В некотором царстве жил да был король. Было у него три дочери: старшие две – злые и некрасивые, а третья – добрая и красивая. Король и все его подданные очень любили младшую принцессу. Однажды увидела она во сне золотой венок, и так он ей понравился, так ей его захотелось иметь, что жить она без него не могла. И загрустила девушка, потому что нигде в королевстве не было похожего. Тогда король приказал сделать образцы такого венка, какой ей приснился, и разослал с ними гонцов во все соседние страны с заказами изготовить подобные. Мастера золотых дел старались изо всех сил, работали денно и нощно, сделали они много венков, но ни один не нравился принцессе. Одни она просто выбрасывала, а другие и взгляда своего не удостаивала.
Пошла она как-то развеяться и погулять по лесу и вдруг увидела на полянке белого медведя, который держал в лапах венок из её сна и играл с ним. Захотела принцесса купить венок.
Отказался медведь продать венок за деньги, а согласился отдать его принцессе за обещание выйти за него замуж. Не мыслила девушка жизни без волшебного венка, поэтому всё равно ей было, где и с кем жить, а потому согласилась она на предложение медведя. Договорились они, что жених заберёт её через три дня, а это должен был быть четверг.
Когда вернулась она домой с венком, все обрадовались, потому что принцесса была весела и радостна, а король решил, что не так уж и трудно будет избавиться от белого медведя.
И в четверг приказал своим солдатам окружить замок и не пускать никого внутрь. Но никто не мог справиться с белым медведем, который пришёл за невестой, ни одна пуля и ни один меч не брали его, а вот он расшвыривал врагов в разные стороны и шёл вперёд. Рассердился король и послал к жениху старшую дочь. Посадил её медведь себе на спину и убежал.
Они уже были далеко от дворца, когда спросил медведь старшую принцессу:
– Хорошо ли сидишь, далеко ли глядишь?
– Нет, на коленях у матушки-королевы удобнее мне сидеть, а из дворца короля-батюшки лучше по сторонам глядеть.
– Не моя ты избранница, – сказал медведь и отправил принцессу восвояси.
В следующий четверг пришёл он опять за невестой, и снова всё повторилось – ни одна пуля его не брала, и ни один меч не кусал. А он разбрасывал противников во все стороны.
Взмолился король о пощаде и отправил к нему среднюю дочь. Посадил медведь её себе на спину и убежал.
Они уже были далеко от дворца, когда жених спросил:
– Хорошо ли сидишь, далеко ли глядишь?
– Нет, на коленях у матушки-королевы удобнее мне сидеть, а из дворца короля-батюшки лучше по сторонам глядеть.
– Не моя ты избранница, – сказал медведь и отправил и эту принцессу восвояси.
И снова пришёл он в четверг. Бился он в этот раз с ещё большей яростью, ещё больше народа положил, и испугался король пуще прежнего. Не хотелось ему совсем без войска остаться. Пришлось отдать жениху его избранницу.
Посадил её медведь себе на спину да и был таков.
Они уже были далеко от дворца, когда жених спросил:
– Хорошо ли сидишь, далеко ли глядишь?
– Да, мне очень удобно, и так хорошо я себя никогда ещё не чувствовала, – отвечала младшая принцесса.
– Вот ты и есть моя избранница, – сказал медведь.
Вскоре пришли они ко дворцу такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. По сравнению с ним показался принцессе дворец её батюшки жалкой лачугой. Стала она жить да поживать там в своё удовольствие, а из забот была у неё только одна – огонь в очаге поддерживать. Муж уходил рано утром, когда она ещё спала, по своим делам в обличье медведя, а вечером возвращался домой, когда уже было темно, и превращался в человека. Вот только не видела она никогда его лицо: не разрешал он ей свечи зажигать.
Жили они в мире и согласии три года, и каждый год рождался у них ребёнок. Медведь забирал дитя и уносил его неведомо куда из дворца. Принцесса же сильно горевала и печалилась. И стала она как-то проситься отпустить её домой повидаться с родными. Медведь согласился, но с условием, что пообещает она слушаться только отца и не делать, как велит ей мать.
Приехала принцесса домой к родителям, и много рассказывала она о своей жизни. Стала уговаривать её мать посмотреть на мужа и дала свечку. Король был против и сказал, что не принесёт женское любопытство добра.
Не знала принцесса, на что решиться, но взяла с собой из родительского дворца свечной огарок.
Не смогла она дома сдержать любопытства и зажгла огонь в первую же ночь по приезде, когда уснул её муж. Медведь оказался так красив, что засмотрелась на него жена и не заметила, как горячая капля воска упала ему на лоб.
Проснулся медведь и воскликнул:
– Что же ты наделала! Если бы не твоё глупое любопытство, то меньше чем через месяц был бы я спасён!!! Заколдовала меня троллиха и превратила в белого медведя. Только ночью превращался я в человека, и не должен был никто на меня тогда смотреть. А теперь между нами всё кончено. Погубила ты меня. Мне надо возвращаться к троллихе и играть с ней свадьбу. Таков у нас уговор.
Расстроилась принцесса, зарыдала, но слезами горю не поможешь. И когда настало время мужу уходить, попросила она взять её с собой. Отвечал медведь, что это невозможно, но вцепилась жена в его белую шкуру и вскочила на спину. Бежал медведь по горам и долам, по лесам и через густой кустарник. Колючие сучья порвали одежду принцессы в клочья, а сама она так устала, что не осталось у неё сил, и свалилась она без чувств со спины мужа наземь в дремучем лесу. Через некоторое время пришла она в себя и пошла куда глаза глядят, и вскоре вышла к избушке, в которой жили старуха и красивая девочка.
Королевская дочь спросила, не видали ли они белого медведя короля Валемона.
– Да, он тут утром пробежал, но вряд ли ты его догонишь, – отвечали они.
Девочка всё это время играла с золотыми ножницами: она резала ими воздух, а во все стороны разлетались куски бархата и шёлка. Кто владел такими ножницами, никогда не знал нужды в одежде.