Оговоримся сразу, что устареть может любое научное учреждение, не только обсерватория. Они, как и люди, не живут вечно. Ну, а причины старости астрономической обсерватории бывают разными:
– Отсутствие современного оборудования
– Стремительное ухудшение астроклимата
– Экономические и политические перемены
Орудие астронома – телескоп, так что речь пойдёт, в первую очередь, об обновлении парка телескопов в данной обсерватории. Легко сказать! А на деле обсерватория «успешно» превращается в музей. Хотите примеры? Пожалуйста, их полно…
Есть в Польше городок сказочной красоты Краков. И университет там – один из старейших в Европе! Сохраняют название – Ягелонский – отдавая дань истории. Со своей обсерваторией, где якобы ступала нога великого Коперника. Но если признаться, не отдал бы я туда учиться своего ребёнка или внука. Это же настоящий музей, всё по старинке, никакого прогресса. Одна плесень!
А что же такое астроклимат? Это понятие привязывают к пункту наблюдений, точнее – местонахождению телескопа. Обычно исследуют его задолго до строительства будущей обсерватории. Выезжает группа наблюдателей с небольшими переносными телескопами, палатками – необжитая местность, на отшибе! Но и потом каждая уважающая себя обсерватория сохраняет группу (отдел) астроклимата: исследуют множество параметров, пишут научные статьи, докладывают на конференциях, даже диссертации защищают. Правда, народ неохотно соглашается на такое – вроде и астроном, а реального отношения к изучению звёзд не имеешь…
Хотя, успешно заменяет это множество упомянутых параметров астроклимата один-единственный: количество ясных ночей в году. В Чили, например, горы Кордильеры-Анды, облачно бывает всего несколько дней, а осадки не каждый год. Казалось бы, идеально для обсерватории. Но об этом – чуть ниже.
Так из-за чего он может поменяться, этот астроклимат пункта наблюдений? Вспомним нашу старушку Братийчук, которая в своё время нашла место для Лаборатории космических исследований на околице Ужгорода, кладбищенском отшибе Кальвария, окружённом могилками и гробовой темнотой. А что там сейчас? Буквально в 20—30 метрах от павильона нашего любимого АВР-3 выросли хорошо иллюминованные 3-4-этажные домики! Какие уж тут наблюдения? Разве что сами хозяева вытаскивают на свои шикарные террасы прихватизированные в школьном физкабинете либо с кружка Дворца пионеров или Станции юных техников детские телескопы. Ну и сценарий, определяемый их умственными способностями, максимально сужен: кратеры Луны, спутники Юпитера, кольца Сатурна, туманности в Андромеде и Орионе. Ладно, ещё солнечные пятна днём, если найдут фильтр.
А вот ещё актуальный пример об астроклимате и его изменениях. Исследовали его и на Кавказе, в месте предполагаемого строительства САО. Оказался он «так себе», но это бы ещё пол беды. Не учли учёные мужи, что сама 50-метровая громадина павильона (это же настоящая 16-этажка!) тоже внесёт свои коррективы, соберёт дополнительные тучи. Конечно, можно было пойти выше в горы, но тут вмешалась политика: там начинались другие республики, а строить надо было обязательно на территории РСФСР…