Кем был Мишель Нострадамус?

Нострадамус – это латинский вариант фамилии Мишеля де Нотрдама, родившегося 23 декабря 1503 г. в маленьком городке Сен-Реми на юге Франции в еврейской семье нотариуса. Дед Мишеля по матери Жан де Сен-Реми был известным врачом. В течение многих лет он служил лейб-медиком одного из крупнейших феодалов Франции Рене Доброго. Дед Мишеля по отцу Пьер де Нотрдам тоже преуспел на медицинском поприще. Он стал лейб-медиком сына Рене Доброго, Жана. Но после смерти последнего (герцога отравили недруги) Пьер де Нотрдам, как и Жан Сен-Реми, стал лейб-медиком Рене Доброго. Двое врачей на одном посту не стали соперничать, как этого можно было ожидать, а, наоборот, крепко сдружились, а после смерти Рене Доброго решили поселиться в одном городе и впоследствии поженить своих детей. Именно так все и вышло.

Свою фамилию Нострадамус унаследовал от отца – нотариуса Жака, который так был окрещен при переходе из еврейства в христианство, несколько лет спустя после рождения Мишеля. Его семья со стороны отца и матери состояла из ученых, уважаемых власть имущими и любимых народом.

Мишель вырос в большой семье, опекаемый как родителями, так и обоими дедами, каждый из которых стремился передать внуку свои знания. Дед Жан учил его началам математики, латыни, греческому и древнееврейскому языкам. Он же познакомил его с основами астрологии – науки, к которой в то время все (или почти все) относились с полной серьезностью. Затем родители послали сына учиться в Авиньон – город, ставший центром гуманитарной учености. Рассказывают, что Мишель своею понятливостью приводил учителей в восторг, его память была настолько точна и быстра, что он цитировал наизусть целые главы, после первого же прочтения.

Закончив обучение в Авиньоне, 19-летний Мишель в 1522 г. поступает в университет Монпелье, один из наиболее знаменитых медицинских центров Европы. В 1525 г. он получает степень бакалавра и вместе с ней – право на самостоятельную медицинскую практику.

В этом году, когда Нострадамус был 22-летним студентом-медиком, печальные события в Провансе дали ему возможность доказать свою преданность людям и науке. Как раз в этом году в Южной Франции разразилась эпидемия чумы. Чума же в те времена была страшным бичом. Люди, заразившиеся этой болезнью, отказывались от всякой надежды на выздоровление, сами шили себе белый саван и как бы при жизни присутствовали на своих собственных похоронах. Это первое испытание на посту врача Мишель прошел успешно. Он не только проявил незаурядную способность, исполняя свой долг, но уже тогда стал выделяться среди прочих врачей применением необычных для медицины того времени средств лечения. Вместо кровопусканий и клистиров по любому поводу, которые применялись веками, он обращается к средствам «народной медицины», прежде всего – лекарственным травам, из которых он готовил пилюли.


Мишель Нострадамус (1503–1566)


Не желая подолгу оставаться на одном месте, Нострадамус странствует. Сперва он лечит больных в Провансе. Путешествие его превратилось в настоящий триумф. Спасенные им больные встречали Нострадамуса у ворот своих домов. Молодые люди и девушки шли впереди него и разбрасывали на его пути цветы. Знатные люди посещаемых им местностей наперебой приглашали его остановиться в их доме и провести некоторое время в их семье. По словам провансальских хроник, никакой король, принц или граф не был лучше встречен крестьянами юга Франции.


Алхимические процессы и результаты опытов зачастую представлялись в литературе в аллегорической форме как священный союз или брак


Затем Нострадамус едет в Нарбон, где посещает лекции алхимиков (в то время медициной и алхимией занимались одни и те же люди). Потом направляется в Каркасон, оттуда – в Тулузу, из Тулузы – в Бордо, где свирепствовала особо заразная форма чумы, из Бордо – снова в Авиньон. Здесь он работает в богатейшей папской библиотеке над трудами по оккультным наукам и магии и в то же время продолжает углублять свои познания в фармацевтике. Одинаковое внимание к естественным и мистическим наукам было вообще характерно для ученых эпохи Возрождения, особенно в его последней, самой блестящей и одновременно самой трагической стадии – в XVI в., когда надежды на торжество человеческого разума постепенно развеиваются, а авторитет всего сверхъестественного возрастает.

