Вступительная статья

Последние десятилетия в России отмечены бурной законотворческой деятельностью, в том числе и в правоохранительной сфере. В начале 2000-х гг. были разработаны и введены в действие Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», что завершило процесс создания нового – уже российского законодательства. Однако дальнейшая реализация идей правового государства и практика применения нового законодательства обусловили необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы правоохранительной деятельности в Российской Федерации. В результате этого на рубеже первого десятилетия XXI в. были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации касательно статуса Верховного Суда и прокуратуры Российской Федерации, приняты такие акты, как Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», а действующее процессуальное законодательство подверглось коренному реформированию, которое еще не завершилось. В этой связи появление целого ряда новых законов, внесение поправок в ранее принятые акты, регламентирующие организацию и деятельность правоохранительных органов и нацеленные на создание демократического общества в России, вызывает насущную необходимость их внимательного изучения и осмысления. Этому в определенной степени должно способствовать настоящее учебное пособие.

Учитывая эту направленность настоящего учебного пособия, представленные в нем нормативные акты изложены в виде извлечений. Такое изложение обусловлено прежде всего логикой изучения предмета «Правоохранительные органы РФ», так как данная учебная дисциплина, выступая в роли вводного курса для студентов юридических факультетов и вузов, направлена на изучение принципов организации и деятельности органов, для которых защита и охрана прав и законных интересов является одной из основных задач. Поэтому, например, в Конституцию Российской Федерации включены нормы, непосредственно закрепляющие права и свободы человека и гражданина Российской Федерации и требующие защиты правоохранительными органами, прежде всего судами, а также основные положения, регламентирующие деятельность таких органов.

Также определяющим в выборе такого способа изложения материала послужило то обстоятельство, что для получения представления о системе правоохранительных органов, принципах их деятельности достаточным является именно такое выборочное изучение нормативных актов, а не полного их текста.

Определенную сложность при составлении настоящего учебного пособия представляло то, что подготовка юридических кадров в различных вузах имеет свою специфику: в одних вузах, например ведомственных, готовят специалистов для работы прокурорами, следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений, в других – для работы в судебных учреждениях в качестве помощников и секретарей судей, иных работников аппаратов судов, в третьих акцент делается на подготовку будущих юристов к работе в сфере негосударственного сектора: в банках, финансовых учреждениях, страховых организациях и т. д. При этом, несмотря на различие направлений подготовки (специальностей) и специализаций, общим для них является наличие в их учебных планах предмета «Правоохранительные органы». Авторы-составители настоящего учебного пособия постарались в полной мере учесть такую специфику российского высшего юридического образования и включили в его содержание нормативные акты, регулирующие разнообразные формы защиты прав и законных интересов граждан.

Поэтому в настоящем учебном пособии представлены, во-первых, извлечения из основных нормативных актов в области прав и свобод человека и гражданина в России, во-вторых, все формы российского судопроизводства: гражданское, арбитражное, уголовное и административное, в виде извлечений из соответствующих кодексов, в-третьих, извлечения из нормативных актов, посвященных конкретным органам государства, в чьи функции входит осуществление тех или иных видов правоохранительной деятельности, и, в-четвертых, извлечения из нормативных актов, содержащих правовые основы деятельности негосударственных организаций, содействующих защите прав и интересов граждан и организаций. Таким образом, настоящее учебное пособие носит универсальный характер, так как изложенные в нем фрагменты нормативных актов в полной мере дают представление о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах студентам юридических факультетов, обучающихся на различных специализациях.

Изложенный в настоящем учебном пособии нормативный материал представлен по состоянию на 15 июля 2015 г. и учитывает все изменения, произошедшие к этой дате.

Настоящее учебное пособие может быть полезным не только студентам, начинающим изучать юридические науки, но и преподавателям юридических факультетов и вузов, аспирантам, работникам судов, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, адвокатуры и нотариата.

Загрузка...