Клячин Е. Н. Потенциал российского нотариата – государству, обществу, гражданину // Нотариальный вестник. 2003. № 9. С. 17.
Лаурини Дж. Нотариат как общественный институт – гарант прав граждан и государственных интересов // Нотариальный вестник. 1999. № 5–6. С. 56.
Учебник гражданского процесса / Под ред. М. К. Треушникова. М., 1996. C. 431.
Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В. А. Мусиной, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М, 1997. С. 431.
Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате / Под ред. В. Н. Аргунова. М., 1996. С. 5.
Власов Ю. Н. Нотариат в Российской Федерации. М., 2000. С. 21. – Далее автор опускает термин «правовой институт», говоря уже только о системе органов (с. 26).
Треушников М. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса // Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 35–36.
Утверждено Указом Президента Республики Беларусь № 38 от 2 февр. 2000 г.
Здесь и далее по тексту Закон «О нотариате» Республики Казахстан цит. по: Нотариус. 1999. № 4.
Далее делается ссылка на учебную литературу, изданную в Российской Федерации. Логично задать вопрос: как можно оценивать законодательные новеллы Казахстана с точки зрения российской доктрины? Ответ может быть один: фундамент юридической доктрины в странах СНГ един. Он формировался в годы советского строительства, поэтому, как представляется, такой «взаимоанализ» не будет страдать передергиванием норм различных правовых систем.
Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996. С. 240.
Сумин А. М. Правовое регулирование нотариата в Германии // Нотариус. 2000. № 2. С. 62.
Москаленко И. В. Сущность и значение нотариата // Нотариус. 2002. № 5. С. 6.
www.notiss.ru
В Проекте дается понятие «предупредительного правосудия – способ предотвращения судебных споров путем удостоверения нотариусом в публично-правовом порядке сделок, бесспорных прав и фактов с целью придания им юридической достоверности, обеспечения определенности и стабильности гражданского оборота. Но даже подобная оговорка приводит к размыванию значимого конституционного термина «правосудие». Такое, по-видимому, недопустимо.
Нотариальная деятельность – публично-правовая профессиональная квалифицированная юридическая деятельность по совершению от имени государства нотариусом нотариальных действий в сфере гражданско-правовых и иных правоотношений в пределах бесспорной юрисдикции.
Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1998. С. 344–345.
Тарбагаева Е. Б. Компетенция нотариальных органов (теоретический аспект) // Правоведение. 2000. № 5. С. 184.
Треушников М. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса // Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 37.
Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6–7.
См.: Нотариус. 1998. № 5/6. – Подобные определения нотариата, по-видимому, и привели к попытке осуществить их законодательное закрепление. См. выше – Проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».
Ярков В. В. Профессия нотариуса // Нотариус. 2000. № 4. С. 16–17. – В. Ярков настаивает на следующих общих чертах: суд и нотариат действуют в одной сфере – публично-правовой, осуществляя свои полномочия от имени государства; при осуществлении своих полномочий они руководствуются Конституцией и федеральными законами, должны быть беспристрастны в отношении участников соответствующего производства; общегосударственный статус обеих систем.
Вергасова Р. И. Нотариат в России. М., 2003. С. 9.
Стешенко Л. А., Шамба Т. М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2001. С. 242.
Следует обратить внимание: именно дисциплина, а не отрасль права. Несмотря на полемику в юридической печати о формировании самостоятельной отрасли нотариального права, авторская позиция сводится к тому, что выделение такой отрасли преждевременно.
См.: Нотариус. 1999. № 6. С. 49.
Филимонов Ю. Нотариат – в исключительное ведение Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. № 2. С. 31.
Яркое В. В. К проекту нового закона о нотариате // Нотариус. 1999. № 4. С. 3.
Гражданский процесс: Учебник. С. 13.
Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян. М., 1998. С. 13.
Ярков В. В. Нотариат в правовой системе России // Нотариус. 1997. № 2. С. 8–9.
По мнению В. Яркова, нотариальное производство охватывает всю систему последовательно совершаемых нотариусами действий при совершении конкретного вида нотариальных действий (удостоверение сделок, выдача свидетельств о наследстве и т. д.). См.: Ярков В. В. К проекту нового закона о нотариате. С. 4.
Яркое В. Общие правила нотариального производства // Нотариус. 2001. № 3. С. 5. – Автор одновременно выделяет стадии нотариального производства: «Первая стадия – возбуждение нотариального производства, на которой решается вопрос о возможности совершения нотариального действия. Вторая стадия – установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия. Третья стадия – совершение нотариального действия нотариусом либо отказ в совершении нотариального действия в зависимости от установленного фактического состава».
Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., 2001. С. 31. – Авторы отмечают, что в ряде учебных заведений нотариальное право понимается как часть отдельных институтов и отраслей частного права: наследственного, имущественного режима супругов и т. д.
Власов Ю. Н. Нотариат в Российской Федерации. М., 2000. С. 19.
Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1996. С. 9.
Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян. М., 1998. С. 14.
Существует мнение о выделении административно-процессуального права, которое высказывалось немногими учеными. Более подробно см.: Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву. СПб., 1998. – Профессор В. Д. Сорокин определяет три составные части административно-процессуального права: а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых достигается с помощью административного процесса; б) общественные отношения, регулируемые нормами материального гражданского, трудового, семейного и других отраслей, которые связаны с решением задач государственного управления и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти РФ; в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях – и других государственных органов (там же. С. 67).
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 6.
Отменена Приказом министра юстиции РФ от 26 апреля 1999 г.
Груздева В. И. Нотариальное делопроизводство // Нотариус. 1997. № 5. С. 43.
Яркое В. Публично-правовой характер нотариальной деятельности // Российская юстиция. 1997. № 6. С. 31.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. Ст. 393.
В. Ярков выделяет ряд функций нотариата, классифицируя их на две группы: 1) социальные функции в гражданском обороте: предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная, фискальная; 2) функции, отражающие содержание нотариальной деятельности и его специфику: правоустановительная, удостоверительная, охранительная, юрисдикционная. См.: Ярков В. В. Профессия нотариуса.
Яркое В. Будущее нотариата в России – попытка прогноза // Нотариус. 1999. № 5. С. 22.
Яркое В. Будущее нотариата в России – попытка прогноза // Нотариус. 1999. № 3–4. С. 75.
Нотариус. 1999. № 5. С. 27. – Общероссийская практика также говорит о превалировании свидетельствования копий верности документов (58 %) и удостоверении доверенностей (15 %). См.: Там же. 2002. № 5. С. 11.
Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. 2001. № 7.
Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. 2001. № 7.
Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. 2001. № 7.
Гарин И. В. Защита конституционных прав граждан в нотариате // Нотариус. 1999. № 6. С. 6.
Воронин Е. Защищают ли частнопрактикующие нотариусы интересы граждан? // Российская юстиция. 1997. № 5.
Утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.
Закон. 1997. № 7; 1999. № 3.
Ведомости Съезда н/д РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 358.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 20.