В 1529 г. Нострадамус защищает в университете Монпелье докторскую диссертацию и получает место на факультете. Но его взгляды на медицину, очевидно, расходились с традиционными, поэтому пробыл он здесь недолго.

И снова Нострадамус странствует по югу Франции, укрепляя свой авторитет врача. А затем по приглашению Жюля Цезаря Скалигера – выдающегося гуманиста, уступающего в то время известностью только Эразму Роттердамскому, – Нострадамус переехал в город Ажен. Здесь он женился, у него родились сын и дочь. Но три года спустя эпидемия неизвестной болезни унесла жену и детей. Это сразу подорвало авторитет Нострадамуса у пациентов: врач, спасший столько жизней, не смог сберечь своих близких. А тут еще официальный приказ явиться к инквизитору Тулузы держать ответ за вольнодумные речи.


Нужда в секретности часто вела к неясности смысла, спрятанного в сложностях представления алхимической литературы. Представленное здесь – союз огня и воды


Не желая иметь дела с инквизицией, Нострадамус предпочел уклониться от этого визита. Он покидает не только Ажен, но вообще территорию Французского королевства. Шесть лет он странствует по Лотарингии, Нидерландам и Италии (от Венеции до Сицилии) и только в 1544 г. возвращается в Марсель, где в это время разразилась новая вспышка чумы.

В 1546 г. его приглашают в столицу Прованса Экс (Aix), где эпидемия приняла особенно грозные размеры. Местные власти и верхушка общества бежали из города, лавки закрылись, улицы поросли сорной травой. Паника в Эксе достигла такого размаха, что, по свидетельству очевидца, «люди заворачивались в две простыни и устраивали себе похороны при жизни (неслыханная вещь!)». Комитет города Экс единодушно пригласил Нострадамуса на борьбу с эпидемией.

По прибытии в город Нострадамус стал применять здесь свои знаменитые пилюли. «Все, кто пользовались ими, – писал он впоследствии, – спаслись, и наоборот.» Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Посмертное лионское издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библиотеке св. Женевьевы под литерами 8 Т 67 Res. 2312 и имеет заглавие: «Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделенная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варенья различных сортов из меда, сахара и вина. Составлена магистром Мишелем Нострадамусом – доктором медицины из Салона в Провансе. Лион 1572 г.».


Представление астрономии XVI века, объединяющей научное исследование с эзотерическим знанием


Очевидно, без части, трактующей о практическом способе приготовления варенья, медицинская книга XVI века не расходилась, даже если она была написана Нострадамусом. Оглавление знакомит нас с содержанием книги. Вот некоторые выписки: «Как приготовить порошок, вычистить и отбелить зубы… а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью… Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мягкими руки и обладающего сладким и вкусным запахом… Способ приготовить род дистиллированной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо… Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую полноту тела».


Ученый Джордано Бруно, живший в XVI веке, настолько разозлил власти отстаиванием теории Коперника, что был отдан ими в руки инквизиции, которая сожгла его на костре


Для того чтобы правильно понять те гигиенические заботы, которые описывает Нострадамус в упомянутой книге, следует вспомнить, что, например, в руководстве учтивости, изданном 200 лет спустя (Manuel de civilite. 1782), формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

О народной гигиене XVI века можно судить по тому, что даже король Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов. Лувр представлял собою отвратительное зрелище; посетители отправляли свои естественные надобности повсюду: во дворе, на лестницах, на балконах, за всякой дверью. Все это делалось на виду у всех и без всякого стеснения. Нечистоты, выбрасывавшиеся из окон домов, оставляли на стенах и карнизах грязные и отвратительные следы.

