Раздел первый. Теория ноосферного развития

Глава 1. Глобальная экономическая система

Для современного этапа экономического развития характерно резкое усиление международных транснациональных корпораций (ТНК), под влиянием которых локальная территориальная интеграция всё больше перерастает в интеграцию глобальную (глобализацию).

Глобализации экономики способствует развитие транспорта и средств связи, распространение во всём мире информационных технологий, сети Интернет, а также появление глобальных проблем, требующих участия в их преодолении всех государств мира.

Глобализация требует создания наднациональных структур управления. К ним относятся такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и другие. Большинство из них было создано во второй половине XX века.

Глобализация имеет положительные стороны, которые проявляются в увеличении доступа стран к международным финансовым ресурсам (иностранным инвестициям), в использовании странами передового научно-технического опыта для повышения эффективности производства, в формировании единого рыночного пространства между странами, в сокращении государственных ограничений и сложностей в торговле между странами.

Вместе с тем глобализация несёт в себе и противоречия, которые выражаются в ослаблении национальных суверенитетов и подчинении национальных интересов отдельных стран, прежде всего развивающихся, интересам международных ТНК, увеличении разрыва в уровне экономического развития богатых и бедных стран, интенсификации использования мировых природных ресурсов, усугублении экологических последствий экономического развития и перемещении их в страны «третьего мира».

Конечная цель современной глобализации – обеспечение благосостояния так называемого «золотого миллиарда» планеты. «Золотой миллиард» – выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Оценка величины такого населения связана с суммарной численностью населения таких стран и регионов, как США (310,5 млн человек), Канада (34,3), Австралия (22,5), Евросоюз (27 стран, суммарно 500 млн), Япония (127,4 млн), к началу третьего тысячелетия.

Богатейшие 20 процентов населения промышленно развитых стран используют 70 процентов мировых запасов энергии, 75 процентов мировых запасов металлов, 85 процентов мировых запасов древесины и 60 процентов запасов продовольствия, в то же время на 75 процентов обеспечивая загрязнение окружающей среды. 83 процента всех мировых доходов находится в руках богатых людей, которые составляют 20 процентов населения мира, в то время как 60 процентов самых бедных людей в мире пользуются всего 5,6 процента общих мировых доходов.

В условиях научно-технического прогресса в современном мировом хозяйстве происходит процесс интеллектуализации экономики, при котором формирование стоимости общественного продукта и распределение доходов от его реализации существенно отличаются от тех, что имели место в традиционной рыночной экономике. Существенно меняется структура факторов производства, причём определяющую роль в ней начинают играть так называемые нематериальные факторы производства, представляющие собой результат прошлого интеллектуального труда, не поддающегося строгому материальному измерению, но, тем не менее, позволяющего владельцу прав на этот продукт постоянно извлекать своего рода интеллектуальную ренту при продаже конечного продукта в любой точке земного шара. Это существенно изменяет характер и возможности конкуренции, в том числе международной. При этом победа в конкурентной борьбе обеспечивается не столько экономией на издержках, сколько рекламной кампанией, которая обеспечивает несравнимо большую окупаемость, чем вложения в производство более дешёвых и качественных товаров.

В себестоимости продукции значительную долю ныне занимают выплаты владельцам интеллектуальной собственности в виде разнообразных лицензионных отчислений. Так, в цену товаров, произведённых с использованием компьютерной техники, включается плата владельцам прав на используемое программное обеспечение. При пользовании услугами телекоммуникационной связи в цену продукции включается оплата владельцам прав на используемые при этом коммуникационные технологии. Определённая доля расходов приходится на рекламу, а также оплату прав на использование торговых марок определённых торговых символов – брендов – владельцам этой формы интеллектуальной собственности.

Потребитель платит не только за труд, природные и финансовые ресурсы, используемые при производстве товара, но и за пользование созданного ранее интеллектуального продукта – как реального (технологии), так и воображаемого (имиджевые торговые марки).

Собственность на интеллектуальные активы и бренды концентрируется, главным образом, у крупных транснациональных компаний, происхождение и основная деятельность которых связана с развитыми странами мира. Именно в эти страны и стекаются главные доходы от интеллектуальной ренты. Такие компании, как «Кока-кола», «Макдоналдс», «Майкрософт», с помощью рекламы и технологий превращают продажу своего товарного продукта в извлечение рентного дохода, не только не уступающего по своей величине природной ренте, связанной с собственностью на определённые сырьевые ресурсы, но и превосходящей её. Причём в отличие от природной ренты интеллектуальная рента не уменьшается с исчерпанием запасов более дешёвых и доступных природных ресурсов, а постоянно возрастает за счёт использования части доходов от неё для увеличения или создания новых подобных активов.

