Религия – это представления человека о Боге. Нужна она для того чтобы привести человека к Богу. Все? Конец главы? Нет, только начало.
Какой человек приходит в ту или иную религию? Неверующему религия не нужна. Он называется неверующим, так как не верит в Бога. Зачем же ему религия? Абсолютно незачем. Может быть религия нужна верующему? Может быть, только зачем? Если он – верующий, значит, уже верит в Бога. Вывод из этих нехитрых словосплетений такой: в церковь приходит тот, кто верит недостаточно. Тот, кто ищет опоры для своей веры. Вера, нуждающаяся в опоре, приводит человека в храм. Не найдя должной и достаточной опоры в душе человека, вера приводит его в ту или иную религиозную организацию. Церковь – это религиозная организация. Она призвана организовать для людей систему отправления веры. Прихожанин – это человек, который не может самостоятельно организовать свою веру. Он хочет встать пред Богом, но не знает, как это сделать и что для этого нужно. Священник должен помочь любому человеку прийти к Богу. Здесь ключевое слово – "любому". Что получается на практике? Чтобы любой священник мог помочь любому человеку, каждый священник должен иметь достаточно высокий уровень духовного развития. Для того чтобы найти подходящее слово для каждого, пришедшего в храм, независимо от уровня духовного развития этого каждого. Можно ли на практике осуществить такую модель? К сожалению, нет. Где найти столько высокодуховных священников? Священники – такие же люди, как и все остальные. Каждый из них развит по-разному. Церковь понимает это. Что же она делает и как решает данный вопрос? Достаточно просто. Устанавливается некий среднеобязательный уровень проникновения в Божественную Истину. Так сказать, духовно-религиозный ликбез на основании других правил – канона. Правила эти неизменны. Изменения могут вноситься только на общих собраниях церковных предприятий, в христианстве называемых синодами и соборами. То есть, в качестве необходимого и по мнению отцов церкви – достаточного уровня, устанавливается некая духовная планка. Истина общего пользования. Необходимая, с одной стороны для знания священником, с другой – обязательная для верующего. Уровень этого духовно-религиозного лексического минимума определяется системой церковного катехизического образования. Что получается в результате? А получается вот что. С одной стороны находится священник, которому совершенно не обязательно знать и понимать глубины собственной веры, с другой – прихожанин, который должен следовать определенным правилам. То есть, и тот и другой, вместо того чтобы встретиться и поговорить по душам о Боге, думают только об одном: как бы ни нарушить тех правил, которые установлены не ими, и которые нужно исполнять, независимо от степени их осознания и внутреннего с ними согласия. Как вы думаете, может ли настоящая вера не то что жить, а хотя бы родиться в таких условиях? И это, заметьте, спокойный, среднестатистический пример. С максимальным, так сказать, допуском. Мы допустили, что священник добросовестный, честный, порядочный, но немного не знающий истинных глубин своей веры в силу недостаточности собственного духовного опыта. Мы также приняли, что прихожанин – спокойный, уравновешенный, послушный человек, находящийся в душевном равновесии, осознавший необходимость обретения настоящей веры и в таком состоянии пришедший в церковь. Даже при не очень внимательном рассмотрении становится ясно – простая, средневзятая модель "священник-прихожанин" уже приближается к идеальной, а значит – к недостижимой. Что же говорить об остальных возможных случаях? Если вспомнить или представить в каком состоянии человек приходит в церковь в первый раз, если подумать о том, что может привести в церковь, становится очевидно – эта модель не работает. Горе, утрата, отчаяние, боль, разочарование в жизни, тяжкая болезнь – вот, что обычно заставляет простого человека искать спасения в храме. И что он там находит? Чаще всего: равнодушие, отчуждение, цитирование заученных мудростей, которые сам священник никогда не понимал и не поймет до конца собственной жизни. Почему? Потому что эта система не предполагает другого. Другое может быть, но система его не требует. Да, есть истинная святость, мудрость, служение людям, самоотречение, смирение и прочее. Но это – редкие исключения из общих правил. Священники, обладающие такими качествами и владеющие этими и другими добродетелями, становятся настоящим Божественным чудом даже для церкви. К настоящему пастырю приходят и приезжают, невзирая на расстояния, невзирая ни на что. Лишь бы коснуться того, кого коснулся Господь, лишь бы почувствовать на себе часть той благодати, которая прибывает в таком, действительно Святом Отце. Парадокс в том, что самой церкви такие пастыри не очень-то и нужны. На их фоне остальные "священники" выглядят бледно. А выглядеть бледно церковь не привыкла. Она любит блеск и сияние. Сама церковь пребывает в такой гордыне, что никакому миру не снилось!
Кто составляет основное большинство верующих? Неверующие! Люди, которые грешат шесть дней в неделю, чтобы на седьмой прийти, помолиться, потом – уйти и грешить дальше. Это и есть основная часть любой христианской церкви традиционного толка. Историческая роль христианства, с которой оно справилось самым выдающимся образом, – втолковать простому и непростому человеку основную христианскую "истину": Бог – в церкви. Втолковали успешно. Раз Он в церкви, значит, раз в неделю, приодевшись и помывшись, можно сходить к Нему на свидание, а остальное время – гуляй, душа расейская и делай что хошь! Вот и все православие. Со времен очарованных странников ничего не изменилось: крестятся и пьют, пьют и крестятся, – значит свои, русские!
Кто назвал христианство мировой религией? По каким параметрам? Если по общему количеству граждан, живущих в исторически сложившихся "христианских" ареалах, то, как же тогда ислам и буддизм? Может быть, по количеству верующих? Или по количеству носящих крест? Верить и носить крест – понятия разные. Я скажу по каким. Дело в том, что самая неразвитая в духовном плане страна, Соединенные Штаты, тоже, вроде как, христианская. А в нынешнем мире именно она определяет все видимые и показательные "духовные" выступления на основе невидимых, но явных материальных движений. Вот и сложился у христианства имидж мировой религии. Там – истинные христиане, беспощадно истребляющие всех, кто мешает им жить и "верить по-настоящему", с именем Бога бомбящие Югославию, Ирак, Афганистан и всех остальных, здесь – еще одни христиане, которые пьют и крестятся, крестятся и пьют. Одни – двести лет, другие – пять раз по двести. А третьи, которые и были первыми, лично знавшими и потому убившими своего Бога – десять раз по столько же.
Горько и больно все это осознавать. И я не только горюю, я предлагаю. Но сначала рассмотрим еще один момент.