За вклад Нострадамуса в борьбу с эпидемией чумы парламент Прованса наградил его пожизненной пенсией. Имея, таким образом, хотя и скромную, но гарантированную материальную базу, Нострадамус в 1547 г. обосновался в маленьком провинциальном городке Салоне, где вторично женился. Дом Нострадамуса в Салоне, на улице, носящей сегодня его имя, сохранился до сих пор.

В Салоне Нострадамус по-прежнему занимается медицинской практикой. Интересуется он и оздоровлением климата, и мелиорацией края. В 1554–1559 гг. по его инициативе был построен канал, оросивший засушливую местность близ Салона. Водой из этого канала до сих пор пользуются жители 18 деревень.

Со временем доктор Нострадамус все более погружается в оккультные науки. Он был глубоко убежден, что именно ему предначертано «научным» путем открыть завесу, скрывающую будущее человечества. Нострадамус учитывал огромный интерес к астрологии в самых различных слоях общества. В то время каждый уважающий себя король и феодал держал при себе придворного астролога. Но астрологией интересовались также и рядовые дворяне, и представители третьего сословия. Массовыми тиражами ежегодно выходили десятки альманахов. В 1550 г. Нострадамус выпустил свой первый астрологический альманах с помесячными предсказаниями и продолжал выпускать их ежегодно. Однако это не принесло ему ни громкой славы, ни значительных доходов.


Воззрения Коперника на Зодиак и небеса


В 1545 г. Нострадамус составляет первый текст предсказаний в рукописной форме, состоящий из 86 листков и озаглавленный «Интерпретация иероглифов Гораполло». Текст найден в Париже в Национальной библиотеке Пьером Ролле в 1966 г. Это единственный известный текст предсказаний, написанный рукой Мишеля Нострадамуса. Он посвящен принцессе Наваррской Жанне д’Альбер – матери будущего короля Генриха IV.

Интерпретация Нострадамуса изобилует сведениями из области астрологии, алхимии, эзотеризма.

Можно предположить, что автор «Центурий», которые появятся лишь десять лет спустя, вдохновлялся этим текстом при выработке методологии своих пророчеств.

Следующий труд – «Трактат о притираниях и вареньях» – датирован 1 апреля 1552 г.

В первой его части описываются «различные виды притираний и благовоний для украшения лица». Вторая часть учит «готовить варенья из различных сортов».

В этом трактате при внимательном прочтении встречаются фразы, в которых заключены намеки на эзотерические, т. е. магические, тайны. Например, в 30 главе есть такие слова: «Credis sum Pythio vera magis tripode» («Я верю, что я – настоящая Пифия с магическим треножником»). Упоминание магического треножника доказывает, что Нострадамус исполнял магические обряды, известные испокон веков египтянам и евреям. Вместе с тем установлено, что Нострадамус признавал недопустимым магические действия, запрещенные Священным писанием. Напрашивается вывод, что в средние века различали магию допустимую (к ней относили даже естественные науки) и недопустимую (союз с демоническими силами).

В 1555 г. Нострадамус публикует первую часть серии пророчеств, семь из которых он издал в 1555 г. в городе Лионе под заглавием: «Les Propheties de М. Michel Nostradamus». На обложке этого издания указано, что книга закончена печатанием 3 мая 1555 г. В полном виде книга состояла из десяти глав – «Столетий» («Центурий»), в каждую из которых входило 100 четверостиший-предсказаний. В них своего рода заявка на исчерпывающую картину будущей истории. Успех этих пророчеств был необыкновенен. Всякий стремился прочитать их, так как Нострадамус уже при жизни доказал свой пророческий дар.