Растущая роль в современной экономике нематериальных факторов производства и связанной с ними интеллектуальной ренты обеспечивает развитым странам мира возможность получения постоянно возрастающего дохода при минимальных расходах и чрезвычайно низком уровне рисков.

Таким образом, глобализация мировой экономики в её нынешнем виде даёт возможность крупнейшим транснациональным компаниям контролировать главные финансовые потоки и улавливать большую часть доходов, возникающих в результате использования мировых хозяйственных ресурсов.

Происходящие в настоящее время в мировой экономике процессы свидетельствуют о глубоком кризисе существующей модели развития и современной глобальной экономической системы. Традиционная индустриальная экономика пришла в состояние крайней неустойчивости в результате истощения жизненно важных ресурсов и опасного загрязнения окружающей среды, угрожающего миру экологической катастрофой.

В этих условиях процесс глобализации мировой экономики, который происходит в интересах промышленно развитых стран, сохраняет в себе все пороки исчерпавшего себя индустриального пути развития. В условиях нарастающего дефицита ресурсов и экологических угроз он сопровождается разрушением научно-технической базы производства и сокращением численности населения, прежде всего, в странах с переходной экономикой, к которым относятся Россия и страны постсоветского пространства.

Глава 2. Учение В. И. Вернадского о ноосфере

Научно-техническая революция, быстрое развитие производительных сил в XX веке привели к коренному изменению характера взаимодействия природы и общества. Одним из первых, кто осознал эту новую реальность, был выдающийся российский учёный Владимир Иванович Вернадский (1963–1945). Ещё в начале XX века он предсказывал неизбежные последствия стремительного возрастания степени воздействия человека на окружающую среду: человеческая деятельность превращается в новую, небывалую геологопреобразующую силу на планете. В. И. Вернадский указывал, что рано или поздно наступит время, когда для дальнейшего бесконфликтного существования человека как части биосферы станет необходимым разумное направляющее воздействие на неё со стороны человеческого разума. Это утверждение В. И. Вернадского является основой его учения о ноосфере, понимаемой как среда обитания человека, управляемая научным разумом. В этом смысле ноосфера может стать новой эпохой в развитии человечества лишь тогда, когда появится возможность управления развитием на основе «коллективного разума», определяющего рациональное развитие общества и окружающей среды.

Ноосфера (от греческого «ноо» – ум, разум) – это «сфера разума», высшая стадия развития, «оразумление» биосферы, предполагающая рационализацию взаимоотношений человека, общества и естественной среды их обитания, при которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором глобального развития, обеспечивающим сохранение биосферы и человека.

Термин «ноосфера» был введён французским учёным Эдуардом Леруа (1870–1954) и П. Тейяром де Шарденом (1881–1955) в 1927 году. По П. Тейяру де Шардену, ноосфера – это «мыслящий пласт», зародившийся в конце третичного периода, разворачивающийся над миром животных и растений, устремляясь к Богу. Понятие ноосферы впервые появилось и получило развитие в работах В. И. Вернадского в 1931 году, после его командировки в Париж в 1922–1925 годах, где он активно общался с Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. При этом В. И. Вернадский существенно переработал и изменил подход к данной проблеме.

По В. И. Вернадскому, ноосфера – это биосфера, упорядоченная разумом и трудом человека, «новое геологическое явление», этап превращения человека в силу планетарного масштаба, которая функционирует по законам «рационализированной» биосферы. С появлением «человека разумного» в процессе превращения биосферы в ноосферу цивилизация входит, по выражению В. И. Вернадского, в новую эру. Современники Вернадского называли её по-разному: «психозойская эра», «антропогенная эра», «эра человека». Вернадский рассматривал ноосферу как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором её развития.

Ноосфера, согласно теории Вернадского, является новой формой организованности, возникающей при взаимодействии биосферы и общества, определяется взаимосвязью законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами общества. Процесс перехода биосферы в ноосферу будет усиливаться по мере объединения человечества для решения общих, глобальных проблем развития.

