Хотя европейская дикая кошка регулярно спаривается с домашними кошками, в Норвегии она не встречается. Поэтому влияние этих кошек на развитие норвежской лесной кошки можно исключить. Она, несомненно, произошла от дун-кота (африканской дикой кошки). Длина животных от головы до основания хвоста составляет от 40 до 66,5 см, длина хвоста – от 24 до 37 см. При весе от 2,4 до 6,4 кг соколы несколько легче большинства домашних кошек. Менее агрессивный вид кошек легко приручается. Факт, что домашние кошки существовали на Кипре еще в 7 500 году до нашей эры.
Жизнь рядом с людьми имела преимущества для обеих сторон. Пищевые запасы людей привлекали грызунов, а кошки сдерживали популяцию мышей и крыс. Поэтому домашние кошки распространились вместе с человечеством. Каким-то образом некоторые кошки попали и в суровые и прохладные леса Норвегии. Там развилась естественная порода, известная как норвежская лесная кошка. Другими словами, типичные характеристики породы развивались без целенаправленного вмешательства человека.
Маловероятно, что эти признаки закрепились исключительно в результате спонтанных мутаций. Все это происходит случайно, и вряд ли кустистый хвост, взъерошенность зимней шубы и шерсть между пальцами ног возникли в результате практической случайности. Норвежцы закрывают хвост над носом, когда спят, чтобы защитить дыхательные пути от холодного воздуха. Волоски между пальцами ног действуют как снегоступы и не дают животным погружаться в свежий снег. Подобные характеристики также развились в породе мейн-кун, которая зародилась в штате Мэн. Климат этого штата США схож с климатом Норвегии.
Есть много оснований предполагать, что моряки возили предшественников современных персидских кошек в качестве корабельных томкэтов. Во время погрузки кораблей коты развлекались с местными кошатницами. Этот вариант также возможен с мейнскими кошками. В Норвегии сибирские кошки, которые также имеют длинную шерсть, возможно, также мигрировали по суше. Их происхождение оспаривается. Они могут быть потомками ангорских кошек или русских диких кошек.
Нет никаких сведений о том, как длинношерстные кошки жили в Норвегии. Утверждение, что изображения таких кошек уже можно найти на монетах эпохи викингов, является ложным. На монетах, если они существуют, не изображены норвежские животные, поскольку монеты не чеканились в Балтийском регионе до 1 000 года нашей эры, когда закончилась эпоха викингов.
В древненорвежской мифологии есть сообщения о двух кошках, тянущих колесницу богини плодородия Фрейи, но там нет упоминаний о длинношерстных кошках. Только в некоторых норвежских сказках встречаются упоминания о гоблиноподобном волшебстве или о кошках-троллях с длинными кустистыми хвостами. Эти сказки, вероятно, возникли в Средние века и могут быть отсылкой к лесным котам в Скандинавии.
Действительно, в начале XX века в норвежских лесах обитало большое количество крупных, крепких кошек с полудлинным мехом, характерным кустистым хвостом и ярко выраженным ершом. Поскольку происходило постоянное спаривание с обычными домашними кошками, существовало опасение, что лесные кошки могут вымереть. Поэтому в 1930 году началась селекционная селекция.