В предисловии к книге пророчеств, адресованном к своему малолетнему сыну Цезарю, Нострадамус писал:

«Уже с давнего времени и многократно я предсказывал задолго до событий то, что впоследствии сбывалось… Я желал замолчать и не писать вовсе нижеследующее по причине несправедливостей и оскорблений не только настоящего времени, но и большей части будущих времен, а также потому, что правители, секты и правительства потерпят такие резкие и противоречивые изменения, т. е. изменения, противоречащие понятиям о чести и даже совершенно ей противоположные, что если бы я открыл то, что должно произойти в будущем, то все те, которые в настоящее время являются представителями правительства, сект, религий и вер, нашли бы все это столь мало согласным с их мелкими представлениями, что они прокляли бы то, что будущие века узнают, увидят и оценят… Все это было причиной, почему я скрыл свой язык от черни и перо от бумаги, но потом я решился сделать сообщения в темных и загадочных выражениях о некоторых будущих, даже весьма близких событиях, но, чтобы не скандализировать мелкие самолюбия, я писал тем более туманно, чем более пророческим я считал то, что хотел сказать… Пророки через вечного Бога и добрых ангелов получили дар предвидения, при помощи которого они замечают далекие вещи и имеют возможность предвидеть будущие события… Ибо тайны Бога непонятного… проясняют причины, которые не могут сами по себе достичь ясности, ни с помощью человеческих догадок, ни другими способами познания или какой-либо оккультной добродетели, даже заключенной в небесном своде, но из самого факта абсолютной вечности, включающей в себе все времена… Познание, как результат интеллектуального творчества, не может видеть оккультное…».

Сообщив нам таким образом, что пророческие способности являются даром «Вечного Бога», Нострадамус старается теоретически объяснить возможность пророческого предвидения идеей вечности, которая не ведает деления времени на прошедшее, настоящее и будущее, как и не знает конца и начала в пространстве.

Человек, награжденный Божьим даром пророчества, выходит из обычных границ времени и пространства в беспредельную вечность, чтобы, возвратившись в сферу временного и пространственного, сообщить братьям во плоти о своих видениях, истину которых остальному человечеству дано только познать в более близком или далеком будущем. В дальнейшем Нострадамус переходит к вещанию будущего, смысл которого раскрыла нам история, протекшая со времени опубликования его книги.

«Я составил, – говорит он, – пророческие книги, содержащие каждая по сто четверостиший астрономических (комментаторы читают: математически точных) пророчеств, смысл которых я сознательно заклепал и которые доведены до 3797-го года… Ибо согласно небесным знакам… мир приближается к анарагонической (комментаторы читают: анаксагорической – от философа Анаксагора, т. е. огневой, разрушительной и все изменяющей) революции… и согласно явному суду неба, когда мы еще будем в седьмом числе тысячи, которая завершит все, приближаясь к восьмому… тогда великий и вечный Бог завершит революцию».

В предисловии ко второму изданию автор «Пророчеств» говорит:

«Если бы я хотел прибавить к каждому четверостишию точное время, когда событие должно совершиться, я в состоянии был бы это сделать, но это далеко не всем было бы приятно!».

Поскольку предсказания изложены, как и обещано Нострадамусом, «в темных и загадочных выражениях», спор о том, осуществились ли они в полной мере, идет не утихая уже не одно столетие.

После издания книги со всех концов Прованса и остальной Франции, а также из заграницы в Салон начали стекаться люди, в надежде получить советы от Нострадамуса в сложных вопросах судьбы. Тогдашний французский король Генрих II и его жена Екатерина Медичи, слышавшие много похвального о пророческом даре врача из Салона, написали губернатору Прованса графу Клоду Савойскому письмо, в котором просили его уговорить Нострадамуса приехать в Париж. По приезде в столицу автор «Пророчеств» был принят очень милостиво, и ему были оказаны большие почести. Ободренный этим приемом, Нострадамус опубликовал в 1558 г. – за восемь лет до смерти своей – новое издание своих пророческих четверостиший, прибавив к ним 300 новых стихов. В нем предсказатель поместил послание к королю Генриху II, в котором объяснял «методику» предсказательной работы: «Большинство предсказаний составлено и согласовано с астрономическими вычислениями соответственно годам, месяцам, неделям областей, стран и большинства городов всей Европы, включая Африку и часть Азии… Хотя мои расчеты могут не оказаться правильными для всех народов, они, однако, определены небесными движениями в сочетании с вдохновением, унаследованным мной от моих предков, которое находит на меня в определенные часы…».