Учение В. И. Вернадского не встретило серьёзных возражений, но и не было востребовано в то время ни в России, ни за рубежом. В 1931 году учёный был вынужден записать: «Царство моих идей впереди». Действительно, идеи В. И. Вернадского значительно опередили своё время. Они помогают понять тенденции мирового развития в XXI веке и правильно выбрать приоритеты будущего, обеспечивающие выживание человечества. В настоящее время они получили развитие в трудах многих современных учёных, таких как О. Л. Кузнецов, Н. Н. Лукьянчиков, А. Г. Маленков, Н. Н. Моисеев, А. И. Субетто, А. Д. Урсул и др., но основные принципы остались прежними: спасение человечества от глобальных катастроф и его достойная жизнь на Земле – в переходе на ноосферный путь развития.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере может быть охарактеризовано как научная основа прогресса человечества, одно из принципиальных достижений научной мысли XX столетия. Оно помогает понять современные тенденции мирового развития и правильно выбрать приоритеты будущего, обеспечивающие выживание человечества.

Глава 3. Концепция устойчивого развития

Во второй половине XX века человечество достаточно неожиданно столкнулось с рядом глобальных проблем, таких как угроза глобального экологического кризиса и исчерпание жизненно важных для развития ресурсов. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции многократно усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.

К концу 60-х годов стало очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты.

Истории человечества известны различные кризисы, как экономические, так и экологические. Причинами их была и остаётся неразумная деятельность человека: стихийное развитие производительных сил и хищническое использование богатств природы. Но если в прошлом эти кризисы носили, в основном, локальный характер и не приводили к радикальным экологическим изменениям в природе, то нынешний экологический кризис носит общепланетарный характер, чреватый глобальной катастрофой.

Уже появились первые признаки её приближения, проявляющиеся в ряде изменений глобального характера, таких как истощение озонового слоя Земли с возрастанием негативного воздействия на живые организмы жёсткого ультрафиолетового излучения; возрастание в атмосфере концентрации углекислого газа и других «топливных» («тепличных») газов, ведущее к угрозе глобального потепления климата; идущая быстрыми темпами деградация земель, служащих основной базой продуктов питания; значительное сокращение биоразнообразия на планете и др.

Эти и другие глобальные изменения в природе, обусловленные хищнической эксплуатацией природных ресурсов и масштабным загрязнением окружающей среды токсичными веществами, ведут к быстрой деградации природы как среды обитания человека. Таким образом, человечество вплотную подошло к осознанию важности проблем взаимодействия природы и общества в их глобальном измерении.

Современная цивилизация переживает в настоящее время критический период своего существования. Возникшие в середине XX века глобальные экологические проблемы поставили человечество перед выбором: продолжать стихийное движение по прежней траектории развития и идти проторённым путём экономического роста, создаваемого за счёт разрушения биосферы, или резко изменить направление развития, приняв на себя ответственность за будущее планеты. Темпы экономического роста уже не могут больше удовлетворять растущие материальные потребности, которые стимулируются культурой, ставящей на первое место потребление.

Наступает новая эпоха разумного взаимодействия человека и природы, о которой ещё в начале прошлого века выдающийся российский учёный В. И. Вернадский говорил как о «ноосферном» (разумном) развитии общества, а позднее Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) провозгласила как концепцию устойчивого развития. Концепция ноосферы из абстрактной социальной утопии стала превращаться в стратегическую и практическую реальность современного мира.

В 1983 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке прогноза «Доклад о глобальных перспективах в области охраны окружающей среды до 2000 года и на последующий период».

В 1987 году подготовленный специальной комиссией под председательством тогдашнего премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брунтланн доклад «Наше общее будущее» был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН.

В нём впервые были сформулированы идеи, составляющие основу концепции устойчивого развития, и предложена долгосрочная стратегия в области охраны окружающей среды, которая позволила бы обеспечить такое развитие на долгосрочную перспективу.

Реализация программы экономического развития мирового сообщества, предложенная Международной комиссией по охране окружающей среды и развитию, рассматривалась на Конференции ООН, состоявшейся в столице Бразилии Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

Конференция по окружающей среде и развитию провозгласила концепцию устойчивого развития (sustainable development) в качестве основы новой парадигмы будущего развития нашей цивилизации и приняла программу действий при вхождении в XXI век («Повестка дня на XXI век»), одобренную руководителями 179 государств, присутствовавших на Конференции, включая Россию.

Устойчивое развитие (sustainable development) – экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем; при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной ёмкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества – основа «устойчивой цивилизации».

При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений, поэтому оно рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества.

Концепция устойчивого развития была встречена общественностью с большим энтузиазмом и пользовалась огромной популярностью на протяжении последнего десятилетия XX века.

