и нет ничего лучше, чем попасть туда!
Черепаха и улитка всегда дома, где бы ни находились: они в буквальном смысле несут дома на спине. Мы тоже можем извлечь пользу из способности в любой момент почувствовать себя дома. Однако множество людей постоянно находится в поисках пристанища, принадлежности, и эта цель кажется им недостижимой. Возможно, самое главное заключается в том, что глубоко в душе нам необходимо чувствовать себя как дома. Целью большинства духовных дисциплин является способность обрести умение познать самого себя – свое сердце, ум, смелость, чтобы с гордостью сказать, что в рамках своего тела человек чувствует себя дома. Работа со сновидениями приводит нас к соприкосновению с самой глубокой и целостной версией своего «я». Возможно, именно это воплощение находится ближе всего к сущности нас самих, нашему истинному дому.