Екатерина Медичи и Нострадамус. Королева столь сильно интересовалась астрологией, что не замедлила пригласить его ко двору


Астрологические вычисления для Нострадамуса не были единственным методом предсказания будущего. Наиболее конкретные и выразительные детали он видел как бы духовным взором. Речь, вероятно, идет о галлюцинациях, которые для него, человека XVI в., безусловно, имели силу реальности.


Предсказание Нострадамусом судьбы Генриха II оказалось достаточно точным


Издание второй части «Столетий», как и первой, не принесло успеха Нострадамусу. Генрих II никак не реагировал на послание. Однако его смерть, наступившая год спустя после опубликования последнего издания, придала Нострадамусу новый ореол, а его книге – новую цену, так как нельзя было не обратить внимания на катрен I, 35:


Молодой лев одержит верх над старым. На ратном поле в одиночном поединке, Он выколет ему глаза в золотой клетке. Два ранения в один момент, затем он умирает жестокой смертью.


Накануне 1 июля 1559 г. в день двойной свадьбы – дочери короля Елизаветы и его сестры Маргариты – тогдашний король Франции Генрих II (1547–1559) оповестил трубными звуками всех жителей Парижа, что в честь обеих невест произойдет рыцарский турнир в предместье Св. Антуана около Бастилии. Король на этом турнире весь день ломал копья. Ко времени заката солнца князь Савойский – жених, ставший в этот день мужем сестры короля, – просил Генриха II прекратить поединки. Несмотря на эти советы, Генрих II пригласил графа Монгомери помериться с ним силами. Молодой граф, после неоднократных отказов, принял наконец вызов и, напав на короля, нанес ему такой сильный удар по голове, что копье сломалось и древко, попав в глазное отверстие шлема, выкололо правый глаз короля. Генрих II, жестоко страдая, умер на десятый день.

Епископ Троа, который во время поединка находился в Париже, свидетельствует в одном письме, что Генрих II и граф Монгомери были переодеты львами и что рана, вследствие разрыва некоторых вен, имела последствием кровоизлияние в мозг, что объясняет слова Нострадамуса «два ранения в один момент, затем он умирает жестокой смертью».

Событие это произвело столь сильное впечатление, что начали поговаривать о Нострадамусе как о маге и волшебнике. Чернь в неистовстве даже сожгла чучело Нострадамуса.

Анализируя сегодня это четверостишие, мы вынуждены сделать заключение, что Нострадамус знал больше, чем он сказал, так как иначе он не мог бы выразиться с такой прозрачной ясностью, чтобы народ без труда узнал обстоятельства и героев печального пророчества. То, что Нострадамус не предупредил дружественно к нему относившегося Генриха II о грозящей ему опасности, заставляет нас предполагать, что он, вероятно, считал содержание своих пророчеств неотвратимо-роковыми.

Тем не менее с этого момента интерес к предсказаниям врача из Салона стремительно растет, его катрены становятся не только предметом пересудов придворных и горожан, но и темой политических донесений послов, аккредитованных при французском дворе. Популярность начала приносить Нострадамусу первые плоды. В декабре 1561 г. он был приглашен ко двору герцога Савойского в Ниццу для составления гороскопа новорожденного наследника Карла – Эммануила.

В начале 1562 г. к Нострадамусу обратилось руководство кафедрального собора в городе Оранж, неподалеку от Салона. Кто-то украл драгоценную церковную утварь, и каноники были убеждены, что для такого великого пророка и ясновидца, как Нострадамус, установить личность вора – пара пустяков. Вскоре пророк из Салона действительно прислал им ответ с приложением чертежа гороскопа, составленного по этому случаю. Гороскоп гласил, что кража совершена в результате попустительства двух братьев по церкви.

К чертежу прилагалось письмо: «Преподобным сеньорам, господам каноникам кафедрального собора древнейшего города Оранжа.

Преподобные сеньоры, по поводу вашего запроса об указанных и перечисленных вами кощунственных кражах, относительно кражи и клада, укрытого, но не спрятанного.