Вместе с тем, несмотря на то, что практически все известные государства мира выразили готовность следовать в направлении устойчивого развития, а многие государственные и международные документы в качестве базовой идеологии стали использовать понятие «устойчивого развития», в практическом плане поставленные цели не были достигнуты.

На XIX конференции «Рио+5», состоявшейся в 1997 году, через пять лет после Конференции 1992 года, ООН вынуждена была признать, что общая тенденция в области устойчивого развития хуже, чем была до 1992 года.

В 2002 году состоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию («Рио+10») в Йоханнесбурге (ЮАР), на котором был проведён глубокий анализ состояния дел в этой области за 10 лет после Конференции в Рио-де-Жанейро.

Прошедшие годы показали, что главной тенденцией современного развития становится процесс глобализации мировой экономики, осуществляемой в интересах промышленно развитых стран, сокращение потребления в остальной части мира с целью обеспечения благосостояния так называемого «золотого миллиарда» планеты при сохранении всех пороков индустриальной модели развития. Вместе с тем такая политика не решает проблему предотвращения глобальной катастрофы и способна лишь на какое-то время отсрочить её наступление.

Глава 4. Автономное ноосферное развитие

Концепция автономного устойчивого (ноосферного) развития (от греч. аutos – сам, nomos – закон) впервые была выдвинута автором на Всемирном форуме по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002) как альтернатива происходящей в настоящее время глобализации.

Данная концепция обосновывает возможность достижения устойчивого (ноосферного) развития в мире лишь при условии лидерства России и других стран СНГ в данном процессе.

В практическом плане переход на новую модель устойчивого развития означает, прежде всего, новую техническую революцию. Передовых технологий, обеспечивающих такое развитие, накоплено уже немало.

Проблема состоит в том, что промышленно развитые страны, сравнительно недавно завершившие крупную структурную перестройку, объективно не заинтересованы в переориентации своих экономик на модель устойчивого (ноосферного) развития.

Не смогут осуществить такой переход и развивающиеся страны, в том числе Китай, которые уже вписаны в существующий мировой порядок.

Лишь постсоциалистические государства, прежде всего республики бывшего СССР и, в первую очередь, Россия, экономика которых для выхода из кризиса требует полного обновления промышленного потенциала, реально заинтересованы в том, чтобы это обновление произошло на совершенно новой технической базе.

Опоздав в технической революции, которая совершилась в развитых странах, они теперь готовы к тому, чтобы, минуя эту стадию, сразу совершить прорыв к новым технологиям третьего тысячелетия. И от того, совершится ли на постсоветском пространстве эта новая промышленная революция, зависит, по сути, будущее всей человеческой цивилизации.

Несмотря на то, что руководство США – одной из наиболее передовых в техническом отношении развитых стран – неоднократно провозглашало курс на новую технологическую революцию в энергозамещении за счёт развития сектора возобновляемой энергетики, то есть фактически заявляло о стремлении глобальной сверхдержавы возглавить процесс перехода к новой экономической модели развития, выполнение этой задачи США и другими развитыми странами представляется нереализуемой при нынешней геополитической ситуации в мире и экономических интересах мощных транснациональных компаний, определяющих политику этих стран и заинтересованных в сохранении существующей порочной модели развития.

Вместе с тем нынешний курс на глобализацию, который реализуется небольшой группой экономически развитых стран как через политику международных финансовых центров, так и через втягивание стран СНГ во Всемирную торговую организацию, направлен не на устойчивое развитие, а на встраивание постсоветских республик в глобальную модель индустриального развития в качестве сырьевого и экологического придатка развитых стран.

Однако такая модель развития уже признана мировым сообществом как неустойчивая и ведущая мир к глобальной экологической катастрофе.

В этих условиях вовлечение России и других постсоветских республик в орбиту транснациональной модели индустриального развития является опасной моделью устойчивого развития, так как тем самым будет упущен последний шанс перехода человечества к качественно иной общественно-экономической формации.

Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим переход на такую модель не только в государствах, входивших в СССР, но и в масштабах глобальной мировой экономики, является недопустимость превращения постсоветского пространства в часть современной глобальной мировой системы.

Механизм формирования ноосферной модели экономического развития на постсоветском пространстве (и России как лидере такого развития) должен предусматривать восстановление государственной монополии внешней торговли на экспорт стратегических сырьевых ресурсов, который должен осуществляться в обмен на передачу ей новых технологий устойчивого развития, прежде всего технологий возобновляемой энергетики, внедрение которых в развитых странах тормозится вследствие политики глобальных ТНК.