Согласно астрономическому чертежу, помещенному выше, вы можете ясно видеть, что кража священных предметов была совершена в результате попустительства двух ваших братьев по церкви, именно тех, которые раньше неоднократно высказывали мнение о том, что случилось с вашим серебром. Один из них предположил, что оно было увезено в Авиньон, другой – что оно попало в какое-то другое место. Оба считали, что оно уже продано, ибо таково и было их намерение.

Добычу имелось в виду разделить среди каноников, которые сейчас подобны солдатам.

Это мнение не было добрым и благочестивым. Некоторые не согласились с ним, хотя другие были довольны, но в конце и они не были согласны в том или ином пункте. Но все остановилось, когда серебро было перенесено в дом одного из ваших людей и заперто там. А это было не по душе кое-кому. Одно из мнений было – надо перетопить серебро в бруски и продать его, сложив его покамест в доме одного из них.

Затем двое или трое заявили, что это невозможно в течение долгого времени, ибо римская католическая церковь будет вовлечена в самые жуткие события. Итак, оно (серебро) было заперто, хотя двое из них остались при том мнении, что его следует переплавить в бруски и продать, сложив его временно в доме одного из них. Их было только трое, и они – братья Церкви, и они похитили то, что безупречно, намереваясь украсть все, не без сговора с хранителем, ибо вы доверили овец волку. Так же как Иисус Христос на некоторое время доверил свое стадо грабительству своей Церкви, выступающей под маской веры и честности, так и вы доверили свое серебро, освященное и посвященное священному украшению вашего храма, дарованное некогда королями и правителями земли, как истинными хранителями веры и религии.

Но имейте в виду, достопочтенные сеньоры, что на тех из вас, кто знает, когда кража священных предметов была совершена, если они не будут возвращены полностью, и не в руки тех, кому они были доверены, но возвращены непосредственно в храм, на них, этих людей, обрушатся величайшие несчастья, какие когда-либо случались с человеком, и на них, и на их семьи. И более того, к вашему городу подойдет чума и распространится среди его стен, поэтому пусть они не противятся.

Commiltones quornodo dii pro-picii sint sacerdotes (Священники подобны товарищам благосклонных богов), но увидят, как Бог мстит тем, кто осквернил его святой храм и украл то, что в древние времена пожертвовали верующие.

Поэтому прочтите это мое письмо в собрании всех ваших людей (но не открывайте его, пока все не соберутся), и тогда тут же лица тех, кто замешан в этом деле, выразят великий стыд и конфуз, ибо они не смогут скрыть этих чувств.

Храните же это мое письмо как полное свидетельство истины (будущее это покажет), и заверяю вас, достопочтенные сеньоры, что, если украденное не будет возвращено тем или иным путем, они умрут самой жалкой и самой мучительной, медленной смертью, с такими страданиями, которых никому не приходилось еще переносить, если не будет возвращено и помещено в прежнее хранилище, и вы увидите, что именно так и произойдет.

Я огорчен, что овечка была доверена волку, и, исходя из этого, я составил свое послание.

То, что я написал вам, соответствует астрономическим расчетам, но я заявляю, не желая оскорбить никого на свете, что humanus sum possum erra-re falli et decipi (я человек и могу ошибаться, быть неправым и обмануться). Однако если есть в вашем городе кто-нибудь знакомый с астрономическим учением, пусть ознакомится с представленным мной чертежом, и, если он понимает в этом деле, он увидит, что я говорю чистую правду.

Не сомневайтесь, сеньоры, вскоре все будет найдено. А если этого не случится, будьте уверены, что горькая судьба ждет тех, кто совершил это чудовищное преступление.

Большего я вам сейчас не могу сообщить. Бог хранит вас и вернет вас в прежнее положение. Хотя некоторые будут недовольны, те, которые не захотят оказаться в компании таких же, как они.

Да хранит вас Бог от зла. Из Салона, 4 февраля 1562 г.».

К сожалению, до нас не дошло никаких известий о том, как реагировали на это письмо каноники и отыскалось ли наконец церковное серебро. Но представление о практическом применении пророческого дара Нострадамуса этот документ дает.