При этом иностранные инвестиции будут привлекаться под целевые государственные программы структурной перестройки промышленности в направлении ресурсосбережения и развития новых технологий, высвобождающих традиционные ресурсы для зарубежных потребителей.

Глава 5. Ноосферное мировоззрение

При этом иностранные инвестиции будут привлекаться под целевые государственные программы структурной перестройки промышленности в направлении ресурсосбережения и развития новых технологий, высвобождающих традиционные ресурсы для зарубежных потребителей.

Вступление современного мира в новую эпоху исторического развития требует кардинальных изменений в мировоззрении общества и человека. Чтобы сохранить жизнь на Земле и изменить её к лучшему, необходим переход к новой парадигме цивилизационного развития, важнейшей составной частью которой станет гармоничное взаимодействие человека с природой, представляющее собой систему целенаправленных действий по созданию благоприятной среды обитания, сбережению и приумножению природы как естественной основы жизни и благополучия человека в условиях сбалансированного решения экологических и экономических проблем.

Для этого необходимо на глубокой научной основе:

– познать окружающий мир и законы его развития с учётом естественных процессов, протекающих в биосфере;

– определить глобальные угрозы и вызовы человечеству, а также первопричины их возникновения;

– обосновать меры по устранению этих и других негативных явлений в современном мире;

– представить образ будущего мира, каким мы хотим его видеть;

– наметить путь движения к данному образу и способы устранения препятствий на этом пути;

– сформировать духовно-нравственное поколение людей, способных совершить научные, социально-экономические, технологические, культурные и политические прорывы в развитии современного мира.

Только обеспечив разумные действия в этом направлении, возможно уберечь человечество от гибели и обеспечить переход к качественно иному, ноосферному (разумному) этапу его существования.

Под «новым мировоззрением» понимается система обобщённых взглядов на окружающую действительность (природу, общество, человеческую личность), являющихся концентрированным выражением прогрессивных идей по развитию современного мира.

В основе нового мировоззрения должна лежать ноосферная идеология развития современного мира. Ключевые теоретические вопросы данной идеологии разработаны в начале прошлого века и нашли отражение в научных трудах о ноосфере французского философа Эдуарда Леруа, а затем в трудах его соотечественника, теолога Тейяра де Шардена, учение которого отражает философско-мистический подход к этой проблеме. В своём наиболее известном произведении «Феномен человека» он проследил последовательное возникновение во времени основных стадий глобального эволюционного процесса и показал, что в развитии жизни на Земле и материи во Вселенной можно выделить ряд прогрессивных усложнений, возникающих под действием различных распознавательных причин и ведущих к формированию единственной стержневой линии космического развития и эволюции. Тейяр де Шарден особую роль отводил взаимосвязи религии и науки, рассматривая их как две неразрывно связанные стороны, или фазы одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить.

Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах выдающегося российского учёного Владимира Ивановича Вернадского, внёсшего в неё особый вклад. По В. И. Вернадскому, разум человека, организованная воля его как общественного существа является величайшей геологической и, возможно, космической силой, которая меняет лицо нашей планеты.

Ноосфера, как утверждал В. И. Вернадский, есть логическое развитие и «завершение» биосферы. Она является новой формой организованности. Превращение биосферы в ноосферу представляет собой качественно новый этап развития общества и является необходимым условием сохранения нынешней цивилизации и перехода к более высокой ступени её развития. Если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна.

Важную роль в переходе человечества на ноосферный путь развития В. И. Вернадский отводил формированию нравственных аспектов. Он считал, что выжить человечество может только в условиях новой нравственности. И с этим нельзя не согласиться. Любое детище разума может быть использовано и во благо, и во зло. Это подтверждает история, начиная с палеолита: палка могла быть использована и как рычаг, и как дубинка, бьющая по голове, огонь мог согревать, а мог вызвать пожар. Поэтому разум должен базироваться на духовно-нравственных основах.

В. И. Вернадский ратовал за мораль в науке. Размышляя о перспективах атомной энергии, он задавался вопросом, сумеет ли человек воспользоваться этой силой себе во благо, направить её на добро, а не на самоуничтожение, и предупреждал: учёные не должны закрывать глаза на возможные последствия своей научной работы, научного прогресса.

Данная идеология охватывает широкий круг вопросов, из которых следует выделить ключевые вопросы, которые должны быть положены в основу формирования всей системы нового мировоззрения. Таким фундаментом должно стать положение о превосходстве духовно-нравственного начала над всеми другими жизненными благами.