Известность Нострадамуса достигла своего пика за два года до его смерти – в 1564 г., когда он предсказал малолетнему Генриху Наваррскому, что тот станет королем, пережив трех здравствовавших в 1564 г. сыновей Екатерины Медичи и их потенциальное потомство. Путешествовавший по Провансу король Карл IX посетил город Салон, где уже с давних пор жил Нострадамус. Местная знать встретила короля у ворот города, но Карл IX в ответ на приветствия лаконически сказал: «Я прибыл в Прованс только для того, чтобы увидать Нострадамуса». Народ сразу изменил свое мнение о пророке, и люди, разговаривавшие с Нострадамусом, часто становились на колени. Его имя вспоминалось во время публичных молитв, а когда Нострадамус входил в церковь, люди вставали и почтительно кланялись ему, следуя примеру уважения к Нострадамусу, преподанному народу королем Карлом IX. И не мудрено – предсказание это в точности сбылось, несмотря на крайне малую вероятность его осуществления, и король Генрих IV впоследствии не раз вспоминал встречу с Нострадамусом и его пророчество.

К этому же времени относятся стихи известного поэта Ронсара (1524–1585), которого в те времена называли принцем французских поэтов. Он высоко ценил Нострадамуса и в своей любви и уважении к нему называл его «Богом избранным пророком». В одном из своих стихотворений он упрекает Францию за ее неуважение к Нострадамусу и старается показать, какой высокий дар она в нем презирает.


Протестант Генрих Наваррский осуществил свои притязания на французский престол, преодолев значительные трудности


После посещения королевским двором Салона Нострадамус прожил еще около двух лет. Он умер 2 июля 1566 г. от последствий подагры. Похоронен в церкви францисканского монастыря. На мраморной плите над его могилой высечена надпись: «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира».

Нострадамус был невысокого роста и обладал крепким телосложением. До последнего года жизни щеки его сохраняли румянец. У него был большой и открытый лоб, прямой и ровный нос, серые глаза, мягкий взгляд, загоравшийся пламенем, когда он сердился. Со строгого лица его не сходила улыбка. Несмотря на старость, Нострадамус до последнего дня жизни был полон энергии, много смеялся, едко шутил, любил и хвалил свободную искренность выражений. У него была развита чувствительность, имел он тонкое суждение и удивительную память. По характеру Нострадамус был задумчивым и неразговорчивым, но, когда того требовало время и место, умел прекрасно говорить. Быстрый и живой в движениях, он был наблюдателен и терпелив в работе, но склонен к гневу. Спал он не больше 4–5 часов, охотно постился, давал милостыню, молился. Он вел жизнь, достойную христианина, и был милосерден к больным, не имевшим возможность отблагодарить его за врачебную помощь. Выходя из дому, он почти всегда надевал докторский берет и плащ.

Нострадамус был противником реформации и призывал католиков объединиться против лютеран.

Свой пророческий дар Нострадамус мог проявить при разных обстоятельствах, как об этом свидетельствуют рассказы современников. Приехав однажды в Бар-ле-Дюк, Нострадамус остановился у неких де Флоренваль в их замке Фэн, куда он был приглашен как врач к бабушке названного господина. Проходя однажды в обществе Нострадамуса по скотному двору своего замка, господин де Флоренваль, много слышавший о пророческом даре своего спутника, спросил его забавы ради, что станет с двумя поросятами, черным и белым, попавшимися им по дороге. Нострадамус тотчас ответил: «Мы съедим черного, а волк съест белого». Флоренваль, желая уличить во лжи Нострадамуса, тайно приказал повару зарезать белого поросенка и подать его к ужину. Повар исполнил приказание и, зарезав поросенка, воткнул его на вертел, чтобы зажарить, лишь только придет время ужина. В то время как повар должен был выйти из кухни, туда вбежал прирученный волчонок и полакомился приготовленным к ужину белым поросенком. Возвратившийся на кухню повар испугался последствий своего недосмотра и зарезал черного поросенка, которого и подал к ужину. Флоренваль, не зная о происшедшей подмене, ехидно торжествуя, сказал за столом, обращаясь к Нострадамусу:

– Итак, месье, мы в этот момент едим белого поросенка, а волк и не нюхал его.