Человечество может идти либо по пути развития, совершенствования жизни, либо по пути деградации, а значит, к своей гибели. Гарантией процветания жизни может быть только внутренняя духовная составляющая человека, когда отношения между людьми и народами строятся на любви, доброте и справедливости. Идеалы потребительской цивилизации ведут её в тупик. Безнравственность, будь то в политике, на производстве или в быту, всегда приводит к губительным последствиям. Без высоких нравственных ценностей самого человека, перестройки его сознания, изменения мировоззрения по отношению к окружающей среде и обществу нельзя обеспечить безопасное и устойчивое развитие современного мира, а следовательно, и предотвратить глобальную катастрофу человечества.

Человек с низкими духовно-нравственными идеалами не способен подняться над эгоистичными интересами и сиюминутными проблемами ради будущего, ради сохранения земной цивилизации. Никакие меры не принесут результата, пока не будет сформировано качественно новое мировоззрение по отношению к обществу и окружающей природной среде. Только в этом случае можно будет сохранить жизнь на Земле и изменить мир к лучшему.

В основу отношений между людьми и государствами должны быть положены принципы, провозглашающие любовь к людям, творение добра и уважение человеческого достоинства, ориентацию на развитие без ущерба интересам будущих поколений, верховенство общественного над личным, создание благ для одних не в ущерб другим, искренность в чувствах, мыслях и делах, возвращение на новой основе к идеям, ранее сформулированным великими мировыми религиями, прежде всего православием, в наибольшей степени сохранившим первоначальное апостольское учение в его первозданном виде, в отличие от иных христианских конфессий, изменивших его суть в угоду господствующим идеям потребительской цивилизации.

Духовно-исторические традиции России, основанные на тысячелетнем опыте православной веры, сформировали основы ноосферной культуры российского народа и создали предпосылки для того, чтобы именно Россия стала лидером перехода к передовой общественно-экономической формации ноосферного типа и положила начало новому этапу развития человечества.

В этом заключается историческое предназначение России, и это должно стать основой её современной национальной идеи.

Глава 6. Ноосферный социализм

В процессе исторического развития человеческой цивилизации идёт последовательная смена общественно-экономических формаций, характеризующихся присущими им производственными отношениями, производительными силами и надстройкой. Чтобы осуществить переход к общественно-экономической формации ноосферного типа эволюционным путём, необходимо провести глубокий анализ пройденного пути и определиться с моделью дальнейшего развития каждой страны с учётом её особенностей.

России в этом принадлежит особая роль, что определяется особенностями нашей страны. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого разнообразия природных ресурсов, богатства национальных культур и устойчивости генофонда, такой истории, как Россия. У русских особый характер, сформированный мощной духовной силой Православия и открытый для восприятия идей, рождённых в недрах других мировых конфессий. Поэтому готовых рецептов пути развития, базирующихся на опыте других стран, для России не существует.

Как показала практика последних лет, внедрение в России чуждых ей идеологий и методов западноевропейской системы хозяйствования разрушает нравственные основы нашего общества и порождает ряд негативных явлений в финансовой, социально-экономической и других сферах жизни. Поэтому данная система хозяйствования не приемлема для дальнейшего развития России.

Капиталистическая общественно-экономическая формация, благодаря которой развитые страны пришли к своему благополучию, не может быть пригодной для будущего мира, в том числе и России, так как эта формация – вчерашний день человеческой цивилизации.

Система хозяйствования в этой формации базируется на фундаменте, в основу которого положены не духовно-нравственные ценности, а получение максимальной прибыли и личное обогащение. Сформировавшаяся в капиталистическом мире система ценностей и жизненных ориентиров не способна более поддерживать и регулировать стабильное существование мирового сообщества. Поэтому капиталистическую систему хозяйствования не только нельзя перенести на весь мир, но и самим развитым странам ради своего и общего будущего необходимо эволюционным путём как можно скорее сменить свою социально-экономическую систему, заменив её постиндустриальной моделью развития.

Одним из вариантов новой общественно-экономической формации может стать ноосферный социализм. В основу его предлагается положить всё лучшее, что было и есть в социалистических и капиталистических системах хозяйствования с позиции интересов всего общества, а не отдельных его групп.

Ноосферный социализм, в отличие от советского социализма, направлен не на противостояние отдельных стран друг другу, а на их взаимодействие в борьбе с глобальными угрозами и вызовами человечеству.

Загрузка...