– Я не верю этому, – заявил Нострадамус, – на столе находится черный поросенок.

Призванный для объяснения повар должен был признаться, к удивлению и смеху всех присутствовавших, в происшедшей замене белого поросенка черным.

В тех же самых местах Нострадамус многих предупреждал, о том, что в горах, прилегающих к замку, спрятан клад: «Его не откроют, – говорил он, – если будут искать нарочно, но клад найдется, когда землю взроют по другому поводу».

О последних днях его жизни рассказывает нам друг Нострадамуса доктор прав де Шавиньи Бонуа, бывший в 1548 г. мэром города Баун. «То, что время его перехода в другой мир ему было известно, даже день и час, об этом я могу свидетельствовать с полной уверенностью. Я очень хорошо помню, что в конце июня рокового для него года, он собственными руками написал на эфемеридах (календарь) Жанна Стадиуса следующие латинские слова: hie prope mors est, т. е. здесь приближается смерть. А в тот день, когда он сменил эту жизнь на другую, я находился около него в течение многих часов, и, когда я поздно с ним распрощался до следующего утра, он мне сказал: “Вы меня не увидите в живых при восходе солнца”…

Следуя примеру Карла IX, Людовик XIII в 1622 г., Людовик XIV в 1660 г. посетили могилу Нострадамуса, этим самым как бы официально возведя его в ранг национального французского пророка. Посещение Людовиком XIV в 1660 г. могилы Нострадамуса имело место через 11 лет после английской революции и казни английского короля, происшедшей 8 февраля 1649 года, что как нельзя яснее было предсказано в 49 катрене IX центурии «Пророчеств», т. е. за 90 лет до этого события. В этом четверостишии имеется следующая строка:


Сенат Кондона осудит к смерти своего Государя.


После всего сказанного вполне понятно, что с каждым десятилетием слава Нострадамуса все больше росла. Говорят, что Ньютон пытался найти ключ к датам его предсказаний, ибо Нострадамус доказал несколькими примерами, что он в 1555 г. умел точно называть года событий, происшедших 200–250 лет спустя. Интерес англичан к предсказаниям Нострадамуса был настолько велик, что в 1672 г. вышел английский перевод книги «Пророчеств». После смерти Паскаля среди его бумаг нашли экземпляр книги Нострадамуса. В библиотеке наполеоновского законодательного учреждения – Трибуната – находились два великолепных экземпляра «Пророчеств», один из них – с гравированным портретом улыбающегося Нострадамуса. Вероятно, и Наполеон заглядывал в эту книгу, в которой находятся предсказания об его удивительной судьбе.

А может, и правда, что будущая судьба человечества скрыта в катренах Нострадамуса? Давайте обратимся к наиболее известным предсказаниям, которые нострадамоведы считают уже сбывшимися, и выясним, насколько обоснованны такие утверждения, а также какую долю в общей массе предсказаний составляют те, которые можно назвать удачными.

Как и следовало ожидать, большая часть предсказаний Нострадамуса посвящена его родине – Франции. Поклонники великого пророка отыскали в его катренах всех видных людей Франции XVI–XX вв.: королей – от Генриха II до Генриха V (не царствовавшего), обоих императоров – Наполеона I и Наполеона III (последний проходил под псевдонимом «царственный племянник»), Пастера, де Голля и многих других.


Исаак Ньютон был твердо уверен в алхимических принципах


Давайте обратимся к наиболее ясным по содержанию четверостишиям Нострадамуса и посмотрим, можно ли их расценивать как провидение истории человечества за последние четыре с половиной века. Рассмотрим сначала предсказания, относящиеся к истории отдельных стран, а затем предсказания общего характера, касающиеся всей планеты. Начнем с истории Франции.

Загрузка...